Конспект урока по литературе на тему,,Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства»
Оценка 4.9

Конспект урока по литературе на тему,,Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
12.02.2017
Конспект урока по литературе на тему,,Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства»
Тема: Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Цели: рассмотреть систему образов в произведении, учить составлять характеристику героев, анализировать текст, понимать позицию автора, тему, идею произведения, прививать интерес к изучению творчества М.Булгакова, а также к изучению русской литературы 20 века.Конспект урока
Собачье сердце.docx
Дата: 31.03 Класс:­9­в Тема: Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная,  нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины»,  «швондерства». Цели: рассмотреть систему образов в произведении, учить составлять характеристику  героев, анализировать текст, понимать позицию автора, тему, идею произведения,  прививать интерес к изучению творчества М.Булгакова, а также к изучению русской  литературы 20 века.  Формы контроля: устный опрос. Оборудование: портрет писателя.  Тип урока: комбинированный. Ход урока.  1. Оргмомент. Постановка темы и целей. Оформление тетрадей. 2. Актуализация опорных знаний учащихся. Беседа по жизни и творчеству Булгакова:  ­ Где и когда родился писатель? ­ Где прошло его детство? Какое он получил образование?  ­ Как он воспринял революцию 1917 года? Как это отразилось на его творчестве?  ­Когда была написана повесть «Собачье сердце?» Когда она впервые была  напечатана? Почему так получилось? 3.  Работа над темой урока.  1) Вопросы к учащимся:  ­ «Какие герои в повести являются главными?» (профессор Преображенский, доктор Борменталь, пес Шарик­ Шариков, Швондер) ­ Охарактеризуйте каждого из героев. Примерная характеристика (записана на доске) ­ Возраст героя ­ Черты характера ­ Уровень образованности ­Отношение к окружающим ­ Отношение героя к окружающим ­ Отношение автора к персонажу Учащиеся делятся на группы и составляют характеристику на одного их героев. Потом  выбирают представителя группы, который зачитывает полную характеристику героя,  подтверждая суждения цитатами из тексиа.  ПРОФЕССОР ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ  Филипп Филиппович Преображенский – автор чудовищного эксперимента по пересадке  человеческого гипофиза  собаке. 2)Здесь уместно дополнение учителя.  Дополнение учителя: На протяжении многих лет учёные разных стран занимались  изучением функций человеческого мозга и пытались разгадать тайну биологической  природы человека. В 20­е годы XX века особый интерес вызывала проблема омоложения и даже  физического бессмертия. Причём, интересовала она не только медиков и биологов, но  и руководителей молодого государства – Советской республики. Был даже создан  специальный институт, занимавшийся проблемами омоложения, приглашались  иностранные профессора. Именно на эту пору приходится расцвет науки евгеники,  занимавшейся «выведением» особой породы людей. Вплоть до начала XX века многие верили, что наш внешний облик определяет гипофиз.  Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году, как раз тогда, когда произошел  научный прорыв в исследовании функции гипофиза. Было установлено, что в гипофизе формируется гормон роста, он отвечает за развитие и обменные процессы  организма. Впоследствии ученые доказали, что гипофиз вырабатывает ряд гормонов,  регулирующих функцию эндокринных желез. Самым главным эндокринным органом является гипофиз ­ небольшого размера  железа, прячущаяся в основании головного мозга в углублении черепа с романтичным  названием "турецкое седло".  Гипофиз можно назвать центром управления внутренним миром человека: от него  зависят гармония, приспособление на высшем уровне, контроль действий. профессор Преображенский  представитель московской русской интеллигенции:  проживает в прекрасной семикомнатной квартире, имеет прислугу, интеллигентно говорит  и одевается. Он воплощает уходящую из жизни русскую аристократическую культуру: об  этом говорят интерьер квартиры, обеды, представляющие настоящий ритуал. Профессор  Преображенский талантлив, остроумен, уверенно чувствует себя в компании  представителей нового класса общества, не скрывает своего негативного отношения к пролетарским порядкам. Преображенский пользуется огромным авторитетом у новой  власти, как редкое светило медицины, умеющий проводить сложные операции по  омоложению. Профессор Преображенский считает недопустимым насилие над живыми  существами. Но сам решается на страшный эксперимент улучшения несовершенной  природы человека: проводит операцию по пересадке собаке части человеческих органов.  Неудача проведенного эксперимента возвращает профессора к пониманию  безнравственности подобного экспериментального насилия над природой человеческой  жизни. В итоге профессор Преображенский приходит к выводу, что «украшающие земной  шар» выдающиеся гении выделяются согласно законам эволюции, а не экспериментов.  Автор неоднозначно относится к своему герою: уважает за истинную интеллигентность и  осуждает за сомнительные и опасные насильственные методы проводимых опытов. ДОКТОР ИВАН АРНОЛЬДОВИЧ БОРМЕНТАЛЬ Он также занимает важное место в системе образов повести «Собачье сердце». Иван  Арнольдович молод, благодаря Преображенскому превратился из бедного студента в  ассистента профессора, обучался мастерству у светила медицины и неплохо зарабатывал.  Эксперимент с собакой Шариком, превратившимся в гражданина Шарикова, тесно сблизил  Борменталя с учителем. Он был помощником в проводимой операции, затем проживал в  квартире профессора Преображенского, записывая результаты опыта в дневник и  воспитывая Шарикова. Доктор Борменталь интеллигентен, но, осознав невозможность  перевоспитания такого «человека», готов задушить Шарикова, чтобы облегчить жизнь  своему учителю и благодетелю. ПОЛИГРАФ ПОЛИГРАФОВИЧ ШАРИКОВ ­ пес Шарик – доверчивый пес с добрым сердцем, способный на сострадание к  окружающим, умеющий платить добром за добро. Вечно  голодный горемычный пес Шарик по­своему неглуп. Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен НЭПа с ее  многочисленными магазинами, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми  приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками».  Наблюдая жизнь улицы, он делает умозаключение: «Дворники из всех пролетариев ­ самая  гнусная мразь»; «Повар попадается разный. Например ­ покойный Влас с Пречистенки.  Скольким он жизнь спас». Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик  понимает: «Он ­ умственного труда человек..., этот не станет пинать ногой». И вот  профессор совершает главное дело своей жизни ­ уникальную операцию: он пересаживает  Шарику гипофиз человека от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины.  Человек этот ­ Клим Чугункин, двадцати восьми лет, судимый три раза. Занимался тем,  что играл на балалайке по трактирам.  Булгаков так описывает его внешний вид: «Человек маленького роста и несимпатичной  наружности. Волосы у него на голове росли жесткие... Лоб поражал своей малой вышиной.  Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая  головная щетка». Первые произнесенные им слова были ругань и «буржуй». С появлением  этого человекообразного существа жизнь профессора Преображенского и обитателей дома  становится сущим адом. Неожиданно появившееся лабораторное существо требует присвоить ему наследственную фамилию Шариков, а имя он себе выбирает Полиграф  Полиграфович. Едва сделавшись неким подобием человека, Шариков наглеет прямо на  глазах. Он требует от хозяина квартиры документ о проживании, уверенный, что в этом  ему поможет домком, который защищает интересы «трудового элемента». В лице  председателя домкома Швондера он тут же находит поддержку. Именно он, Швондер,  требует выдачи Шарикову документа о проживании, утверждая, что документ ­ самая  важная вещь в государстве.  Шарикову чужды совесть и мораль, стыд и другие  человеческие качества. Им движет лишь подлость и злоба. ­ Шариков ­ в безнравственная, не поддающаяся воспитанию и образованию личность.  Шариков является воплощением общества, в котором отсутствуют стойкие моральные  установки: «незаконнорожденный сын» профессора ложится спать в кухне на полатях,  ворует, играет на балалайке, ругается, бросает на пол окурки и т.д. Гражданин Шариков  строчит доносы на «папашу» и даже грозится убить. За два месяца существования  Полиграф Полиграфович получил паспорт, устроился на должность заведующего  подотделом. Новая власть поддерживает его, считает полезным членом существующего  общества. Антигерой Шариков в конце произведения снова становится ласковым псом  Шариком, потому что аморальные, противоречащие законам человеческой жизни поступки  нового «гражданина» заставили интеллигента Преображенского признать чудовищность  своего эксперимента и уничтожить результаты. Пес становится человеком, но его поступки определяют гены, полученные от пьяницы и  хама Клима Чугункина: «...у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое  паршивое из всех, которые существуют в природе!» Контраст между интеллектуальным  началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Преображенском и  Борментале, и темными инстинктами «гомункула» Шарикова (с низким, скошенным лбом)  настолько разителен, что создает не только комический, гротескный эффект, но и  окрашивает в трагические тона. ШВОНДЕР Активным участником в сюжете повести «Собачье сердце» является недавно избранный председатель домкома Швондер. Автор сознательно изобразил этого героя схематически: Швондер представляет одного из «товарищей», «общественное лицо» нового устройства жизни. Швондер с ненавистью относится к классовым врагам, его мораль заключается в нерассуждающем   преклонении   перед   властью   новых   законов   и   нормативов.   Швондер безразлично смотрит на чудо создания человека, перед ним – единица общества Шариков, которому обязательно нужно иметь документ и устроиться на работу. Главный конфликт повести «Собачье сердце», в первую очередь, отражается в противостоянии Швондера и Преображенского,   представляющих   два   противоположных   социально­этических   класса. Швондер ­ пролетарий, "выбранный на заседании жилтоварищества новый глава домкома". Автор  представляет  его как  человека,  "у  которого на  голове  возвышалась  на четверть аршина копна густейших вьющихся волос". Несмотря на активное участие в сюжете, этот персонаж   не   получает   развернутой   характеристики.   Он   представлен   в   повести схематически.   Ш.   не   человек,   он   ­   "общественное   лицо",   один   из   "товарищей".   Автор делает   акценты   на   его   ненависти   к   классовым   врагам,   то   есть   к   профессору Преображенскому   и   доктору   Борменталю.   Во   время   своего   визита   в   шестой   главе   он разговаривает с профессором со "спокойным злорадством". И когда Филипп Филиппович невольно   вышел   из   себя,   "голубая   радость   разлилась   по   лицу   Швондера".  В философии Ш. краеугольным камнем является документ, бумажка. "Документ ­ самая важная вещь на свете." ­ говорит он профессору Преображенскому и сильно возмущается, когда Преображенский сгоряча называет их идиотскими. "Довольно странно, профессор, ­ обиделся   Швондер,   ­   как   это   так   вы   документы   называете   идиотскими?   Я   не   могу допустить пребывание в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?". В этом и есть весь Ш., в этом   мораль   пролетариата,   преклоняющегося   перед   властью,   верящего   только   в   силу законов, нормативов, документов, агрессивного и нерассуждающего. Ему не режет слух откровенная   глупость   и   нелепость   составленного   удостоверения   личности   Шарикова, которое профессор, светила мировой науки, образованный, тонкий человек не может не признать   бредом.   Ему   не   важны   масштабы   открытия,   сделанного   профессором Преображенским, он не понимает, что Филипп Филиппович совершил чудо, подобно творцу создав   человека.   Шариков   для   него   лишь   очередной   жилец,   единица   общества, интересующий его только с практической точки зрения. "Что же, дело не сложное. Пишите удостоверение,   гражданин   профессор.   Что   так,   мол,   и   так,   предъявитель   сего действительно   Шариков   Полиграф   Полиграфович,   гм...   зародившийся   в   вашей,   мол, квартире."   В   противостоянии   профессора   Преображенского   и   домкома   ­   Швондера отражение   основного   конфликта   повести,   конфликта   между   двумя   противостоящими социально­этическими классами.  4) Вопрос к учащимся на размышление:  В чем же заключается живучесть «шариковщины», «швондерства»? (подведение итога всего вышесказанного)  Подсказка для учителя:  В повести Шариков вернулся в собаки, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а  другим внушалось, славный путь и в тридцатые ­ пятидесятые годы травил людей, как  когда­то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в  разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был приспособить всю страну,  весь мир, всю вселенную, чтобы их, эти звериные инстинкты удовлетворить. Он гордится  своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он гордится  всем низким, потому что только это поднимает его высоко ­ над теми, кто духом высок,  кто разумом высок, и потому должны быть втоптаны в грязь, чтоб над ними мог  возвыситься Шариков. Невольно задаешь себе вопрос: сколько их было и есть среди нас?  Тысячи? Десятки, сотни тысяч?  Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская  сущность только и ждет, чтобы проявиться в бюрократической системе. И тогда судья в  интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений, осуждает  невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, это политики, которые при  первой возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою  истинную сущность, готовые предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в них проснулся нелюдь и втаптывает их в грязь.  Приходя к власти нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями  легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.  В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного  количества Шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень  способствует. Наверное, из­за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что  они и сейчас среди нас, Россия и переживает сейчас тяжелые времена. Шариковы со своей,  по истине собачьей живучестью, не смотря ни на что, пройдут везде по головам других.  Собачье сердце в союзе с человеческим разумом ­ главная угроза нашего времени. Именно  поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит  предупреждением грядущим поколениям. Сегодняшний день так близок ко вчерашнему...  На первый взгляд кажется, что внешне все изменилось, что страна стала другой. Но  сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать  лет ­ пройдет не одно поколение, прежде чем Шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде  чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных Булгаковым в его  бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..  Таковы невеселые раздумья о последствиях (с одной стороны возможных, с другой ­  совершившихся) взаимодействия трех сил: аполитичной науки, агрессивного социального  хамства и сниженной до уровня домкома духовной власти. 3. Подведение итогов урока. Выставление оценок.  Рефлексия: ­ Сегодня я могу похвалить себя за…. ­ Сегодня мне не удалось…,  потому что…. 4. Домашнее задание:  сатира в повести Булгакова.  5. Сообщение  о Шолохове, о создании рассказа «Судьба человека».

Конспект урока по литературе на тему,,Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства»

Конспект урока по литературе на тему,,Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства»

Конспект урока по литературе на тему,,Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства»

Конспект урока по литературе на тему,,Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства»

Конспект урока по литературе на тему,,Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства»

Конспект урока по литературе на тему,,Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства»

Конспект урока по литературе на тему,,Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства»

Конспект урока по литературе на тему,,Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства»

Конспект урока по литературе на тему,,Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства»

Конспект урока по литературе на тему,,Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства»

Конспект урока по литературе на тему,,Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства»

Конспект урока по литературе на тему,,Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017