Конспект урока по литературе на тему "Сказка "Царевна-лягушка". Народная мораль в характере и поступках героя" (5 класс, литература).
Оценка 4.9

Конспект урока по литературе на тему "Сказка "Царевна-лягушка". Народная мораль в характере и поступках героя" (5 класс, литература).

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русская литература
5 кл
13.10.2017
Конспект урока по литературе на тему "Сказка "Царевна-лягушка". Народная мораль в характере и поступках героя" (5 класс, литература).
Подробный конспект урока по теме. Урок разработан в соответствии с ФГОС. Обозначены формируемые УУД: личностные, предметные, метапредметные. Урок начинается с создания мотивации успеха, затем- артикуляционная разминка, где соблюдается методика работы над скороговоркой. На уроке запланирована физминутка, где дети изображают зверей из сказки. На уроке прослеживается связь литературы и изобразительного искусства. урок заканчивается рефлексией, учащиееся дают самооценку.конспект урока
Царевна-лягушка.docx
Тема: «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев Цели: повторить сведения об особенностях сказки, учить вести беседу по сказке, ввести понятия «мораль» и «образ», учить анализировать и делать выводы, развивать умение пересказа. Формируемые УУД: Личностные: умение формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображение, мотивировать ответ. Метапредметные: умение работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного чтения Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок. Средства обучения: учебник, иллюстрации, демонстрационный материал. Ход урока І. Начало урока. Орг.момент Организационная: уметь создавать ситуацию мотивации к обучению («стартовое желание  учиться»)  Вступительное слово учителя: Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке, Ручка, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку … (пять) 2. Артикуляционная разминка. Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки. Шел Прокоп, кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, Так и без Прокопа кипел укроп. Соблюдается методика работы над скороговоркой. 3 Актуализация опорных знаний. Тест на знание сказки. Презентация Беседа Ученик 5 класса, наспех выполняя домашнее задание, перепутал план 4. Проверка домашнего задания (беседа). • русской народі сказки «Царевна-лягушка». В тетради пятиклассника было написано следующее: План русской народной сказки «Царевна-лягушка» 1. Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой. 2. Иван-царевич и «старый старичок». 3. Иван-царевич и Баба Яга. 4. Сватовство царевичей. 5. Приказы царя (испечь каравай хлеба, выткать ковёр за одну ночь, приехать на пи 6. Спасение Василисы Премудрой. Помоги ученику исправить ошибки. • — Кто главные герои сказки? - Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки? (2-й вопрос учебника,с. 26.) (Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича). — Как царь предложил своим детям искать себе невест? После ответа учеников на вопрос предлагается прочитать выразительно или пересказать отрывок о том, как братья пускали стрелы, со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор...». Важно при чтении почувствовать ритмичность отрывка и сохранить эту ритмичность при пересказе. Продолжим беседу. 5. Основная часть урока. Раскрытие темы урока. Постановка цели и задач. - Сегодня на уроке мы продолжим работу над сказкой. Нам предстоит определить мораль в характере героев, поговорить об одной из особенностей сказки – ритмичности, рассмотреть образ невесты-волшебницы. Чтение словарной статьи и разъяснение понятия. Мораль – система нравственных норм, регулирующая поведение человека. Человек, нарушивший нормы морали, осуждается обществом. Мораль – предмет изучения науки этики. Мораль в литературоведении – нравоучение или нравственное наставление художественного произведения. 1. Народная мораль в характере и поступках героев. — Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены? — Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке (с. 15). ---Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику? — Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. ---Какие задания давал царь своим невесткам? — Как утешала Ивана-царевича лягушка? — Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей? - Итак, ответьте на вопрос, какова народная мораль в характере и поступках героев? 2.Работа в парах или индивидуальная с опорой на вспомогательные карточки – подсказки. Составление характеристик героев сказки по опорным вопросам:  - Василиса Премудрая - Как выглядела царевна-лягушка? Найдите в сказке описания ее внешности (в болоте, на пиру). Какой вывод можно сделать об истинной и ложной красоте? - Как ВП выполняла царские задания? Прочитайте, как она пекла хлеб и ткала ковер. Почему у нее результаты работы оказались выше, чем у жен других царевичей? - Как выглядела и вела себя ВП на пиру у царя? Почему она все время хотела помочь Ивану-царевичу?  – Иван – царевич - Опишите, что чувствовал ИЦ, когда его стела попала к лягушке? С каким настроением ИЦ получал задания царя для своей жены и как он воспринимал ее работу? Найдите в сказке примеры, подтверждающие ваши мысли. - Почему ИЦ поторопился сжечь лягушачью кожу? Как это его характеризует? - Найдите в сказке описание трудностей, которые преодолевал ИЦ в поисках жены. Что можно сказать о его характере? Подберите определения, 3.Физ. минутка Проводится  стоя у парт, учащиеся изображают зверей: ­ Шел, шел Иван­царевич и пришел в дремучий бор. Попался ему навстречу медведь  косолапый. Не убил зверя ИЦ, пожалел. ­ Идет он чистым полем, глядь, а над ним летит большой селезень. И его пожалел  ИЦ, не убил. ­ Идет дальше ИЦ голодный, а навстречу ему косой заяц «скачет». «Убью этого  зайца»,­подумал ИЦ, но и его тоже не убил. ­ Вышел царевич к синему морю, а там на берегу, на желтом песке, лежит щука­рыба, тяжело  ртом дышит. Бросил ИЦ щуку в море, а сам пошел вдоль берега за своим  клубочком. Вот и мы с вами побывали в сказке. характеризующие героя. - Почему путь ИЦ к ВП был таким трудным и долгим?  – животные–помощники - С кем встретился ИЦ в пути? - Кто помогал ему в поисках жены? Почему животные помогали Ивану? - Какими показаны в сказке Баба-яга и Кощей Бессмертный? Почему 4. Образ невесты-волшебницы. Поработаем над образом главной героини. Образ - воссоздание, изображение в художественном произведении любых предметов, объектов: людей, других живых существ, явлений предметного мира. Остановимся с учениками на описании того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета...» Прочитаем этот абзац выразительно и спросим: — Что особенного в этом описании? Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка. — Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой. Ученики отметят, что женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама. Учителю не стоит акцентировать эту тему, потому что в других вариантах сказок работу за Василису выполняют ее помощники. ритмически описание того, как Василиса ткала ковер. Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят. — Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает? Предложим ученикам прочитать выразительно описание пира от слов: «На другой день, как пришло время ехать на пир...» — до слов: «Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно» (с. 18—20 учебника). 5. Литература и изобразительное искусство — Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника). Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным. Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки. — Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы? 6.Итог урока. - Итак, наш урок заканчивается. Скажите, пожалуйста, что вы узнали для себя нового из этого урока? Обобщающая беседа: - Почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным? - Почему героиня сказки названа Василисой Премудрой? - Действительно ли третий сын Иван – дурак? - Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло? - На основе прочитанной сказки, сделайте вывод, что в представлении русского народа было « хорошо и что такое плохо». Домашнее задание. Подготовить ответы на 5—6-й вопросы учебника (с. 26). 7. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке по 5-тибальной шкале: «5» - Я - молодец, у меня все получилось … «4» - Я неплохо постарался, но мог бы и лучше, только нужно… «3» - У меня сегодня не получилось, потому что …

Конспект урока по литературе на тему "Сказка "Царевна-лягушка". Народная мораль в характере и поступках героя" (5 класс, литература).

Конспект урока по литературе на тему "Сказка "Царевна-лягушка". Народная мораль в характере и поступках героя" (5 класс, литература).

Конспект урока по литературе на тему "Сказка "Царевна-лягушка". Народная мораль в характере и поступках героя" (5 класс, литература).

Конспект урока по литературе на тему "Сказка "Царевна-лягушка". Народная мораль в характере и поступках героя" (5 класс, литература).

Конспект урока по литературе на тему "Сказка "Царевна-лягушка". Народная мораль в характере и поступках героя" (5 класс, литература).

Конспект урока по литературе на тему "Сказка "Царевна-лягушка". Народная мораль в характере и поступках героя" (5 класс, литература).

Конспект урока по литературе на тему "Сказка "Царевна-лягушка". Народная мораль в характере и поступках героя" (5 класс, литература).

Конспект урока по литературе на тему "Сказка "Царевна-лягушка". Народная мораль в характере и поступках героя" (5 класс, литература).

Конспект урока по литературе на тему "Сказка "Царевна-лягушка". Народная мораль в характере и поступках героя" (5 класс, литература).

Конспект урока по литературе на тему "Сказка "Царевна-лягушка". Народная мораль в характере и поступках героя" (5 класс, литература).

Конспект урока по литературе на тему "Сказка "Царевна-лягушка". Народная мораль в характере и поступках героя" (5 класс, литература).

Конспект урока по литературе на тему "Сказка "Царевна-лягушка". Народная мораль в характере и поступках героя" (5 класс, литература).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2017