Урок 122.
«Мурзилка» и «Веселые картинки» – самые старые детские журналы
(учебник, с. 173–178)
Тип урока: постановка и решение учебной задачи |
||
Педагогические задачи: создать условия для привития вкуса и любви к художественной литературе, к творческому познанию мира через знакомство с детскими журналами; обучения нахождению в библиотеке детских журналов по выбранной теме, самостоятельному составлению вопросов по содержанию; способствовать развитию умения использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи» |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся читать вслух, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров в детских журналах; находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках |
Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела; анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; оценивают свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания; коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы на осмысление нравственной проблемы; осознают цель своего высказывания |
Личностные: осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет М. М. Зощенко; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудиозаписи музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. |
Сообщают о готовности |
Умеют слушать в соот- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Проверим готовность к уроку. Использует методику «Настроение». – Формула удачи: улыбка – настроение – вера в себя – результат |
ка, рабочей тетради, ручки, простого и цветных карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») |
ветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте стихотворение «Два павлина» с удивлением. – Прочитайте с восклицательной интонацией. – Прочитайте с вопросительной интонацией. – Прочитайте скороговоркой. Жили-были два павлина, Вот и сказки середина. Жили-были два гуся, Вот и сказка вся. – Прочитайте стихотворение «Друзья» Душана Родовича в переводе Л. Яхнина. Какой это совет – вредный или хороший? Если плачет кто-то рядом, Если слезы льются градом, Подойдите вы к нему И спросите «Почему?» Это, дети, сделать надо – Плохо плакать одному. |
Отвечают на вопросы
учителя. Рассказывают
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке |
Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– А как вы утешаете плачущего? Или спокойно проходите мимо? – Прочитайте с разной интонацией: с веселой, грустной, сердитой, беспокойством, лаской. – Прочитайте шепотом, громко, с ускорением, с замедлением. – Прочитайте выразительно. – Я прочитала это стихотворение в детском журнале «Веселые картинки» |
|
|
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
– Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с детским журналом «Веселые картинки» |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названиюпроизведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию |
IV. Знакомство |
Рассказывает об истории детского журнала «Веселые картинки» (см. ресурсный материал). Рассказывает «Историю Веселых человечков». Жили-были в разных странах и разных сказках Веселые человечки: Карандаш, Петрушка, Самоделкин, Чиполлино, Гурвинек, Дюймовочка, Буратино, Незнайка. У каждого из них была своя история, своя сказка. Однажды Веселые человечки встретились и решили больше никогда не расставаться. Они стали лучшими друзьями девчонок и мальчишек, проживающих не только в России, но и в странах СНГ, Европы и даже Америки! |
Слушают рассказ учителя, рассматривают журнал. Задают вопросы |
|
V. Работа над содержанием текста. |
Проводит словарную работу. – Объясните имена (названия) Веселых человечков. – Сегодня в компании Веселых человечков ты можешь путешествовать по сказкам, |
Объясняют значение слов при педагогической поддержке |
Осознанно и произвольно строят рече- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Лексическая работа.
|
в космосе, по джунглям
и т. д. Для этого только нужно выбрать раскраску-комикс Карандаш − самый главный в компании Веселых человечков. Его придумал очень известный художник, основатель журнала «Веселые картинки» Иван Семенов. Карандаш − умница, эрудит, талантливый живописец. Все его любят и уважают за доброту, обширные познания и отличное чувство юмора. Петрушка
пришел в «Веселые картинки» из представлений площадного театра, которые в
России устраивались в дни праздников и ярмарок. Петрушка находчивый Буратино родился в Италии, там его знают под именем Пиноккио. А у нас в России он стал известен как герой сказки Алексея Николаевича Толстого «Приключения Буратино». Среди Веселых человечков Буратино самый любопытный и любознательный. Самоделкин − робот, электронная машина последнего, самого «продвинутого», поколения. Он известный борец с компьютерными вирусами, все делает основательно, аккуратно и неторопливо. Чиполлино − еще один итальянец в «Веселых картинках», очень смешливый и проказливый, любит путешествовать и придумывать забавные истории, имеет много друзей. Дюймовочка − единственная девочка в этой мальчишеской компании. Она − героиня сказки Г.-Х. Андерсена, но и на страницах «Веселых картинок» чувствует себя как дома. Очень славная, кокетливая. Любит не только танцевать и нарядно одеваться, но и читать. Гурвинек однажды как турист приехал к нам в гости из Чехословакии. Да и остался. Он очень воспитанный, умный. За разносторонние знания в компании его ласково называют «почемучкой». Незнайка − герой сказки Николая Носова, которого знают все. И хотя он не прочь приврать, поозорничать, схитрить, Веселые человечки приняли его в свою компанию. И в какие бы ситуации этот непоседливый шалун ни попадал, друзья всегда протянут ему руку помощи, потому что девиз Веселых человечков, как и у мушкетеров: «Один за всех и все за одного!». |
|
вое высказывание в
устной форме, обосновывают свое |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Первичное чтение произведений |
Предлагает послушать произведения из детского журнала «Веселые картинки» |
Внимательно слушают |
|
VI. Повторное чтение и анализ литературного материала |
Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – В журнале «Веселые картинки» материалы чередуются между собой по принципу «текст-игра». Рассмотрим постоянные рубрики издания. – Найдите рубрику «Смастери сам». Чему здесь можно научиться? (В рубрике «Смастери сам» можно узнать, как смастерить какого-нибудь зверька из желудей, пластилина или вырезать куклу и сшить одежду для нее из обрезков ткани по прилагающимся шаблонам.) – Материалы рубрики представляют собой пошаговые инструкции. – В рубрике «Чем закончится история?» рассказывается начало истории, а конец предлагается придумать самим и прислать письмо в редакцию. Лучшее окончание истории публикуют на страницах журнала. – Найдите рубрику «Знаешь ли ты эту сказку?». Что здесь опубликовано? (Короткий отрывок из сказки с иллюстрацией. Задание: узнай сказку.) – Где расположена рубрика «Угадай-ка…»? Какой материал печатается в данной главе? (Игры «Угадайте, какой из трех поездов быстрее подойдет к станции», «Угадай, какой листочек от какого дерева», лабиринты.) – Игры-бродилки публикуются раз в два номера. Носят развлекательно-обучающий характер. – Прочитайте стихотворение. Какой литературный прием использован? (Повтор.) Черной ночью За окном – Черный тополь, Черный дом. На скамейке, У ворот, Дремлет Черный-черный Кот… |
Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения |
Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. |
|
Окончание табл
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Найдите стихотворения, в которых используется звукопись. Какой звук повторяется? Жу-жу-жу, жу-жу-жу, На лужайке я жужжу! На лужайке я жужжу, Над ромашками кружу, Безобидно я жужжал, Что ж ты, Женя… убежал? – Отгадайте загадки (см. ресурсный материал) |
|
Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
VII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Выучить наизусть понравившееся стихотворение из журнала. • Нарисовать игру-лабиринт |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Что вам запомнилось из рассказа о «Веселых картинках»? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Проводит упражнение «Роза настроения» (см. ресурсный материал) |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ОБ ИСТОРИИ ДЕТСКОГО ЖУРНАЛА «ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ»
Детский юмористический журнал «Веселые картинки» начал выходить в свет с 1956 года на волне «хрущевской оттепели», одновременно с журналами «Новый мир» и «Наука и жизнь».
Идея появления «Веселых картинок» принадлежала Ивану Семенову − популярному карикатуристу газеты «Крокодил», который стал первым редактором журнала. Вместе с художником Виталием Стацинским он привлек к работе своих коллег − академиков Аминадава Каневского и Алексея Лаптева. В честь выхода первого номера журнала Самуил Маршак написал не просто стихотворение, а оду!
В большой семье советской журналов и газет Но меньше и моложе читателя журнал.
Сегодня самый детский журнал выходит в свет. Журналу и ребенку – счастливого пути!
Его читатель тоже еще довольно мал, Пусть будут вперегонку расти, расти, расти!
Название журнала выбирали исходя из того, что маленькие дети, для которых он предназначался, охотно рассматривают забавные и веселые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями. Но очень скоро выяснилось, что журнал вместе с детьми читают и взрослые. Так в «Веселых картинках» появились стихотворения, рассказы, считалки, загадки. Он стал не только детским, но, что не менее важно, «семейным» журналом СССР.
Авторскому составу «Веселых картинок» могло позавидовать любое отечественное издание. В нем работали лучшие советские писатели и художники: Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Евгений Ведерников, Владимир Сутеев и только что вернувшийся из сталинских лагерей легендарный карикатурист Константин Ротов.
Главного героя «Веселых картинок», ставшего символом журнала, – Карандаша – придумал и нарисовал Иван Максимович Семенов, народный художник СССР. Он создал замечательный художественный образ – забавного, доброго и веселого человечка с красным грифелем вместо носа, одетого в нарядную синюю блузу. На голове красовался элегантный берет, а на шее – красный бант. Глядя на него, и маленькие и взрослые понимали, что перед ними художник и интеллигент.
Первый номер журнала вышел в сентябре 1956 года. Журнал сразу стал невероятно популярен, войдя в разряд дефицитных изданий. Подписаться на него было очень непросто, помочь в этом могло либо знакомство, либо какие-то особые привилегии. Когда в середине 70-х годов были сняты ограничения с печати, тираж «Веселых картинок» достиг 9 150 000 экземпляров.
Интересно и то, что «Веселые картинки» – это единственное издание в СССР, которое никогда не подвергалось цензуре, не «литовалось», как тогда говорили. Возможно, это была забывчивость чиновников, а может быть, они просто решили, что в комиксах о приключениях Веселых человечков просто нечего «литовать».
Журнал «Веселые картинки» был единственным печатным изданием в СССР, на страницах которого никогда не публиковались и обязательные для всей прессы печальные извещения о смене руководителей советского государства. Когда умер Л. И. Брежнев, сверху была спущена директива – опубликовать его портрет в траурной рамке на обложке всех изданий. Редакции «Веселых картинок» пришлось довольно долго доказывать вышестоящим инстанциям, что это будет выглядеть крайне неуместно и неловко рядом с названием журнала.
В 1972 году «Веселые картинки» возглавила Нина Иванова, которая работала в журнале в течение нескольких лет.
В 1977 году главным редактором «Веселых картинок» стал замечательный художник Рубен Варшамов. Вместе с ним пришли новые авторы, художники-нонконформисты, авторы «бульдозерной» выставки – Виктор Пивоваров, Валерий Дмитрюк, Илья Кабаков, Эдуард Гороховский, Александр Митта, карикатуристы нового поколения Сергей Тюнин и Олег Теслер. Они привнесли в жизнь редакции веяния бунтарства и стремления к свободе. То, что было невозможно в серьезных, «взрослых» изданиях, оказалось воплощено на страницах «Веселых картинок».
В 1979 году Виктор Пивоваров создал современный логотип журнала. «Веселые картинки» охотно печатали не только известных, но и начинающих авторов. В те годы это было проявлением храбрости. Так были открыты имена Эдуарда Успенского, Андрея Усачева, Евгения Милутки и др. В начале 90-х годов редакция журнала «Веселые картинки» была преобразована в Издательский дом. В 2000 году главным редактором стала Инна Антипенко.
С 1997 года стал выходить журнал о животных «Филя», в 1998 году был выпущен журнал для подростков «Пампасы», в 2000 году − вышли журнал об искусстве «Эскиз» и журнал о путешествиях и путешественниках «Синдбад», в 2002 году − журнал о спорте и здоровом образе жизни «Трамплин».
Продукция Издательского дома «Веселые картинки» − это целая система периодических изданий для детей, не имеющая аналогов как в России, так и за рубежом.
Осенью 2006 года журналу «Веселые картинки» исполнилось 50 лет. Возраст, что и говорить, солидный. Дата красивая, круглая. Но и сегодня «Веселые картинки» радуют детей и взрослых своим задором, оптимизмом, отличным настроением – словом, всем тем, что так необходимо нам в жизни! Журнал получил много поздравлений с днем рождения от известных художников, писателей, артистов и политических деятелей.
ЗАГАДКИ
|
Деревянного мальчишку, Шалуна и хвастунишку Знают все без исключений. Он любитель приключений. Легкомысленным бывает, Но в беде не унывает. И синьора Карабаса Обхитрить сумел не раз он. Артемон, Пьеро, Мальвина Неразлучны с... (Буратино). |
Он улыбчивый, задорный. Колпачок на нем узорный. А рубашка-то в горох, Он смешит честной народ. Он с бубенчиком в руке В сине-красном колпаке Он веселая игрушка, А зовут его... (Петрушка). |
Появилась девочка В чашечке цветка. И была та девочка Чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке Девочка спала. Вот такая девочка, Как она мила! (Дюймовочка.)
|
||
Папа – лук и мама тоже, Дети все на них похожи. Старший – верный друг и малый, Сделал добрых дел немало. Для сеньора Мандарина Кто опасен? … (Чиполлино.) |
У кого большая шляпа? Кто бездельник и растяпа? Кто хвастун, болтун, зазнайка? Знают все, малыш… (Незнайка). |
|
|||
УПРАЖНЕНИЕ «РОЗА НАСТРОЕНИЯ»
«Роза» делится на секторы – по количеству дней. Заполняется «роза» в конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой цвет соответствует наиболее полно настроению в течение урока: желтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение; зеленый цвет – спокойное, уравновешенное; синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.
В зависимости от этого дуга опускается вниз либо поднимается вверх, образуя один лепесток «розы». Далее лепесток закрашивается выбранным цветом. Если, по мнению ребят, настроение в конце дня изменилось, то при закрашивании один цвет плавно переходит в другой.
Внутри лепестка можно написать объяснение, почему выбраны такой цвет и форма лепестка. В этом случае «роза» станет своеобразным дневником с оценкой каждого дня.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.