Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ВЕРНОСТЬ И ПРЕДАННОСТЬ. В. И. БЕЛОВ «МАЛЬКА ПРОВИНИЛАСЬ»
Оценка 4.7

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ВЕРНОСТЬ И ПРЕДАННОСТЬ. В. И. БЕЛОВ «МАЛЬКА ПРОВИНИЛАСЬ»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ВЕРНОСТЬ И ПРЕДАННОСТЬ. В. И. БЕЛОВ «МАЛЬКА ПРОВИНИЛАСЬ»
Тип урока: освоение нового материала Педагогические задачи: создать условия для формирования умений выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос, анализировать текст, обобщать, делать выводы; обучения определению жанра и темы литературного произведения; способствовать развитию навыка осознанного, выразительного чтения, передавать в устной речи впечатление от прочитанного; обогащению нравственного и чувственного опыта школьников, реальных представлений об окружающем мире и природе
Урок 89. Верность и преданность. В. И. Белов Малька провинилась.docx

Урок 89. Верность и преданность. В. И. Белов «Малька провинилась»
(учебник, с. 68–70; рабочая тетрадь, с. 68)

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для формирования умений выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос, анализировать текст, обобщать, делать выводы; обучения определению жанра и темы литературного произведения; способствовать развитию навыка осознанного, выразительного чтения, передавать в устной речи впечатление от прочитанного; обогащению нравственного и чувственного опыта школьников, реальных представлений об окружающем мире и природе

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением
В. И. Белова «Малька провинилась»;

научатся пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте

Метапредметные:

познавательные: предлагают вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы на осмысление нравственной проблемы

Личностные:

осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. И. Белова; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

– Проверим готовность к уроку. Посмотрите внимательно на изображение солнца

(на доске):

Сообщают о готовности
к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя,

Умеют слушать в соответствии с целевой установ-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

– Какое солнце вам больше всего нравится? Почему?

– Мне нравится ваш настрой на работу

воспринимать материал урока»)

кой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

 

 

 

2. Речевая разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке?

– Почему это произведение так называется?

– Кто такой листопадничек?

– Рассмотрите выставку рисунков. На дом вам было задано нарисовать рисунки
к этому произведению. Посмотрите и скажите, кто какой эпизод нарисовал. Найдите в тексте строчки, которые подходят к данному рисунку.

– Поработайте в парах. Выполните задание по карточкам (см. ресурсный материал).

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте скороговорку по слогам.

– Прочитайте с удивлением.

– Прочитайте сердито.

– Прочитайте с ускорением.

Жалобно щенок пищит,

Тащит он тяжелый щит

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.

 

 

 

 

 

Работают в парах.

Выполняют речевую
зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

Выдвигают ги-потезу и обо-

сновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать

в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания


Продолжение табл.

1

2

3

4

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
В. И. Белова

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руковод-ством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в уст-ной форме

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения.

Белов Василий Иванович родился 23 октября 1932 года в селе Тимониха Харовского района Вологодской области. Это русский писатель. Родился в семье колхозников Белова Ивана Федоровича и Беловой (Коклюшкиной) Анфисы Ивановны. И был у них вторым сыном. Еще до школы читать его научил старший брат Юрий. С тех пор у писателя родилась неудержимая тяга к самостоятельному чтению. Он даже воровал книги с чердаков брошеных домов, которые были заколочены. Окончил литературный институт имени М. Горького. Это один из наиболее ярких представителей деревенской прозы

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора.

Задают вопросы о творчестве автора

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Верша – тяжелая рыболовная снасть конической формы.

Батявка – собака.

Долговязые – высокие, худощавые и нескладные.

Обормот – грубый и пустой человек, бездельник.

Шельма – мошенник, плут.

Работают с толковым словарем.

 

 

 

 

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

Недоумение – состояние сомнения, колебания вследствие невозможности понять,
в чем дело.

Блудный – так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.

Шаромыжник – человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик.

– Прочитайте по слогам слова, записанные на доске.

о-ка-зы-ва-ет-ся  – оказывается

бес-со-вест-ну-ю – бессовестную

с не-до-у-ме-ни-ем  – с недоумением

– Как вы понимаете это выражение?

е-жед-нев-но – ежедневно

ша-ро-мыж-ни-ков – шаромыжников

од-на-о-ди-не-шень-ка – одна-одинешенька

блуд-ня – блудня

 

 

 

 

 

 

 

 

учебной задачи. Осуществляют контроль по результатуформе, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению

2. Первичное чтение произведения

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения.

– В чем же провинилась Малька?

– Понимала ли Малька, за что ее ругают?

– Кому хозяйка отдала щенков?

– Куда Малька бегала каждый день?

– Зачем она туда бегала?

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос,
определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

VI. Повторное чтение и анализ произведения.

1. Повторное чтение произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Беседа по содержанию прочитанного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Что произошло в доме Лидии? Перечитайте этот эпизод.

– Стремилась ли Малька охранять и защищать своих щенков? (Да, она старалась защищать их. Автор только взглянул на щенков, а она чуть не вцепилась ему в нос.)

– Обратите внимание, как автор описывает негодование Лидии. Можно ли весь этот эпизод заменить одним предложением? (Лидия ругала Мальку за то, что собака принесла двух щенков.)

– Как вы считаете, что изменилось бы в рассказе, если бы автор написал именно так? (Мы бы не почувствовали, что Лидия ругает ее не со злости, а любя.)

– Опишите встречу рассказчика с Малькой на тропе. Как выглядела Малька?

– Какое открытие сделал рассказчик? (Он узнал, что Малька каждый день за 2 км бегает кормить своего сынка.)

– Какие чувства он испытал? (Он был поражен поступком Мальки.)

– На чьей стороне ваши симпатии? Объясните.

– Как можно озаглавить текст по-другому?

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Дайте характеристику Мальке и людям, которые ее окружают, используя таблицу.

 

Читают произведение
по цепочке. Взаимодействуют с учителем во вре-мя опроса, осуществляемого во фронтальном

режиме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

 

 

 

 

 

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою
точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение

 и позицию. Строят монологические высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.


Окончание табл.

1

2

3

4

 

 

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

– Василий Иванович Белов в своих рассказах наделяет животных качествами человека, например у Мальки обостренное чувство материнства.

Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы.

– Что вы думаете о главных героях рассказа? На чьей стороне ваши симпатии?

 

 

Выполняют задание

в рабочих тетрадях.

Отвечают на вопросы

Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию. Планируют свое действие с поставленной задачей

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Подготовить пересказ от имени Мальки.

•  Написать письмо собаке Мальке.

•  Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведения итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете?

– Попробуйте вспомнить пословицу, которую можно соотнести с рассказом. (Всякой матери свое дитя мило. Материнское сердце не знает покоя.)

– Известны ли вам случаи из жизни животных, которые вас так же поразили?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Проводят анализ и самоанализ учебной деятельности, делают выводы
и обобщения

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

 


Ресурсный материал к уроку

КАРТОЧКИ ДЛЯ ПАРНОЙ РАБОТЫ

1. С какой целью Листопадничек согласился жить в бобровой хатке?

Выбери правильный вариант ответа:

а) Обиделся на маму.

б) Боялся замерзнуть.

в) Хотел научиться плавать.

г) Хотел стать взрослым.

2. Вставь подходящее слово из текста.

Бежал, бежал (Листопадничек) по лесу, прибежал к глухой лесной (речке).

Остался Листопадничек в бобровой (хатке).

Любят (бобры) чистоту и порядок.

За долгую зиму большого (страху) натерпелся зайчонок.

Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери).

Крепко-крепко заснул возле матери в родном (гнезде) Листопадничек.

 


 

Урок 89 . Верность и преданность

Урок 89 . Верность и преданность

I. Организация начала урока

I. Организация начала урока

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

VI. Повторное чтение и анализ произведения

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Окончание табл. 1 2 3 4 3

Окончание табл. 1 2 3 4 3

VIII. Итог урока. Рефлексия

VIII. Итог урока. Рефлексия

Ресурсный материал к уроку КАРТОЧКИ

Ресурсный материал к уроку КАРТОЧКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017