Конспект урока по литературе на тему «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 10 класс
Оценка 5

Конспект урока по литературе на тему «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 10 класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
17.02.2017
Конспект урока по литературе на тему «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 10 класс
Урок - размышление Тема урока: «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») Цели урока: расширить представление о герое романа; помочь понять сложный и противоречивый характер героя; раскрыть причины зарождения теории Раскольникова; показать власть теории над человеком. Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, роман, репродукция картины Н. Ярошенко «Студент», презентация.Конспект урока
Мастеркласс Путь к преступлению по роману ФМ Достоевского класс -.doc
Мастер­класс из серии уроков «Книга­жизнь продолжает урок»                                                       Урок ­ размышление Тема урока:  «Путь к преступлению»  (по роману   Ф.М. Достоевского   «Преступление и наказание») Цели урока: расширить представление о герое романа;                        помочь понять сложный и противоречивый характер героя;                        раскрыть причины зарождения теории Раскольникова;                         показать власть теории над человеком.   Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, роман,  репродукция картины Н. Ярошенко «Студент», презентация. Предварительное домашнее задание:  1. Рассказать о Раскольникове. Подобрать цитаты, характеризующие  внешность героя, его жилище, город, назвать определяющие черты  характера героя. 2. Перечитать главы 6,7 из 1 части. Пересказ эпизодов («Раскольников  идет к старухе­процентщице» 3. Индивидуальное задание: перечитать статью Раскольникова «О  преступлении», подумать над вопросом: в чем суть теории о «двух  разрядах людей»? Словарь: гуманизм, психологизм, индивидуализм, теория. Эпиграф к уроку:                                                                                  «Не убий» (Из Библии)                                     Ход урока 1. Вступительное слово учителя.  Что толкнуло Раскольникова на путь преступления? ­ главный вопрос урока.  Подумаем  и поразмышляем вместе о причинах и пагубности теории насилия. Трудно представить, что все события в романе «Преступление и наказание»  происходят в течение двух недель. Причем подготовка и само преступление  описаны Достоевским в первых главах, а мотивам и наказанию посвящен весь  роман. 2. Просмотр репродукции картины Н. Ярошенко  «Студент». Вопросы: ­ Опишите героя картины Ярошенко Н. ­ Как вы думаете, в какой момент (до или после преступления) изображен   «Студент»?       Возможные варианты ответа: На рисунке изображен человек, в котором происходит мучительная борьба. «…с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном  состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что даже боялся всякой встречи…» «Ужасно высоко себя ценит, и, кажется, не без некоторого права на то».            (не разубеждаем учеников) 3. Беседа о герое романа. Обратимся к образу Раскольникова.     Вопросы: 1.  Кто такой Родион Раскольников? Как фамилия помогает раскрыть  характер героя?      Родион   Романович   Раскольников­   бывший   студент   Петербургского   университета юридического факультета. Его фамилия происходит от слова раскол,   что   означает   раздвоение.   Второе   толкование   связано   со   словом раскольничество, то есть одержимость одной мыслью, идеей, упрямством и фанатизмом.   Фамилия   героя   свидетельствует   о   глубоком   расколе (раздвоении),   происходящем   в   душе   бывшего   бедного   студента. Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем   страждущим…   и   совершенно   дикий   фанатизм   в   отстаивании   своей античеловеческой идеи. В Раскольникове   разум борется с чувством, в его душе   идет   раскол   между   гуманной,   благородной   целью:   помочь   людям (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство) Таким образом в душе Раскольникова постоянно борются «две крайности»:  отзывчивый, чуткий человек, остро реагирующий на несправедливость, и  холодный, жестокий, равнодушный, злой.     Раскольников­ фанатик идеи, недоучившийся студент, который благодаря  своей образованности может уже самостоятельно мыслить, но еще не имеет  четких ориентиров в духовном мире. 2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова.     Где  живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает  жилище Раскольникова? Портрет «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно­рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких   лохмотьях   на   улицу…   Шляпа…   была   высокая,   круглая, циммермановская,   но   уже   вся   изношенная,   совсем   рыжая,   вся   в   дырах   и пятнах…»    Интерьер   «Каморка   его   приходилась   под   самою   кровлей   высокого пятиэтажного дома и проходила более на шкаф, чем на квартиру… Это была крошечная клетушка, шагов десять длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть­чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот­вот стукнется головой о потолок...  Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу… неуклюжая старая софа… когда­то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях…»      Пейзаж  «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду   известка,   леса,   кирпич,   пыль   и   та   особенная   летняя   вонь,   столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу… Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенно множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».        Перед нами смрадный город, засасывающий человека в трясину нищеты, толкающий его на преступление    Может быть, Раскольников был преступником по сути? Для этого вспомним его поступки до преступления.  1) помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; 2) сострадает пьяной девочке, дает деньги , чтобы ее довели до дома; 3) переживает за мать и Дуню;   Следовательно,   гуманный,   сострадающий   человек,   но   в   то   же   время Раскольников   ­   сложный,   противоречивый   образ.     В   нем,   по   мнению Разумихина,   «два   противоположные   характера   поочередно   сменяются». Великодушный,   добрый,   остро   воспринимающий   чужую   боль,   Родион Раскольников   вместе   с   тем   и   угрюмый,   мнительный,   непомерно   гордый, надменный.  3.  Выделите определяющие черты характера главного героя. Его девиз: «Разум и воля». Характер героя сумрачный, замкнутый, одинокий,  болезненно самолюбивый, восприимчивый.. Вывод: окружающая жизнь и желание вырваться из нищеты толкает Родиона Раскольникова на преступление.   3. Размышления над причинами преступления  Раскольникова (беседа с учащимися)      Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убийстве старухи. Достоевский примечает «малейшие движения его души, все оттенки его состояний…» Мысль крепнет, набирает силу.       Проследим путь героя Достоевского к преступлению. Сжатый пересказ – глава   6,1   ч.   Раскольников   идет   к   старухе   –процентщице.   Пересказ   сцены убийства старухи и смиренной Лизаветы­ глава 7, 1 ч.  ­ Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать главной? 1)     помочь сестре и матери 2) самому выбраться из нищеты 3) спасти от нищеты Мармеладова 4) практически подтвердить свою теорию Вывод:   Мотивы   преступления   сложны   и   многослойны.   Прежде   всего   это 1) бедность. Страшно жить в ужасающей нищете, быть вечно голодным, плохо одетым. 2) Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он­ тварь дрожащая или  право имеет. 3) Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы  враждебного человеку общества, прийти к счастью.                Выводы (записать в тетрадь)           «Путь Раскольникова к преступлению»: А) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации, Б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности В) разговор студента и офицера в распивочной, Г) теория о «двух разрядах» Д) «случайности», подталкивающие на убийство (страшная история жизни         Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девушка на бульваре,          случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой) Е) мысль героя­ решиться хоть на что –нибудь, Ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести».         Он убивает процентщицу и сестру ее Лизавету.    Поговорим о теории Родиона Раскольникова «о двух разрядах» людей. ­Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». Как вы поняли суть  теории Раскольникова о «двух разрядах»?           Раскольников   убежден,   что   люди   по   природе   своей   «делятся   на   два разряда:   «обыкновенные»,   т.   е.   живущие   «в   послушании»,   безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», т. е. имеющие «дар или   талант   сказать   новое   слово   «Это   сильные   люди,   Наполеоны.   Все   они «переступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести».  ­ К какой группе людей принадлежит сам герой? ­ Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических  примерах, в необходимости спасти близких людей, сделать добро на деньги  процентщицы. ­ Соне он открывает свою душу: «Не для того, чтоб матери помочь, я убил,­ вздор!   Не   для   того   я   убил,   чтобы,   получив   средства   и   власть,   сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил… для себя одного: а там стал ли бы я чьим –нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне в ту минуту , все равно должно было быть… Мне надо было узнать тогда и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь я дрожащая или право имею?»          Итак, Раскольников погружен в свою идею. Его разум поражен, кто­то невидимый, неизвестный, ведет его к роковой черте.  ­   Почему   Раскольников   совершает   2   убийства?   (Человек,   совершивший однажды преступление, способен его повторить. Включается цепная реакция, в   которую   увлекаются   новые   жертвы.   Убита   старуха­процентщица,   потом совершенно невинная Лизавета) ­ Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления?   (Его   мучает   совесть.   Его   преступление   оборачивается духовным   самоубийством.   «Разве   я   старушонку   убил?   Я   себя   убил,   а   не старушонку!»   Обратимся   к   эпиграфу   «НЕ   УБИЙ».   Преступление, совершенное Раскольниковым, ­ это преступление против человека.  Вывод. Невозможно делать добро с помощью насилия и жестокости. Путь к преступлению лежит в душе человека, где борется разум с чувствами, и разум в   виде   антигуманной   теории   побеждает.   Условия   жизни   не   снимают ответственности с человека.  5. Заключительное слово учителя.       Чему   учит   классическое   произведение?   Мотивы   преступления   в   самом человеке. Актуальность романа в вечных вопросах добра и зла, преступления и наказания. Он связан с проблемами современности. Никакая теория или учение не оправдывает насилие, за каждым преступлением следует наказание. И главное в романе – гуманизм и духовный путь к спасению. 6. Домашнее задание. 1. Перечитать страницы о Лужине и Свидригайлове. Ч.1 гл. 3, ч. 2 гл.4­5, ч.4  гл. 1­2, ч.5 гл. 1­3. 2. Сообщения о «сильных мира сего». Наполеон: историческая справка. Лужин ­ подлец «по убеждению». В чем причина самоубийства Свидригайлова?

Конспект урока по литературе на тему «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 10 класс

Конспект урока по литературе на тему «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 10 класс

Конспект урока по литературе на тему «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 10 класс

Конспект урока по литературе на тему «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 10 класс

Конспект урока по литературе на тему «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 10 класс

Конспект урока по литературе на тему «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 10 класс

Конспект урока по литературе на тему «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 10 класс

Конспект урока по литературе на тему «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 10 класс

Конспект урока по литературе на тему «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 10 класс

Конспект урока по литературе на тему «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 10 класс

Конспект урока по литературе на тему «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 10 класс

Конспект урока по литературе на тему «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017