Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ. А. П. ПЛАТОНОВ «ЕЩЕ МАМА». ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ЭПИЗОДОВ. ЗАМЕНА ДИАЛОГОВ КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ. А. П. ПЛАТОНОВ «ЕЩЕ МАМА». ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ЭПИЗОДОВ. ЗАМЕНА ДИАЛОГОВ КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ.  А. П. ПЛАТОНОВ «ЕЩЕ МАМА». ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ЭПИЗОДОВ.  ЗАМЕНА ДИАЛОГОВ КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ
Тип урока: решение частных задач Педагогические задачи: создать условия для приобщения учащихся к природе через ознакомление с произведениями живописи, поэзии и музыки; способствовать расширению читательского кругозора, развитию мышления, наблюдательности, речи, воспитанию любознательности, взаимоуважения, интереса к познанию окружающего мира Планируемые результаты Предметные: познакомятся с произведением А. П. Платонова «Еще мама»; с представлениями о неисчерпаемых возможностях художника слова в изображении мыслей и чувств человека; научатся употреблять в речи термин «диалог», соотносить личные воспоминания с художественным изображением, читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте, понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте Метапредметные: познавательные: строят рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7–8 предложений; прогнозируют развитие событий рассказа на основе сделанных выводов; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); оценивают свои достижения и результаты сверстников по выработанным критериям и выбранным формам оценивания; коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции; осознают цель своего высказывания Личностные: проявляют стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности
Урок 112. Рассказы о детях. А. П. Платонов Еще мама ..docx

Урок 112. Рассказы о детях.
А. П. Платонов «Еще мама». Выборочный пересказ эпизодов.
замена диалогов косвенной речью
(учебник, с. 136–143, рабочая тетрадь, с. 81)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для приобщения учащихся к природе через ознакомление с произведениями живописи, поэзии и музыки; способствовать расширению читательского кругозора, развитию мышления, наблюдательности, речи, воспитанию любознательности, взаимоуважения, интереса к познанию окружающего мира

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением
А. П. Платонова «Еще мама»; с представлениями о неисчерпаемых возможностях художника слова в изображении мыслей и чувств человека;

научатся употреблять в речи термин «диалог», соотносить личные воспоминания с художественным изображением, читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте, понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте

Метапредметные:

познавательные: строят рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7–8 предложений; прогнозируют развитие событий рассказа на основе сделанных выводов;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); оценивают свои достижения и результаты сверстников по выработанным критериям и выбранным формам оценивания;

коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции; осознают цель своего высказывания

Личностные:

проявляют стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; аудиоприложение
к учебнику «Литературное чтение»


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Прозвенел уже звонок,                      Здравствуйте, ребята! Сели

Начинается урок.                               И на парты посмотрели.

Встаньте, дети, не ленитесь,              Будут нужными опять

Все мне дружно улыбнитесь.             Книжка, ручка и тетрадь.

Не забудет про дневник

Ни один наш ученик.

Молодцы! Готов весь класс,

Тему назову сейчас.

– Проверим готовность к уроку. (Использует методику «Настроение».)

– Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте, те, у кого настроение сегодня не очень. Здравствуйте, те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте, те, кто будет хорошо, активно работать на уроке

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен

ли я слушать учителя, воспринимать материал
урока»)

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– На предыдущем уроке мы читали рассказ Андрея Платоновича. Как он называется? («Цветок на земле».)

– Где происходит действие?

– На этом тренажере «затерялись» действующие лица из рассказа «Цветок на земле». Помогите их найти. (Дед, Афоня, цветок, автор.)

 

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают

о выполненной работе

дома. Читают на оценку.

Выделяют существенную информацию из текста загадки. Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Как мертвое, безжизненное превращается в живое и цветущее? (Трудом и любовью, неизвестный цветок, случайно выросший на камнях и глине, «трудится день и ночь, чтобы жить и не умереть», собирая росу и живительные пылинки черной, плодородной земли. Можно понять эту простую и глубокую мысль писателя. Ведь он пишет здесь не только о цветке, но и о человеке. Человек не склоняется перед трудностями жизни, и жизнь дает силы его душе.)

– Вспомните, какую пословицу мы положили в кузовок? (Старание и труд все перетрут.)

 

с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания

2. Речевая разминка

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте пословицы и поговорки по слогам.

– Прочитайте пословицы и поговорки выразительно, без ошибок. Объясните их смысл.

•  И старость не страшна, коли молодые помогут.

•  Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.

•  Не обижай малого, уважай старого – сам в почете будешь

Выполняют речевую
зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Проводит лексическую разминку.

– Объясните выражение «сухая душа».

– Подберите синонимы. (Черствая, безразличная, равнодушная.)

– Подберите антонимы. (Добрая, богатая, чуткая, сострадающая, полная жизни.)

– О ком из героев рассказа Платонова «Цветок на земле» можно сказать, что у него «душа добрая»?

– Прочитайте тему урока.

– Прочитав эту маленькую книжку, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из вас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной.

Человек будет добрее и лучше, если по-прежнему останется неравнодушен ко всему. Об этом и напоминает писатель.

– Посмотрите, какое интересное название у произведения. Как еще можно назвать маму?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названиюпроизведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения

и составляют план чтения. 

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу.

Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Обратитесь к словарю синонимов и антонимов Михаила Ростиславовича Львова. Выпишите синонимы к слову «мама».

– На какое слово похоже слово «родимая»? (Родина.)

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения

Записывают слова: «мама», «мамочка», «мамуля», «маменька», «матушка», «родимая»

 

IV. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

 

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Марля – тонкая ткань.                            Изгородь – забор.

Горевать – печалиться, тосковать.         Спозаранку – очень рано.

Ступай – иди.                                        Оробел – испугался.

– Прочитайте трудные слова по слогам, целым словом:

А-пол-ли-на-рия – Аполлинария

у-чи-тель-ни-ца – учительница

ог-ля-нул-ся – оглянулся

ос-та-но-вил-ся – остановился

по-у-чишь-ся – поучишься

Работают с толковым словарем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль

по результату

2. Первичное чтение произведения

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

Прослушивают текст. Отвечают на вопросы,
определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя.

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения.

– К какому жанру относится прочитанное мною произведение? (Это рассказ.)

– Почему вы так решили? Докажите. (Все события происходят в реальной жизни.)

– Обратитесь к словарю. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова
и Н. Ю. Шведовой сказано: «Рассказ – повествовательное произведение небольшого размера…»

Аргументируют свою точку зрения

 

V. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Кто главный герой рассказа?

– Почему рассказ называется «Еще мама»?

– Почему Артем не хотел идти в школу? (Боялся бросить мать.)

– О чем он просил мать перед уходом? (Чтобы та его обязательно дождалась.)

– Какой наказ дала мать сыну? (Чтобы он слушался учительницу.)

– Правильно ли поступила мама, отправив Артема одного в школу?

– Найдите и прочитайте – какое желание возникло у Артема и у матери, когда он пошел далее один? (Им обоим хотелось вернуться домой.)

– Почему они не вернулись? (Они оба понимали, что Артему надо учиться.)

– Кто из вас побежал бы обратно следом за мамой, а кто пошел бы в школу, как Артем?

– С какими чувствами Артем расставался с матерью?

– С кем он встретился по дороге в школу?

– Как учительница встретила его в школе?

– Почему она оставила его на коленях?

– Почему Артем не слушал учительницу? (Он думал о матери.)

– Как реагировала Аполлинария Николаевна на его невнимание? (Не ругала, понимала, что он в школе первый раз.)

– Прочитайте описание внешности учительницы Аполлинарии Николаевны.

Читают произведение

по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

 

 

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

 

 

 

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают
собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия, заданному эталону


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Почему Артем почувствовал в ней близкого человека? (От нее пахло теплым хлебом и сухой травой, как от матери.)

– Почему учительница оставила Артема после уроков?

– Как она смогла убедить мальчика, что надо учиться?

– Какие слова написала учительница на доске? Почему именно эти слова?

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Прочитайте слова, записанные на доске: смелый, добрый, воспитанный, ответственный, заботливый.

– О ком можно так сказать? (Об Артеме.)

– Какими еще прилагательными можно описать характер Артема?

– Как автор относится к своему герою? Какой характер у Артема? (В произведении Андрея Платонова мальчик Артем показан добрым и вежливым, любящим свою маму и уважающим учительницу, Аполлинарию Николаевну, которая тоже оказалась «ее мамой». Также Артем проявляет уважение и любовь к животным (ситуация с жуком), но есть и боязнь, но он держится мужественно, он ведь первый раз пошел в школу один.)

– А какая мама у Артема, Евдокия Алексеевна? (Мама у Артема добрая и заботливая. Она хочет вырастить сына самостоятельного и умного, и для этого она отправляет его учиться в школу.)

– Найдите, как автор описывает чувства матери при расставании с сыном.

– Как надо относиться к родителям?

– Дайте характеристику учительнице. (Аполлинария Николаевна – добрая, умная

и очень хорошая учительница. Это проявляется во всех ее поступках. Она жила в комнатах при школе, только с другого крыльца. Была хозяйственной и любила порядок в доме: в комнатах у Аполлинарии Николаевны пахло цветами, тихо звенела посуда в шкафу, и всюду было убрано чисто.)

– Прочитайте, как автор описывает учительницу.

– С какими людьми вам хотелось бы общаться?

– Как надо относиться к учителям?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют свое мнение

и позицию. Строят монологические высказывания. Адекватно

используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию
из различных источников. Аргументируют свою позицию.

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопрос.

– Определите основную мысль рассказа «Еще мама» и запишите ее в тетрадь

Работают в тетрадях на печатной основе. Отвечают на вопросы

 

VI. Рассказ учителя о значении произведения А. Платонова «Еще мама»

Учитель рассказывает о произведении А. Платонова «Еще мама» (см. ресурсный материал)

Слушают и задают вопросы

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя, вопросов и ответов учащихся

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Подготовить чтение диалога Артема и учительницы по ролям.

•  Придумать продолжение этого рассказа: как вернулся Артем из школы и какими впечатлениями он поделился с мамой

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Андрей Платонович Платонов – один из хранителей прекрасного русского языка, помогающего человеку по-новому увидеть не только окружающий мир, но и самого себя. Он учит уразуметь, то есть понять то, что видишь, слышишь и чувствуешь, и поступать
по совести.

– Почему же Аполлинария Николаевна «еще мама?»

– Много терпения и любви понадобилось учительнице Артема, чтобы подобрать ключик к сердцу мальчика. Не зря он называет ее «еще мамой».

– Были ли в вашей жизни такие люди, которых вы хотели бы назвать мамой?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние

на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности


Окончание табл.

1

2

3

4

 

– А может, называли?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Что особенно тронуло, взволновало?

– Какие воспоминания пробудил в вас урок?

– Чью работу на уроке хотели бы отметить?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Проводит упражнение «Оценочная лесенка» (см. ресурсный материал)

 

 

Ресурсный материал к уроку

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О ПРОИЗВЕДЕНИИ А. ПЛАТОНОВА
«ЕЩЕ МАМА»

Андрей Платонов в детстве познал столько горя, что помнил об этом всю жизнь. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сестры). Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронес А. Платонов через всю жизнь.

Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница – Аполлинария Николаевна. «Потом наступило для меня время ученья – отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я ее никогда не забуду, потому что через нее я узнал очень много…» – пишет Платонов. Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А. Платонова «Еще мама».

Рассказ был впервые опубликован в журнале «Вожатый», в 1965 г, № 9. Образ матери платоновской прозы – символ души, чувства любви к семье, Родине. Вот почему «еще мама» – та, кто вводит ребенка в «прекрасный и яростный» мир, учит ходить по его дорогам, дает нравственные уроки. Учит добру, преодолению препятствий. Это рассказ о том, как главный герой, Артем, «прокладывает» себе путь в большой мир людей.

Самая главная нравственная проблема первой части рассказа, – это проблема любви мамы и мальчика, причем любовь, по Платонову, – это забота, и заботится здесь не столько мама о сыне, а сколько сын о матери.

Во второй части рассказа затрагивается проблема развития личности семилетнего ребенка. Платонов показывает, как тяжело войти в мир взрослых маленькому Артему. Но, несмотря на страх мальчика перед учением, боязнью «чужих» людей, Апполинария Николаевна смогла найти подход к нему. Он сам захотел идти в школу. Бывают книги, которые мы читаем залпом: интересно узнать, чем все кончится. Произведения Платонова надо читать спокойно и внимательно, потому что у него важно каждое слово. Только при внимательном чтении мы сможем узнать про людей и про самих себя такое, до чего бы никогда не додумались сами.

Платонов затрагивает проблему любви матери и сына, проблему перехода семилетнего ребенка в школьную жизнь.

УПРАЖНЕНИЕ «ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕСЕНКА»

Цель: развитие умений оценивать по критериям.

Содержание: учащимся предлагается лесенка, на ступеньке которой они должны поставить солнышко – оценку выполненного ими задания.


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок 112. Рассказы о детях.

Урок 112. Рассказы о детях.

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

VIII. Итог урока. Рефлексия

VIII. Итог урока. Рефлексия

Окончание табл. 1 2 3 4 –

Окончание табл. 1 2 3 4 –

Артему. Но, несмотря на страх мальчика перед учением, боязнью «чужих» людей,

Артему. Но, несмотря на страх мальчика перед учением, боязнью «чужих» людей,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017