Уроки 101–102.
Образы русской природы.
С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»
(учебник, с. 109–111)
Тип урока: постановка учебной задачи |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведениями С. Я. Маршака; обучения соотнесения названия произведения и его содержания, чтению стихотворения с отражением позиции автора и своего отношения к изображаемому; определение средств художественной выразительности (олицетворения, эпитеты, сравнения) |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся
с
произведениями научатся выделять события, составляющие основу художественного произведения; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение); соотносить название произведения и его содержание, читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение |
Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела; замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте, используют авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»); коммуникативные:
осознают цель своего высказывания; строят диалог |
Личностные: расширяют свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывает- ся лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет С. Я. Маршака; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудиозаписи музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые
способы |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. – Проверьте готовность к уроку: наличие на партах учебника, рабочей тетради, ручки, карандашей, ластика, указки.
Звучит в записи шум дождя. – Какие чувства и фантазии возникают у вас, когда за окном идет дождь?
– Посмотрите на экран, выберите и запишите слова, подходящие вашему настроению, вашим чувствам |
Сообщают о готовности
Прослушивают. Высказывают свои мнения о том, какие чувства возникают, когда на улице дождь, сидишь дома и наблюдаешь за погодой за окном. Выбирают и записывают слова |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего 2. Речевая разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Загадайте загадки о животных.
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. |
Отвечают на вопросы
учителя. Рассказывают
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке |
Выделяют существенную информацию из текста загадки. Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Прочитайте чистоговорки: Ба-ба-ба – из окна торчит труба. Ре-ре-ре – метем сор во дворе. Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Су-су-су – очень холодно в лесу. За-за-за – уходи домой, коза. Та-та-та – у нас в доме чистота. Ло-ло-ло – на улице тепло. Чу-чу-чу – молоточком я стучу. Му-му-му – молоко кому? ба-баз-бал-бел-бег-бес бы-бык-быт-бот-кот-лот бэ-бзр-бор-бур-бут-бус – Представьте, что перед вами свеча. Задуйте ее. Задуйте 2 свечи, 3 свечи, много свечей. – Протяжно произнесите гласные звуки: а, о , у, и, ы. – Вспомните лето, как жужжит комар. Произнесите: з-з-з-з-ззззз… |
|
личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Проводит викторину по творчеству С. Я. Маршака. – Послушайте отрывки стихотворений. Кто их автор и как они называются? – Кто автор этих стихотворений? – Прочитайте названия книг. Какие произведения написал С. Я. Маршак? («Мастер-ломастер», «Усатый-полосатый», «Урок вежливости», «Крокодил», «Багаж», «Пожар, «Муха-цокотуха», «Кот и лодыри», «Вот какой рассеянный».) – Кто написал остальные произведения? – Прочитайте тему урока. Что будем делать на уроке? – Чему мы должны научиться, работая над стихотворением? – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем... • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? |
Обсуждают тему урока.
Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения
определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют
главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Сегодня на уроке
будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и
высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией |
|
|
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора |
Рассказывает о творчестве С. Я. Маршака, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения. Самуил Маршак родился 22 октября 1887 года в Воронеже. Отец его, Яков Миронович, работал мастером на мыловаренном заводе. Мать – Евгения Борисовна – была домохозяйкой. Раннее детство и школьные годы Самуил провел в городке Острогожске под Воронежем. Когда Маршаку было всего 4 года, он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы |
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора |
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета. Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются между собой и приходят к общему мнению при работе |
V. Работа над содержанием стихотворения «Гроза днем». 1. Работа с толковым словарем.
2. Первичное чтение произведения.
3. Анализ стихотворения. |
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. – Что значит «пролетный дождь»? (Дождь, который начался неожиданно и быстро закончился.) – Отгадайте загадки: Нашумела, нагремела, Сперва блеск за блеском, Все помыла и ушла, Потом треск за треском, И сады, и огороды Потом плеск за плеском. Всей округе полила. Что это? (Гроза.) Что это? (Гроза.) – Кто догадался, о чем первое стихотворение С. Я. Маршака? Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете стихотворение «Гроза днем» в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось вам произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Какое чувство испытывает автор во время грозы? (Автору нравится гроза. Он одушевляет ее. Для него гроза живое существо. Гром проехал. Все молчит. |
Работают с толковым словарем.
Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
4. Составление рассказа о грозе |
Только живые существа могут проехать и молчать.) Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Как называется стихотворение? – Найдите строчку, которая подтверждает, что гроза была днем. – Прочитайте стихотворение и найдите слова, в которых автор передает звуки грома. – Какой звук в этих словах повторяется? – Что нам помогает услышать грохот грома и шум дождя? (Звук Р.) – Найдите в тексте, как стучит дождь. – Каким вы себе представляете дождь, описанный в стихотворении? – Почему дождь стеклянный? (Звон капель, перезвон, когда капли ударяют по железу.) Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Найдите в тексте эпитеты. (Голубому, зеленым, железным, пролетный.) – Какой эпитет использует автор для описания неба? (По небу голубому.) – По чему ударяют капли дождя? (По листьям, крышам, цветникам, скамейкам, ведрам и лейкам.) – С каким настроением будете читать стихотворение? – Сколько четверостиший в стихотворении? Демонстрирует фотографии с изображением грозы. – Что говорит о приближении грозы? – Какой ветер дует во время грозы? – Каким бывает небо в грозу? – Что сверкает на небе, когда идет гроза? – Что мы слышим после блеска молнии? – Какой дождь идет во время грозы? – Как выглядит земля после грозы? – Чем опасна гроза? – Кто знает, как нужно вести себя во время грозы? (Дополняет ответы учащихся сведениями о том, что во время грозы нужно плотно закрыть форточки, окна, двери, отключить электроприборы; находясь в лесу, нельзя прятаться |
Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения
|
в паре. Учитывают мнение соседа по парте. Осуществляют контроль по результату |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
под высокими деревьями, находиться на возвышении.) – Прочитайте слова на доске: огромная лиловая туча, надвигалась, сильный ветер, закачались, крупные капли дождя, сверкнула, загремел, проливной, прошла, засияло, зазеленела. – Объясните значение слов: Лиловая – имеющий цвет фиалки или сирени; светло-фиолетовый. Проливной – очень сильный (о дожде). Засиять – начать сиять. Сверкнула – показаться на короткое время и скрыться; мелькнуть. – Составьте рассказ по опорным словам |
Составляют предложения с каждым словом. Заслушивается несколько вариантов |
|
VI. Работа над содержанием стихотворения «В лесу над росистой поляной…». 1. Работа с толковым словарем. 2. Первичное чтение произведения.
3. Анализ стихотворения. |
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете стихотворение С. Маршака в исполнении артистки Большого театра. Прослушайте стихотворение и озаглавьте его. – Понравилось вам произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Как озаглавите стихотворение? Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Какие эпитеты использует автор? Поляна – росистая. Голос кукушки – стеклянный. |
Читают произведение
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. |
Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– От чьего лица написано стихотворение? – Что будет лирический герой вспоминать зимой в городской квартире? Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Прочитайте стихотворение про себя. – О чем оно? – Кто лирический герой этого стихотворения? (Автор.) – Где он живет? (Он – городской житель.) – Что он увидел в лесу? (Росистую поляну.) Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Почему голос кукушки «звучит, как вопрос и ответ»? – Какие чувства вызывает это стихотворение? – Послушайте запись «Голос кукушки». Подберите эпитеты к голосу кукушки. |
|
Строят монологические высказывания. Адекватно используют ре чевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию |
4. Составление рассказа о грозе |
Предлагает составить небольшой рассказ (5–6 предложений) о лесной птице – кукушке |
Выполняют задание |
|
VII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Составить список произведений С. Я. Маршака. • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту. • Выучить наизусть понравившееся стихотворение. • Сочинить маленькое стихотворение |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Выберите цветок определенного цвета: красный – если урок оказался для вас полезным; голубой – если на уроке вам было интересно иногда; желтый – если вы ничего нового не узнали |
|
|
Ресурсный материал к уроку
ВИКТОРИНА
Ищут пожарные, Ищет милиция… Ищут фотографы В нашей столице, Ищут давно, Но не могут найти Парня какого-то Лет двадцати. («Рассказ о неизвестном герое». С. Маршак) |
Замяукал жалобно Серый кот: Мне, коту усатому, Скоро год… И красив я, лодыри, И умен, А письму и грамоте не учен. («Кот и лодыри». С. Маршак.) |
Пела ночью мышка в норке: – Спи, мышонок, замолчи. Дам тебе я хлебной корки И огарочек свечи. («Сказка о глупом мышонке». С. Маршак.) |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.