Урок 121.
«Мурзилка» и «Веселые картинки» – самые старые детские журналы
(учебник, с. 173–178)
Тип урока: постановка и решение учебной задачи |
||
Педагогические задачи: создать условия для привития вкуса и любви к художественной литературе, к творческому познанию мира через знакомство с детскими журналами; обучения нахождению в библиотеке детских журналов по выбранной теме, самостоятельному составлению вопросов по содержанию; способствовать развитию умения использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи» |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся читать вслух, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров в детских журналах; находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках |
Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела; анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; оценивают свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания; коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы на осмысление нравственной проблемы; осознают цель своего высказывания |
Личностные: осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008 |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые
способы |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. – Проверим готовность к уроку (использует методику «Настроение»). – Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь |
Сообщают о готовности |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Прочитайте пословицы, которые вы подобрали к произведению В. Драгунского «Кот в сапогах». • Дружба – великая сила. • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. • Без беды друга не узнаешь. • Дружба любит дело. • Скатерть со стола – и дружба сплыла. • Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей. • Вода у друга лучше, чем у врага мед. • За дружбу дружбой платят. • Две кошки в мешке дружбы не заведут. • Маленькая дружба лучше большой ссоры. • Друга на деньги не купишь. • Друг – твое зеркало. |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают пословицы о дружбе, подобранные самостоятельно. |
Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Речевая разминка
|
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте скороговорки по слогам. – Прочитайте сердито. – Прочитайте с удивлением. – Прочитайте скороговоркой 3 раза. • Зря Кузьма козла дразнил – • Тощий немощный Кощей Козел задиру не забыл. Тащит ящик овощей |
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке |
|
|
|
|
|
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
– Это стихотворение-загадка напечатано в журнале, название которого вы сейчас постараетесь угадать сами. Где стихи о мамах пишут? Что за чудо тот журнал? Где стихи про Новый год? Помогу я вам подсказкой: Где кроссворды дети ищут? Там печатаются сказки. Кто умнее стать помог? Ну, что, приятель, угадал, Угадайте-ка, ребята, Как называется журнал? – Этот журнал называется «Мурзилка». – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с детским журналом «Мурзилка» |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
IV. История создания детского журнала |
Рассказывает об истории создания детского журнала «Мурзилка» (см. ресурсный материал) |
Слушают рассказ учителя. Рассматривают журналы, находят занима- |
Осуществляют анализ объ-ектов с опо- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
«Мурзилка» |
|
тельные задания и выполняют их. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение |
рой на визуализацию. Проявляют познавательный интерес |
V. Работа над содержанием журнала. 1. Работа с толковым словарем.
2. Первичное чтение рубрик журнала |
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. – Как вы понимаете слово «журнал»? Прочитаем в словаре Сергея Ивановича Ожегова значение этого слова. Журнал – это периодическое издание в виде книжки, содержащее статьи и художественные произведения разных авторов. – Слово «журнал» пришло к нам из французского языка, в переводе означает «дневник», «газета». – При оформлении и создании журнала используются следующие слова. Прочитайте и объясните их значение. Рубрика – отдел, раздел, подразделение журнала. Шрифт – типографский материал в виде литер – букв, знаков препинания, математических, химических и прочих знаков, применяемый для набора текстов в печати. Заголовок – название книги, статьи, раздела в тексте; (полигр.) строка, содержащая такое название и оформленная особым образом для выделения и привлечения внимания. – Как вы понимаете, что такое «периодическое издание»? (Периодическое издание – это значит, что журналы выходят периодически, например, 1 раз в неделю, 1 раз в месяц, 1 раз в квартал. Квартал – это 3 месяца.) – А теперь посчитайте, сколько экземпляров будет за два месяца? – Уважаемые друзья, у
вас есть замечательная возможность побывать в гостях Предлагает прочитать рубрики журнала |
Работают с толковым словарем.
Читают |
Осознанно и произвольно
строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение.
Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются. Приходят к
общему мнению. Осуществляют контроль |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
VI. Повторное чтение и анализ литературного материала |
Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Рассмотрите содержание журналов «Мурзилка». Найдите рубрику «Мастерами делаются». Что вы можете узнать из этого раздела? (Из этого раздела мы узнаем, как надежно пришить пуговицу и правильно держать молоток, как пользоваться напильником и как лучше поджарить яичницу.) – Объяснения автора доходчивы, речь непринужденна, в простой и доступной форме он дает читателям полезные советы, которые уже могут им пригодиться. – Найдите рубрику под знаком «Аз и Буки». О чем здесь идет речь? (Здесь идет речь о рисуночных письмах, о создании первого букваря, о том, как люди учились читать первые книги.) – Ни один из детских журналов не обходится без «почтового отделения», всюду есть рубрики, где размещается основная часть читательской корреспонденции. Журнал «Мурзилка» часто публикует письма юных читателей, постоянно стремится побудить ребят к диалогу, задавая им всевозможные вопросы, затевая с этой целью конкурсы на разные темы. Для этих целей служит рубрика «Почтовое отделение Мурзилки». Прочитайте содержание рубрики «Почтовое отделение Мурзилки». – Рубрика «Картинная галерея Мурзилки» знакомит читателей с творчеством известных художников. Репродукция картины располагается на целом развороте журнала и сопровождается увлекательным рассказом об истории ее создания, о жизни и творчестве художника. Со временем «Картинная галерея» выросла в «Галерею искусств». – Полистайте журналы и рассмотрите, какие репродукции картин напечатаны в рубрике «Картинная галерея Мурзилки». – Какой материал печатается на обложке и на первых страницах? (На первых страницах публикуется материал, посвященный различным знаменательным датам с яркими картинками и историей праздника. «Мурзилка» призывает поздравить маму с 8 Марта, деда – с Днем Победы и с главным праздником Новым годом – всех детей и взрослых.) – Где печатаются стихи в журнале «Мурзилка»? (Стихи в журнале помещаются как в начале, так и в конце номера.) – Где расположена рубрика «Куча-мала» и что в ней увлекательного? (Рубрика «Куча-мала», расположенная на последних страницах журнала, увлекает в мир игры многочисленными стихами, загадками, скороговорками.) |
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения |
Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника.
Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку
зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному
эталону. Адекватно |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– В этой рубрике впервые появляется кроссворд. «Мурзилка» предлагает: «Разгадай кроссворд и прочти слово, зашифрованное на стволе елки». – Прочитайте стихотворение из журнала «Мурзилка». Хочешь му-му-мудрым быть? Му-му-мускулы растить? В год Быка, в год Быка Пей побольше му-лока! – Какой литературный прием использует автор? (Речь персонажа Быка передается посредством звукоподражания.) – Прочитайте стихотворение и найдите в нем многозначное слово. (Чечевица.) Есть растение – чечевица. Но нельзя не удивиться – Есть и птица чечевица! Человек и эта птица Могут даже прокормиться Семенами чечевицы. Суп из этого растенья Лучше есть под птичье пенье, Пенье той чудесной птицы, Что зовется чечевицей! – В журнале «Мурзилка» печатаются стихи, по темпу схожие со скороговоркой. Повторы в стихотворениях создают комический эффект. Если с дерева упала макаронина – Значит, эта макаронина воронина. Проворонила ворона макаронину Съела галка макаронину воронину. – Стихотворение построено по принципу лексического повтора, и его также можно назвать скороговоркой. Двадцать пять профессоров Изучали комаров И просили комаров Не кусать профессоров. |
|
из различных источников. Аргументируют свою позицию. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Часто используется прием олицетворения – прием одушевления неодушевленного предмета. • Думало с грустью пальтишко: • Заболел большой сугроб, «За зиму вырос мальчишка Простудился, видно. К осени новое купят пальто, Щиплет горло, бьет озноб, А про меня и не вспомнит никто…» Надо ж, как обидно! |
|
|
VII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Выучить наизусть понравившееся стихотворение из журнала. • Нарисовать игру-лабиринт |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какие веселые задания вам понравились больше всего? Из какого они журнала? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Проводит упражнение «Цветик-многоцветик». Учащиеся выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок |
Отвечают на вопросы. |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ДЕТСКОГО ЖУРНАЛА «МУРЗИЛКА»
В мае 2013 года журналу исполнилось 89 лет!
«Мурзилка» − популярный детский литературно-художественный журнал. Издается с 1924 года. Адресован детям от 6 до 12 лет.
В журнале печатаются сказки, сказочные повести, рассказы, пьесы, стихи. Главные его авторы – современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы. Часто авторами журнала выступают сами читатели.
Современный «Мурзилка» насыщен интересными, познавательными материалами – история, достижения науки и техники, спорт, важнейшие события сегодняшнего дня. Материалы на такие темы привлекают не только юных читателей, но и их родителей. Разнообразием тем и интересной подачей материала журнал стремится удовлетворять постоянно растущие запросы своих читателей.
Есть такие темы, которые не исчерпываются публикацией в нескольких номерах, а продолжаются более длительное время. Такова «Галерея искусств Мурзилки». «Галерея» знакомит с репродукциями картин − шедевров отечественной и мировой живописи, с жизнью и творчеством художников. Рассказы о них и репродукции картин печатаются на вкладках, их можно вырезать и собирать как свою художественную коллекцию.
Из номера в номер печатаются материалы, дополняющие программу начальной школы, рекомендованные Министерством образования РФ. Это и «Школа безопасности», и веселые уроки математики и русского языка, объединенные в отдельный раздел – приложение «Головоломки, игры, затеи».
Интересны не только детям, но и всей семье «Мурзилкины советы», «Приключения Мурзилки», самоделки, конкурсы, викторины, которые дают интересную информацию, призывают к творчеству, воспитывают полезные навыки.
СТИХОТВОРЕНИЕ
Мелькают строчки, как синицы, Известно каждому: «Мурзилка» –
Успеть стараясь тут и там. Любимец взрослых и детей.
Ребят зовет к своим страницам Как? Сто без двадцати? Ошибка!
Звенящий радостью журнал! Его на свете нет юней!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.