Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: В. П. АСТАФЬЕВ «КАПАЛУХА». ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Оценка 4.6

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: В. П. АСТАФЬЕВ «КАПАЛУХА». ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: В. П. АСТАФЬЕВ «КАПАЛУХА». ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; развивать устную речь учащихся; способствовать развитию умений читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе
Урок 96. В. П. Астафьев Капалуха . Герои произведения.docx

Урок 96. в. п. астафьев «капалуха». герои произведения
(учебник, с. 98–102; рабочая тетрадь, с. 70)

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; развивать устную речь учащихся; способствовать развитию умений читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением
В. П. Астафьев «Капалуха»;

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения

Метапредметные:

познавательные: определяют основную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;

коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции

Личностные:

применяют морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. Астафьева; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

– Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами чешского педагога Я. А. Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

Очень хочется, чтобы на каждом уроке каждый из вас усваивал что-то новое и обязательно что-то прибавлял к своему образованию. Пусть этот урок не будет исключением

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, ручки, простого и цветных карандашей, ластика). Определяют самоготовность

(«настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Прочитайте письмо о том, как ухаживать за домашними питомцами.

– Расскажите о своих домашних питомцах.

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

– Прочитайте орфографически.

– Прочитайте шепотом.

– Прочитайте громко.

– Прочитайте вопросительно.

– Прочитайте с утвердительной интонацией.

•  Вороненку гнездо – родимая хатка.

•  Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не свил.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе. Читают на оценку.

 

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

 

 

 

 

 

 

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии
с целевой

установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточ-


Продолжение табл.

1

2

3

4

3. Кроссворд

– Мы прочитаем рассказ, а название его определим, разгадав кроссворд (см. ресурсный материал). Какое ключевое слово у нас получилось? (Глухарь.)

– Что мы знаем о глухарях?

Разгадывают кроссворд.

 

Заранее подготовленный ученик рассказывает о глухаре (см. ресурсный материал)

няют высказанные мнения по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем. (Лес.)

– Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Мы отправляемся
в путешествие в лес. Давайте вспомним правила поведения в лесу: не шуми в лесу, не разоряй птичьих гнезд, не разводи костров, не оставляй мусор, не нарушай тишины, не мешай лесным жителям.

– Прочитайте тему урока. Можно ли по названию рассказа определить, о ком или
о чем пойдет речь в рассказе?

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
В. П. Астафьева

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения

и составляют план чтения

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее

и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Подготовка к восприятию произведе-

Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал)

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора.

Осуществляют анализ объектов с опорой


Продолжение табл.

1

2

3

4

ния. Знакомство с биографией автора

 

Задают вопросы о творчестве автора

на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

– Что означает это название? (Птица, глухарь.)

– Что вы знаете об этих птицах?

– Почему птицы носят такое название?

– Послушайте голоса птиц (Звучит токование глухаря.) Что услышали?

– Отправляемся в особый лес, тайгу. Посмотрите на картину. Что такое тайга? (Тайга – труднопроходимый лес.)

– И в тексте нам тоже встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их.

Тайга – труднопроходимый лес.

Просека – полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев.

Пастьба – место, где пасут скот.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Папоротник – растения с крупными листьями.

Черничник – заросли черники.

Покоробленные – кривые.

Напружены – напряжены.

Космы (прост.) – взлохмаченные пряди волос, здесь густые заросли трав и мха.

Черничник – заросли черники.

Альпийские (луга) – растущие в горах, высокогорные.

Зарождающийся – начинающий жить, существовать.

Озираться – оглядываться.

Покоробленные леса – искривленные.

Редколапые ели – редкие ветви.

 

 

 

 

 

Работают с толковым словарем.

 

 

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно

строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

Робкая листва – в безветренную погоду легкое колыхание листьев.

Пихта – хвойное дерево.

Папоротник – растение с крупными листьями.

Ощупывать глазами – осматривать внимательно.

Закостенелые крылья – неподвижные.

Дремная пленка – закрывались глаза от удовольствия.

 

 

2. Первичное чтение произведения

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что чувствовали при чтении? Обоснуйте свои чувства.

– Что вам особенно понравилось в этой истории? Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя.

Аргументируют свою точку зрения

 

 

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название?

– Где происходило действие?

– Что делали дети в тайге?

– Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?

– Где поднялся шум?

– Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу?

– Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы. Почему сердце автора забилось от испуга?

– Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце мое забилось от испуга»?

– Как выглядело гнездо?

Читают произведение

по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном

режиме.

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществля


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Почему дети не взяли яйца?

– Что вас поразило, удивило в этой части?

– Какой матерью была капалуха?

– Кого она вам напоминает? Почему?

– Что испытала птица?

– Как об этом сказал автор?

– Что испытывали ребята?

– А глухарка?

– Какие чувства испытали вы?

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Расскажите, какой момент изображен?

– Найдите строчки для подписи. Прочитайте.

– Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как вы понимаете смысл слов автора «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»?

– Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их.

– Найдите в тексте диалог автора и ребят. Кто из них думает о птицах и окружающей природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не думая о последствиях?

– Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

– Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?

– Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду. (Металась в стороны; крылья разброшены, мела ими; закостенели от неподвижности; пыжилась и не могла взлететь.)

– Почему автор выбрал именно эти слова и выражения? (Чтобы показать состояние птицы.)

– Что автор показал во внутреннем состоянии птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)

– Какой матерью была капалуха? (Заботливой, бесстрашной, отважной.)

– Что еще вас поразило, удивило, что нового для себя вы узнали? (Птица выщипывает перья, голым животом греет яйца.)

– Прочитайте последнюю часть рассказа.

– Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей. (Сидела на сучке, вытянув шею, целилась на гнездо, плавно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения

 

 

 

 

 

 

ют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение

и позицию.

Строят монологические высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают

информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию.

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условия-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

слетела, заползла в гнездо, распустила крылья, замерла.)

– Что вы можете сказать о состоянии капалухи?

(Глаза ее начали затмеваться дремной пленкой. Успокоилась, но была настороже.)

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит к итогу.

– Определите жанр этого произведения.

– Определите тему произведения.

– Назовите главное действующее лицо этого произведения.

– Какова главная мысль произведения?

– Какой вывод вы сделали для себя?

– Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Как связать пословицу: «Добра мать до своих детей, а земля до всех людей» с содержанием текста?

– Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, все живое на ней,

и тогда земля, природа будет добра к нам.

– Что значит быть добрым к природе? Природа, ее красота помогают человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее. Вспомните слова М. М. Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

– Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев?

– Подумайте, какую главную мысль содержит этот рассказ? (Загрязнение окружа-

ющей среды, уничтожение редких видов животных и растений, проблема мусора.)

– Какие правила поведения в лесу мы должны соблюдать? (Не шуметь, чтобы
не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых. А если разводим, то обязательно его хорошо потушить. Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогать яйца, которые в нем лежат. Птица может бросить гнездо и т. д.)

Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы.

 

 

 

 

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

ми ее реализации


Окончание табл.

1

2

3

4

 

– Определите основную мысль рассказа. Какая пословица в рабочей тетради больше всего соответствует ей? (Материнская молитва со дна моря вынимает.)

в рабочих тетрадях.

Отвечают на вопросы

 

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Подготовить рассказ о капалухе как о заботливой матери.

•  Найти дополнительную литературу о птицах нашего края.

•  Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец».

•  Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Что нового вы узнали о поведении животных?

– В чем человек мог бы брать пример с животных, о которых вы читали?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Пригодятся ли вам знания, полученные на этом уроке?

– Над чем вы задумались, читая этот рассказ?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

– Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

•  Если урок для вас прошел плодотворно и вы остались довольны – прикрепите
к дереву плоды – яблоки.

•  Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

•  Если урок не отличается от прежних уроков и ничего нового не принес – зеленые листочки.

•  А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то желтый чахлый лист

Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

 


Ресурсный материал к уроку

КРОССВОРД

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1. В воде купался,
    А сух остался.

(Гусь.)

2. Какую птицу называют

    лесным доктором?

(Дятел.)

3. Не царь, а в короне,

    Не всадник, а со шпорами.

(Петух.)

Ключевое слово: глухарь.

4. Что же это за девица?

 Не швея, не мастерица,

 Ничего сама не шьет,

 А в иголках круглый год.

(Ежиха.)

5. Угадайте, что за птица:

 Света яркого боится,

 Клюв крючком, глаза

                                  пятачком,

 Ушастая голова. Это… (сова).

6. Я весь день ловлю жучков

 Уплетаю червячков.

 В край далекий не летаю,

 Здесь, под крышей, обитаю.

(Воробей.)

7. Маленький рост, длинный хвост,

    Серая шубка, острые зубки.

(Мышь.)

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

РАССКАЗ УЧЕНИКА О ГЛУХАРЕ

Глухарь – одна из древнейших птиц на Земле. Это большая черная птица, краснобровая и бородатая. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из-под снега. Идешь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза. Часто гибнут под ледяной коркой.

Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Откладывают от 4 до 15 яиц на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают потомство, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.

Самка меньше самца. Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем.

Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.

 

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О В. П. АСТАФЬЕВЕ

Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский писатель. Родился 1 мая 1924 в д. Овсянка Красноярского края в семье крестьянина. Родители были раскулачены, и Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области.

В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.

В 1996 году Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (Германия). Умер Астафьев в родном селе 29 ноября 2001. Здесь же похоронен. Произведения автора – это, по сути, его жизнь. Сегодня мы прочитаем рассказ «Капалуха».


 

Урок 96 . в. п. астафьев «капалуха»

Урок 96 . в. п. астафьев «капалуха»

Организационная структура урока

Организационная структура урока

II. Актуализация опорных знаний

II. Актуализация опорных знаний

Продолжение табл. 1 2 3 4 3

Продолжение табл. 1 2 3 4 3

IV. Подготовка к восприятию произведе-

IV. Подготовка к восприятию произведе-

Продолжение табл. 1 2 3 4 ния

Продолжение табл. 1 2 3 4 ния

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Почему дети не взяли яйца? –

Почему дети не взяли яйца? –

Продолжение табл. 1 2 3 4 слетела, заползла в гнездо, распустила крылья, замерла

Продолжение табл. 1 2 3 4 слетела, заползла в гнездо, распустила крылья, замерла

Окончание табл. 1 2 3 4 –

Окончание табл. 1 2 3 4 –

Ресурсный материал к уроку КРОССВОРД 1 1

Ресурсный материал к уроку КРОССВОРД 1 1

Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит

Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017