Конспект урока по математике на тему «Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями» (4 класс, математика)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
математика
4 кл
16.02.2019
Урок в рамках «Системно-деятельностный подхода на уроке математики по теме «Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями». Урок построен с использованием активных способов деятельности учащихся: парной, групповой форм работы, постановки учебной задачи на основе проблемы и нахождения пути решения поставленной проблемы.
Сергеева Ирина Васильевна Конспект учебного занятия по математике.docx
«Системнодеятельностный подход на уроке математики
тема «Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями» 4 класс
Урок
Тема: «Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями»
Цели:
1. создание условий для овладения способа сравнения обыкновенных дробей с
одинаковыми числителями и разными знаменателями; совершенствование
вычислительных навыков;
2. развитие умения применять алгоритм сравнения и опорных схем на
практике;
3. формирование коммуникативной культуры, умение работать в группе, паре,
вести диалог.
Средства обучения: учебник, карточки с заданием для работы в группе,
разноуровневые карточки с домашним заданием, слайдовая презентация, схема,
компьютер, проектор и экран.
Ход урока
Организационный момент
I.
(Подготовка учащихся к уроку. Эмоциональный настрой).
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чемуто научиться.
II. Мотивация обучения
2.1 Просмотр фрагмента мультфильма
Просмотр отрывка из мультфильма, снятого по мотивам одноимённой книги Лии
Гераскиной , «В стране невыученных уроков» эпизод выполнения домашнего
задания Витей Перестукиным).
2.2 Беседа по просмотренному фрагменту
Кто из вас узнал, что это за мультфильм? (« В стране невыученных уроков»)
А правильно ли Витя решил задачу? (нет, не может получиться полтора
землекопа)
Что случилось с Витей в этом мультфильме дальше? (попал в волшебную
страну, где главные герои школьные принадлежности, путешествовал по этой
стране и исправлял свои ошибки).
А вы хотели бы быть похожими на Витю? (нет, он бездельник, лентяй, не хотел
учиться, мало знал).
А чтобы не быть такими же как Витя, что нужно делать? (внимательно слушать
учителя и друг друга, выполнять все задания, контролировать себя, стараться
узнать самим чтолибо новое)
Я очень рада таким ответам, а нас сегодня ждёт много открытий. III. Актуализация знаний
3.1 Работа в парах
Устный счёт «Кто быстрее?» (слайд №1 «план работы»)
распределить выражения между собой
решить выражения устно и записать ответы в тетради
сделать взаимопроверку
распределить ответы в порядке убывания
расшифровать слово
Р ? : 8+13:4*8=40 Д ?12:9*5+7=42 О ?8:4*3:6=4
И ?+72:7*38=13 Б ?+25:6*926=46
3.2 Проверка задания на экране (слайд №2)
Получилось слово « Дроби».
У кого получилось такое же слово, поставьте на полях «+».
3.3 Беседа
Ребята, а кто вспомнит, что такое дробь? (это одна или несколько долей от
целого)
Прочитайте дроби (слайд №3) :
3 5 7 5 4 6 2 6
8 12 8 6 9 14 9 23
Что показывает число над чертой? Как называется?( числитель, он показывает
сколько частей взяли.)
Что показывает число под чертой? Как называется? (знаменатель, он
показывает на сколько частей (долей) делили.)
Посмотрите внимательно на эти дроби. Что интересного заметили? (есть дроби с
одинаковым числителем и дроби с одинаковым знаменателем)
На какие две группы можно разделить эти дроби? (1 группа с одинаковыми
числителями, 2 группа с одинаковыми знаменателями ).
IV. Обозначение разрыва. Постановка учебной задачи
Проблемная ситуация.
4.1. Работа по вариантам
(весь классработает на местах в тетради, 2 ученика у доски выполняют
самостоятельно)
Сравните дроби
1 вариант сравнивает 1 группу дробей (с одинаковым знаменателем)
3 7 4 2
8 8 9 9
2 вариант вторую группу дробей (с одинаковым числителем)
5 5 6 6
12 6 14 23
2 4.2. Представление результата работы
1 ученик сравнивает дроби у доски с одинаковыми знаменателями и
разными числителями, остальные проверяют, по необходимости помогают
Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями и разными числителями?
(смотрим на дробь, если знаменатели одинаковые ,а числители разные, то
сравниваем числители. Чем больше числитель, тем дробь больше)
7 > 3 4 > 2
8 8 9 9
Вывод: если у двух дробей одинаковые знаменатели, но разные числители,
то меньше та дробь, у которой числитель меньше
2 ученик сравнивает дроби у доски с одинаковыми числителями и разными
знаменателями, остальные проверяют, по необходимости помогают (все
учащиеся 2 варианта и ученик у доски испытывает затруднение)
А почему вы не смогли сравнить дроби из второй группы? (не знаем способа
сравнения дробей с одинаковыми числителями, но разными знаменателями).
4.3. Постановка учебной задачи
Чего мы не знаем?( как сравнивать дроби с одинаковыми числителями и
разными знаменателями)
Какую учебную задачу перед собой поставим?( надо найти способ сравнения
дробей с разными знаменателями и одинаковыми числителями и научиться
это делать?)(слайд № 4 )
V. Открытие нового знания
5.1 Групповая работа
Ребята, мы побудем с вами исследователями и сравним дроби на практике. Для
этого разделимся на группы по 5 человек.
Вспомните правила работы в группе
уважай своего товарища
умей каждого выслушать
не согласен – предлагай
следи за временем (7 минут)
Работа в группах по плану:
1 и 2 ученики: сравнивают 2 круга, закрашивают части, сравнивают дроби с
одинаковыми знаменателями, заполняют карточку;
3 и 4 ученики: сравнивают 2 полоски , закрашивают части, сравнивают дроби с
одинаковыми числителями, заполняют карточку;
5 ученик (докладчик): записывает выводы на карточке и оглашает результаты
работы группы.
Задания для групп (конверт с карточками формата А4)
Группа №1
Карточка №1
Даны два круга. Закрась указанные части.
3 Сравните закрашенные части и дроби : 3 7
8 8
Карточка №2
Даны две полоски. Закрась указанные части.
5/6
5/12
Сравните закрашенные части и дроби: 5 5
6 12
Карточка №3
Сделайте выводы по карточке №1,№2
Вывод: Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, __________
Вывод: Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, ____________
Группа №2
Карточка №1
Даны два круга. Закрась указанные части.
4 6
8 8
Сравните закрашенные части и дроби : 4 6
8 8
Карточка №2
Даны две полоски. Закрась указанные части.
4 5
7
5
11
Сравните закрашенные части и дроби: 5 5
7 11
Карточка №3
Сделайте выводы по карточке №1,№2
Вывод: Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, __________
Вывод: Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, ____________
Группа №3
Карточка №1
Даны два круга. Закрась указанные части.
5 7
8 8
Сравните закрашенные части и дроби : 5 8
8 8
Карточка №2
Даны две полоски. Закрась указанные части.
4
9
4
12
Сравните закрашенные части и дроби: 4 4
9 12
Карточка №3
5 Сделайте выводы по карточке №1,№2
Вывод: Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, __________
Вывод: Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, ____________
Группа №4
Карточка №1
Даны два круга. Закрась указанные части.
2 5
8 8
Сравните закрашенные части и дроби : 2 5
8 8
Карточка №2
Даны две полоски. Закрась указанные части.
3
11
3
7
Сравните закрашенные части и дроби: 3 3
11 7
Карточка №3
Сделайте выводы по карточке №1,№2
Вывод: Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, __________
Вывод: Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, ____________
Группа №5
Карточка №1
Даны два круга. Закрась указанные части.
4 8
8 8
6 Сравните закрашенные части и дроби : 4 8
8 8
Карточка №2
Даны две полоски. Закрась указанные части.
9
18
9
12
Сравните закрашенные части и дроби: 9 9
18 12
Карточка №3
Сделайте выводы по карточке №1,№2
Вывод: Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, __________
Вывод: Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, ____________
I.2 Проверка результата работы в группе
Время работы в группе подошло к концу. Какие результаты получились у групп?
От каждой группы выходит докладчик , результаты работы по карточкам
вывешиваются на доске и оглашает результаты работы своей группы по критериям
(слайд № 5):
точность и правильность выполнения задания
результат работы каждого члена группы
выводы по полученным результатам
оценка работы всей группы
(н/р: в первой группе Саша и Витя закрашивали части на круге и сравнивали
дроби с одинаковыми знаменателями 3 7 у них получилось ,что
8 8,
дробь 3/8 меньше чем 7/8; Алена и Никита закрашивали части на полосках и
сравнивали дроби с разными знаменателями 5/6 и 5/12, у них получилось , что
дробь 5/6 больше чем дробь 5/12. Из всего выше сказанного могу сделать вывод:
из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель
больше, а из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой
знаменатель меньше. Группа справилась с полученными заданиями полностью.)
Остальные проверяют, уточняют, задают «умные вопросы».
I.3 Заполнение алгоритма сравнения и опорного конспекта ( «помощники»)
У каждого из вас на парте лежит «помощник», который мы начали заполнять на
прошлом уроке. Скажите, сможем ли мы его дополнить? (да, мы знаем, как
7 можно сравнить дроби с одинаковыми числителями и разными
знаменателями)
Алгоритм сравнения
Найти равные числители и равные знаменатели
Знаменатель
Что равно? Числитель
Больше та дробь , Больше та дробь, у
которой меньше (знаменатель)
у которой больше (числитель)
Дополнить опорный конспект (поставить знаки)
а/n b/n a b m/c m/d c d
А сейчас давайте вернёмся к заданию, которое не смог выполнить 2 вариант и
попробуем сравнить дроби (работа в парах).
5 5 6 6
12 6 14 23
Проверьте друг друга (взаимопроверка ) и сравните результат (слайд № 6).
Кто выполнил всё правильно на полях поставьте «+»
Легко ли вам было выполнить это задание? (да)
Почему? (мы знаем правило и у нас есть «помощники»)
II. Физминутка. (Приложение к СанПиН)
III. Первичное закрепление .
7.1 Игра «Исправь ошибку» (есть «ловушка»)
На слайде №7 записаны дроби и поставлены знаки. Учащиеся записывают дробь в
тетради и исправляют ошибку, если увидели.
2 >2
6 3
2 >2
3 12
2 > 2
12 4
> 4
4
10 3
Все ли дроби сравнили правильно? (нет)
8
1 > 1
2 20 Какие ошибки были допущены? (неправильно поставлены знаки больше и
меньше при сравнении дробей)
Где вас поджидала «ловушка»? (дроби 2/6 >2/3 , 2/12 > 2/4 , 4/10 > 4/3)
7.2 Результат работы
Сравните результат (слайд №8) и оцените себя по критериям:
если нашли все ошибки и исправили их, ставим «+»
если не нашли ошибки , то ничего не ставим
VIII. Самостоятельная работа
8.1 Работа по учебнику
(Математика 4 класс 1 часть ОС«Школа 2100» автор Т.Е. Демидова, С.А.
Козлова, А.П. Тонких )
с30 №3
Задание: Расположите дроби
a) в порядке возрастания: х , х, х, х, х
15 9 34 100 50
b) в порядке убывания : 15 , 9, 34, 100, 50
х х х х х
Работа по вариантам.
1 вариант: в порядке возрастания;
2 вариант: в порядке убывания.
Чем вы можете воспользоваться при выполнении этого задания?
(«помощниками»)
8.2 Взаимопроверка
Проверьте и оцените друг друга по следующим критериям:
если выполнили задание правильно, ставим «+»;
если допустили ошибки, то ничего не ставим
Посмотрите на поля своей тетради. Сколько знаков «+» вы сегодня поставили
себе и друг другу за урок? (3,4)
Проверка про критериям
у кого 4 знака «+» за работу на уроке получает оценку «5»;
у кого 3 знака «+» за работу получает оценку «4»;
остальные должны ещё постараться.
Молодцы, вы замечательно справились с заданиями.
IV. Итог урока
9.1 Рефлексия учебной деятельности на уроке .
Какую учебную задачу ставили на уроке? (Надо было найти способ сравнения
дробей с разными знаменателями и научиться сравнивать).
Удалось решить поставленную задачу? (да, составили «помощника» алгоритм
сравнения и опорный конспект сравнения)
Закончите предложения
9 Теперь я знаю, что у дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями
больше та дробь, у которой ……… (меньше знаменатель)
Теперь я смогу сам …………(сравнивать дроби с разными числителями и
разными знаменателями)
Полученные знания я смогу применить …………… (при выполнении домашнего
задания)
IV.2 Самооценка
Сегодня на уроке:
Узнал, открыл для себя ………..( способ сравнения дробей с разными
знаменателями )
Научился, смог ……( сравнивать дроби, располагать их в порядке возрастания и
убывания)
Могу похвалить себя и своих одноклассников за …… (за продуктивную работу,
за работу в группе)
Домашнее задание.
V.
1 уровень:
1. Сравни:
2/9 и 2/3;
8/36 и 24/36;
6/11 и 6/15;
а +3/57 и а/57.
2. Найди множество решений неравенств:
x /8 < 3/8____________________________
5/y > 5/9____________________________
2 уровень:
1. Сравни:
7/8 и 4/8;
17/48 и 17/21;
5/19 и 12/19;
42/в+5 и 42/в.
2. Найти множество решений неравенств:
10 х/6 < 4/6___________________________
9/у > 9/12__________________________
3.Реши задачу с31 №4
11
Конспект урока по математике на тему «Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями» (4 класс, математика)
Конспект урока по математике на тему «Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями» (4 класс, математика)
Конспект урока по математике на тему «Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями» (4 класс, математика)
Конспект урока по математике на тему «Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями» (4 класс, математика)
Конспект урока по математике на тему «Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями» (4 класс, математика)
Конспект урока по математике на тему «Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями» (4 класс, математика)
Конспект урока по математике на тему «Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями» (4 класс, математика)
Конспект урока по математике на тему «Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями» (4 класс, математика)
Конспект урока по математике на тему «Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями» (4 класс, математика)
Конспект урока по математике на тему «Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями» (4 класс, математика)
Конспект урока по математике на тему «Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями» (4 класс, математика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.