Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)
Оценка 5

Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)
Цель урока: обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова.Данный урок проводится в виде игры.Активизация познавательной деятельности учащихся. Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова». Игра проводится с использованием презентацииPower PointОткрытый урок по литературе
басни открытый урок.doc
Тема: «Его басни переживут века…» Урок­игра по басням И.А.Крылова в 5 классе(ФГОС). Цель урока: – обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова; Планируемые образовательные результаты Личностные: * умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль; воспитание интереса к классической литературе. Предметные: проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы. проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен. Метапредметные: развитие речи и творческого мышления обучающихся; формирование   коммуникативной   компетентности   (формирование   умения взаимодействовать   в   коллективной   деятельности,   развитие   таких   навыков обучающихся,   как   выразительное   чтение   и   умение   строить   собственное   устное высказывание). Тип   урока:   комбинированный,   обобщающий.Форма   урока: игра.Методы урока: словесные,   наглядные,   творческая   деятельность,   объяснительно­ частично­поисковый.Форма иллюстративный, репродуктивный, организации   учебной   деятельности:   групповая, коллективная.Возрастная   категория: 5   классВид   урока: урок­играУМК:— Литература. —   Литература.   5   класс.   Учебник­хрестоматия   для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.  /Авт.­сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2011 — Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое   пособие   к   учебнику­хрестоматии   Коровиной   В.Я.   и   др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003 — раздаточный материал;— технические средства обучения Средства наглядности:— раздаточный материал: карточки с названиями животных;—   к уроку»Оборудование: карточки   с   названиями   произведений,   карточка   со словами, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор. Оформление: портрет   И.А.Крылова,   иллюстрации   к   басням,   выставка   книг И.А.Крылова. Используемые   образовательные   технологии:   компьютерная   презентация   к     индивидуальная, зрительная     наглядность   «Презентация уроку. Эпиграф: Люблю, где случай есть, пороки пощипать. И.А.Крылов Организационная структура урока: Вхождение в тему урока. Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры. Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством замечательного   русского   баснописца   И.А.Крылова.   И   сегодня   нам   предстоит вспомнить и закрепить полученные знания. ­ Кто такой И.А.Крылов? Что мы о нём узнали?—   Что   такое   басня? —   Кто   герои   басен?—   А   где   находится   самый красивый памятник русскому баснописцу? Для проведения игры класс делится на команды. III.Слово о баснописце И.А.Крылове. (Слайд 2) Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М.Исаковский ­ Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского? ­ Почему крыловские слова называют «крылатыми»? IV.Повторение литературоведческих терминов. (Слайды 5­7) Что такое басня? Басня   –   короткие   занимательные   рассказы   в   стихах   и   прозе,   в   которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Учитель: Можно дать и другое понятие термину “ басня”. Басня – небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки”. А какое художественное средство используется в басне? Ответ: ( Аллегория) Учитель: Так   в   образе   Лисы   показывается   хитрость,   в   образе   Медведя   – неуклюжесть,   в   образе   Осла   –   глупость,   упрямство,   в   образе   Муравья   – трудолюбие. Каждая басня что­либо высмеивает или осуждает. Вспомним, что осуждает басня “ Лебедь, Рак и Щука”? (Разобщенность в дружбе). Басня “ Волк и ягненок?” ( Трусость). А как по­ иному называют строки, заключающие в себе смысл басни? Ответ: (Мораль). Мораль – нормы поведения людей, нравственное наставление автора. V. Викторина.  Конкурс­разминка. — Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)— Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)— Какого цвета было для стрекозы лето?   (Красное)— На   дереве   какой   породы   восседала   ворона?   (Ель)—   Что   пленило лисицу?   (Сырный   дух)   —   Какой   первой   частью   тела   вороны   восхитилась лисица? (Шея) 1)Продолжите крылатые слова. (Слайды 8­13) Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши) А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь) Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку) Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет) Вот то­то мне и духу придаёт, Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки) 2) Угадай название басни по её морали.(Слайды 15­17)      а) Случается   нередко   нам      И   труд   и   мудрость   видеть   там,      Где   стоит только догадаться,      За дело просто взяться. «Ларчик»       б) Примолвить к речи здесь годится,      Но ничьего не трогая лица,      Что делом, не сведя конца,      Не надобно хвалиться. «Синица»      в) Свет полон дружбою такою.      Про нынешних друзей   льзя   молвить,   не   греша,      Что   в   дружбе   все   они   едва   ль   не одинаки:      Послушать — кажется,   одна   у   них   душа, —      А   только   кинь   им кость, так что твои собаки! «Собачья дружба»      г) Невежи судят точно так:      В чем толку не поймут, то все у них пустяк. «Петух и Жемчужное зерно». д) Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь; Но если помолчать вовремя не умеешь И ближнего ушей ты не жалеешь, То ведай, что твои и проза и стихи Тошнее будут всем Демьяновой ухи. «Демьянова уха» е) Таких примеров много в мире: Не любит узнавать никто себя в сатире. Я даже видел то вчера: Что Климыч на руку нечист, все это знают; Про взятки Климычу читают, А он украдкою кивает на Петра. «Зеркало и Обезьяна»3) Конкурс «Картинная галерея» (Слайды 18­33) Задача:   угадать,   к   какой   басне   относится   иллюстрация.   На   экране демонстрируются слайды с иллюстрациями к басне. 4) Конкурс «Угадай басню» (Слайды 34­40) Задача: узнать, из какой басни взяты строчки. Оценивание – по 1 баллу за каждую угаданную басню. Цитаты: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет») «У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок») «А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар») «А Ларчик просто открывался…» («Ларчик») «И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица») «Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам; Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак») 5) Конкурс «Найди пару» ­   Для   проведения   конкурса   учителем   заранее   были   подготовлены   карточки­ картинки с героями басен И.А.Крылова. ­ Обучающимся предлагаются перепутанные карточки. ­ Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза – Муравей), наклеить пары на лист бумаги. Время выполнения – 3 минуты. Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару. 6) Инсценирование басни. Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку. Примерное время – 10 минут. Оценивание по 5­балльной шкале. Инсценирование басни «Ворона и Лисица». ­ Объяснение морали басни. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна»). Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей». Чему   учит   нас   эта   басня?   (Осуждает   беспечность,   нежелание   думать   о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость) Инсценирование басни «Волк на псарне». ­ Как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года? (В  басне «Волк на псарне» Крылов рисует картину дружного отпора врагу, показывая ошибочный расчет Волка, думавшего попасть в овчарню, а очутившегося на псарне. Псарня – общенародное движение, стремящееся победить врага. Волк – Наполеон злобен и коварен, он понял, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и потому предлагает мирные переговоры. Здесь идет речь о фактическом событии: в лагерь   Кутузова   Наполеон   послал   бывшего   посла   в   России   Лористона   для переговоров.   Своей   басней   Крылов   дал   ответ   от   лица   народа   этим   попыткам Наполеона уйти от неизбежной расплаты, спастись от народного гнева. Ловчий отверг переговоры и спустил на Волка стаю гончих. Образ Ловчего – Кутузова полон достоинства и мужества). Физкультминутка. Вспоминаем устное народное творчество.  Называются фольклорные герои. Если в большинстве сказок этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед   перед   собой   (отталкиваем   героя),   если   положительный   –   руки скрещиваются на груди (обнимаем героя). Василиса   Премудрая,   Баба   Яга,   Иван   –   царевич,   Змей   Горыныч,   Иван   – крестьянский   сын,   Кикимора,   Марья   –   искусница,   Кощей   Бессмертный,   Лихо одноглазое, Василиса Прекрасная, Чудо Юдо. 7) «Конкурс Капитанов». Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды. Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова. Время выполнения – 5 минут. Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово. Например: Для команды   Квартет Проказница­Мартышка, Осёл, Козёл Да косолапый Мишка __________________сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под _____________,­ Пленять своим искусством свет. ____________________ в смычки, Дерут, а толку нет. «Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.­ Погодите! Как музыке идти! Ведь вы не так __________. Ты с басом, Мишенька, садись против__________, Я, прима, сяду против вторы.     № 1 №      2 Для команды   Волк на псарне Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь _______________ двор. Почуя серого так близко забияку, Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________; Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» – И вмиг ________________ на запор; В минуту _____________ стала адом. Бегут: иной с дубьём, Иной с ______________. Для команды №   3 Волк и Ягнёнок У сильного всегда ________________ виноват: Тому в истории мы тьму примеров слышим. Но мы истории не пишем; А вот о том как в баснях говорят. Ягнёнок в жаркий день ___________ к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный ____________ Волк. Ягнёнка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, ______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить __________ Моё С песком и илом? 8)   Загадочные   животные (на   столах   лежат   слова) Составьте   и   запишите       аслиоранворайвеумакрмаркатышсретзаокведьмедковлснол VI. Подведение итогов урока. Объявление результатов соревнования между тремя командами. Оценивание актеров. VII. Заключительное слово учителя. (Слайд №41­42). Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому   баснописцу   в   бронзе.   Крылов   изображен   сидящим   в   кресле, задумчивым.   На   каждой   стороне   высокого   постамента   –   барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь! Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова? Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По­прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе­музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие­то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью,   трудолюбие   –   с   ленью,   скромность   –   с   хвастовством,   талант   –   с бездарностью.   Я   очень   надеюсь,   что   нравоучения   Крылова   помогут   вам   стать лучше. Стихотворение П.Вяземского (слова появляются на слайде по щелчку): Забавой   он   людей   исправил, Сметая   с   них   пороков   пыль;   Он   баснями   себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по­русски говорят, Ее давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. Как вы понимаете строки?Согласны ли вы с автором? Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему? V.   Домашнее   задание: 1.   Выразительное   чтение   полюбившейся   басни.2. Нарисовать иллюстрацию к любой басне. Урок окончен, всем – спасибо! 6­е   задание.   Рассмотрите   иллюстрации   А.   Лаптева,   определите,   к   каким басням И. А. Крылова они относятся Желательно добавить рисунки учащихся. 7­е задание. Разгадывание кроссворда [1] 1. Человек, пишущий басни. (Баснописец) 2. Вид литературного произведения. (Басня) 3. Известный русский баснописец. (Крылов) 4. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. (Олицетворение) 5. Весёлая добродушная насмешка. (Юмор) 6. Иносказательное   изображение   предмета,   явления   с   целью   наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория)                                                        Волк на псарне Инсценировка Олеси Емельяновой Продолжительность спектакля: 3 минуты; количество актеров: от 2 до 4. Действующие лица: Волк Первый Пес Второй Пес Крестьянин   Ночь. На первом плане слева – сарай, справа – забор. На втором плане – огород. Из­за забора крадучись выходит Волк. Волк Давно пора овечек мне проведать Да парой­тройкой плотно пообедать. А вот и хлев их. Волк забегает в сарай. Раздается громкий собачий лай. Волк выбегает из хлева, собаки за ним. Волк (в панике)                               Ой! Беда! Беда! Мне кажется, зашел я не туда!  Я, думая залезть в овчарню, Попал на псарню! Волк бегает по сцене кругами, собаки с лаем за ним. Волк прижимается спиной к забору, преследователи окружают его. Волк (сам себе испуганно) Как выбраться мне из такого ада? Бегут: иной с дубьем, Иной с ружьем. Голос Крестьянина Огня! Огня! Выбегает Крестьянин с вилами. На Волка направляют прожектор. Волк (еще испуганнее)                         Уже бегут с огнем. А я сижу, прижавшись в угол задом, Зубами щелкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех я съесть; Но только тут не то, что перед стадом. Ужель настал безжалостный конец И мне пора расчесться за овец?! Крестьянин направляет на Волка вилы. Крестьянин Вот он проклятый! Вот! Держите вора! Собаки   с   громким   лаем   и   Крестьянин   с   вилами   наступают,   Волк пятится. Волк (примирительно) Друзья! Друзья! Начнем переговоры! К чему весь этот лишний шум? Я, ваш старинный сват и кум, Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры; Забудем прошлое, уставим общий лад! А я не только впредь не трону здешних стад, Но сам за них с другими грызться рад И волчьей клятвой утверждаю, Что я... Крестьянин                 Послушай­ка, сосед, – Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой: С волками  наче не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой.             (собакам) Ату его! Ату! Собаки заходятся громким лаем и набрасываются на Волка. Волк                               Спасите! Умираю! Волк падает на край сцены. Крестьянин Разбойнику досталось поделом! Его, злодея, никому не жалко. А жалко тех, кто опускает палку Пред льстивым в угол загнанным врагом. Конец. ии

Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)

Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)

Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)

Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)

Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)

Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)

Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)

Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)

Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)

Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)

Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)

Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)

Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)

Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)

Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)

Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)

Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)

Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)

Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)

Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)

Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)

Конспект урока по литературе по теме,,Басни И.А.Крылова( 5класс ФГОС)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017