Урок 124. Юмор в
рассказе. Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»
(учебник,
с. 179–183, рабочая тетрадь, с. 85)
Тип урока: решение частных задач |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказами Ю. Ермолаева «Проговорился», «Воспитатели»; способствовать развитию навыков выразительного чтения, творческих способностей путем чтения по ролям, привлечению внимания к авторскому слову; содействовать воспитанию любви и интереса к чтению; бережному отношению к животным живого уголка |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся с юмористическими произведениями Ю. Ермолаева; научатся читать вслух бегло, осо- знанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста |
Метапредметные: познавательные: определяют основную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; регулятивные: выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов; коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции |
Личностные: осознают значение юмора
для |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет Ю. Ермолаева; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение» |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые
способы |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. |
Сообщают о готовности |
Слушают в соответствии |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Проверим готовность к уроку (проводит методику «Настроение»). – Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! Здравствуйте, все! Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало |
моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») |
с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Прочитайте пословицы, которые выражают главную мысль рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой». • Учиться никогда не поздно. • Повторять да учить – ум точить. • Была бы охота, а выучиться можно. • За ученого двух неученых дают и то не берут. • Где нет знаний, там нет и смелости. • Знает не тот, кто много жил, а тот, кто знания нажил. • Знание и мудрость украшают человека. • Наука глаза открывает. • Наука даром не дается – наука трудом берется. Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте скороговорку по слогам. – Прочитайте сердито, удивленно. – Прочитайте скороговоркой 3 раза. • Говорит попугай попугаю: • Когда-то галок поп пугая, – Я тебя, попугай, попугаю! В кустах заметил попугая, Попугаю в ответ попугай: И говорит тут попугай: – Попугай, попугай, попугай! «Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, Не смей пугать ты попугая» |
Отвечают на вопросы
учителя. Рассказывают Читают пословицы.
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
– Отгадайте загадку: Веселый Насмешник в квартире живет. Веселый Насмешник орехи грызет. Скажет словечко. Скок на колечко. Оттуда слов тираду! Смеешься до упаду! (Попугай.) – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке
будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и
высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией |
Обсуждают тему урока.
Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения
определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют
главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения |
Принимают и сохраняют учебную
цель и задачу. Анализируют, находят общее |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора |
Рассказывает о творчестве Ю. И. Ермолаева, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения. – Написал это произведение с таким интересным названием Ю. И. Ермолаев: детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам. Первая книга рассказов Ермолаева вышла в 1960 году. Она называлась «Почему рассердились бумажные полоски». С тех пор книги Юрия Ивановича выходили довольно регулярно. Лучшие книги писателя: «Сбежавшая отметка», «Можете нас поздравить» и другие. Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем. Как он это делает, узнаем, познакомившись с произведением «Проговорился». |
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора |
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Любите ли вы читать юмористические рассказы? – Чем они вам нравятся? – Сегодня мы будем читать юмористические рассказы Юрия Ермолаева. Один из них называется «Проговорился». – Как вы думаете, о ком и о чем будет рассказ? Когда так говорят: «проговорился»? |
|
|
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем. |
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Тренировка – систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения. Дрессировщик – тот, кто занимается дрессировкой животных. Похвала – одобрение. Смущаться – испытывать неловкость, застенчивость, замешательство; стесняться. – Прочитайте по слогам трудные слова: Восторженные Одноклассники Взъерошился |
Работают с толковым словарем.
|
Осуществляют анализ
произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной
форме, обосновывают свое |
2. Первичное чтение произведения |
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста, после первичного прослушивания. – Понравилось ли вам произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения |
Прослушивают текст.
Отвечают на вопрос, Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
VI. Повторное чтение и анализ произведения |
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.
– Кого купили Ирочке мама и папа? (Попугая.) – Как звали попугая? (Чико.) – Что решила сделать Ирочка? (Научить попугая разговаривать.) – Как разговаривала девочка с бабушкой? – Зачем Ирочка принесла попугая в школу? – Что сказал попугай вместо слова «Здравствуйте»? (Отстань.) – Как отреагировала Ирочка на поведение попугая? (Рассердилась.) – Как отреагировали ребята на повеление попугая? (Рассмеялись.) Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – О чем проговорился попугай? – Что ребята узнали из общения с попугаем о девочке? – Как вы думаете, почему получилась такая неприятность? – Нравится ли вам Ирочка? Почему? (Нет; она грубиянка, невоспитанная девочка, она все время отмахивалась от любой просьбы ее бабушки, дерзила ей. К тому же Ирочка – хвастунья. Она хотела не просто показать одноклассникам попугая, а удивить всех тем, «какая она способная дрессировщица».) – Как была наказана Ирочка за свое поведение? Прочитайте. Читают со слов: «В школе окружили Ирочку…» до слов: «Какой ты противный, Чико! Ничего говорить не хочешь!» – Прочитайте рассказ по ролям. – Как вы понимаете слова, сказанные одноклассником Ирочки Алешей: «Как не хочет? Он нам очень многое сказал! Верно, ребята?» (По фразам, которые произносил попугай, ребята поняли, какая Ирочка на самом деле. К великому сожале- |
Читают произведение Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения |
Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника.
Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку
зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному
эталону. Формулируют свое мнение Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Планируют свое действие в соответствии с поставленной зада- |
Окончание табл
1 |
2 |
3 |
4 |
|
нию девочки попугай повторил совершенно не те слова и звуки, которым она его учила, а те, которые он чаще всего слышал от своей хозяйки, вот и получилось, что Чико «проговорился».) |
|
чей и условиями ее реализации |
VII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Подготовить чтение рассказа по ролям. • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведения итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.