Урок 104.
Стихи о детях. С. В. Михалков «Если»
(учебник, с. 116–117)
Тип урока: решение частных задач |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством С. В. Михалкова, его биографией; совершенствовать навык чтения, умения формулировать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; находить средства художественной выразительности (олицетворения, эпитеты, сравнения); способствовать расширению словарного запаса, развитию памяти, воображения, мышления; содействовать воспитанию любви к книге |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся
с
произведением научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм |
Метапредметные: познавательные: предлагают вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения; выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов; коммуникативные: выстраивают иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении; строят диалог в паре или группе, задают вопросы |
Личностные: осознают, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к герою произведения |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет С. В. Михалков; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудиозаписи музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. |
Сообщают
о готовности |
Умеют слушать в соот- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Мы урок начнем с разминки, Выпрямляем свои спинки. На носочках потянулись, Вправо-влево повернулись И друг другу улыбнулись. Раз, два, три, четыре, пять – Урок пора нам начинать |
учебника, рабочей тетради, школьных принадлежностей). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») |
ветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Разгадайте кроссворд и прочитайте ключевое слово (см. ресурсный материал). Ключевое слово: Маршак.
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. Проводит чтение-слалом (см. ресурсный материал) |
Отвечают на вопросы
учителя. Рассказывают
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке |
Выделяют существенную информацию из текста загадки. Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Проводит игру-конкурс на лучшее знание произведений С. В. Михалкова. – Назовите, из какого произведения отрывок (см. ресурсный материал). – С творчеством какого поэта мы познакомимся сегодня? (С творчеством Сергея Михалкова.) – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: Мы познакомимся с… Мы узнаем… Мы вспомним… Мы будем уметь… Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказы- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 116–117. – Прочитайте название стихотворения и подумайте, о чем оно может быть? – Сегодня на уроке
будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и
высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией |
|
вание в уст-ной форме |
IV. Подготовка к
восприятию произведения. Знакомство с биогра- |
Рассказывает о творчестве С. В. Михалкова, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал) |
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора |
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета |
V. Работа над содержанием текста. Первичное чтение произведения |
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.
Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось ли вам произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Прочитайте стихотворение самостоятельно. – Совпало ли его содержание с вашими предположениями? – Что помогло детям скоротать скучный дождливый день? (Детские фантазии.) – Прочитайте, во что они превратили лужу. – Прочитайте, что они хотели бы сделать с тучей. – Прочитайте, как у них получилась каплища |
Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения |
Осуществляют анализ
произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной
форме, обосновывают свое |
VI. Повторное чтение и анализ произведения |
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Это стихотворение о природе? (Нет.) – А о чем? |
Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляе- |
Выразительно читают. Понимают на слух ответы обуча- |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Что за фантазии возникли у ребят?
– Как вы считаете, это стихотворение наполнено грустью и скукой?
– Надо ли стараться передать эти чувства? – А потом? С какой интонацией и настроением надо читать?
Проводит игру «Артисты». – Представьте, что это разговор двух мальчиков. Первый говорит задумчиво, но с хитрецой, будто готов похулиганить, повеселиться. Второй – с восторгом и удивлением, как будто он увидел решение задачи. – Какие чувства вы продемонстрировали при чтении стихотворения? |
мого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. Читают про себя.
Соревнуются в лучшем чтении |
ющихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников |
VII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Выучить наизусть стихотворение. • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту. • Подготовить сообщение про кукушку |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведения итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – А вы бы хотели оказаться на месте героев стихотворения «Если» и испытать такие же чувства? Почему? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Проводит упражнение «На какой я ступеньке?» (см. ресурсный материал) |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
КРОССВОРД
1. А теперь без… (грамоты) Пропадешь, Далеко без… (грамоты) Не уйдешь. 2. Жил человек рассеянный На улице… (Бассейной). 3. Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на… (ремне)? |
4. Побежали котятки, Отыскали перчатки И, смеясь, прибежали домой. Потому что… (нашлись) Потому что… (нашлись) Перчатки! |
5. Дама сдавала в багаж Диван, Чемодан, … (саквояж). 6. Против дома, у ворот, Жил в сторожке старый… (кот). |
|
|
|
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
ИГРА-КОНКУРС
Мы с приятелем вдвоем Замечательно живем. Мы такие с ним друзья – Куда он, туда и я! («Мы с приятелем».) |
– На прививку! Первый класс! – Вы слыхали? Это нас!.. Я прививки не боюсь: Если надо – уколюсь! («Прививка».) |
В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин, По прозванью «Каланча». По фамилии Степанов И по имени Степан, Из районных великанов Самый главный великан. («Дядя Степа».) |
Что стряслось у тети Вали? У нее очки пропали! («Где очки».)
|
В одном переулке стояли дома. В одном из домов жил упрямый Фома. («Фома».) |
Красной цифрой не отмечен Этот день в календаре И флажками не расцвечен Возле дома, на дворе. («Важный день».) |
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О С. В. МИХАЛКОВЕ
Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году в Москве, школьные годы провел в Пятигорске.
Когда писатель встречается со своими юными читателями, кто-нибудь обязательно назовет его не настоящим именем, а именем его героя – дядя Степа. Почему? Оказывается, произошла вот такая история.
Журнал «Пионер» в 1935 году опубликовал поэму С. Михалкова «Дядя Степа».
Рассказывают, что редактор журнала, прочитав рукопись, решил напечатать ее в «Пионере» немедленно, в ближайшем номере. Но нужны были иллюстрации к поэме. За короткий срок до выпуска журнала художник не успел бы приготовить необходимые рисунки. Тогда редактор, внимательно измерив взглядом с ног до головы долговязую фигуру стоящего перед ним поэта, неожиданно произнес:
– Зачем нам рисунки, когда можно просто сфотографировать Вас. Вы – самый настоящий дядя Степа!
И редактор попросил фотографа срочно сделать необходимые снимки. Поэма в журнале была проиллюстрирована не рисунками, а фотографиями Михалкова.
Первые свои стихи – обыкновенные «взрослые» – напечатал в ростовском журнале. Поэту было пятнадцать лет, и из редакции он получил письмо: «Очень не восхищайтесь, учитесь работать и шлите нам свои стихи».
Первое стихотворение для детей – оно называлось «Три гражданина» – Сергей Михалков напечатал в журнале «Пионер» в 1935 г., а вскоре появился «Дядя Степа», и молодой поэт, как говорят в таких случаях, «проснулся знаменитым».
Шли годы, Михалков написал множество стихов для детей, но не забывал и взрослых. В годы Великой Отечественной войны (1941–1945) работал военным корреспондентом в действующей армии; по окончании войны уволился в запас в звании подполковника. В послевоенный период начал писать басни, занялся драматургией; в 1962 г. стал организатором и главным редактором сатирического киножурнала «Фитиль»; автор текстов Государственного гимна Советского Союза (совместно с Габриэлем Эль-Регистаном) первой редакции – 1944 г. и второй редакции – 1977 г., Государственного гимна Российской Федерации – 2000 г.
УПРАЖНЕНИЕ «НА КАКОЙ СТУПЕНЬКЕ?»
Цель упражнения: помочь выстраивать адекватную самооценку. Учащимся раздаются бланки с нарисованной на них лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь». После того как все нарисовали, учитель сообщает ключ к этой методике:
– ступенька 1–4– самооценка занижена;
– ступенька 5–7 – самооценка адекватна;
– ступенька 8–10 – самооценка завышена.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.