Конспект урока по литературному чтению на тему "Чтение предложений и текста с буквами Щ,щ" (1 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
1 кл
17.02.2019
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. УМК "Школа России". Урок составлен к учебнику «Литературное чтение» 1 класс 2-х частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В . Тип урока: закрепление изученного материала. Формы обучения: фронтальная, индивидуальная. Обучающиеся отправляются в гости к Маше и Медведю. В ходе урока дети выполняют звуко-буквенный анализ слова, закрепляют знания написания сочетаний ча-ща, чу-щу, читают басню Л. Толстого "Два товарища", обсуждают прочитанное.
Конспект урока. Чтение предложений с буквой щ. Закрепление..doc
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1 КЛАСС
ТЕМА: «ЧТЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ТЕКСТА С БУКВАМИ Щ, Щ»
Цель урока: закреплять знания учащихся о мягком, глухом, согласном звуке щ,,
познакомить с правилом написания сочетаний чущу; способствовать
формированию умения, осознанного, правильного и плавного слогового чтения с
элементами чтения целыми словами, пополнению словарного запаса детей,
грамотной речи обучающихся, развивать фонематический слух, мышление,
умение оценивать свою работу; воспитывать уважительное отношение друг к
другу, чувство товарищества дружбы.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: схемы звуков, слов, ПК, проектор, презентация Microsoft Power Point,
карточки с сочетаниями чаща, чущу, карточки со словами для словарной
работы, изображение подушки с мягкими согласными, веер с сигнальными
карточками.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
воспитывать внимательное и вежливое отношение к окружающим;
воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению;
осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с
учителем и одноклассниками;
проявлять мотивацию учебнопознавательной деятельности и личностного смысла учения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учиться самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы,
планировать способы её достижения; проговаривать последовательность действий
на уроке; выдвигать версию; отличать верно выполненное задание от неверного;
оценивать результат своей работы.
Коммуникативные: формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого
поведения; осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и
учителем.
формировать умение самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель; формировать умение на основе анализа объектов делать
выводы; формировать умение использовать знаковосимволические средства.
Познавательные:
Предметные: характеризовать и обобщить знания о букве Щ; читать тексты с буквой Щ, печатать
слова с сочетаниями ща, щу ; развивать навык чтения.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемнопоисковый.
Формы обучения: фронтальная, групповая.
Ход урока.
I. Организационный момент. Приветствие присутствующих.
II. Вступительная часть.
1. Вступление. Видеоролик 1. Слайды 1,2.
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в гости. Внимание на экран. Слайд 1.
1 Узнали? Конечно, это Маша и медведь. В этом учебном году Маша, как и вы пошла в школу,
стала первоклассницей. Сегодня она пригласила нас на свой урок литературного чтения. А вот
какова тема этого урока, вы узнаете, если отгадаете букву:
Слайд 2 (клик 1). Буква эта поможет нам
Чистить зубы по утрам.
2. Сообщение темы урока. Целеполагание. Слайд 3.
Верно, это буква Щ. Слайд 3. Тема нашего урока «Чтение предложений и текста с буквами
Щ,щ».
Ориентируясь на тему нашего урока, учитывая, что этот материал для нас уже не новый,
скажите, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Закреплять знания о звуке [щ’] и
букве, которая его обозначает. Учиться читать слова с изученными буквами.)
Молодцы, наша задача – научиться правильному и выразительному чтению.
III. Работа над буквой и звуком. Сочетания ща, щу.
1. Игра «Поймай звук [щ’]». Слайд 4.
Слайд 4 (клик 1). Что вы знаете о букве Щ? Поиграем в игру «Поймай звук Щ». Если вы
услышите звук [щ’] в начале слова встанет 1ый ряд, в середине слова – встанет 2ой ряд, в конце
слова – 3ий ряд.
Щётка, плащ, гуща, сочник, кашка, врач, лещ, щепка, вещи.
2. Проблемная ситуация. Слайд 4.
Слайд 4 (клик 2). Как вы думаете, зачем Миша расставил буквы АЯ, УЮ в пары? (АЯ
обозначают гласный звук [а], УЮ – гласный звук [у].) Когда же пишутся буквы из каждой пары?
(А,У после буквы, которая обозначает твёрдый согласный, АЮ после буквы, которая
обозначает мягкий согласный.)
Слайд 4 (клик 3). Посмотрите, Миша для Маши приготовил задание: необходимо закончить
слова. Прочитаем их. Маша растерялась, она не знает, кукую букву из пары выбрать. А что вы об
этом думаете? Поднимите руку, кто считает, что в слове роща следует писать а? я? Поднимите
руку, кто считает, что в слове ищу следует писать у? ю? Мнения наши разошлись. Выходит, мы не
можем вот так сразу помочь Маше выполнить задание. Потому, что сами не знаем какую из букв
выбрать. А как нам это исправить? (Выучить, как пишутся ща и щу.)
3. Звукобуквенный анализ слова. Работа в тетрадях. Знакомство с сочетаниями ча –
ща, чу щу. Слайды 4,5.
Чтобы с этим разобраться, для начала выполним звукобуквенный анализ слова роща.
с к з к
р о щ ?
И Маша, и мы уже знаем, что согласный звук [щ’] всегда мягкий, поэтому нет
необходимости дополнительно указывать на его мягкость буквой я, равносильно тому, как не
станет Миша дополнительно подсыпать в сладкий мёд сахар. В русском языке принято правило:
ща пиши всегда с буквой а. Какое ещё сочетание всегда пишется с буквой а? (ча). (На доску
2 табличка ча–ща .) Сформулируем правило: ча и ща пиши с буквой а. Какой же буквой
обозначим звук [а] в слове роща? Пишем. Проверим, так ли это? (Слайд 4 (клик 4).
Теперь выполним звукобуквенный анализ слова ищу.
к з к
и щ ?
Можете ли вы сами определить и подсказать Маше, какую из букв в паре у – ю следует
выбрать? Почему вы так думаете? (Согласный звук [щ’] всегда мягкий, поэтому нет необходимости
дополнительно указывать на его мягкость буквой ю.) В русском языке принято ещё одно правило:
щу пиши всегда с буквой у. Какое ещё сочетание всегда пишется с буквой у? (чу). (На доску
табличка чу–щу .) Сформулируем правило: чу и щу пиши с буквой у. Подскажите Маше, какой
же буквой нужно обозначить звук [у] в слове ищу? Пишем. Проверим, не ошиблись ли мы. (Слайд
4 (клик 5).
Слайд 5. Чтобы мы хорошо запомнили, и не допускали больше ошибок, Миша просит нас
прочитать правило вслух.
Ча и ща пиши с буквой а, чу и щу пиши с буквой у.
4. Игра со словами «Слово рассыпалось». Работа в тетрадях. Слайд 6.
Слайд 6 (клик 1). Ой, а что случилось с Машей? Отчего она так расстроена? Кажется, я
поняла: Маша несла на урок слова, но так спешила, что по дороге все слова рассыпала. Давайте
поможем ей буквы расставить на места. Кто уже отгадал первое слово? (гуща). Проверяем (Слайд
6 (клик 2)). Какое правило надо знать, чтобы напечатать это слово? Печатаем слово в тетради.
Кто отгадал второе слово? (грущу). Проверяем (Слайд 6 (клик 3)). Какое правило надо
знать, чтобы его написать? Печатаем в тетрадях.
Кто собрал второе слово? (чаща). Проверяем (Слайд 6 (клик 4)). Повторим ещё раз
правило, которое надо знать, чтобы его напечатать. Печатаем в тетрадях.
Молодцы. Вы здорово помогли Маше. Но что это?
5. Физкультминутка. Видеоролик 2. Слайд 7,8.
Слайд 7, 8. У Маши началась перемена, и нам с вами тоже пора отдохнуть. Проведём
физкультминутку.
Зайка серенький сидит Спал цветок, и вдруг проснулся
И ушами шевелит. Больше спать не захотел.
Зайке холодно сидеть, Встрепенулся, потянулся,
Надо лапочки погреть. Взвился вверх и полетел.
Зайке холодно стоять, Солнце только лишь проснётся
Надо зайке поскакать. Бабочка кружит и вьётся.
Ктото зайку напугал,
Зайка прыг и убежал!
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
3 Хомка раненько встаёт:
Щёчки моет, глазки трёт,
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Хочет хомка сильным стать.
III. Чтение предложений. Работа над текстом (Азбука, с. 68).
1. Вступительная беседа. Слайд 911.
Слайд 9. Посмотрите, Маша приглашает нас читать и просит открыть Азбуку на с. 68.
Сегодня мы прочитаем басню Льва Николаевича Толстого «Два товарища».
Слайд 10. Л.Н.Толстой великий русский писатель. Он написал много интересных книг
для взрослых и детей. Для детей он создал « Азбуку». Многие рассказы из нее и сейчас интересны
детям. Басня (карточку со словом на доску басня ) – это короткая поучительная история.
Слайд 11. Прочитаем её название. Кто такие товарищи? Какими словами можно заменить
слово товарищ? (Друг, приятель).
2. Словарная работа
В рассказе вам встретится словосочетание «упал наземь». (Карточка на доске
упал наземь .) Прочитайте его с доски (, обратив внимание на ударение. Как вы понимаете
значение слова «наземь»?
упал наземь
Прочитаем слова, которые вам встретятся при чтении: с|меё|тся
подошё|л
Обратите внимание: в слове подошёл буква ё после буквы ш читается как [о].
3. Чтение басни учителем.
Я буду читать текст вслух, дети приготовили пальчик и следят за чтением учителя. После
чего дети скажут, почему басня так называется «Два товарища», и чему она может нас научить.
4. Первичная беседа. Беседа по содержанию прочитанного.
Кто главные герои басни? Где мы встретили товарищей? Что случилось с ними в лесу? Как
повёл себя в минуту опасности первый мальчик? Как повёл себя второй мальчик? Как вы думаете,
зачем он так сделал? И что же сделал медведь? В природе бурый медведь весит от 200300
килограмм. Он нападает на человека обычно только в двух случаях: когда зверь ранен и озлоблен,
когда медведица лишена возможности увести от человека малышей. Как только человек теряет
сознание, медведь обычно оставляет его и уходит.
5. Зрительная физкультминутка. Слайд 12.
Но наш Миша очень хороший, добрый. Если вы заметили, Маша подарила ему букет цветов.
Полюбуемся ими. Проведём физкульминутку для глаз (слайд 12).
6. Повторное чтение текста учащимися «по цепочке». Слайд 13.
4 Слайд 13. Молодцы. Глазки отдохнули, теперь можно прочитать басню ещё раз. Читаем её
«по цепочке».
7. Работа над главной мыслью басни. Выборочное чтение.
Какой из мальчиков поступил неправильно? Почему? (Бросил товарища в беде да ещё и
посмеялся над ним.) Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? (Тревогу за жизнь второго
мальчика. Негодование за поступок первого мальчика. Хотелось броситься мальчику на
помощь.)
Найдём в тексте разговор, который состоялся между двумя мальчиками после того, как медведь
ушёл. С каким чувством следует читать слова мальчика, который слез с дерева? (С насмешкой,
иронией.) Читаем. С каким чувством следует читать слова мальчика, который остался на земле? (С
досадой, с обидой). Читаем. Можно ли мальчиков назвать настоящими товарищами? Почему? Как
вы думаете, как должны поступать товарищи в минуту опасности? (Настоящие товарищи спешат
на помощь, не бросают друга в беде.) Чему учит нас этот рассказ? (Умению дружить и не
бросать друга в трудную минуту.)
IV. Итог урока. Рефлексия. Видеоролик 3.
А вот можно ли нас Машу и нас назвать товарищами? Почему? (Помогали Маше на уроке
преодолевать трудности). Какую букву мы повторяли на уроке? Какое правило помогли выучить
Маше?
Слайд 14. Так понравился ли вам сегодняшний урок? Если вы считаете, что вам всё удалось,
поднимите красную карточку ⌂, если было трудно, но вы справились – зелёную карточку ⌂, если
удалось не всё, надо ещё стараться – синюю карточку ⌂.
5
Конспект урока по литературному чтению на тему "Чтение предложений и текста с буквами Щ,щ" (1 класс)
Конспект урока по литературному чтению на тему "Чтение предложений и текста с буквами Щ,щ" (1 класс)
Конспект урока по литературному чтению на тему "Чтение предложений и текста с буквами Щ,щ" (1 класс)
Конспект урока по литературному чтению на тему "Чтение предложений и текста с буквами Щ,щ" (1 класс)
Конспект урока по литературному чтению на тему "Чтение предложений и текста с буквами Щ,щ" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.