Урок
79. Саша Черный. Стихи о животных. «Что
ты тискаешь утенка?»
(учебник, с. 45–48;
рабочая тетрадь, с. 61–62)
Тип урока: постановка учебной задачи |
||
Педагогические задачи: способствовать формированию умения эмоционально воспринимать художественный текст, красоту поэтического слова; развитию умения находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения; создать условия для обучения определению темы, главной мысли, содержания, осмыслению специфики стихотворений |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся с произведениями Саши Черного; научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному; понимать содержание литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность; осмыслять специфику стихотворений |
Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела; осмысливают произведения литературы; создают свой текст на основе ключевых слов и выражений; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; коммуникативные: понимают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); строят диалог в паре или группе, задают вопросы |
Личностные: осуществляют эмоциональный отклик на лирическое произведение |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет поэта; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. |
Сообщают о готовности к уроку. Определяют са- |
Слушают в со-ответствии |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Проверим готовность к уроку. Прозвенел уже звонок. Слушай, думай, наблюдай, Начинается урок. Сказку нашу отгадай. В путешествие пойдем. Глазки дружно закрывайте, В страну сказок попадем. Сказку в душу пропускайте |
моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»). Внимательно слушают |
с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Вы подготовили рассказ о любимом герое раздела «Были-небылицы».
|
Отвечают
на вопросы учителя. Рассказывают Рассказывают о любимом герое раздела «Были-небылицы». |
Выдвигают ги-потезу и обо- сновывают
ее. Слушают в со-ответствии установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Уточняют высказанные мнения по существу полученного задания |
2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика |
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте скороговорки по слогам. – Прочитайте с удивлением. – Прочитайте с печальной интонацией. • Сидел воробей на сосне, заснул – и свалился во сне. Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне. • Курица волнуется. Не пугайте курицу. • Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом. – Что объединяет эти скороговорки? |
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
– Откройте учебник, найдите стихи Саши Черного. – Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком пойдет речь в первом стихотворении: Удивительный ребенок: Только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, Как его родная мать. (Утенок.) – Прочитайте тему урока. Сегодня мы приступаем к чтению произведений из первой поэтической тетради. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Саши Черного |
Выполняют задания: находят указанные произведения в учебнике, отгадывают загадку.
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.
По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения |
Принимают и сохраняют учебную цель
и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора |
Рассказывает о творчестве С. Чёрного, свой рассказ сопровождает показом портрета поэта, демонстрирует выставку его книг (см. ресурсный материал). – Сегодня на уроке с нами будут разговаривать животные. О них написал поэт Саша Черный |
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора |
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем.
|
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Притиснешь – прижмешь. В свой черед – в свою очередь, когда придет время. Капут – конец, гибель, от немецкого – kaputt. Юркий – быстрый, мгновенный, увертливый, ловкий, пронырливый. Пичужка – птичка. Фурх – звук крыльев. Клетушка – маленькая, тесная клетка. |
Работают с толковым словарем.
|
Осуществляют поиск информации из различных источников, анализ произведения, контроль по результату. Строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Принимают и сохраняют учебные задачи |
2. Первичное чтение произведения |
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось стихотворение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Чему учит это произведение? |
Прослушивают текст. Отвечают на вопросы, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения |
|
VI. Повторное чтение и анализ стихотворения «Что ты тискаешь утенка?» |
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Прочитайте стихотворение «Что ты тискаешь утенка?» про себя, а
затем вслух.
|
Выполняют
задания. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во
фронтальном режиме: участвуют в коллективной беседе и дискуссии,
корректируют, изменяют свою точку зрения, делают выводы и свои ответы
подтверждают выдержками |
Владеют навыками выразительного чтения. Понимают на слух ответы обуча-ющихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Как вы понимаете слово тискаешь?
– О чем поэт с нами говорит? В каких строках он предупреждает об этом? Прочитайте.
– Какую историю предлагает представить себе автор, чтобы убедить нас в этом? – Прочитаем. – Что значит в свой черед?
– Автор стихотворения использует сравнение. Кого и с кем он сравнивает?
– Каким вы себе представляете бегемота? – Кем кажется утенку мальчик? – Какие слова подтверждают это? – Обратите внимание на иллюстрацию. Почему такое интересное сравнение использует поэт? – Как обычно поступают дети, когда попадают в беду? – Как об этом пишет автор? – Как вы понимаете значение слова брыкаться?
– Да, действительно, и утенку страшно оказаться в ваших руках. Дочитайте произведение до конца. – Каким словом можно заменить слово капут? – В каких словах и о чем серьезном говорит, шутя, поэт в этом четверостишии? Как вы понимаете эти строки? Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Можно ли назвать это стихотворение шуткой? Почему нет? О чем же оно?
– От чьего имени написано стихотворение?
– С какой целью написал это стихотворение поэт?
|
– Давишь, прижимаешь, мнешь. – Автор обращается к нам с просьбой, чтобы мы не обижали малышей.
– В свою очередь, когда придет время. – Мальчика – с бегемотом, утенка – с ребенком. – Страшным зверем. – «Лапы мальчика».
– Активно сопротивляться, упрямиться.
– Конец, гибель. – Можно сделать больно утенку своими руками.
– Стихотворение об отношении к животным. – От имени взрослого человека. – Предупредить нас о том, какой хрупкий уте |
Формулируют и аргументируют свою точку зрения. Осуществляют логические действия. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Планируют, контролируют и оценивают свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Принимают и сохраняют учебные задачи |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Какие чувства нужно передать при чтении этого стихотворения?
Проводит работу над выразительным чтением. –
В этом стихотворении поэт говорит о серьезном отношении к братьям нашим
меньшим. Как взрослый разговаривает с малышом: сердито, ругает его,
дружелюбно, |
нок, как надо бережно с ним обращаться, ведь никому не хочется попасть самому в такую же ситуацию. – Осуждение, предупреждение, даже угрозу, совет. – Взрослый разговаривает с малышом дружелюбно, советует не делать так, как он, – тискать утенка. |
|
|
– Это стихи веселые или грустные?
|
– Они веселые, но с грустной интонацией. Автор в шутливой форме показывает малышу, как плохо утенку. |
|
– Попробуйте передать шуточный совет поэта в своем чтении. – Удалось ли вам передать шуточный совет поэта в своем чтении? |
|
||
– Вы сказали, что это стихотворение – шутка. Мы улыбались, читая его. Но здесь есть еще что-то такое, что заставило нас улыбаться и воспринимать эти стихи как шутку. |
– Это необычайный язык. |
||
– Найдите слова: тискаешь, задравши, брыкаться, снеси, капут. Как бы вы назвали эти слова? |
– Поэт говорит привычным для нас разговорным языком |
||
– Какие слова вы назвали бы главными в стихотворении? Почему? – Прочитайте стихотворение выразительно |
|
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
VII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Подготовить выразительное чтение стихотворения. • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту. • Составить словарик сравнений по стихотворению Саши Черного |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск их решения |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организуют подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Оцените свою работу на уроке, используя сигналы в виде солнышка (см. ресурсный материал) |
Отвечают
на вопросы. |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности. Формулируют ответы на вопросы учителя |
Ресурсный материал к уроку
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О С. ЧЕРНОМ
Рассмотрите портрет поэта, обратите внимание на годы его жизни (1880–1932).
Это ваш слуга покорный,
Он зовется «Саша Черный»...
Почему? Не знаю сам.
Так писал о своем литературном имени (псевдониме) Александр Михайлович Гликберг. Родился он в Одессе. Детство будущего поэта прошло на Украине.
Автор любил вспоминать о своем детстве. В стихотворении «Приготовишка» он рассказывает, как учился в приготовительном классе:
Схватит хлеба толстый ком,
Сбросит пояс с блузы
И раскроет милый том –
Робинзона Крузо.
Несколько лет семья будущего поэта жила в Житомире, где Саша Черный учился в гимназии, откуда отправился в Петербург. Из Петербургской гимназии он был исключен за неуспеваемость и вернулся доучиваться в Житомир. Здесь С. Черный стал писать стихи и печатать их в газете. За свою жизнь он написал множество стихотворений, рассказов, сказок. Много писал для детей: это сборники «Детский остров», «Голубая книжка», книга стихов «Тук-тук», «Живая азбука».
ТАБЛИЦА ПО РЕФЛЕКСИИ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.