Конспект урока по литературе на тему: "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева «Горячий снег»
Оценка 4.7

Конспект урока по литературе на тему: "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева «Горячий снег»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл—11 кл
27.11.2017
Конспект урока по литературе на тему: "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева «Горячий снег»
Произведение Ю. Бондарева «Горячий снег» - это произведение о беспредельных возможностях людей, для которых защита Родины, чувство долга являются органической потребностью. В романе рассказывается о том, как, несмотря на возрастающие трудности и напряжение, в людях усиливается воля к победе. И всякий раз кажется: вот уже предел человеческих возможностей. Но солдаты, офицеры, генералы, измотанные боями, бессонницей, постоянным нервным напряжением, находят силы снова вступать в поединок с танками, идти в атаку, спасать товарищей.Документ
Горячий снег.docx
Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева «Горячий снег» ХОД УРОКА Вступительное слово учителя Излюбленный жанр этих писателей ­ лирическая повесть, написанная от первого лица, пусть   не   всегда   строго   автобиографичная,   но   насквозь   пропитанная   авторскими переживаниями и воспоминаниями о фронтовой юности. В их книгах на смену общим планам,   обобщённым   картинам,   панорамным   рассуждениям,   героической   патетике пришёл новый опыт. Он заключался в том, что войну выиграли не только штабы и армии, в их собирательном значении, но и простой солдат в серой шинели, отец, брат, муж, сын. Эти произведения высветили крупные планы человека на войне, его душу, жившую   болью   по   оставленным   в   тылу   родным   сердцам,   его   веру   в   себя   и   своих товарищей. Конечно, у каждого писателя была своя война, но обыденный фронтовой опыт   почти   не   имел   отличий.   Они   смогли   донести   его   до   читателя   так,   что артиллерийская канонада и автоматные очереди не заглушают стонов и шёпота, а в пороховом дыму и пыли от взорвавшихся снарядов и мин можно разглядеть в глазах людей решимость и страх, муку и ярость. И ещё одно общее есть у этих писателей ­ это «память сердца», страстное желание поведать правду о той войне. В иной художественной манере повествует о героических качествах народа Ю. Бондарев   в   романе   «Горячий   снег».   Это   произведение   о   беспредельных возможностях   людей,   для   которых   защита   Родины,   чувство   долга   являются органической потребностью. В романе рассказывается о том, как, несмотря на возрастающие трудности и напряжение, в людях усиливается воля к победе. И всякий  раз кажется: вот  уже предел  человеческих  возможностей. Но  солдаты, офицеры,   генералы,   измотанные   боями,   бессонницей,   постоянным   нервным напряжением, находят силы снова вступать в поединок с танками, идти в атаку, спасать товарищей.                     История создания романа «Горячий снег»  (Сообщение ученика)        Роман «Горячий снег» был написан Бондаревым в  1969 году. К этому времени писатель   был   уже   признанным   мастером   отечественной   прозы.   К   созданию   этого произведения   его   подвигла   солдатская   память:        «Я   вспоминал   многое,   что   за протяжённостью   лет   стал   забывать:   зиму   1942­го,   холод,   степь,   ледяные траншеи, танковые атаки, бомбёжки, запах гари и горелой брони…     Конечно, если бы я не принимал участия в сражении, которое 2­ая гвардейская армия   вела   в   заволжских   степях   в   лютый   декабрь   42­го   года   с   танковыми дивизиями   Манштейна,   то,   возможно,   роман   был   бы   несколько   иным.   Личный опыт и время, что пролегло между той битвой и работой над романом, позволили мне написать именно так, а не иначе».         В   романе   рассказывается   о   грандиозной   Сталинградской   битве,   битве,  которая привела к коренному перелому в войне. Мысль о Сталинграде становится   в романе центральной.   Здесь   повествуется   о   грандиозной   битве   наших   войск   с   дивизиями Манштейна, пытающимися прорваться к окружённой группировке Паулюса. Но враг столкнулся   с   таким   сопротивлением,   которое   превосходило   всякие   человеческие возможности. Даже сейчас с каким­то удивлённым уважением вспоминают о силе духа советских воинов те, кто в минувшей войне был на стороне гитлеровцев. И совсем не случайно уже престарелый отставной фельдмаршал Манштейн отказался встретиться с писателем Ю.Бондаревым, узнав, что тот работает над книгой о Сталинградской битве.     Роман Бондарева стал произведением о героизме и мужестве, о внутренней красоте нашего современника, победившего фашизм в кровавой войне. Рассказывая о создании романа «Горячий снег», Ю.Бондарев так определил понятие героизма на войне:        «Мне   кажется,   героизм   –   это   постоянное   преодоление   в   сознании   своём сомнений, неуверенности, страха. Представьте себе: мороз, ледяной ветер, один сухарь на двоих, замерзшая смазка в затворах автоматов; пальцы в заиндевевших рукавицах не сгибаются от холода; злоба на повара, запоздавшего на передовую; отвратительное посасывание под ложечкой при виде входящих в пике «юнкерсов»; гибель   товарищей…   А   через   минуту   надо   идти   в   бой,   навстречу   всему враждебному,   что   хочет   убить   тебя.   В   эти   мгновения   спрессована   вся   жизнь солдата, эти минуты – быть или не быть, это миг преодоления себя. Это героизм «тихий», вроде скрытый от постороннего взгляда. Героизм в себе. Но он определил победу в минувшей войне, потому что воевали миллионы».  Обратимся к названию романа «Горячий снег» В   одном   интервью   Ю.Бондарев   отметил,   что  название   книги  –   труднейшее   звено творческого поиска, ведь первое ощущение рождается в душе читателя от названия романа. Название романа – это краткое выражение его идеи. Заглавие «Горячий снег» символично, многозначно. Первоначально роман был назван «Дни милосердия». Почему автор изменил заглавие романа?.  Какие эпизоды помогают понять название романа? Каков смысл названия «Горячий снег?   Ключевые эпизоды: 1. путь дивизии к Сталинграду (главы 1 и 2); ( Сформированную армию Бессонова срочно перебрасывают под Сталинград. Эшелон мчался   по   полям,   завьюженным   белой   мутью,   «   низкое,   без   лучей   солнце   грузным малиновым   шаром   висело   над   ними».   За   окном   волны   нескончаемых   сугробов, утренний покой, тишина:  «Заискрились под солнцем крыши  деревеньки, зеркалами вспыхивали приваленные пышными сугробами низкие оконца» На эшелон пикировала тройка   «мессершмиттов».   Искрящийся   снег,   который   ещё   совсем   недавно   поражал своей чистотой, становится врагом: на белом безбрежном поле беззащитны солдаты в серых шинелях и полушубках). 2. бой батарейцев ( главы 13 – 18); (Горящий снег подчеркивает масштабность и трагизм боя, который всего лишь эпизод великой битвы на Волге, беспредельность человеческих возможностей, когда решается участь Родины. Все было исковеркано, опалено, недвижно мертво. «… молниеносные секунды мгновенно стерли с земли всех, кто был здесь, людей его взвода, которых он по­человечески ещё не успел узнать… Снежная крупа намела белые островки, и «кузнецов поразился этой равнодушной отвратительной белизне снега». 3. смерть санинструктора Зои (глава 23); (После гибели Зои Елагиной Кузнецов вместо радости человека, оставшегося в живых, испытывает неотступное чувство вины: шуршит снежная крупа, белеет запорошенный снегом   бугорок   с   санитарной   сумкой…Кузнецову   казалось,   что   сейчас   выйдет   из сумрака Зоя, чернота её глаз блеснет из­за бахромы инея на ресницах, и она скажет шепотом: «Кузнечик, тебе и мне приснилось, что я погибла»…  что­то жарко и горько сдвинулось в его горле… Он плакал так одиноко, задушевно и отчаянно впервые в жизни, и, когда вытирал лицо, снег на рукаве ватника был горячим от слез». Снег становится горячим от глубины человеческого чувства.) 4 допрос немецкого майора Эриха Дица ( глава 25).  (  Майор   Диц   за   полторы   недели   до   Сталинградской   битвы   прибыл   из   Франции. Бескрайние русские просторы показались ему десятками Франций». Его пугали пустые зимние степи и беспредельные снега. «Франция – это солнце, юг, радость… ­ говорит майор Диц. – А в России горит снег»                                                     Два лейтенанта          Николай Кузнецов (Кузнецов   –   недавний   выпускник военного   училища.   Он   обладает нравственной человечностью, пониманием чистотой, ответственности судьбы товарищей.   Он   не   мыслит   себя   вне людей и над ними.) Всем   своим   творчеством   Ю. Бондарев   утверждает   мысль,   что истинная   героика   обусловлена нравственным   миром   личности,   её пониманием   своего   места   в за   Владимир Дроздовский (Для Дроздовского главным в жизни было желание выделиться, подняться над другими. Отсюда внешний лоск, требование беспрекословного выполнения   любого   его   приказания, высокомерие   в   общении   с подчиненными.   В   Дроздовском многое   идет   от   желания   произвести впечатление. На самом деле он слаб, эгоистичен. Он лишь упивается своей властью   над   подчиненными,   не чувствуя   никакой   ответственности общенародной   борьбе.   И   лишь   тот способен подняться до героического поступка, подвига, кто живет единой жизнью с народом, всего себя отдавая общему   делу,   не   заботясь   о   личном преуспевании. таким человеком   показан   в   романе лейтенант   Кузнецов.   Кузнецов постоянно   находится   в   тесном общении с товарищами.    Именно           В перед ними. Такая власть неразумна и аморальна. критических обстоятельствах   он   демонстрирует безволие   истеричность,   неумение воевать.   С   Зоей   Елагиной,   он обращается,   как   с   рядовым подчиненным.   После   боя,   после смерти Дроздовский окончательно   внутренне   сломлен   и вызывает   к   себе   лишь   презрение оставшихся в живых батарейцев.) Дроздовский ­ одинок. Зои ВЫВОД.    Один   из важнейших   конфликтов   в романе —   конфликт   между Кузнецовым и Дроздовским. Этому конфликту отдано немало места, он обнажается очень   резко   и легко   прослеживается   от начала   до конца.   Поначалу   напряженность, уходящая   еще   в предысторию   романа;   несогласуемость   характеров,   манер, темпераментов, даже стиля речи: мягкому, раздумчивому Кузнецову, кажется, трудно выносить   отрывистую,   командную,   непререкаемую   речь   Дроздовского.   Долгие   часы сражения, бессмысленная гибель Сергуненкова, смертельное ранение Зои, в котором отчасти повинен Дроздовский, — все это образует пропасть между двумя молодыми офицерами, нравственную несовместимость их существований. В   финале   пропасть   эта   обозначается   еще   резче:   четверо   уцелевших   артиллеристов освящают   в солдатском   котелке   только   что   полученные   ордена,   и глоток,   который каждый из них сделает, это прежде всего глоток поминальный — в нем горечь и горе утрат. Орден получил и Дроздовский, ведь для Бессонова, который наградил его, — он уцелевший, раненый командир выстоявшей батареи, генерал не знает о тяжкой вине Дроздовского   и скорее   всего   никогда   не узнает. В   этом   тоже   реальность   войны. Но недаром писатель оставляет Дроздовского в стороне от собравшихся у солдатского котелка. Два командира Генерал Бессонов Петр Александрович     среди (Генерал   Бессонов   стал   наибольшей удачей образов военачальников.   Он   строг   с подчинёнными,   сух   в   обращении   с окружающими.   Такое   представление о   нём   подчёркивают   уже   первые портретные   штрихи   (стр.   170).   Он Член Военного совета Веснин Виталий Исаевич ( Веснин – человек скорее штатский. Он   словно   бы   смягчает   суровость Бессонова,   становится   мостиком между   ним   и   генеральским окружением.   У   Веснина,   как   и   у Бессонова, «подпорчена» биография: родной   брат   первой   жены   в   конце раскрываются     необходима тридцатых   был   осуждён,   о   чём прекрасно   помнит   начальник контрразведки   Осин.   Только намечена   в   романе   семейная   драма Веснина:   о   причинах   его   развода   с женой   можно   только   догадываться. Кстати,   в   этом   вообще   особенность прозы   Ю.Бондарева,   часто   лишь намечающего   проблему,   но   не развивающего   её,   как,   например,   в случае   с   сыном   Бессонова.   Гибель Веснина   в   бою   хотя   и   может считаться   героической,   однако отчасти   сам   Веснин,   отказавшийся отступить,   оказался   виновен   в трагическом   исходе   стычки   с немцами. знал,   что   в   суровых   испытаниях войны     жестокая требовательность к себе и другим. Но чем   ближе   мы   знакомимся   с генералом,   тем   всё   более   отчётливо начинаем обнаруживать в нём черты человека   совестливого   и   глубокого. Внешне   сухой,   не   склонный   к откровенным   излияниям,   трудно сходящийся   с   людьми,   он   обладает талантом   военного   командира, организатора, пониманием солдатской   души,   а   вместе   с   тем властностью,   непреклонностью.   Ему далеко   не   безразлична   цена,   какой будет   достигнута   победа   (стр.   272). Бессонов   не   прощает   слабостей,   не приемлет   жестокость.   Глубина   его   его   душевная духовного   мира, щедрость в переживаниях   за   судьбу   без   вести пропавшего   сына,   в   горестных раздумьях о погибшем Веснине ТЕМА ЛЮБВИ в романе.  Наверное,   самое   загадочное   из   мира   человеческих   отношений   в   романе   —   это возникающая между Кузнецовым и Зоей любовь. Война, ее жестокость и кровь, ее сроки, опрокидывающие привычные представления о времени, — именно она способствовала столь стремительному развитию этой любви. Ведь   это   чувство   складывалось   в   те   короткие   часы   марша   и   сражения,   когда   нет времени   для   размышлений   и   анализа   своих   чувств.   И   начинается   все   это   с   тихой, непонятной ревности Кузнецова к отношениям между Зоей и Дроздовским. А вскоре — так   мало   времени   проходит   —  Кузнецов   уже   горько   оплакивает   погибшую   Зою,   и именно из этих строчек взято название романа, когда Кузнецов вытирал мокрое от слез лицо, «снег на рукаве ватника был горячим от его слез». Обманувшись   поначалу   в   лейтенанте   Дроздовском,   лучшем   тогда   курсанте,   Зоя   на протяжении   всего   романа,   открывается   нам   как   личность   нравственная,   цельная, готовая   на   самопожертвование,  способная   объять   своим   сердцем   боль   и   страдания многих. Она как бы проходит через множество испытаний, от назойливого интереса до грубого отвержения. Но ее доброты, ее терпения и участливости достает на всех, она воистину сестра солдатам. Образ Зои как­то незаметно наполнил атмосферу реальность женским началом, лаской и нежностью. Горячий   снег   (   стихотворение   посвящено   Юрию   Бондареву)   Просмотр   последних кадров   кинофильма   Г.Егиазарова,   где   звучит   песня   на  слова   М.Львова   «Горячий снег» или читает подготовленный ученик.             Клубились яростно метели По Сталинградской по земле Артиллерийские дуэли Кипели бешено во мгле Дымились потные шинели И шли солдаты по земле.  Машинам жарко и пехоте И наше сердце не в броне. И падал в битве человек В горячий снег, в кровавый снег. Смертельной битвы этой ветер, Как бы расплавленный металл Сжигал и плавил все на свете, Что даже снег горячим стал.               И   за   чертой   –   последней,   страшной,   Бывало, танк и человек   Встречались в схватке рукопашной,   И превращался в пепел снег. Хватал руками человек Горячий снег, кровавый снег.  Опали белые метели  Цветами стали по весне. Большие годы пролетели, А ты все сердцем – на войне, Где отпевали нас метели, Где в землю лучшие легли. …А дома – мамы поседели. …У дома – вишни зацвели.    А у тебя в глазах навек – Горячий снег, горячий снег…                                                        1973 год                                                                                                       .                                                                                                Из сообщения Совинформбюро.  2 февраля 1943 года                          Сегодня, 2 февраля, войска Донского фронта полностью закончили ликвидацию немецко­фашистских войск, окруженных в районе Сталинграда. Наши войска сломили сопротивление противника, окруженного севернее Сталинграда, и вынудили   его   сложить   оружие.   Раздавлен   последний   очаг   сопротивления противника в районе Сталинграда. 2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск.                 Дивизии вступали в Сталинград.                Глубоким снегом город был завален.                Пустыней веяло от каменных громад,                От пепелищ и каменных развалин.                Заря была похожа на  стрелу –                Она пробила тучи над буграми.                Взметали взрывы щебень и золу, И эхо отвечало им громами.               ­ Вперед, гвардейцы!                                            ­ Здравствуй, Сталинград!                                                           (В Кондратенко « Утро ПОБЕДЫ») ИТОГ УРОКА     Роман Бондарева стал произведением о героизме и мужестве, о внутренней красоте нашего   современника,   победившего   фашизм   в   кровавой   войне.     Ю.Бондарев   так определил понятие героизма на войне: В «Горячем снеге» нет  таких сцен, в которых бы впрямую говорилось о любви к Родине, нет и   подобных рассуждений.   Любовь и ненависть герои выражают своими подвигами, поступками, смелостью, поразительной решительностью. Они делают то, чего даже не ожидали от самих себя. Вот это, наверное, и есть   настоящая   любовь,   а   слова   мало   что   значат.   Война,   описанная Бондаревым,   приобретает   всенародный   характер.   Она   не   щадит   никого:   ни женщин, ни детей, поэтому и на защиту вышли все. Писатели помогают нам увидеть,   как   совершается   великое,   состоящее   из   малого.   Подчеркивают важность происходившего Пройдут   годы,   и   мир   станет   другим.   Изменятся   интересы,   пристрастия, идеалы   людей.   И   тогда   произведения   Ю.   В.Бондарева   будут   опять прочитываться по­новому. Истинная литература не стареет.

Конспект урока по литературе на тему: "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева «Горячий снег»

Конспект урока по литературе на тему: "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева «Горячий снег»

Конспект урока по литературе на тему: "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева «Горячий снег»

Конспект урока по литературе на тему: "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева «Горячий снег»

Конспект урока по литературе на тему: "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева «Горячий снег»

Конспект урока по литературе на тему: "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева «Горячий снег»

Конспект урока по литературе на тему: "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева «Горячий снег»

Конспект урока по литературе на тему: "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева «Горячий снег»

Конспект урока по литературе на тему: "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева «Горячий снег»

Конспект урока по литературе на тему: "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева «Горячий снег»

Конспект урока по литературе на тему: "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева «Горячий снег»

Конспект урока по литературе на тему: "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева «Горячий снег»

Конспект урока по литературе на тему: "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева «Горячий снег»

Конспект урока по литературе на тему: "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева «Горячий снег»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2017