Уроки
85–86. Автобиографическое повествование.
М. Пришвин «Моя Родина»
(учебник, с.
57–59; рабочая тетрадь, с. 65)
Тип урока: постановка учебной задачи |
||
Педагогические
задачи: способствовать
развитию умения прогнозировать содержание текста на основе заглавия,
иллюстраций; составлять план |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся
с произведением научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; последовательно воспроизводить содержание рассказа о писателе |
Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела; замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с задачей; предлагают варианты устранения причин неудач на уроке; коммуникативные: оформляют 3–4 слайда, письменно фиксируя основные положения устного высказывания |
Личностные: ценят и уважают писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово |
Образовательные ресурсы: Ожегов
С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии,
2008; портрет писателя |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося |
Формируемые способы |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. |
Сообщают
о готовности |
Умеют слушать в соот- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Для ребят звенит звонок, Начинается урок. Время даром не теряйте, На вопросы отвечайте, Дружно тему обсуждайте И решенье принимайте. Не пройдет ваш даром труд – Пользу знанья принесут |
чии рабочая тетрадь, учебник, ручка, простой и цветные карандаши, ластик, указка). Определение самоготовности («на-строен ли я внимательно слушать учителя, воспринимать материал урока») |
ветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика
|
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Сравните стихотворения Л. Квитко и М. Исаковского в рабочей тетради (с. 64). Каким
вы представили ветер в стихотворении М. Исаковского? (Ветер небольшой – А у Л. Квитко? (Ветер сильный, сбивает с ног, так как он воет, завывает, гнет, сбивает, тащит.) Проводит упражнения на дыхание: «Свеча» – глубоко вдохнуть через нос, остановиться и медленно выдохнуть через рот, дуя на воображаемое пламя свечи. «Погаси свечу» – вдох глубокий, затем интенсивный, прерывистый выдох (фу-фу-фу). «Проколотая шина» – вдох через нос и медленный выдох на звук «с». «Надоедливый комар» – продолжительный выдох на звук «з» с хлопком в конце. Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте выразительно. – Прочитайте с вопросительной интонацией. – Объясните пословицы. Родина – мать, умей за нее постоять. Прощай, матушка Русь: я к теплу потянусь (говорит журавль на отлете) |
Отвечают
на вопросы учителя. Рассказывают Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке |
Выдвигают
гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного
опыта. Умеют слушать в соответствии Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Решите кроссворд и прочитайте выделенные слова (см. ресурсный материал).
– Прочитайте, что получилось в заштрихованных клетках. (Люби живое.) – Как вы думаете, что означает словосочетание «Люби живое»? (Береги все живое – растения, животных...) – Мы начинаем изучать произведения нового раздела «Люби живое». Многие поэты и писатели, так же как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? –
Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению,
ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с
биографией |
Решают кроссворд. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.Осуществляют логические действия |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомст- |
Организует работу в группах по карточкам. –
Вы лучше поймете произведение, его сюжет, прочитав выдержки из биографии – Вспомните правила работы в группе. Каждая группа получает карточку, читает |
Рассказывают о творчестве автора, свой рассказ сопровождают показом фотографий из фото- |
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуали- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
во с биографией автора: работа в группах |
информацию о жизни и творчестве писателя, готовит мини-сообщение. – Что узнали о жизни Пришвина? – Каких животных особенно любил автор и чему завидовал? – Чем любил заниматься Пришвин? (Охотой.) – Где побывал М. Пришвин? |
архива семьи М. Пришвина (см. ресурсный материал) |
зацию, выделяют последовательность развития сюжета |
V. Работа над содержанием текста.
1. Работа с толковым словарем.
2. Первичное чтение произведения. 3. Беседа по содержанию прослушанного |
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Кладова́я, -ой, ж. 1. Помещение
для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов. Кладовая 2. Перен., чаще мн. ч. Место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности. Лесные кладовые (о местах произрастания грибов, орехов, ягод). Кладовые морских глубин. Подземные кладовые (о средоточиях полезных ископаемых). – В тексте произведения встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся. Читайте плавно, по слогам, затем целыми словами. со-кро-ви-ща – сокровища кла-до-ва-я – кладовая встре-чал-ся – встречался про-буж-да-ет-ся –пробуждается Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось ли вам произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Какое по жанру произведение? Докажите. – Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, прочитаем в толко- |
Работают с толковым словарем.
Прослушивают текст. Отвечают на вопрос учителя, определяют жанр произведения. Аргументируют свою точку зрения.
|
Осуществляют
анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в
устной форме, обосно-вывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению
учебной задачи. Осуществляют контроль по результату, логические действия.
Принимают и сохраняют учебную |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
вом словаре: «Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т. д.». – С чего начиналась Родина для маленького Пришвина?
– Чем угощала мать будущего писателя? – Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону? – Обратите внимание, как автор очень точно описывает и называет природу. Как хорошо надо знать природу, быть очень внимательным, наблюдательным. Природа на латинском языке переводится как «натура». Таких писателей, которые изучали природу, то есть натуру, и называют натуралисты |
– Для маленького Пришвина Родина начиналась с матери. «Мать угостила меня чаем с молоком». – Научился вставать рано, до солнца |
|
VI. Повторное чтение и анализ произведения. 1. Повторное чтение произведения. 2. Беседа по содержанию прочитанного |
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.
– Всегда ли Пришвин жил в деревне? – В городе люди встают обычно позже, чем в деревне. Сохранилась ли у Пришвина привычка вставать рано? Прочитайте.
– Михаил Пришвин пробуждался вместе с животным и растительным миром. О чем это говорит? – Какое значение он придает раннему подъему?
|
Читают
произведение режиме.
– «Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.
– Он очень любил природу. «Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни и счастья!» |
Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Куда уходил Пришвин после чая?
– В чем заключалась охота писателя?
– Что это за находки?
– Мы не раз говорили о том, что без растений и животных жизнь на Земле невозможна. Что значит «охранять природу»? Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.
– К кому же обращается писатель в конце очерка?
– Что значит «кладовая солнца»?
– Что называет Пришвин «сокровищами жизни»?
|
«После
чаю я уходил «Моя
охота была тогда «Старался найти в природе то, чего еще никогда не видел». – «Охранять природу – значит охранять Родину». Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. –
Писатель обращается – Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому. – «Сокровищами жизни» Пришвин называет растения и животных. |
свое мнение и позицию. Адекватно
Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
3. Работа в рабочей тетради |
– К чему призывает Пришвин? Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль?
– Очерк М. М. Пришвина заканчивается пословицей: «Охранять природу – значит охранять Родину». Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– Прочитайте еще пословицы о Родине и объясните их смысл. • Одна у человека мать родная, одна у него и Родина. • Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит. • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. • Родная сторона – мать, чужая – мачеха. • Родина – мать, сумей за нее постоять. • Человек без Родины что птица без крыльев. • На чужой сторонушке рад своей воронушке. • Своя земля и в горсти мила. Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы. – Вспомните произведения, которые вы прочитали о животных и природе. Составьте список произведений, которые вы советовали бы прочитать своим друзьям. Проверяет ответы учащихся. «Синичкин календарь» В. В. Бианки, «Подводная газета» Н. И. Сладков, «Колюшка-храбрюшка» Г. Я. Снегирев, «Про больших и маленьких» Е. И. Чарушин |
– Пришвин призывает охранять Родину. «Охранять природу – значит охранять Родину». Вывод: писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать ее и беречь все живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.
Выполняют задание в рабочих тетрадях. Отвечают на вопрос |
|
|
|||
|
|||
|
|||
VII. Самостоятельная работа |
Проводит тестирование. – Тестирование покажет, как точно вы запомнили некоторые фразы и образные выражения, которые встречались в тексте |
Выполняют задания теста (см. ресурсный материал) |
Владеют навыками самостоятельной работы |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
VIII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Читать выразительно, ответить на вопросы в учебнике. • Пересказать текст, выучить последний абзац. • Подобрать однокоренные слова к слову «Родина» |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
IX. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Перед вами «мишень», закрасьте те части, которые считаете нужным: были активными участниками – закрасьте верхний сектор слева, было понятно – закрасьте другой сектор и т. д. (см. ресурсный материал) |
Отвечают
на вопросы. |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
КРОССВОРД
1. Глаза – на рогах, а домик – на спине. (Улитка.) |
2. Идет с бархана на бархан Двугорбый желтый великан. Нести поклажу – тяжкий труд – В пустыне может лишь… (верблюд). |
3. Спал цветок и вдруг проснулся – Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (Бабочка.) |
4. Пришла из лесу Птичница в рыжей шубке – Кур посчитать. (Лиса.) |
5. Жу-жу, жу-жу, Я на ветке сижу, Букву Ж всегда твержу. Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом. (Жук.) |
6. Весь день рыбак в воде стоял, Мешок рыбешкой набивал. Закончив лов, забрал улов, Поднялся ввысь и был таков. (Пеликан.) |
7. Прилетела на базар, Громко всем сказала: «Кар! Пусть я в школе не учена, Но умна, ведь я – … (ворона)». |
8. С хозяином дружит, Дом сторожит. Живет под крылечком, А хвост колечком. (Собака.) |
9. С ветки на ветку могу я летать Рыженький хвост никому не поймать. Некогда летом в лесу мне играть – Надо грибы для зимы собирать. (Белка.) |
|
ТЕКСТЫ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ О М. ПРИШВИНЕ
1-я группа. Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там Пришвин окончил университет, стал агрономом. Собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
2-я группа. …Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи».
3-я группа. «Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее Север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом.
Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо».
4-я группа. «Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом».
ТЕСТ
1. Мать угостила меня… а) чаем; б) кофе с молоком; в) чаем с молоком. 2. Потом и в городе… а) я вставал на заре; б) я вставал с первыми петухами; в) я вставал рано. 3. После чаю… а) я уходил на охоту; б) я уходил на работу; в) я уходил спать. |
4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца… а) с драгоценными камнями; б) с великими сокровищами жизни; в) с большим богатством. 5. Я прочитал(а)… а) сказку; б) рассказ; в) очерк. 6. Пришвина зовут… а) Михаил Михайлович; б) Михаил Максимович; в) Максим Михайлович. |
СХЕМА ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.