Урок
96. в. п. астафьев «капалуха». герои
произведения
(учебник, с. 98–102; рабочая тетрадь, с. 70)
Тип урока: освоение нового материала |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; развивать устную речь учащихся; способствовать развитию умений читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся
с
произведением научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения |
Метапредметные: познавательные: определяют основную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции |
Личностные: применяют морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. Астафьева; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые
способы |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. – Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами чешского педагога Я. А. Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Очень хочется, чтобы на каждом уроке каждый из вас усваивал что-то новое и обязательно что-то прибавлял к своему образованию. Пусть этот урок не будет исключением |
Сообщают о готовности («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка.
|
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте письмо о том, как ухаживать за домашними питомцами. – Расскажите о своих домашних питомцах. Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. – Прочитайте орфографически. – Прочитайте шепотом. – Прочитайте громко. – Прочитайте вопросительно. – Прочитайте с утвердительной интонацией. • Вороненку гнездо – родимая хатка. • Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не свил. |
Отвечают на вопросы
учителя. Рассказывают
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.
|
Выдвигают гипотезу и
обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют
слушать в соответствии установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточ- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
3. Кроссворд |
– Мы прочитаем рассказ, а название его определим, разгадав кроссворд (см. ресурсный материал). Какое ключевое слово у нас получилось? (Глухарь.) – Что мы знаем о глухарях? |
Разгадывают кроссворд.
Заранее подготовленный ученик рассказывает о глухаре (см. ресурсный материал) |
няют высказанные мнения по существу полученного задания |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
– Отгадайте загадку: Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом – Чудеса увидишь в нем. (Лес.) – Лес – это самое
удивительное и прекрасное творение природы. Мы отправляемся – Прочитайте тему
урока. Можно ли по названию рассказа определить, о ком или – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке
будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и
высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
IV. Подготовка к восприятию произведе- |
Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал) |
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. |
Осуществляют анализ объектов с опорой |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
ния. Знакомство с биографией автора |
|
Задают вопросы о творчестве автора |
на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем. |
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. – Что означает это название? (Птица, глухарь.) – Что вы знаете об этих птицах? – Почему птицы носят такое название? – Послушайте голоса птиц (Звучит токование глухаря.) Что услышали? – Отправляемся в особый лес, тайгу. Посмотрите на картину. Что такое тайга? (Тайга – труднопроходимый лес.) – И в тексте нам тоже встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их. Тайга – труднопроходимый лес. Просека – полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев. Пастьба – место, где пасут скот. Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю. Папоротник – растения с крупными листьями. Черничник – заросли черники. Покоробленные – кривые. Напружены – напряжены. Космы (прост.) – взлохмаченные пряди волос, здесь густые заросли трав и мха. Черничник – заросли черники. Альпийские (луга) – растущие в горах, высокогорные. Зарождающийся – начинающий жить, существовать. Озираться – оглядываться. Покоробленные леса – искривленные. Редколапые ели – редкие ветви. |
Работают с толковым словарем.
|
Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Робкая листва – в безветренную погоду легкое колыхание листьев. Пихта – хвойное дерево. Папоротник – растение с крупными листьями. Ощупывать глазами – осматривать внимательно. Закостенелые крылья – неподвижные. Дремная пленка – закрывались глаза от удовольствия. |
|
|
2. Первичное чтение произведения |
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что чувствовали при чтении? Обоснуйте свои чувства. – Что вам особенно понравилось в этой истории? Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения |
Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения
|
|
VI. Повторное чтение и анализ произведения |
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название? – Где происходило действие? – Что делали дети в тайге? – Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? – Где поднялся шум? – Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? – Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы. Почему сердце автора забилось от испуга? – Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце мое забилось от испуга»? – Как выглядело гнездо? |
Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. |
Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществля |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Почему дети не взяли яйца? – Что вас поразило, удивило в этой части? – Какой матерью была капалуха? – Кого она вам напоминает? Почему? – Что испытала птица? – Как об этом сказал автор? – Что испытывали ребята? – А глухарка? – Какие чувства испытали вы? – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Расскажите, какой момент изображен? – Найдите строчки для подписи. Прочитайте. – Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как вы понимаете смысл слов автора «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»? – Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их. – Найдите в тексте диалог автора и ребят. Кто из них думает о птицах и окружающей природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не думая о последствиях? – Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? – Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет? – Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду. (Металась в стороны; крылья разброшены, мела ими; закостенели от неподвижности; пыжилась и не могла взлететь.) – Почему автор выбрал именно эти слова и выражения? (Чтобы показать состояние птицы.) – Что автор показал во внутреннем состоянии птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.) – Какой матерью была капалуха? (Заботливой, бесстрашной, отважной.) – Что еще вас поразило, удивило, что нового для себя вы узнали? (Птица выщипывает перья, голым животом греет яйца.) – Прочитайте последнюю часть рассказа. – Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей. (Сидела на сучке, вытянув шею, целилась на гнездо, плавно |
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения
|
ют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение и позицию. Строят монологические высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условия- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
слетела, заползла в гнездо, распустила крылья, замерла.) – Что вы можете сказать о состоянии капалухи? (Глаза ее начали затмеваться дремной пленкой. Успокоилась, но была настороже.) Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит к итогу. – Определите жанр этого произведения. – Определите тему произведения. – Назовите главное действующее лицо этого произведения. – Какова главная мысль произведения? – Какой вывод вы сделали для себя? – Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Как связать пословицу: «Добра мать до своих детей, а земля до всех людей» с содержанием текста? – Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, все живое на ней, и тогда земля, природа будет добра к нам. – Что значит быть добрым к природе? Природа, ее красота помогают человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее. Вспомните слова М. М. Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». – Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев? – Подумайте, какую главную мысль содержит этот рассказ? (Загрязнение окружа- ющей среды, уничтожение редких видов животных и растений, проблема мусора.) – Какие правила
поведения в лесу мы должны соблюдать? (Не шуметь, чтобы Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы. |
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения
Выполняют задание |
ми ее реализации |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Определите основную мысль рассказа. Какая пословица в рабочей тетради больше всего соответствует ей? (Материнская молитва со дна моря вынимает.) |
в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы |
|
VII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Подготовить рассказ о капалухе как о заботливой матери. • Найти дополнительную литературу о птицах нашего края. • Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец». • Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Что нового вы узнали о поведении животных? – В чем человек мог бы брать пример с животных, о которых вы читали? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Пригодятся ли вам знания, полученные на этом уроке? – Над чем вы задумались, читая этот рассказ? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. •
Если урок для вас прошел плодотворно и вы остались довольны – прикрепите • Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы. • Если урок не отличается от прежних уроков и ничего нового не принес – зеленые листочки. • А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то желтый чахлый лист |
Отвечают на вопросы. |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
КРОССВОРД
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
1. В воде купался, (Гусь.) 2. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел.) 3. Не царь, а в короне, Не всадник, а со шпорами. (Петух.) Ключевое слово: глухарь. |
4. Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ежиха.) 5. Угадайте, что за птица: Света яркого боится, Клюв крючком, глаза пятачком, Ушастая голова. Это… (сова). |
6. Я весь день ловлю жучков Уплетаю червячков. В край далекий не летаю, Здесь, под крышей, обитаю. (Воробей.) 7. Маленький рост, длинный хвост, Серая шубка, острые зубки. (Мышь.) |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
РАССКАЗ УЧЕНИКА О ГЛУХАРЕ
Глухарь – одна из древнейших птиц на Земле. Это большая черная птица, краснобровая и бородатая. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из-под снега. Идешь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза. Часто гибнут под ледяной коркой.
Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Откладывают от 4 до 15 яиц на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают потомство, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.
Самка меньше самца. Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.
Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем.
Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О В. П. АСТАФЬЕВЕ
Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский писатель. Родился 1 мая 1924 в д. Овсянка Красноярского края в семье крестьянина. Родители были раскулачены, и Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области.
В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.
В 1996 году Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (Германия). Умер Астафьев в родном селе 29 ноября 2001. Здесь же похоронен. Произведения автора – это, по сути, его жизнь. Сегодня мы прочитаем рассказ «Капалуха».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.