Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.
Оценка 5

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.

Оценка 5
Разработки курсов
docx
русская литература
6 кл
08.08.2019
Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.
Данный конспект урока поможет учителю реализовать основные требования программы, расширит учащимся знания по жанру "сказка-быль", поспособствует развитию чувства долга, любви и доброты в сознании детей. На материалах данногго урока имеется отличная возможность для повторения самых употребляемых средств выразительности и других аспектов теории литературы
6_klass_literatura_prishvin_kladovaya_solntsa_urok_37.docx
Тема: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор,  мудрый рассказчик, мудрый Антипыч. Цель: 1) Познакомить со страницами жизни и творчества м.М. Пришвина, начать знакомство  с главами притчи «Кладовая солнца»           2) Развивать понятия «сказка­быль», «философская притча», умение выделять  сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды  повествования.           3) Содействовать воспитанию нравственных качеств личности: верность, любовь,  взаимоуважение, взаимопомощь, самопожертвование. Ход урока I. Сообщение темы и цели урока. (Слово учителя) «Кладовая солнца» ­ волшебное название. Это, как определяет автор ­ сказка­быль.  Придумал ее замечательный писатель, полный тезка Михаила Михайловича Зощенко ­  Михаил Михайлович Пришвин. Лучше всего о  человеке могут рассказать не сухие факты  биографии, а люди, близко знавшие его, друзья, родные по душе. Прочитаем отрывки из главы «Михаил Пришвин», которая входит в  известную нам уже «Золотую розу» К.Г. Паустовского  Посмотрим, что за сказку­быль придумал Пришвин  II. Беседа по вопросам по содержанию 1­2 части.  Прочитаем первые эпизоды произведения). - Где и когда происходит действие? (Действие происходит в селе, в районе города Переславль­Залесского во время Великой - Что уже в начале произведения напоминает сказку, а что ­ быль? («Кладовая солнца» ­ само название сказочно. Но через некоторое  время автор  Отечественной войны. Автор уточняет: «возле Блудова  болота».) объясняет: «Мы это так понимаем, что все Блудово болото.  я всеми огромными запасами  горючего торфа, есть кладовая солнца». Выходит, что это только метафора? Тут же  Пришвин добавляет: «Да. :." именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой  травинки­ ­каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце  отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передаваля его,  как  наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветкам и травинкам». Пришвин  поэтически рассказывает о процессе образования торфа «Но в болотах вода не дает  родителям­растениям передавать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой  сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как  торф, достается человеку в наследство». Начало произведения похоже на сказку. Зачин «В одном селе, возле Блудова болота...»  сказочный. Но тут же автор дает вполне конкретно указания места, времени, обстоятельств  повествования. Раннее сиротство и самостоятельность детей часто встречается в сказках. Но у  Пришвина всё достоверно: милые, трудолюбивые, «умненьки; а дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо». Сказка могла тем и кончиться: «Стали жить­поживать и  добра наживать». Но история и только начинается. Сказочной кажется «чудесная вещь» ­ компас. Вспомним, что в сказках часто  встречаются предметы­помощники (волшебный клубок, яблочко сапоги­скороходы и т.п.)  Но мы знаем, что компас действительно н е о б х о димая вещь, реальный помощник. Сказочными представляются образы животных и птиц, традиционных для русских  сказок: волка, лисы, зайца, тетеревов, сорок, ворон. У волка и тетерева даже есть прозвища  ­ Серый Помещик и Косач. Образы старушек­елей, встречавшихся Митраше, ­ сказочные: «Чем старше старушка  на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем­то, четвертая стоя вяжет чулок...» Автор, правда, объясняет метафорический характер описа­ ния: «что ни елочка, то непременно на что­то похожа». Но следом пишет: «Очень  волновались старушки­ели... Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака  палкой ударить по голове... другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждешь ­ вот­ вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мертвыми головами на  шестах». Наконец, традиционно сказочным является сюжет: девочка собирала в лесу ягоды и  заблудилась. Но это вполне реальное событие. I. Так все же, сказку или быль рассказывает писатель? (Пришвин сам объясняет жанр своего произведения ­ «сказка­быль». Это неделимое понятие. Сказка и быль одновременно существуют в тексте произведений  Пришвина. Когда писатель рисует сказочные образы, они часто представляются  развернутыми метафорами, сравнениями, автор говорит: «кажется», «похоже», «как в  сказке». Рассказывая же о реальных событиях, автор подчеркивает волшебные свойства  доброты, трудолюбия, изобретений человека, явлений природы. У Пришвина всё  одновременно и сказка, и быль.) II. Как  ведется повествование? Кто рассказывает историю? (Пришвин ведет повествование очень интересно: одного автора­ рассказчика как будто  нет. Речь идет от первого лица множественного числа: «Мы». Об этот собирательном образе мы узнаем, что «они» ­ «приезжие люди», что жили «всего только через один дом от детей»,  в конце раскрывается, что «мы» ­ «разведчики природных богатств», «работали над  подготовкой болота для добывания в нем горючего ­ торфа». Так образ рассказчиков  («мы») представляет мир взрослых людей, занятых вполне реальным делом. На этом  взрослом фоне выделяется история детей, оставшихся без любви, помощи и поддержки  родителей. Они сами должны заботиться о себе и друг о друге, жить взрослой жизнью. Но  детская жизнь изображается Пришвиным и сказочно. Дети словно погружены в сказку ­ еще  и потому реальное в произведении переплетается с волшебным. III.Какими вы видите главных героев сказки­были? III. Устное рисование IV. Как изображает детей автор? Как он к ним относится? Почему он называет их  «Золотая курочка» и «мужичок в мешочке»? (Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: «Они были очень милые»; «И какие это были умные детишки!»; «наши любимцы». Ласковое прозвище «золотая курочка»  придает описанию Насти сказочную прелесть. Детали портрета делают ее еще более милой: «Волосы у нее, ни темные, ни  светлые "отливали золотом», веснушки по всему лицу были крупные, как золотые  монетки... Только носик один был чистенький и глядел вверх». Эффект усиливают  уменьшительные суффиксы в словах: «курочка», «ножки», «монетки», «носик»,  «чистенький», «веснушки» и повторение эпитета «золотой», напоминающего о солнце ­  символе тепла и жизни. Митраша описан по­другому. Главное в его описании ­ мужские, волевые качества:  Это был мальчик упрямый и сильный». Прозвище «Мужичок в мешочке» означает, что  Митраша, хотя и невелик пока («он был коротенький»), но уже обладает качествами «мужичка». В его внешности заложены будущие черты сильного мужчины: «очень плотный, лобастый, затылок широкий».)   ­ Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения? (Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом  хозяйстве, «о всех живых существах». Автор и восхищается детьми, и гордится ими: «Но с  такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!») III. (Автор сравнивает действия детей с действиями их родителей. Настя, «как и покойная Как автор описывает хозяйственные заботы детей? мать», «вставала далеко до солнца», «выгоняла свое любимое стадо», топила печь,  готовила обед, «хлопотала по хозяйству до ночи». Митраша «выучился у отца» делать  деревянную посуду, «на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он  бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы».) IV. Комментированное чтение. Прочитаем короткий диалог в начале повествования. Как диалог помогает  понять характеры брата и сестры? ^ (Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, «как отец наставлял его мать» и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот «начинает злиться и хорохориться». Настя сначала  поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку, и тут «отцовский задор покидает  хозяина». Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой: «Давай­ка вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать».) Прочитаем по ролям диалог в эпизоде «Настя и Митраша собираются за клюквой».  Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании? (Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о «палестинке» в лесу. У  нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в  дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он ­ мужчина, исследователь,  ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.) РАБОТА ПО СЛОВАРЮ: Что такое КОНФЛИКТ в литературном произведении?  V . Итог урока VI . Домашнее задание   А) дочитать сказку­быль и привести примеры сказочным и реалистических эпизодов в повествовании. Б) (опережающее задание) – наизусть фрагмент «История сосны и ели на болоте» В) Пересказать по эпизодам:  История Антипыча  Митраша в беде  Приключения Насти в лесу (индивидуально, творчески – пересказ от 1­го лица)

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2019