Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: В. В. БИАНКИ «МЫШОНОК ПИК»
Оценка 4.7

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: В. В. БИАНКИ «МЫШОНОК ПИК»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: В. В. БИАНКИ «МЫШОНОК ПИК»
Тип урока: решение частных задач Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством и произведениями В. В. Бианки из раздела «Люби живое»; способствовать развитию навыков беглого, осознанного, без искажений, выразительного чтения, нахождения ответов на вопросы в тексте; памяти, внимания, воображения; воспитанию бережного отношения к братьям нашим меньшим Предметные: познакомятся с произведением В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли
Урок 92. В. В. Бианки Мышонок Пик.docx

Урок 92. В. В. Бианки «Мышонок Пик»
(учебник, с. 73–82; рабочая тетрадь, с. 69)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством и произведениями В. В. Бианки из раздела «Люби живое»; способствовать развитию навыков беглого, осознанного, без искажений, выразительного чтения, нахождения ответов на вопросы в тексте; памяти, внимания, воображения; воспитанию бережного отношения к братьям нашим меньшим

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением
В. В. Бианки. «Мышонок Пик»;

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли

Метапредметные:

познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагают совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

коммуникативные: пользуются элементарными приемами убеждения,

мимикой и жестикуляцией; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента

Личностные:

самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению

Образовательные ресурсы:  Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. Бианки; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебни-

Умеют слушать в соот-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Бесконечная Вселенная… В этой завораживающей воображение бесконечности множество звезд, планет… Но самая прекрасная планета во всей Вселенной –

это наша планета Земля. Земля – наш дом. А человек в нем хозяин. Но мы не одни

на нашей планете, с нами братья наши меньшие: птицы, рыбы, звери. Мы в ответе

и за эту красоту, и за братьев наших меньших

ка, рабочей тетради, ручки, простого и цветных карандашей, ластика указки). Определение самоготовности («настроен ли

я слушать учителя, воспринимать материал

урока»)

ветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

1) Беседа.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке?

– Почему ребята назвали мышонка Пиком?

– Кем стал мышонок Пик? (Мореплавателем.)

– Подберите слова-синонимы к слову «мореплаватель». (Путешественник.)

 

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают

о выполненной дома работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии
с целевой

установкой.

Принимают
и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют

высказанные мнения

по существу полученного задания

2) Работа с выставкой книг.

 

– Рассмотрите выставку книг. Кто их автор? Расставьте названия произведений
В. Бианки в алфавитном порядке. О чем произведения В. Бианки?

«Чей нос лучше?», «Росянка – комариная смерть», «Кукушонок», «Как Муравьишка домой спешил», «Первая охота», «Мышонок Пик», «Кто чем поет?», «Поганки», «Чьи это ноги?»

– Какая страшная смерть грозила бедному мышонку? (Его чуть не убил мальчик, чуть не склевали чайки, чуть не поймала щука, змея, жулан.)

3) Ролевое чтение.

4) Выставка иллюстраций.

5) Письмо герою-мальчику.

6) Работа по карточкам.

– Прочитайте по ролям первую главу.

– Расскажите, какие иллюстрации вы нарисовали.

 

– Прочитайте свое письмо герою-мальчику.

 

Предлагает выполнить индивидуальную работу по карточкам (см. ресурсный материал).


Продолжение табл.

1

2

3

4

2. Речевая разминка

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте скороговорки по слогам.

– Прочитайте сердито.

– Прочитайте с восклицательной интонацией.

– Прочитайте с вопросительной интонацией.

•  Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь – не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

•  Мышь широкими шагами шла по мостовой.

•  Шли сорок мышей, несли сорок грошей,

Две мыши поплоше несли по два гроша.

– Что обозначают выделенные слова?

Грош – это старинная русская монета в 2 копейки.

Поплоше – хуже, слабее.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

 

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Проводит беседу. Сообщает тему урока.

– С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? (В. Бианки.)

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Виталия Валентиновича Бианки. Нет ни одного малыша или взрослого, который бы не знал книг Бианки. Настоящий писатель по сути своей первооткрыватель: он всегда открывает читателям новое. Что же открывал своим юным читателям писатель В. В. Бианки? Он взял своих читателей за руку и повел в удивительный мир, многоголосый, многокрасочный, мир, переполненный тайнами, поэзией и красотой, фантастический мир природы, населенный удивительными существами в перьях, шерсти и чешуе. По книгам
В. В. Бианки мы не просто узнаем о жизни животных, находящихся с нами на одной планете, но и учимся по-другому относиться к ним, мы начинаем испытывать к ним сочувствие.

– А еще он был человеком, который как-то по-особенному любил природу и относился к природе. Скажите, как сам автор называл свои произведения и почему?

С каким произведением познакомились на прошлом уроке?

– Кто главный герой произведения?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения
и составляют план чтения.

 

 

 

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

–  Какие виды мышей вы знаете? А наш герой?

– Вы видите на доске рисунки с изображением мышей. Рисунки пронумерованы.

На столах у каждого карточки с номерами этих картинок. Выберите нужный рисунок и поднимите карточку с номером этого рисунка.

– Как вы догадались? (У мышонка – черная полоса на спинке.)

 

Сообщение ученика
о мышке-малютке

 

IV. Работа с текстом произведения.

1. Беседа по содержанию.

2. Выборочное чтение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

Чем занимались дети на берегу реки?

– Кого в кустах обнаружил брат?

– Как мышонок попал в мореплаватели?

– Что брат хотел сделать с мышонком? Почему?

– Какой человеческий порок вы заметили у брата? (Злость.)

– Как вы думаете, почему сестра не разрешила убить мышонка?

– Что она придумала?

– Как Пик стал мореплавателем?

– Давайте прочитаем, как это случилось.

– Какой был мышонок? Прочитайте.

– Каким стал Пик? (Осторожным, неутомимым, настойчивым, умным, сообразительным, ловким.)

Чем казалась река мышонку?

– Что вы узнали о мышином семействе?

– Как вы думаете, испугался ли мышонок, оказавшись на кораблике?

– Какие опасности поджидали мышонка на реке?

– Почему маленький пассажир мог считать себя счастливцем?

– Умел ли он защищаться от врагов?

– Кто хотел погубить мышонка?

– Какая птица спасла мышонка от чаек и щуки?

– Удалось ли Пику выбраться из воды? Как он это сделал?

– Прочитайте, как автор называет лягушонка. (Пучеглазый маленький лягушонок.)

– Прочитайте, как автор описывает змею. (Серебристо-черная змея.)

– Почему Пик просидел голодным целый день?

Отвечают на вопросы учителя, опираясь на текст произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Графический диктант.

 

 

4. Работа в печатной тетради

Как Пик нашел себе пропитание?

– Как мышонок стал искать себе пищу?

– Кого он встретил на берегу?

– Испугался ли мышонок, когда увидел лягушонка?

– Что произошло с лягушонком?

С кем произошла встреча в кустах?

– Где мышонок провел остаток ночи?

– Как Пику помогла его шерстка-невидимка?

– Как мышонку удалось перехитрить «соловья-разбойника»?

– Что помогло мышонку спастись от «соловья-разбойника»? (Быстрота, терпение.)

Проблемный вопрос:

– Какую цель поставил перед собой мышонок Пик, чтобы выжить?

– Удалось ли мышонку найти других мышей?

– Какое качество помогло мышонку спастись? (Стремление к жизни, хорошее здоровье.)

Проводит графический диктант по произведению (см. ресурсный материал).

 

 

 

Организует работу в печатной тетради.

– Выпишите названия глав из сказки В. Бианки, и у вас получится план, с помощью которого вы сможете пересказать это произведение.

План

1. Как мышонок Пик попал в мореплаватели.

2. Кораблекрушение.

3. Страшная ночь.

4. Хвост-цеплялка и шерстка-невидимка.

5. Соловей-разбойник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают высказывания. Если согласны, то ставят знак «+»; если не согласны, то знак «–».

Выполняют работу в тетради на печатной основе, сверяя с планом учителя

 

V. Изготовление книги о мышонке Пик

Дает представление о людях, создающих книгу, – писателе и художнике-иллюстраторе, о строении книги (обложка, титульный лист, страницы с текстом и иллюстрациями).

 

 

 

Выделяют существенную информацию


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Книгу можно сделать самим, для этого надо интересно рассказать о событиях,
записать рассказ, нарисовать к нему картинки. Нравится ли вам книга «Мышонок Пик»? Почему? Кто ее автор?

– Мы можем сделать свою книгу про мышонка Пика. Это совсем несложно. Каждый из вас расскажет про какое-нибудь приключение мышонка. Рассказы нужно записать на бумаге и сделать к ним рисунки. Рисунков может быть много. Рассказы и рисунки надо сложить в стопку и прошить – получится книга.

Посмотрим, как устроена книга, которую изготовили в типографии.

Учитель демонстрирует книгу В. Бианки, обращает внимание детей на картонную обложку, плотную бумагу страниц, показывает титульный лист, объясняет, что на нем и на обложке написаны фамилия писателя, который придумал и записал эту интересную сказку, фамилия художника-иллюстратора, а также название города, где ее напечатали. Специально останавливается на рисунках художника, подчеркивая, что без них книга не была бы такой интересной.

– Художник может изобразить разные эпизоды, и каждый художник рисует по-своему. Книга, которую мы сделаем, будет наша – мы станем ее авторами, художниками и изготовителями. У каждого из вас есть любимый эпизод – какое-нибудь приключение мышонка. Вы его сначала нарисуйте, а потом опишите словами. К рассказу надо придумать заглавие.

– В книге мы напишем имена и фамилии ребят, которые рассказали про Пика и изобразили его на бумаге. Будет особенно интересно, если каждый из вас по-своему рас-скажет о любимом герое и нарисует его

Рисуют иллюстрации. Учитель помогает каждому уточнить сюжет, композицию рисунка; изобразить детали сюжета. Учащихся, которые быстро справились с рисованием, учитель приглашает рассказать про приключения Пика и свои рисунки.

Учащиеся по очереди пе-ресказывают выбранные ими фрагменты, демонстрируют рисунки, а остальные слушают и завершают работу. Готовые работы вывешиваются на стенд. Следующий этап – изготовление книжных страниц с текстом. После заглавия, придуманного самим ребенком, следует указать автора. В дальнейшем при брошюровке книги текст и рисунок располагают на развороте

из текста загадки. Выдвигают гипотезу

и обосновывают ее. Осуществляют

актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют

высказанные мнения по существу полученного задания

VI. Самостоятельная работа

Проводит тестирование по произведению В. Бианки (см. ресурсный материал)

Дают ответы по тесту

Осуществляют анализ с целью нахождения соответст-


Окончание табл.

1

2

3

4

 

 

 

вия заданному эталону

VII. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

•  Подготовить краткий пересказ по составленному плану.

•  Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.

•  Найти эту сказку в библиотеке, прочитать ее до конца, подготовить выразительное чтение понравившейся главы

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися.

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

Проводит беседу по вопросам.

– Зачем Виталий Бианки сочинил эту сказку? (Показать на примере этого героя – маленького мышонка, что можно выйти победителем из сложной ситуации, только не нужно теряться, впадать в панику, суетиться.)

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Продолжите предложения.

Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…

•  Мне больше всего удалось…

•  За что ты можешь себя похвалить?

•  За что ты можешь похвалить одноклассников?

•  Что приобрел?

•  Что меня удивило?

•  Для меня было открытием то, что…

•  Что, на ваш взгляд, удалось?

•  Что, на ваш взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

•  Мои достижения на уроке…

Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

 


Ресурсный материал к уроку

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ

– Вставьте пропущенные слова.

…Первыми заметили Пика большие … (белые чайки). Они подлетели и закружились над кораблем. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лета разбить себе клюв о твердую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась … (щука) и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда … (чайки) скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать страшных зубов».

 

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА О МЫШКЕ-МАЛЮТКЕ

«Мышь-малютка легко приспосабливается к условиям окружающей среды. В естественных условиях они встречаются на территории от Пиренейского полуострова до Тихого океана. Живут в лесостепной зоне, часто обитают на полях с зерновыми культурами, среди пойменных кустарников. Летом устраивают из растительных волокон шарообразные гнезда, располагая их среди травяных стеблей, на зиму переселяются в норы. Длина тела едва достигает 7 см, хвоста – 5–7 см. У молодых особей окраска шерсти тусклая, коричневатая. После первой линьки зверьки приобретают ярко-рыжую окраску. Нижняя сторона шерсти чисто белая.

Мышь-малютка окрашена ярче и разнообразнее других видов. Это изящное и симпатичное животное легко привыкает к новым условиям жизни, при этом ведет себя спокойно и миролюбиво. Для грызунов этого вида требуется просторная клетка, чтобы они могли свободно передвигаться и лазать. В рацион мышей-малюток должны быть включены насекомые и другие беспозвоночные, а также свежая зелень и зерновые корма».

 

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

1. Ребята пускали по реке лодочки? (–)

2. Брат делал их из бумаги. (–)

3. На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта. (+)

4. Мышонок был один и жил под камнем. (–)

5. Он был серого цвета. (+)

6. Это был дикий мышонок. (+)

7. Мальчик ранил его ножом, когда доставал. (+)

8. Ребята решили убить мышонка. (–)

ТЕСТ

Выберите правильный ответ.

1. Кто сказал: «Посадим его в наш самый большой кораблик, и пускай он будет за пассажира!»?

    а) Сказал мальчик;  б) закричала сестренка;      в) объяснил брат.

2. Кто упал в реку совсем рядом с корабликом, концом крыла он задел парус, и суденышко перевернулось?

    а) Рыболов-скопа;   б) мышонок Пик;                 в) сорокопут-жулан.

3. Она ждала, когда чайки скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать ее страшных зубов.

    а) Змея;                    б) скопа;                               в) щука.

4. Плюх-шлеп! – ударилось что-то о землю недалеко от мышонка.

    а) Красивая птичка с розовой грудью;

    б) гибкое тело серебристо-черной змеи;

    в) пучеглазый маленький лягушонок.

5. Мышонок усаживался, поднимал стебель передними лапками, как руками, и быстро съедал _________.

    а) Колосок;              б) молоко мыши-матери;     в) теплый сок.

6. Что помогало мышонку отлично лазать?

    а) Розовый ротик;    б) хвост;                               в) ушко в крови.

7. Кого разбудила громкая песня так, что захотелось послушать певичку поближе?

    а) Это сорокопут-жулан;    б) это рыболов-скопа;        в) большие белые чайки.

8. О ком говорится: «Я их всех убиваю: зачем они у нас хлеб воруют»?

    а) Хитрый «соловей-разбойник»;    б) большие белые чайки;  в) мыши.

9. Что понадобилось на самый большой кораблик?

    а) длинная мачта;   б) паруса из тряпочек;         в) твердая кора.

10. Это было настоящее _______, и маленький пассажир мог считать себя счастливцем, что спасся.

    а) наводнение;         б) землетрясение;                 в) кораблекрушение.

11. И все ближе и ближе слышалось легкое быстрое шуршанье. На один миг мышонок увидел: ______.

    а) его голую скользкую кожу;

    б) гибкое тело серебристо-черной змеи;

    в) стадо перепуганных лягушат.

12 . Пик и опомниться не успел, как ____________ накинулся на него и больно ударил крючковатым клювом в спину.

    а) рыболов-скопа;   б) «соловей-разбойник»;     в) жулан.


 

Урок 92 . В. В. Бианки «Мышонок

Урок 92 . В. В. Бианки «Мышонок

I. Организация начала урока

I. Организация начала урока

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

II. Актуализация опорных знаний

II. Актуализация опорных знаний

Продолжение табл. 1 2 3 4 2

Продолжение табл. 1 2 3 4 2

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 3

Продолжение табл. 1 2 3 4 3

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

VI. Самостоятельная работа

VI. Самостоятельная работа

Окончание табл. 1 2 3 4 вия заданному эталону

Окончание табл. 1 2 3 4 вия заданному эталону

Ресурсный материал к уроку ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

Ресурсный материал к уроку ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

Мальчик ранил его ножом, когда доставал

Мальчик ранил его ножом, когда доставал

Это было настоящее _______, и маленький пассажир мог считать себя счастливцем, что спасся

Это было настоящее _______, и маленький пассажир мог считать себя счастливцем, что спасся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017