Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: А. А. БЛОК. КАРТИНЫ ЗИМНИХ ЗАБАВ
Оценка 4.8

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: А. А. БЛОК. КАРТИНЫ ЗИМНИХ ЗАБАВ

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: А. А. БЛОК. КАРТИНЫ ЗИМНИХ ЗАБАВ
Тип урока: решение частных задач Педагогические задачи: способствовать обеспечению целостного восприятия и осмысления поэтического текста, развитию воображения, речи учащихся; обогащению словарного запаса; создать условия для обучения анализу лирического произведения и произведения живописи, сравнению их; совершенствовать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения; воспитывать уважительное отношение к народным традициям
русские забавы.docx

Уроки 81–82. А. А. Блок. Картины зимних забав
(учебник, с. 50–54; рабочая тетрадь, с. 62–63)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: способствовать обеспечению целостного восприятия и осмысления поэтического текста, развитию воображения, речи учащихся; обогащению словарного запаса; создать условия для обучения анализу лирического произведения и произведения живописи, сравнению их; совершенствовать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения; воспитывать уважительное отношение к народным традициям

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведениями
А. А. Блока;

научатся понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)

Метапредметные:

познавательные: осознают сущность и значение стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей;

коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы; осознают цель своего высказывания

Личностные:

самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес
к чтению различных книг и самому процессу чтения

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет писателя; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности
к уроку. Определяют са-

Слушают в со-ответствии


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Проверим готовность к уроку.

– Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье

моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Прочитайте стихотворение Саши Черного наизусть.

– Расскажите веселую историю про слона.

 

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома. Читают наизусть
на оценку.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания. Владеют навыками четкого произношения звуков в скороговорке

2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте стихотворение с удивлением.

– Прочитайте сердито.

– Прочитайте скороговоркой.

Избушка старая в лесу              И ворон старый сторожит

У дуба старого стоит.               Избу у старого пенька.

Колдунья старая живет

В избушке старой, что в лесу

У дуба старого стоит,

Где ворон старый сторожит

Избу у старого пенька.

– Выполните дыхательную гимнастику. Представьте, что вы на лугу. Вас окружают эти чудесные цветы, почувствуйте этот прекрасный аромат цветущих растений: сделайте шумный вдох носом и выдохните ртом.

– А сейчас вы маленькие медвежата и про́сите протяжно, баском, четко произнося звуки, у мамы-медведицы поесть

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке


Продолжение табл.

1

2

3

4

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Читает отрывок из стихотворения А. Блока.

Кончил учитель урок,                    В воздухе сыро, тепло,

Мирно сидит на крылечке.            Белый туман за прудами.

Звонко кричит пастушок.              Старый учитель сидит, –

Скачут барашки, овечки.               Верно, устал от работы:

Солнце за горку ушло,                   Завтра ему предстоит

Светит косыми лучами.                 Много трудов и заботы.

– Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
А. Блока

Внимательно слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

 

 

 

По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

Прогнозируют содержание урока. Принимают и сохраняют учебную

цель и задачу. Делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство

с биографией автора

Рассказывает о творчестве А. Блока, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения, выставкой его книг (см. ресурсный материал)

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию


Продолжение табл.

1

2

3

4

V. Работа над содержанием стихотворения «Ветхая избушка».

1. Работа с толковым словарем.

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

– Как вы понимаете выражение «ветхая избушка»? Ветхийразрушающийся,
негодный от старости; дряхлый.

 

Работают с толковым словарем.

 

 

 

 

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату. Принимают и сохраняют учебную задачу. Планируют учебные действия в соответ-ствии с учебной задачей

2. Первичное чтение произведения.

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

3. Беседа по содержанию

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Чему учит это произведение?

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Прочитайте стихотворение выразительно.

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения.

Читают произведение
по цепочке. Взаимодействуют с учителем во вре-мя опроса, осуществляемого во фронтальном

режиме.

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении?
О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей.)

– Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? (Он рас-сказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой.)

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения


Продолжение табл.

1

2

3

4

VI. Работа над содержанием стихотворения «Сны».

1. Работа с толковым словарем.

 

 

2. Первичное чтение произведения.

3. Беседа по содержанию

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой.

Внемлю – слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием.

Дремные покровыдремота, то есть полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.

Покров – верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Чему учит это произведение?

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Проводит дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, напомнило стихотворение И. Сурикова «Детство».)

– Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и Серый Волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая красавица» и др.)

– Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.)

Работают с толковым словарем.

 

 

 

 

 

 

Прослушивают текст. Отвечают на вопросы,
определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения.

Читают произведение
по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Читают выразительно стихотворение

Выразительно читают. Пони-мают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Формулируют и аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ. Делают выводы, извлекают ин-формацию из различных ис-точников. Планируют свое действие в соответствии

с поставленной задачей

и условиями ее реализации

VII. Работа над содержанием

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои отве

Работают с толковым словарем.

Выразительно читают. Пони-


Продолжение табл.

1

2

3

4

стихотворения «Ворона».

1. Работа с толковым словарем.

2. Первичное чтение произведения.

3. Беседа по содержанию

ты по толковому словарю.

 

 

 

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

 

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Чему учит это произведение?

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Проводит дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

 

 

 

 

– Как вы поняли, о чем это стихотворение?

 

 

– Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону?

– Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок?

 

 

Прочитайте строчки, которыми автор показывает, что ворона была любопытна.

 

 

– Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?

 

 

 

 

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя.

Аргументируют свою точку зрения.

Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

В стихотворении говорится о вороне, о наступлении весны.

Здесь ему помогает слово «лохматой».

– Вдруг запрыгала вбок

глупым скоком,

Вниз на землю глядит

она боком.

– Вниз на землю глядит

она боком:

что белеет под нежною

травкой?

мают на слух ответы обуча-ющихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Формулируют и аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ. Делают выводы, извлекают информацию
из различных источников. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации


Окончание табл.

1

2

3

4

 

 

– Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые

стружки...

Это все у вороны –

игрушки.

И уж так-то ворона

довольна,

Что весна, и дышать ей

привольно!..

Выразительное чтение

детьми стихотворения

 

VIII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Подготовить выразительное чтение стихотворений А. Блока «Сны», «Ворона».

•  Подготовить сообщение о черемухе

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

IХ. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат

чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя при помощи карточек с изображением трех лиц – веселого, нейтрального и грустного (см. ресурсный материал)

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности


Ресурсный материал к уроку

РАССКАЗ О А. А. БЛОКЕ

А. Блок (16 ноября 1880 – 7 августа 1921).

Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею – первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале Блок был и главным редактором, и главным художником, и главным автором – помещал свои стихи, рассказы, очерки.

Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор он проводил в ней каждое лето на протяжении 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли свое воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Этот уголок средней полосы России называют его духовной Родиной. Здесь им написано около 300 стихотворений.

В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.

Заканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.

Главные темы стихов Блока – Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения Александра Блока переведены на многие языки мира.

Памятник А. А. Блоку возведен в Москве во дворе дома 8 по улице Спиридоновка.

 


КАРТОЧКИ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ

Описание: Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и рисуют лучики.


 

Уроки 81–82. А. А. Блок. Картины зимних забав (учебник, с

Уроки 81–82. А. А. Блок. Картины зимних забав (учебник, с

I. Организация начала урока

I. Организация начала урока

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

VII. Работа над содержанием

VII. Работа над содержанием

Продолжение табл. 1 2 3 4 стихотворения «Ворона»

Продолжение табл. 1 2 3 4 стихотворения «Ворона»

Окончание табл. 1 2 3 4 –

Окончание табл. 1 2 3 4 –

Ресурсный материал к уроку РАССКАЗ

Ресурсный материал к уроку РАССКАЗ

КАРТОЧКИ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ Описание:

КАРТОЧКИ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ Описание:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017
Посмотрите также: