Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ЛЮБОВЬ К ЖИВОТНЫМ В СТИХАХ Е. А БЛАГИНИНОЙ «КУКУШКА», «КОТЕНОК»
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ЛЮБОВЬ К ЖИВОТНЫМ В СТИХАХ Е. А БЛАГИНИНОЙ «КУКУШКА», «КОТЕНОК»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ЛЮБОВЬ К ЖИВОТНЫМ В СТИХАХ Е. А БЛАГИНИНОЙ «КУКУШКА», «КОТЕНОК»
Тип урока: решение частных задач Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Е. А. Благининой; содействовать привитию интереса к чтению, любви к животным; способствовать развитию выразительности речи, умения находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; прививать, развивать навык выразительного чтения Планируемые результаты Предметные: познакомятся с произведениями Е. А Благининой «Кукушка», «Котенок»; научатся читать вслух бегло, осознанно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения Метапредметные: познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; коммуникативные: формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции Личностные: знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения
Уроки 105-106. Любовь к животным в стихах Е. Благининой Кукушка , Котенок.docx

Уроки 105–106. Любовь к животным в стихах Е. А Благининой «Кукушка», «Котенок»
(учебник, с. 118–119; рабочая тетрадь, с. 75)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Е. А. Благининой; содействовать привитию интереса к чтению, любви к животным; способствовать развитию выразительности речи, умения находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; прививать, развивать навык выразительного чтения

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведениями Е. А Благининой «Кукушка», «Котенок»;

научатся читать вслух бегло, осознанно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения

Метапредметные:

познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

коммуникативные: формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции

Личностные:

знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет Е. А. Благининой; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудиозаписи музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих

Сообщают о готовности
к уроку. Определяют самоготовность («настроен

Слушают в со-ответствии с целевой уста-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

новкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка

 

 

 

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Что вы узнали про кукушку?

 

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте по слогам.

– Прочитайте сердито.

– Прочитайте с удивлением.

– Прочитайте скороговоркой.

Кукушка кукушонку купила капюшон.       Кукушка крикнула «ку-ку»,

Надел кукушонок капюшон,                       А петушок «ку-ку-ре-ку»,

Как в капюшоне он смешон!                       «Ко-ко» сказала кротко клуша

                                            И. Демьянов         И громко каркнула каркуша.

                                                                     Им квакша квакнула в ответ:

                                                                     Какой ква-нцерт, какой ква-ртет!

– О ком говорится в этих скороговорках?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома. Читают на оценку. Рассказывают о кукушке.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии
с целевой

установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения

по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Попробуйте собрать слова из букв, чтобы узнать названия стихотворений, которые мы будем на уроке читать.

А К Ш У К У К (Кукушка.)

Н К Е Т О К О (Котенок.)

– Прочитайте тему урока.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определя-

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, на-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
Е. А. Благининой

ют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев.

Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

ходят общее
и различия, делают выводы.

Осознанно

и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

Рассказывает о творчестве Е. А. Благиникой, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал)

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

Осуществляют анализ объ-ектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Работа над содержанием стихотворения «Кукушка».

1. Работа с толковым словарем.

2. Первичное чтение произведения.

 

3. Анализ содержания.

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Блаженствую – отдыхаю.

Простосердечный – добрый.

Отзывный (устар.) – звучащий или произносимый в ответ на что-либо.

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

 

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

Работают с толковым словарем.

 

 

 

 

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое

мнение. Согласовывают уси-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

4. Повторное чтение

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Какое стихотворение оно вам напомнило? (Стихотворение С. Я. Маршака «В лесу над росистой поляной».)

 

 

– Перечитайте эти стихи, сравните их. Найдите отличия. (Поэты используют разные эпитеты в описании голоса кукушки.)

– Какие эпитеты использует Елена Благинина? (Голос кукушки – заунывный, простосердечный и отзывный.)

– Где находится мальчик? (В лесу под елкой.)

– Какие запахи он чувствует? (Запах смолы.)

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Прочитайте стихотворение выразительно.

– От чьего лица ведется рассказ в стихотворении «Кукушка»?

– Что вы думаете о мальчике?

– Как он относится к природе, животным, птицам?

свою точку зрения.

Читают произведение
по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения

лия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату

VI. Работа над содержанием стихотворения «Котенок».

1. Работа с толковым словарем.

 

 

2. Первичное чтение произведения.

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Бархат (перен.) – то, что мягкостью, нежностью или густотой цвета напоминает такую ткань.

Загляденье (разг.) – кто-либо или что-либо, отличающееся необыкновенной красотою, на кого или на что можно заглядеться, кем или чем можно залюбоваться.

Досыта (разг.) – до насыщения, до сытости, вдоволь.

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Работают с толковым словарем.

 

 

 

 

 

 

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою


Продолжение табл.

1

2

3

4

3. Анализ содержания

 

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Где нашла девочка котенка? (В саду.)

– Что делал котенок в саду? Прочитайте.

– Почему котенок мяукал и дрожал?

– Что сделала девочка? (Взяла котенка домой, накормила.)

– Прочитайте строчки, в которых говорится, каким стал котенок.

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Какое настроение у вас появилось во время чтения этого стихотворения?

– Что вы думаете о девочке?

– Как она относится к природе, животным, птицам?

– Приходилось ли вам наблюдать такую картину, какую увидела девочка?

– О чем стихотворения Е. Благининой?

– Как вы думаете, почему она так много пишет о любви к животным?

– Подготовьте выразительное чтение стихотворения, вложите все свои чувства, которые, по вашему мнению, переживала девочка.

Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы.

– Как бы вы поступили, если бы увидели бездомного котенка? Запишите в тетради

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения.

Читают произведение

по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

 

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

 

Выполняют задание в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы

точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение
и позицию.

Строят монологические высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы

4. Повторное чтение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Работа в рабочих тетрадях

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Выучить наизусть стихотворение.

•  Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.

•  Найти загадки, пословицы про кукушку.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит  беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности


Окончание табл.

1

2

3

4

 

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Проводит упражнение «Комплименты».

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах,

в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга
и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого

 

 

Ресурсный материал к уроку

РАССКАЗ УЧЕНИКА О КУКУШКЕ

Кукушки – перелетные птицы. Появляются у нас в лесах во второй половине апреля. Кукушки похожи на серых небольших ястребов. Длина их тела около 35 см. В России гнездится обыкновенная кукушка. Именно кукование самцов «ку-ку» мы с вами и слышим.

Сами кукушки гнезд не строят, а находят готовые гнезда других птиц. Некоторые считают, что кукушка выбросит 1 яйцо птиц-хозяев, а свое принесет в клюве и положит или непосредственно снесет в гнездо. Обычно кукушка откладывает 1 яйцо, которое такой же величины, как и яички в гнездах других птиц, то есть совпадают и размеры, и цвет. Потому-то хозяева и не видят подмены. Кукушонок появляется на свет первым и начинает выбрасывать других птенцов, пока не останется только он. Но утверждают, что бывают случаи, когда родители выкармливают и кукушонка, и оставшихся своих птенцов. На 20–22-е сутки кукушонок покидает гнездо.

Взрослые кукушки истребляют насекомых-вредителей леса. Пищу их составляют личинки, мохнатые гусеницы, волоски которых при переваривании втыкаются в стенки желудка. Другие птицы из-за этого-то их и не едят, боятся. А кукушки очень их любят и много съедают, тем самым спасают лес. Известно, что 1 кукушка истребляет столько личинок и насекомых, сколько истребят их 5–6 маленьких певчих птиц. Поэтому кукушка является полезной птицей. Так, хотя яиц своих эта птица и не высиживает, но спасает наши леса.

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О Е. А. БЛАГИНИНОЙ

Елена Александровна Благинина родилась 27 мая 1903 года.

Над рожью, дождиком примятой, 

Стоит денек почти сквозной. 

Орловский ветер пахнет мятой, 

Полынью, медом, тишиной… 

Автор этих строк, уроженка орловской деревни Елена Благинина не сразу поняла, что родилась поэтом. Дочь багажного кассира на станции Курск-I, внучка священника, она собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное: двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же – в годы студенчества – в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны. 

Потом был Высший литературно-художественный институт в Москве, которым руководил поэт Валерий Брюсов.

В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя – Е. Благинина. «Ребята любили и ее, и ее стихи – прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про березки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», – вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями. 

За журнальными публикациями последовали книги. В 1936 г. почти одновременно вышли поэма «Садко» и сборник «Осень». Потом было много других книг: Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у нее стихов лирических. Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко. Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка» (1973, 1983, 1988), «Улетают-улетели» (1983), «Гори-гори ясно!» (1990). Последний появился, когда Елены Александровны уже не было в живых, он умерла в 1989 г.


 

Скачано с www.znanio.ru

Уроки 105–106 . Любовь к животным в стихах

Уроки 105–106 . Любовь к животным в стихах

I. Организация начала урока

I. Организация начала урока

Продолжение табл. 1 2 3 4 ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») новкой, принимают и сохраняют организационные задачи

Продолжение табл. 1 2 3 4 ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») новкой, принимают и сохраняют организационные задачи

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока –

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

V. Работа над содержанием стихотворения «Кукушка»

V. Работа над содержанием стихотворения «Кукушка»

Продолжение табл. 1 2 3 4 4

Продолжение табл. 1 2 3 4 4

Продолжение табл. 1 2 3 4 3

Продолжение табл. 1 2 3 4 3

VIII. Итог урока. Рефлексия

VIII. Итог урока. Рефлексия

Окончание табл. 1 2 3 4 –

Окончание табл. 1 2 3 4 –

Елена Александровна Благинина родилась 27 мая 1903 года

Елена Александровна Благинина родилась 27 мая 1903 года
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017