Уроки
81–82. А. А. Блок. Картины зимних забав
(учебник, с. 50–54;
рабочая тетрадь, с. 62–63)
Тип урока: решение частных задач |
||
Педагогические задачи: способствовать обеспечению целостного восприятия и осмысления поэтического текста, развитию воображения, речи учащихся; обогащению словарного запаса; создать условия для обучения анализу лирического произведения и произведения живописи, сравнению их; совершенствовать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения; воспитывать уважительное отношение к народным традициям |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся
с произведениями научатся понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение) |
Метапредметные: познавательные: осознают сущность и значение стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы; осознают цель своего высказывания |
Личностные: самостоятельно
выполняют задания учителя; проявляют интерес |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет писателя; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. |
Сообщают
о готовности |
Слушают в со-ответствии |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Проверим готовность к уроку. – Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье |
моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») |
с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте стихотворение Саши Черного наизусть. – Расскажите веселую историю про слона.
|
Отвечают
на вопросы учителя. Рассказывают |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания. Владеют навыками четкого произношения звуков в скороговорке |
2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика |
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте стихотворение с удивлением. – Прочитайте сердито. – Прочитайте скороговоркой. Избушка старая в лесу И ворон старый сторожит У дуба старого стоит. Избу у старого пенька. Колдунья старая живет В избушке старой, что в лесу У дуба старого стоит, Где ворон старый сторожит Избу у старого пенька. – Выполните дыхательную гимнастику. Представьте, что вы на лугу. Вас окружают эти чудесные цветы, почувствуйте этот прекрасный аромат цветущих растений: сделайте шумный вдох носом и выдохните ртом. – А сейчас вы маленькие медвежата и про́сите протяжно, баском, четко произнося звуки, у мамы-медведицы поесть |
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Читает отрывок из стихотворения А. Блока. Кончил учитель урок, В воздухе сыро, тепло, Мирно сидит на крылечке. Белый туман за прудами. Звонко кричит пастушок. Старый учитель сидит, – Скачут барашки, овечки. Верно, устал от работы: Солнце за горку ушло, Завтра ему предстоит Светит косыми лучами. Много трудов и заботы. – Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? –
Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться
в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией |
Внимательно слушают.
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.
По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения |
Прогнозируют содержание урока. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора |
Рассказывает о творчестве А. Блока, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения, выставкой его книг (см. ресурсный материал) |
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора |
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
V. Работа над содержанием стихотворения «Ветхая избушка». 1. Работа с толковым словарем. |
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. – Как вы понимаете выражение «ветхая избушка»? Ветхий
– разрушающийся,
|
Работают с толковым словарем.
|
Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату. Принимают и сохраняют учебную задачу. Планируют учебные действия в соответ-ствии с учебной задачей |
2. Первичное чтение произведения. |
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. |
Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. |
|
3. Беседа по содержанию |
Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Чему учит это произведение? Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Прочитайте стихотворение выразительно.
|
Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения. Читают
произведение режиме. |
|
Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в
стихотворении? – Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? (Он рас-сказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой.) |
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
VI. Работа над содержанием стихотворения «Сны». 1. Работа с толковым словарем.
2. Первичное чтение произведения. 3. Беседа по содержанию |
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой. Внемлю – слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием. Дремные покровы – дремота, то есть полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза. Покров – верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь. Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось ли вам произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Чему учит это произведение? Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Проводит дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, напомнило стихотворение И. Сурикова «Детство».) – Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и Серый Волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая красавица» и др.) – Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.) |
Работают с толковым словарем.
Прослушивают
текст. Отвечают на вопросы, Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения. Читают
произведение Читают выразительно стихотворение |
Выразительно читают. Пони-мают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Формулируют и аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ. Делают выводы, извлекают ин-формацию из различных ис-точников. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
VII. Работа над содержанием |
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои отве |
Работают с толковым словарем. |
Выразительно читают. Пони- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
стихотворения «Ворона». 1. Работа с толковым словарем. 2. Первичное чтение произведения. 3. Беседа по содержанию |
ты по толковому словарю.
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось ли вам произведение?
– Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Чему учит это произведение? Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Проводит дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.
– Как вы поняли, о чем это стихотворение?
– Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? – Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок?
– Прочитайте строчки, которыми автор показывает, что ворона была любопытна.
– Какая радость у вороны? В каких строках это выражено? |
Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения. Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. – В стихотворении говорится о вороне, о наступлении весны. – Здесь ему помогает слово «лохматой». – Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, Вниз на землю глядит она боком. – Вниз на землю глядит она боком: что белеет под нежною травкой? |
мают на слух ответы обуча-ющихся. Слушают
собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Формулируют и
аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ. Делают выводы,
извлекают информацию |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
– Вон желтеют под серою лавкой Прошлогодние мокрые стружки... Это все у вороны – игрушки. И уж так-то ворона довольна, Что весна, и дышать ей привольно!.. Выразительное чтение детьми стихотворения |
|
VIII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Подготовить выразительное чтение стихотворений А. Блока «Сны», «Ворона». • Подготовить сообщение о черемухе |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
IХ. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя при помощи карточек с изображением трех лиц – веселого, нейтрального и грустного (см. ресурсный материал) |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
РАССКАЗ О А. А. БЛОКЕ
А. Блок (16 ноября 1880 – 7 августа 1921).
Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею – первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале Блок был и главным редактором, и главным художником, и главным автором – помещал свои стихи, рассказы, очерки.
Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор он проводил в ней каждое лето на протяжении 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли свое воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Этот уголок средней полосы России называют его духовной Родиной. Здесь им написано около 300 стихотворений.
В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.
Заканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.
Главные темы стихов Блока – Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения Александра Блока переведены на многие языки мира.
Памятник А. А. Блоку возведен в Москве во дворе дома 8 по улице Спиридоновка.
КАРТОЧКИ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ
Описание: Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и рисуют лучики.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.