Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: СТИХИ О ДЕТЯХ. С. В. МИХАЛКОВ «ЕСЛИ»
Оценка 4.7

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: СТИХИ О ДЕТЯХ. С. В. МИХАЛКОВ «ЕСЛИ»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: СТИХИ О ДЕТЯХ. С. В. МИХАЛКОВ «ЕСЛИ»
Тип урока: решение частных задач Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством С. В. Михалкова, его биографией; совершенствовать навык чтения, умения формулировать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; находить средства художественной выразительности (олицетворения, эпитеты, сравнения); способствовать расширению словарного запаса, развитию памяти, воображения, мышления; содействовать воспитанию любви к книге
Урок 104. Стихи о детях. С. В. Михалков Если.docx

Урок 104. Стихи о детях. С. В. Михалков «Если»
(учебник, с. 116–117)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством С. В. Михалкова, его биографией; совершенствовать навык чтения, умения формулировать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; находить средства художественной выразительности (олицетворения, эпитеты, сравнения); способствовать расширению словарного запаса, развитию памяти, воображения, мышления; содействовать воспитанию любви к книге

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением
С. В. Михалкова «Если»;

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм

Метапредметные:

познавательные: предлагают вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения; выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

коммуникативные: выстраивают иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении; строят диалог в паре или группе, задают вопросы

Личностные:

осознают, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к герою произведения

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет С. В. Михалков; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудиозаписи музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности
к уроку (наличие

Умеют слушать в соот-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

Мы урок начнем с разминки,

Выпрямляем свои спинки.

На носочках потянулись,

Вправо-влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять –

Урок пора нам начинать

учебника, рабочей тетради, школьных принадлежностей).

Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

ветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Разгадайте кроссворд и прочитайте ключевое слово (см. ресурсный материал).

Ключевое слово: Маршак.

 

 

 

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

Проводит чтение-слалом (см. ресурсный материал)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома. Читают на оценку.

 

 

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Выделяют существенную информацию из текста загадки. Выдвигают гипотезу

и обосновывают ее. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Проводит игру-конкурс на лучшее знание произведений С. В. Михалкова.

– Назовите, из какого произведения отрывок (см. ресурсный материал).

– С творчеством какого поэта мы познакомимся сегодня? (С творчеством Сергея Михалкова.)

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

Мы познакомимся с…

Мы узнаем…

Мы вспомним…

Мы будем уметь…

Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказы-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 116–117.

– Прочитайте название стихотворения и подумайте, о чем оно может быть?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
С. В. Михалкова

 

вание в уст-ной форме

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биогра-
фией автора

Рассказывает о творчестве С. В. Михалкова, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал)

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Работа над содержанием текста.

Первичное чтение произведения

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

 

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

Прочитайте стихотворение самостоятельно.

– Совпало ли его содержание с вашими предположениями?

– Что помогло детям скоротать скучный дождливый день? (Детские фантазии.)

– Прочитайте, во что они превратили лужу.

– Прочитайте, что они хотели бы сделать с тучей.

– Прочитайте, как у них получилась каплища

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое
мнение

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Это стихотворение о природе? (Нет.)

– А о чем?

Читают произведение

по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляе-

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обуча-


Окончание табл.

1

2

3

4

 

– Что за фантазии возникли у ребят?

 

– Как вы считаете, это стихотворение наполнено грустью и скукой?

 

 

 

– Надо ли стараться передать эти чувства?

– А потом? С какой интонацией и настроением надо читать?

 

 

Проводит игру «Артисты».

– Представьте, что это разговор двух мальчиков. Первый говорит задумчиво, но с хитрецой, будто готов похулиганить, повеселиться. Второй – с восторгом и удивлением, как будто он увидел решение задачи.

– Какие чувства вы продемонстрировали при чтении стихотворения?

мого во фронтальном

режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Читают про себя.

 

 

 

Соревнуются в лучшем чтении

ющихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения.

Делают выводы, извлекают информацию из различных источников

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Выучить наизусть стихотворение.

•  Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.

•  Подготовить сообщение про кукушку

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведения итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит  беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– А вы бы хотели оказаться на месте героев стихотворения «Если» и испытать такие же чувства? Почему?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Проводит упражнение «На какой я ступеньке?» (см. ресурсный материал)

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности


Ресурсный материал к уроку

КРОССВОРД

 

1. А теперь без… (грамоты)

Пропадешь,

Далеко без… (грамоты)

Не уйдешь.

2. Жил человек рассеянный

На улице… (Бассейной).

3. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на… (ремне)?

4. Побежали котятки,

Отыскали перчатки

И, смеясь, прибежали домой.

Потому что… (нашлись)

Потому что… (нашлись)

Перчатки!

5. Дама сдавала в багаж

    Диван,

    Чемодан, … (саквояж).

6. Против дома, у ворот,

    Жил в сторожке старый… (кот).

 

 

 


РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

 

ИГРА-КОНКУРС

Мы с приятелем вдвоем

Замечательно живем. 

Мы такие с ним друзья –

Куда он, туда и я!

          («Мы с приятелем».)

– На прививку! Первый класс!

– Вы слыхали? Это нас!..

Я прививки не боюсь:

Если надо – уколюсь!

                                  («Прививка».)

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью «Каланча».

По фамилии Степанов

И по имени Степан,

Из районных великанов

Самый главный великан.

                             («Дядя Степа».)

Что стряслось у тети Вали?

У нее очки пропали!

                      («Где очки».)

 

 

В одном переулке стояли дома.

В одном из домов жил упрямый Фома.

                                     («Фома».)

Красной цифрой не отмечен

Этот день в календаре

И флажками не расцвечен

Возле дома, на дворе.

                         («Важный день».)

 


РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О С. В. МИХАЛКОВЕ

Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году в Москве, школьные годы провел в Пятигорске.

Когда писатель встречается со своими юными читателями, кто-нибудь обязательно назовет его не настоящим именем, а именем его героя – дядя Степа. Почему? Оказывается, произошла вот такая история.

Журнал «Пионер» в 1935 году опубликовал поэму С. Михалкова «Дядя Степа».

Рассказывают, что редактор журнала, прочитав рукопись, решил напечатать ее в «Пионере» немедленно, в ближайшем номере. Но нужны были иллюстрации к поэме. За короткий срок до выпуска журнала художник не успел бы приготовить необходимые рисунки. Тогда редактор, внимательно измерив взглядом с ног до головы долговязую фигуру стоящего перед ним поэта, неожиданно произнес:

– Зачем нам рисунки, когда можно просто сфотографировать Вас. Вы – самый настоящий дядя Степа! 

И редактор попросил фотографа срочно сделать необходимые снимки. Поэма в журнале была проиллюстрирована не рисунками, а фотографиями Михалкова.

Первые свои стихи – обыкновенные «взрослые» – напечатал в ростовском журнале. Поэту было пятнадцать лет, и из редакции он получил письмо: «Очень не восхищайтесь, учитесь работать и шлите нам свои стихи».

Первое стихотворение для детей – оно называлось «Три гражданина» – Сергей Михалков напечатал в журнале «Пионер» в 1935 г., а вскоре появился «Дядя Степа», и молодой поэт, как говорят в таких случаях, «проснулся знаменитым».

Шли годы, Михалков написал множество стихов для детей, но не забывал и взрослых. В годы Великой Отечественной войны (1941–1945) работал военным корреспондентом в действующей армии; по окончании войны уволился в запас в звании подполковника. В послевоенный период начал писать басни, занялся драматургией; в 1962 г. стал организатором и главным редактором сатирического киножурнала «Фитиль»; автор текстов Государственного гимна Советского Союза (совместно с Габриэлем Эль-Регистаном) первой редакции – 1944 г. и второй редакции – 1977 г., Государственного гимна Российской Федерации – 2000 г.

УПРАЖНЕНИЕ «НА КАКОЙ СТУПЕНЬКЕ?»

Цель упражнения: помочь выстраивать адекватную самооценку. Учащимся раздаются бланки с нарисованной на них лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь». После того как все нарисовали, учитель сообщает ключ к этой методике:

– ступенька 1–4– самооценка занижена;

– ступенька 5–7 – самооценка адекватна;

– ступенька 8–10 – самооценка завышена.


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок 104 . Стихи о детях. С. В

Урок 104 . Стихи о детях. С. В

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

VI. Повторное чтение и анализ произведения

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Окончание табл. 1 2 3 4 –

Окончание табл. 1 2 3 4 –

Ресурсный материал к уроку КРОССВОРД 1

Ресурсный материал к уроку КРОССВОРД 1

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА ИГРА-КОНКУРС

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА ИГРА-КОНКУРС

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О С. В. МИХАЛКОВЕ

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О С. В. МИХАЛКОВЕ

– ступенька 1–4– самооценка занижена; – ступенька 5–7 – самооценка адекватна; – ступенька 8–10 – самооценка завышена.

– ступенька 1–4– самооценка занижена; – ступенька 5–7 – самооценка адекватна; – ступенька 8–10 – самооценка завышена.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017