Конспект урока по литературе "Устное народное творчество" (6 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по литературе "Устное народное творчество" (6 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
08.05.2017
Конспект урока по литературе "Устное народное творчество" (6 класс)
Урок в 6 классе по устному народному творчеству нацелен на знакомство учеников с малыми жанрами фольклора: пословицами, поговорками, загадками, сказками, песнями. Материал обширный, поэтому целесообразно провести 2-х часовое занятие в игровой форме. Предусматриваются разные виды деятельности: индивидуальная, парная, групповая. Творческая работа дает широкий простор фантазии учеников.Урок знакомства с устным народным творчеством может проходить как фольклорный праздник.
Устное народное творчество 6 кл..docx
Тема:  "Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Народная   мудрость   пословиц   и   поговорок.   Афористичность загадок"  Цели урока:  Формировать умение различать малые жанры устного народного творчества.  Расширять представления о русской культуре и истории.  Прививать чувство гордости за свою Родину. Оборудование: сборник пословиц, поговорок, сказок; записи русских народных песен Ход урока: I. Организационный момент. II. Введение в тему урока: Учитель: ­ Что такое фольклор? – Ребята, какие виды устного народного творчества вам известны?   Сегодня на уроке речь пойдет о малых жанрах фольклора – пословицах, поговорках, загадках, сказках, песнях. III. ­ А что же такое пословица и поговорка? Найдите определение  в учебнике. Пословица – краткое изречение, которое имеет законченную мысль.  Поговорка – изречение, в котором нет законченного суждения. Учитель: В народе говорят: «Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли». ­   Назовите   известные   вам   пословицы   и   поговорки.   Как   вы   думаете,   для   чего   нужны пословицы и поговорки? Вот как о пословицах и поговорках говорится в стихотворении. Выделите из содержания текста пословицы и поговорки. Пословицы недаром молвятся,  Без них прожить никак нельзя!  Они великие помощницы  И в жизни верные друзья.  Порой они нас наставляют,  Советы мудрые дают,   Порой чему­то поучают  И от беды нас берегут.  Пословица вовек не сломится –  Ведь с ней и горе, и беда.  И наша речь красна пословицей:  Давайте вспомним их, друзья.  Ну, кто из вас не согласиться,  Что без труда мечта мертва,  Что дело мастера боится.  Что жизнь дана нам для добра? Что друг не тот, кто медом мажет,  А тот, кто правду прямо скажет,  Что долг день до вечера,  Коли делать нечего. Что сам себя лишь тот погубит,  Кто других совсем не любит.  Кто кричит: «Я помогу!»  Пришло время: «Не могу!»  Где растяпа да тетеря,  Там не прибыль, а потеря.  И почитай учителя, как своего родителя.  А в пословицах ведь говорится,  Что сами мы должны учиться.  Грамотей не тот, что читать умеет,  А кто слушает, да разумеет.  Помни! Тот, кто хочет много знать,  Тот не должен долго спать.  Согласитесь: лень и плут  До добра не доведут.  В общем, всё вам расскажи да укажи,  Разжуй да в рот положи. (Выявление   значения   пословиц   и   поговорок   в   жизни   человека,   объяснение   смысла данных пословиц) Групповая   работа.   Каждая   группа   вспоминает   пословицы   на   определенную   тему, озвучивает их вслух и, и класс составляет тематический словарик пословиц. Учитель: Пословицы  можно   разделить   по   тематическому   признаку.   Давайте   составим   словарик пословиц по тематическому принципу: Пословицы о труде:  Делу время – потехе час;  Без труда ни вынешь и рыбки из пруда;  Готовь сани летом, а телегу – зимой;  Кто рано встает, тому и бог подает;  Гуляй, да дела не забывай;  Не сиди сложа руки, так  не будет и скуки. Пословицы о дружбе:   Старый друг лучше новых двух;  Человек без друзей, что дерево без корней;  Нового друга желай, а старого не забывай;  Пословицы об уме:   По одежке встречают, а по уму провожают;  Заставь дурака богу молиться, он весь лоб расшибет;  Мудрое слово – делу основа. Пословицы о Родине:   Береги землю родимую, как мать любимую,   Своя земля и в горстке мила;  Родимая сторонушка – матушка, а чужая – мачеха;   На чужой сторонушке рад своей воронушке. Учитель: Образны   и   красочны  поговорки  русского   народа.   Точно   и   емко   подмечаются   черты характера человека, природные явления, жизненные ситуации. Использование поговорок в речи делает ее яркой и образной.  Белого света не видеть (чрезмерная занятость);   Глазом не моргнуть. Усом не повести (не обращать внимания);  В каждой дырке затычка (о назойливом, излишне любопытном человеке). ­ Чем, на ваш взгляд, отличаются пословицы от поговорки? ­  А теперь попробуйте подобрать к данным описаниям краткие образные выражения:   Как можно сказать о тяжелом, невыносимом положении? (Хоть из дому беги.)  О неудачном обмене? (Выменять шило на мыло.)  Обвинить кого­то без вины? (Найти крайнего.) IV. Физкультминутка. (Спортивные упражнения под музыку.) V. Давайте теперь поговорим  о загадках. Что такое загадки? Найдите в учебнике определение.  Загадки – замысловатое поэтическое выражение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном, уводящем в сторону виде. ­ Отгадайте загадки:   Идут, идут, а никуда не уходят. (Часы.)  Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)  Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается. (Гриб.)  Желтый шар сыплет жар. (Солнце.) ­ Поработайте сейчас в парах. Придумайте свои загадки, зашифровав какие­либо приметы, особенности того явления, о котором будете говорить. Игра: отгадай загадку (дети представляют свои загадки). VI.  Сказка  –   тоже   фольклорный   жанр.   Это   повествовательное   произведение   с фантастическим вымыслом.  Учитель: ­ Ребята, а хотите сказку послушать?  Чтение сказки учителем. (Страница 118.) – Почему красавица за первого брата пошла замуж? Чем он ей приглянулся?  Что­то загрустили наши ребята, а мы их песней развеселим. VII. Народная песня – это лучший рассказ о душе народа. Многие поколения вложили в нее   радости   и   печали,   свои   мечты   о   жизни.   Народ   воспевал   дорогие   сердцу   края, прославляя   героев,   тружеников,   мудрость,   красоту   и   сердечную   чистоту.   В   будни   и   в праздники, в счастье и беде песня была всегда рядом. Народные песни можно разделить на несколько групп: исторические песни, бытовые песни, лирические и обрядовые песни.  Прослушивание песен. VIII.Учитель: Мы многое узнали сегодня о малых жанрах фольклора, а сейчас проверим, как вы знаете народное творчество.  Викторина  «Продолжи пословицу».  Землю красит солнце а человека (труд).  Без труда не вынешь и (рыбку из пруда).  Человек без друзей, что (дерево без корней).  Сам погибай, а (товарища выручай).  Не красна хата углами, а (красна пирогами).  Нет друга ищи , а (нашел береги) Игра « Знаете ли вы пословицы?» (Ученики   должны   составить   пословицу   из   предложенных   им   попарно   соединенных слов).  Каравай­затевай.   (На   чужой   каравай   рот   не   разевай,   а   пораньше   вставай   свой затевай).  Броду – воду. (Не зная броду, не суйся в воду.)  Болтает – мешает. (Кто много болтает, тот делу мешает.)  Встречай – провожай. (Встречай хлебом­солью, провожай добрым словом.)  Погибай – выручай. (Сам погибай, а товарища выручай.) Игра “ Семь и один”.  Назвать 4 пословицы, в которых употреблены числа 7 и 1.  Семеро одного не ждут.  Семь раз отмерь, один раз отрежь.  Семь бед, один ответ.  Семеро с ложкой, один с сошкой. IX. Итог урока.  Учитель: Что на уроке понравилось вам и больше всего запомнилось? Что нового узнали на уроке? X. Домашнее задание. Запишите   пословицы,   поговорки,   которые   используют   в   речи   ваши   родные,   узнайте   и запишите народные песни, которые поют в вашей семье.

Конспект урока по литературе "Устное народное творчество" (6 класс)

Конспект урока по литературе "Устное народное творчество" (6 класс)

Конспект урока по литературе "Устное народное творчество" (6 класс)

Конспект урока по литературе "Устное народное творчество" (6 класс)

Конспект урока по литературе "Устное народное творчество" (6 класс)

Конспект урока по литературе "Устное народное творчество" (6 класс)

Конспект урока по литературе "Устное народное творчество" (6 класс)

Конспект урока по литературе "Устное народное творчество" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017