Урок
92. В. В. Бианки «Мышонок Пик»
(учебник, с. 73–82;
рабочая тетрадь, с. 69)
Тип урока: решение частных задач |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством и произведениями В. В. Бианки из раздела «Люби живое»; способствовать развитию навыков беглого, осознанного, без искажений, выразительного чтения, нахождения ответов на вопросы в тексте; памяти, внимания, воображения; воспитанию бережного отношения к братьям нашим меньшим |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся
с
произведением научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли |
Метапредметные: познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагают совместно с группой (парой) план изучения темы урока; коммуникативные: пользуются элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента |
Личностные: самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. Бианки; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые
способы |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. |
Сообщают о готовности |
Умеют слушать в соот- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Бесконечная Вселенная… В этой завораживающей воображение бесконечности множество звезд, планет… Но самая прекрасная планета во всей Вселенной – это наша планета Земля. Земля – наш дом. А человек в нем хозяин. Но мы не одни на нашей планете, с нами братья наши меньшие: птицы, рыбы, звери. Мы в ответе и за эту красоту, и за братьев наших меньших |
ка, рабочей тетради, ручки, простого и цветных карандашей, ластика указки). Определение самоготовности («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») |
ветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 1) Беседа. |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? – Почему ребята назвали мышонка Пиком? – Кем стал мышонок Пик? (Мореплавателем.) – Подберите слова-синонимы к слову «мореплаватель». (Путешественник.)
|
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
|
Выдвигают гипотезу и
обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют
слушать в соответствии установкой. Принимают высказанные мнения по существу полученного задания |
2) Работа с выставкой книг.
|
– Рассмотрите выставку
книг. Кто их автор? Расставьте названия произведений «Чей нос лучше?», «Росянка – комариная смерть», «Кукушонок», «Как Муравьишка домой спешил», «Первая охота», «Мышонок Пик», «Кто чем поет?», «Поганки», «Чьи это ноги?» – Какая страшная смерть грозила бедному мышонку? (Его чуть не убил мальчик, чуть не склевали чайки, чуть не поймала щука, змея, жулан.) |
||
3) Ролевое чтение. 4) Выставка иллюстраций. 5) Письмо герою-мальчику. 6) Работа по карточкам. |
– Прочитайте по ролям первую главу. – Расскажите, какие иллюстрации вы нарисовали.
– Прочитайте свое письмо герою-мальчику.
Предлагает выполнить индивидуальную работу по карточкам (см. ресурсный материал). |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Речевая разминка |
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте скороговорки по слогам. – Прочитайте сердито. – Прочитайте с восклицательной интонацией. – Прочитайте с вопросительной интонацией. • Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь – не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». • Мышь широкими шагами шла по мостовой. • Шли сорок мышей, несли сорок грошей, Две мыши поплоше несли по два гроша. – Что обозначают выделенные слова? Грош – это старинная русская монета в 2 копейки. Поплоше – хуже, слабее. |
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке. |
|
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Проводит беседу. Сообщает тему урока. – С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? (В. Бианки.) – Сегодня на уроке мы
продолжим знакомство с творчеством Виталия Валентиновича Бианки. Нет ни
одного малыша или взрослого, который бы не знал книг Бианки. Настоящий
писатель по сути своей первооткрыватель: он всегда открывает читателям новое.
Что же открывал своим юным читателям писатель В. В. Бианки? Он взял своих
читателей за руку и повел в удивительный мир, многоголосый, многокрасочный,
мир, переполненный тайнами, поэзией и красотой, фантастический мир природы,
населенный удивительными существами в перьях, шерсти и чешуе. По книгам – А еще он был человеком, который как-то по-особенному любил природу и относился к природе. Скажите, как сам автор называл свои произведения и почему? С каким произведением познакомились на прошлом уроке? – Кто главный герой произведения? |
Обсуждают тему урока.
Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения
определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют
главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения
|
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Какие виды мышей вы знаете? А наш герой? – Вы видите на доске рисунки с изображением мышей. Рисунки пронумерованы. На столах у каждого карточки с номерами этих картинок. Выберите нужный рисунок и поднимите карточку с номером этого рисунка. – Как вы догадались? (У мышонка – черная полоса на спинке.) |
Сообщение ученика |
|
IV. Работа с текстом произведения. 1. Беседа по содержанию. 2. Выборочное чтение.
|
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Чем занимались дети на берегу реки? – Кого в кустах обнаружил брат? – Как мышонок попал в мореплаватели? – Что брат хотел сделать с мышонком? Почему? – Какой человеческий порок вы заметили у брата? (Злость.) – Как вы думаете, почему сестра не разрешила убить мышонка? – Что она придумала? – Как Пик стал мореплавателем? – Давайте прочитаем, как это случилось. – Какой был мышонок? Прочитайте. – Каким стал Пик? (Осторожным, неутомимым, настойчивым, умным, сообразительным, ловким.) – Чем казалась река мышонку? – Что вы узнали о мышином семействе? – Как вы думаете, испугался ли мышонок, оказавшись на кораблике? – Какие опасности поджидали мышонка на реке? – Почему маленький пассажир мог считать себя счастливцем? – Умел ли он защищаться от врагов? – Кто хотел погубить мышонка? – Какая птица спасла мышонка от чаек и щуки? – Удалось ли Пику выбраться из воды? Как он это сделал? – Прочитайте, как автор называет лягушонка. (Пучеглазый маленький лягушонок.) – Прочитайте, как автор описывает змею. (Серебристо-черная змея.) – Почему Пик просидел голодным целый день? |
Отвечают на вопросы учителя, опираясь на текст произведения.
|
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
3. Графический диктант.
4. Работа в печатной тетради |
– Как Пик нашел себе пропитание? – Как мышонок стал искать себе пищу? – Кого он встретил на берегу? – Испугался ли мышонок, когда увидел лягушонка? – Что произошло с лягушонком? – С кем произошла встреча в кустах? – Где мышонок провел остаток ночи? – Как Пику помогла его шерстка-невидимка? – Как мышонку удалось перехитрить «соловья-разбойника»? – Что помогло мышонку спастись от «соловья-разбойника»? (Быстрота, терпение.) Проблемный вопрос: – Какую цель поставил перед собой мышонок Пик, чтобы выжить? – Удалось ли мышонку найти других мышей? – Какое качество помогло мышонку спастись? (Стремление к жизни, хорошее здоровье.) Проводит графический диктант по произведению (см. ресурсный материал).
Организует работу в печатной тетради. – Выпишите названия глав из сказки В. Бианки, и у вас получится план, с помощью которого вы сможете пересказать это произведение. План 1. Как мышонок Пик попал в мореплаватели. 2. Кораблекрушение. 3. Страшная ночь. 4. Хвост-цеплялка и шерстка-невидимка. 5. Соловей-разбойник |
Читают высказывания. Если согласны, то ставят знак «+»; если не согласны, то знак «–». Выполняют работу в тетради на печатной основе, сверяя с планом учителя |
|
V. Изготовление книги о мышонке Пик |
Дает представление о людях, создающих книгу, – писателе и художнике-иллюстраторе, о строении книги (обложка, титульный лист, страницы с текстом и иллюстрациями). |
|
Выделяют существенную информацию |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Книгу можно сделать
самим, для этого надо интересно рассказать о событиях, – Мы можем сделать свою книгу про мышонка Пика. Это совсем несложно. Каждый из вас расскажет про какое-нибудь приключение мышонка. Рассказы нужно записать на бумаге и сделать к ним рисунки. Рисунков может быть много. Рассказы и рисунки надо сложить в стопку и прошить – получится книга. Посмотрим, как устроена книга, которую изготовили в типографии. Учитель демонстрирует книгу В. Бианки, обращает внимание детей на картонную обложку, плотную бумагу страниц, показывает титульный лист, объясняет, что на нем и на обложке написаны фамилия писателя, который придумал и записал эту интересную сказку, фамилия художника-иллюстратора, а также название города, где ее напечатали. Специально останавливается на рисунках художника, подчеркивая, что без них книга не была бы такой интересной. – Художник может изобразить разные эпизоды, и каждый художник рисует по-своему. Книга, которую мы сделаем, будет наша – мы станем ее авторами, художниками и изготовителями. У каждого из вас есть любимый эпизод – какое-нибудь приключение мышонка. Вы его сначала нарисуйте, а потом опишите словами. К рассказу надо придумать заглавие. – В книге мы напишем имена и фамилии ребят, которые рассказали про Пика и изобразили его на бумаге. Будет особенно интересно, если каждый из вас по-своему рас-скажет о любимом герое и нарисует его |
Рисуют иллюстрации. Учитель помогает каждому уточнить сюжет, композицию рисунка; изобразить детали сюжета. Учащихся, которые быстро справились с рисованием, учитель приглашает рассказать про приключения Пика и свои рисунки. Учащиеся по очереди пе-ресказывают выбранные ими фрагменты, демонстрируют рисунки, а остальные слушают и завершают работу. Готовые работы вывешиваются на стенд. Следующий этап – изготовление книжных страниц с текстом. После заглавия, придуманного самим ребенком, следует указать автора. В дальнейшем при брошюровке книги текст и рисунок располагают на развороте |
из текста загадки. Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную
цель и задачу. высказанные мнения по существу полученного задания |
VI. Самостоятельная работа |
Проводит тестирование по произведению В. Бианки (см. ресурсный материал) |
Дают ответы по тесту |
Осуществляют анализ с целью нахождения соответст- |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
вия заданному эталону |
VII. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. • Подготовить краткий пересказ по составленному плану. • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту. • Найти эту сказку в библиотеке, прочитать ее до конца, подготовить выразительное чтение понравившейся главы |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Зачем Виталий Бианки сочинил эту сказку? (Показать на примере этого героя – маленького мышонка, что можно выйти победителем из сложной ситуации, только не нужно теряться, впадать в панику, суетиться.) – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Продолжите предложения. Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать… • Мне больше всего удалось… • За что ты можешь себя похвалить? • За что ты можешь похвалить одноклассников? • Что приобрел? • Что меня удивило? • Для меня было открытием то, что… • Что, на ваш взгляд, удалось? • Что, на ваш взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее? • Мои достижения на уроке… |
Отвечают на вопросы. |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ
– Вставьте пропущенные слова.
…Первыми заметили Пика большие … (белые чайки). Они подлетели и закружились над кораблем. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лета разбить себе клюв о твердую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась … (щука) и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда … (чайки) скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать страшных зубов».
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА О МЫШКЕ-МАЛЮТКЕ
«Мышь-малютка легко приспосабливается к условиям окружающей среды. В естественных условиях они встречаются на территории от Пиренейского полуострова до Тихого океана. Живут в лесостепной зоне, часто обитают на полях с зерновыми культурами, среди пойменных кустарников. Летом устраивают из растительных волокон шарообразные гнезда, располагая их среди травяных стеблей, на зиму переселяются в норы. Длина тела едва достигает 7 см, хвоста – 5–7 см. У молодых особей окраска шерсти тусклая, коричневатая. После первой линьки зверьки приобретают ярко-рыжую окраску. Нижняя сторона шерсти чисто белая.
Мышь-малютка окрашена ярче и разнообразнее других видов. Это изящное и симпатичное животное легко привыкает к новым условиям жизни, при этом ведет себя спокойно и миролюбиво. Для грызунов этого вида требуется просторная клетка, чтобы они могли свободно передвигаться и лазать. В рацион мышей-малюток должны быть включены насекомые и другие беспозвоночные, а также свежая зелень и зерновые корма».
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
1. Ребята пускали по реке лодочки? (–)
2. Брат делал их из бумаги. (–)
3. На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта. (+)
4. Мышонок был один и жил под камнем. (–)
5. Он был серого цвета. (+)
6. Это был дикий мышонок. (+)
7. Мальчик ранил его ножом, когда доставал. (+)
8. Ребята решили убить мышонка. (–)
ТЕСТ
Выберите правильный ответ.
1. Кто сказал: «Посадим его в наш самый большой кораблик, и пускай он будет за пассажира!»?
а) Сказал мальчик; б) закричала сестренка; в) объяснил брат.
2. Кто упал в реку совсем рядом с корабликом, концом крыла он задел парус, и суденышко перевернулось?
а) Рыболов-скопа; б) мышонок Пик; в) сорокопут-жулан.
3. Она ждала, когда чайки скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать ее страшных зубов.
а) Змея; б) скопа; в) щука.
4. Плюх-шлеп! – ударилось что-то о землю недалеко от мышонка.
а) Красивая птичка с розовой грудью;
б) гибкое тело серебристо-черной змеи;
в) пучеглазый маленький лягушонок.
5. Мышонок усаживался, поднимал стебель передними лапками, как руками, и быстро съедал _________.
а) Колосок; б) молоко мыши-матери; в) теплый сок.
6. Что помогало мышонку отлично лазать?
а) Розовый ротик; б) хвост; в) ушко в крови.
7. Кого разбудила громкая песня так, что захотелось послушать певичку поближе?
а) Это сорокопут-жулан; б) это рыболов-скопа; в) большие белые чайки.
8. О ком говорится: «Я их всех убиваю: зачем они у нас хлеб воруют»?
а) Хитрый «соловей-разбойник»; б) большие белые чайки; в) мыши.
9. Что понадобилось на самый большой кораблик?
а) длинная мачта; б) паруса из тряпочек; в) твердая кора.
10. Это было настоящее _______, и маленький пассажир мог считать себя счастливцем, что спасся.
а) наводнение; б) землетрясение; в) кораблекрушение.
11. И все ближе и ближе слышалось легкое быстрое шуршанье. На один миг мышонок увидел: ______.
а) его голую скользкую кожу;
б) гибкое тело серебристо-черной змеи;
в) стадо перепуганных лягушат.
12 . Пик и опомниться не успел, как ____________ накинулся на него и больно ударил крючковатым клювом в спину.
а) рыболов-скопа; б) «соловей-разбойник»; в) жулан.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.