ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Дилара Ахмедова свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Конспект урока по литературе на тему,,Трагедия «Фауст» - вершина творчества И. В. Гете. История создания и проблематика.
Файл:

8 класс Урок №13 Гете. Жизнь и творчество.docx - Конспект урока по литературе на тему,,Трагедия «Фауст» - вершина творчества И. В. Гете. История создания и проблематика.


Все файлы публикации > 8 класс Урок №13 Гете. Жизнь и творче....docx
Конспект урока по литературе на тему,,Трагедия «Фауст» - вершина творчества И. В. Гете. История создания и проблематика.

Урок №13
Цель:
Прогнозируем
ые результаты:
8 класс
Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832). Трагедия «Фауст» - вершина творчества И. В. Гете и
одно из величайших произведений мировой литературы. История создания и проблематика.
1. углубить знания учащихся об идеях Просвещения; познакомить учащихся с жизнью и
творчеством Гете; углубить знания о драматическом жанре трагедии; раскрыть главную тему
трагедии;
2. развивать логическое мышление и монологическую речь;
3. формировать этические взгляды на мир.
учащиеся знают о жизни и творчестве писателя, определяют жанровые и композиционные
особенности трагедии «Фауст», проблематику произведения; демонстрируют логическое мышление
при составлении опорных схем; развивают монологическую и диалогическую речь при работе в
группе
и
усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.
Оборудование: портреты писателя, раздаточный материал для работы в «тройках»
Тип урока:
Ход урока
I. Организацио
нный момент
II. Мотивация
учебной
деятельност
Деятельность учителя
Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой.
-28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне у 18-летней жены
имперского советника Катарины Элизабет Текстор-Гете родился
ребенок без признаков жизни. Повитуха растирала новорожденного
вином, пока ребенок не закричала. Если рождение человека связано с
мифом, то миф о его рождении связан с выбором: он знал, что его
миссия в этом мире тяжелая и бремя ответственности толкало его
обратно.
Именно таким был приход в жизнь выдающегося немецкого и
европейского поэта - просветителя Иоганна Вольфганга Гете, о жизни
и творчестве которого русский писатель Иван Тургенев сказал: «Жизнь
и поэзия не распадаются в него на два отдельных мира: его жизнь
была его поэзией, его поэзия была его жизнью». Сегодня мы начнем
знакомство с обоими его мирами: жизнью и поэзией, которые подобно
граням кристаллов поражают своим разнообразием и красотой.
1. Изучение материала о Гете и его трагедии «Фауст»
 Сообщение о жизни и творчестве Иоганна Гете
- Иоганн Вольфганг Гете, великий немецкий поэт, мыслитель и ученый,
родился 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне в богатой
семье (дед Гете был избран главой города, а отец имел титул
III.Работа над
темой урока
Деятельность учащихся
Приветствуют учителя
Жизнь и поэзия не
распадаются
в него на два отдельных
мира:
его жизнь была его поэзией,
его
поэзия была его жизнью.
И. Тургенев
Тему и эпиграф записывают
в тетради
Работа в «тройках».
Каждый учащийся изучает
свой
материал,
рассказывает
своим
одноклассникам. На основе

Конспект урока по литературе на тему,,Трагедия «Фауст» - вершина творчества И. В. Гете. История создания и проблематика.

услышанного
делаются
записи в тетради в виде
опорной схемы, конспекта

имперского советника). Детство будущего поэта проходило в родном
городе, где он получил хорошее образование. Продолжил обучение в
Лейпцигском и Страсбургскому университетах. В Страсбурге Гете был
членом литературного кружка «Буря и натиск», мечтал о новом
немецком искусстве, свободном от иностранных влияний, об
объединении государства. В 22 года защитил диссертацию и получил
степень лиценциата. Стихи начал писать еще в детстве. Лирические
стихи, драмы и особенно роман «Страдания юного Вертера» (1774)
рано сделали имя Гете известным. В юношеские годы начал работать
над трагедией «Фауст».
В 1775 году восемнадцатилетний герцог Карл Август Саксен-
Веймарский пригласил 26-летнего поэта к себе на службу. Гете стал
тайным советником и членом государственного совета, три года
возглавлял кабинет министров,
руководил военными и
государственными делами. Впоследствии сосредоточился на занятиях
естественными науками,
написал
художественные произведения. Огромное литературное наследие
поэта состоит из 143 томов.
После 1788 года Гете удалился от общественной жизни, считая его
мелочным и суетным, и целиком посвятил себя «вечному» - личному
творческому совершенствованию. Смысл жизни поэт видит в том,
чтобы развить в себе творческие способности, поделиться с людьми
своей духовностью. Творчество он считал высочайшим свойством
человека. Поэт подружился с Шиллером. Гете стал директором
Веймарского придворного театра и ставил на сцене пьесы Шекспира,
Лессинга, Шиллера, свои собственные. Он не переставал работать
даже в тяжелые годы наполеоновской оккупации, более 13 лет был
меценатом Веймарской кунсткамеры.
Гете занимался не только литературой, много времени уделял
естественным наукам: ботанике, зоологии, анатомии, геологии,
оптике; круг его интересов составляли музыка, рисование и изучение
языков - поэт знал 6 языков. В человеке поэт ценил целенаправленный
характер. Он писал: «У человека на самом деле существует только
издал научные труды,

Конспект урока по литературе на тему,,Трагедия «Фауст» - вершина творчества И. В. Гете. История создания и проблематика.

одна беда - это когда она увлекается идеей, что не имеет никакого
отношения к реальной жизни или же отвлекает от труда».
Вторая половина жизни поэта полна творческой активности. Он
возглавлял энский университет, играл на клавесине и флейте,
рисовал, танцевал, фехтовал, ездил верхом. Его дом стал местом
паломничества просвещенных любителей искусства и науки. В 1827
году Гете был избран почетным членом Харьковского университета.
Сделал значительный вклад в развитие медицины, ботаники,
орнитологии, минералогии, педагогики, истории, этнографии.
Единственная тайна мира, неподвластное ни разуму, ни воображению
человека, по его мнению,- это тайна солнечного света. Гете объявил
себя верующим солнцепоклонником.
Весной 1832 года Гете очень простудился и 22 марта умер. Уже после
того, как исчез пульс, его правая рука все еще двигалась, как будто
пыталась что-то написать. Похоронен И. В. Гете в Веймаре в одном
склепе с Шиллером.
 Знакомство с трагедией «Фауст»
История создания
«Фауст» - наивысшее достижение Гете. Еще в молодые годы поэт
увлекся средневековой легендой о маге и чародее Фаусте, которому в
его нечестивых занятиях помогал черт, за что потом забрал душу
Фауста в ад. Свою душу Фауст должен был отдать в обмен за
овладение земной мудростью. И истина, которую проповедовали
авторитеты древности и о которой говорится в святых книгах, не
удовлетворила ученого. Чтобы постичь истину жизни, Фауст стремится
углубиться в саму жизнь. В образе Фауста драматург предоставил
привлекательные черты: ренессансную пытливость ума, стремление к
осмыслению жизни.
Существующий в литературе сюжет про ученого - мага Гете соединил
с другим, довольно распространенным сюжетом: страстно влюбленный
юноша соблазняет молодую, неопытную девушку; она ждет от него
ребенка, а он малодушно бросает ее на произвол судьбы. Поэт нашел

Запись в тетради
Источники трагедии:
народные легенды о

докторе,
волшебника,
чернокнижника;
• распространенный сюжет:
юноша соблазняет юную
девушку и бросает ее;
Книга Иова

(легенда о праведнике,
которого искушал сатана с
разрешения Бога).
Библия,
Запись в тетради
Особенности композиции:
• 2 прологи (завязка);
• 1 часть - 25 сцен (1806) -
не разбита на действия, как
того
форма
драматического жанра;
• 2 часть - 5 действий (1825
- 1831)- многовато для
драматического
произведения.
Вывод: несценичная пьеса.
требует

Конспект урока по литературе на тему,,Трагедия «Фауст» - вершина творчества И. В. Гете. История создания и проблематика.

способ сочетания этих сюжетов: Мефистофель (черт) омолаживает
ученого. Персонажами произведения Гете станут Бог, черт, человек,
нечистая сила. Однако тема оказалась сложной для молодого поэта, и
он прекратил работу над рукописью. Почти через двадцать пять лет
Гете возвращается к работе над трагедией, и «Фауст» становится
главным содержанием творческой жизни Гете.
 Особенности композиции произведения
В своем завершенном виде произведение состоит из «Посвящения»,
«Театрального вступления», «Пролога на небе» и двух частей. Первая
часть закончена в 1806 году, вторая - 1831.
Трагедия начинается двумя прологами. Первый из них - «Пролог в
театре» - беседа поэта, актера и директора. Трое собеседников - будто
три стороны личности автора. Поэт мечтает о высокой цели; актер
призывает смелее черпать сюжеты из самой жизни, чтобы овладеть
сердцами людей; директор - деловой, практический - трезво
оценивает действительность, от разговоров зовет к делу, к реальному
воплощению на сцене высоких поэтических замыслов. Второй пролог -
«Пролог на небе». В нем принимают участие Бог, архангелы Рафаил,
Михаил, Гавриил, впоследствии - Мефистофель. Этот пролог
открывается гимном могучей природе, вечного движения и вечной
гармонии, гимном Солнцу и Земле, а завершается спором Бога и
Мефистофеля о сущности человека.
В первой части произведения раскрывается история любви Фауста и
юной горожанки Маргарита (Гретхен). Влюбленные всецело
полагаются на природу. Для Фауста природа, любовь, счастье, Бог -
неразделимы. Но природа не только величественная и прекрасная, она
противоречивая и таинственная. Счастливая и прекрасная любовь
заканчивается трагически.
Вторая часть произведения похожа на странствия по чудесным
островам. Фауст, живя во второй раз, пытается постичь новое и
странное для него в жизни и принять в нем посильное участие.
Прожив вторую жизнь, Фауст подводит её итог. Он убедился в
Ученики объединяются в 3
группы.
Каждая группа
получает лист бумаги
формата А-3 и маркеры для
подготовки презентации.
Выводы группы ученики
кратко
записывают в
тетради.

Конспект урока по литературе на тему,,Трагедия «Фауст» - вершина творчества И. В. Гете. История создания и проблематика.

высочайшей ценности реального бытия и деятельности жизни
человека и понимает, что должен передать познанную истину
потомкам, то воплотить ее, построив город. Фауст понял, что человека
оправдывают высокая цель, неутомимый труд, активность души и
пожизненная борьба за жизнь и свободу. Фауст получает на небе
полное прощение.

2. Аналитическое чтение «Пролога на небе» (прослушивание
Задание для групп
1) Проработать «Пролог на небе»;
2) Составить схему системы образов «Пролога на небе».
3) Определить идейное и композиционное содержание «Пролога...».
4) Проанализировать отношение к миру и человеку участников
«Пролога...».
Образец ответа

аудиозаписи)
3. Работа в группах
Вывод:
в “Прологе на
небесах” намечен основной
конфликт произведения:
между покоем (отрицание,
Ничто)
и действием,
поиском истины (Нечто);
конфликт
между

Мефистофелем,
цель
которого заставить Фауста
“остановить мгновение”, т.е.
захотеть покоя, и Фаустом,
до

который
своего
жизненного
последнего
мгновения должен искать и
бороться.



Вывод:
«Пролог на небе» выполняет роль завязки. Здесь
Запись в тетради
• Драматическая поэма;
• философская трагедия

Конспект урока по литературе на тему,,Трагедия «Фауст» - вершина творчества И. В. Гете. История создания и проблематика.

высказываются различные точки зрения: Бога, рассудительного и
уверенного в своей правоте и исключительности его творения -
человека и Мефистофеля, наделенного критическим умом и
уверенного в низости человека. Заключается пари, объектом
исследования становится человек - Фауст, в котором Бог уверен: «Он
пока что во мраке бродит, / И я укажу ему до правды вход, / Ибо знает
садовник, как деревце лелеет, / какой от него будет цвет и плод... Я
согласен, попробуй его стошнит, / Пока он живет на земле; / Кто идет
вперед, тот всегда блудит...». (Здесь и далее - перевод М. Лукаша.)
Основной вопрос трагедии - спор Бога и Мефистофеля: «Кто такой
человек? Игрушка стихий, рабыня собственных страстей, никчемное и
слабое существо, которое покорно, бездумно существует и следует за
прелестями внешних сфер, несчастная страждущее существо, сломана
стремлением к невыполнимых и бессмысленных мечтаний? Или,
возможно, она - бог на земле, пылкий искатель, способный на создание
гармонии прекрасного, неутомимый приверженец и творец истины?»
Когда же этот вопрос решается во имя и славу человека, возникает
еще одно, не менее важное: «Что такое истина? В чем заключается
предназначение человека?»
4. Прием «Микрофон»
Вопросы к классу
 Что из услышанного о жизни и творчестве писателя вам больше
всего запомнилось или поразило?
 Назовите источники, из которых Гете заимствовал сюжет
"Фауста".
 Что вы можете сказать об особенности композиции пьесы?
 Определите жанр произведения и свяжите с его тематикой.
После обсуждения результатов работы учащихся делается обобщение.
проблемы
признаки

Конспект урока по литературе на тему,,Трагедия «Фауст» - вершина творчества И. В. Гете. История создания и проблематика.

IV.Рефлекси
я
Домашнее
задание
Поиск ответов на вопрос:
«Какова роль человека на
земле? В чем смысл его бытия?
Какие законы объясняют
развитие природы, общества?»
Завершите предложение:
«Сегодня на уроке я узнал (удивился, почувствовал, возомнил)...».
Острый и непримиримый конфликт из-
разрешить
невозможности
за
противоречия (главный герой решает
неразрешимые задачи,
и это
углубляет, обостряет конфликт)
Подтвердить цитатами
1. Кто победил в борьбе за душу Фауста – Бог или Мефистофель?
2. Характеризовать образы Фауста, Мефистофеля и Маргариты
3. Из дополнительной литературы узнать об отношении к женщине
во времена Гете в Германии и в других странах.
Делают записи в тетради
Записывают
задание

домашнее

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл