Урок
75. А. И. Куприн «Слон»
(учебник, с.
25–40; рабочая тетрадь, с. 57)
Тип урока: освоение нового материала |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с биографией и творчеством А. И. Куприна, его произведением «Слон»; способствовать формированию читательской компетенции, умения прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации; обогащению словарного запаса через работу с толковым словарем; развитию умения определять жанр произведения; содействовать воспитанию чувства сострадания к ближнему |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся
с произведением научатся читать вслух бегло, осо- знанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте |
Метапредметные: познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; составляют план работы по решению учебной задачи урока; коммуникативные:
осознают цель своего высказывания; строят диалог |
Личностные: оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет писателя; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. – Доброе утро, солнце! (Поднимают руки, затем опускают.) – Доброе утро, небо! (Поднимают руки, затем опускают.) – Доброе утро всем нам! (Разводят руки в стороны, затем опускают.) |
Сообщают
о готовности |
Слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Кто придумал продолжение сказки о путешествии Евсейки? – Закончите предложения: Меня удивило в сказке… Мне бы хотелось … – Кто подготовил творческий пересказ от лица Евсейки? Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознания читаемого текста. – Прочитайте скороговорку выразительно: Слон сломал случайно стенку. Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны |
Отвечают
на вопросы учителя. Рассказывают
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке |
Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Слушают в соответ-ствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова: Мы познакомимся с…. Мы узнаем… Мы вспомним… Мы будем уметь… Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направлен- |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строят речевое |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Как вы думаете, о чем это произведение? –
Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению,
ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с
биографией |
ность текста, выделяют главных героев |
высказывание в устной форме |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора |
Рассказывает о писателе, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения, выставкой книг (см. ресурсный материал) |
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора |
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию |
V. Работа над содержанием текста. Первичное чтение произведения |
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось вам произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Докажите, что это рассказ. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Какова основная мысль произведения? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения. – Давно ли болеет девочка? – Что посоветовал доктор родителям девочки? – Что приснилось однажды Наде? – О каком желании она рассказала матери? – Какого слона принес ей папа? – Куда отправился отец девочки в поисках живого слона? – Как отреагировал хозяин зверинца на странную просьбу папы девочки? – Какие еще вопросы по содержанию можно было задать? – Обрадовалась ли девочка, когда увидела игрушку, купленную папой? |
Прослушивают текст.
Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения |
Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются и приходят к общему мнению при работе в паре. Учитывают мнение со- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Чем болела девочка? |
|
седа
по парте. |
VI. Повторное чтение и анализ произведения. 1. Работа с тол-ковым словарем.
2. Выборочное чтение по ролям |
Проводит словарную работу.
– Объясните значение слов и выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. – Найдите выделенные слова в словарях. (Пуд, вершок.) – Давайте вспомним, каких размеров был слон и сколько он весил? (Высота 3 аршина, длина 4 аршина и весил 112 пудов.) Аршин – старая русская единица измерения длины – 0,71 м. Пуд – устаревшая единица измерения массы русской системы мер – 16,3804815 кг. Организует повторное, выборочное чтение по ролям и обсуждение содержания произведения.
– Найдите и прочитайте диалог Надиного папы и хозяина зверинца по ролям (с. 30– 32 до слов: «Я сам хозяин этого дома»).
– Назовите действующих лиц. (Автор, папа, хозяин зверинца.) Организует дискуссию, выслушивает мнения обучающихся, подводит итог. – Что побуждает двух взрослых людей исполнить просьбу шестилетней девочки? (Речь идет о здоровье и даже о жизни девочки. Девочка очень больна, и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него у самого дочь – ровесница больной |
Работают с толковым словарем.
Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.
|
Выразительно читают. Пони-мают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответст-эталону. Формулируют свое мнение и позицию. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Планируют |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
девочки.) – Почему взрослые выбирают самого большого слона: ведь есть два маленьких? (Самый большой слон – самый талантливый и обученный. Он принесет девочке больше радости и улыбок.) – Желание Нади увидеть живого слона – это каприз или мечта? Докажите свое мнение по тексту. (Если бы требование привести слона было бы капризом, а не мечтой, слон бы очень быстро наскучил девочке.) – Какие чувства вы испытывали к главной героине по ходу чтения текста? – Как вы думаете, почему девочка поправилась? (Надя выздоравливает не просто потому, что исполнилось ее страстное желание. Слон оказался большим и умным другом, которого ей так не хватало: сила очень яркого впечатления, сила настоящей и искренней детской привязанности помогает Наде выздороветь.) – О чем же этот рассказ? (О силе родительской любви: родители стараются сделать даже невозможное, когда речь идет о жизни и здоровье ребенка, и о том, что мечта – самое лучшее лекарство.) Организует работу с тетрадями на печатной основе. Задает вопросы. – В произведении Куприна описываются реальные или вымышленные, фантастические события? Обоснуйте свое мнение. Найдите подтверждение в тексте. – Подумайте, какие еще вопросы по содержанию произведения можно было бы задать. Запишите их в рабочую тетрадь |
Выполняют задания в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы |
свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализациивия заданному |
VII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Подготовить сообщение о слонах из энциклопедии о животных. • Подготовить выразительное чтение по ролям: разговор отца девочки и хозяина зверинца. • Подготовить краткий пересказ истории |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организуют подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? |
Отвечают
на вопросы. |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? – Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Какова главная мысль рассказа?
– Какие краски вы бы взяли, чтобы передать настроение рассказа?
– Совпало ли мнение автора и читателя? |
– Доверительные, искренние отношения между папой и дочкой; умение видеть в ребенке личность и уважать ее. – Теплые, светлые, яркие. – Да, в рассказе присутствует атмосфера добра, человеческой
теплоты, искренности. Куприн |
|
Ресурсный материал к уроку
РАССКАЗ О А. И. КУПРИНЕ
А. И. Куприн родился 7 сентября 1870 года. Большую часть детства он провел в сиротском пансионе. Это не помешало Куприну вырасти человеком добрым и отзывчивым.
В своей жизни он испытал и испробовал много нового и интересного. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а позднее – на самолете. Носился в бурю по морю с рыбаками и спускался в скафандре водолаза на дно.
Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Всегда его зоркий взгляд светился добротой, любовью, талантом.
Творчество Куприна проникнуто любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе, могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Писатель создал много рассказов. Среди них «Белый пудель», «Сапсан», «Чудесный доктор» и другие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.