Конспект урока по математике в 3 классе по теме "Запись трёхзначных чисел. Сумма разрядных слагаемых" ( Моро М.И.) выстроен в рамках системно-деятельностной педагогики и отражает последовательность необходимых этапов урока. Предлагается также дополнительный материал, позволяющий реализовать вариативность подачи материала, учесть особенности как класса, так и отдельных обучающихся.Материал подготовлен с использованием основ системно-деятельностной педагогики. Презентация к уроку и материал о географических объектах расширят кругозор детей, усилят мотивацию изучения предмета.
Запись трёхзначных чисел.doc
Запись трёхзначных чисел. Сумма разрядных слагаемых.
( 3 класс, математика, Моро М.И.)
Мельникова Наталья Борисовна
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №6 г. Воронежа
Цель урока:
разрядных слагаемых.
Познакомить учащихся с алгоритмом записи трехзначного числа в виде суммы
Формировать практические навыки записи трехзначного числа в виде суммы
разрядных слагаемых.
Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта.
Формировать навыки анализа задачи, умений решать задачи.
Планируемые результаты обучения:
1) предметные:
знать разрядный состав трёхзначного числа.
уметь читать и записывать трёхзначные числа.
2)метапредметные:
уметь формулировать цель деятельности;
планировать последовательность действий;
осуществлять самоконтроль; взаимоконтроль;
уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя изученный материал, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с
учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,
действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить
необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие
трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные: учащиеся научатся записывать трёхзначные числа в виде суммы
разрядных слагаемых: анализировать и делать выводы;
Коммуникативные: задавать вопросы с целью получения нужной информации;
организовывать взаимопроверку выполненной работы; высказывать свое мнение при
обсуждении задания.
3) личностные:
формировать умение общаться, работать в коллективе, самостоятельно, в парах,
умение владеть математической речью.
умение признавать собственные ошибки;
формировать положительное отношение к урокам математики.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая, парная.
Метапредметные цели:
познавательные УУД – развитие познавательного интереса к математике, создание и
нахождение путей выхода из проблемной ситуации, поиск необходимой информации; коммуникативные УУД развитие умения точно и правильно выражать свои мысли,
работать в сотрудничестве, слушать собеседника; способствовать развитию познавательной
активности, развивать математическую речь учащихся; способность сравнивать, обобщать,
анализировать;
регулятивные УУД формирование оценочной самостоятельности учащихся,
контролирование своей деятельности, учить детей выполнять приёмы сложения и
вычитания; упражнять в решении задач,
личностные УУД – проявление познавательной инициативы в оказании помощи
ученикам, формирование личностного смысла учения.
Методические приемы: фронтальный опрос, работа по индивидуальным карточкам,
работа в парах, самопроверка, взаимопроверка.
Образовательные технологии: Информационнокоммукативная, Здоровьесберегающий
подход Проблемное обучение на базе ОТСМ ТРИЗ (ПОО) Педагогика сотрудничества
1. Самоопределение к учебной деятельности
ЦЕЛЬ:
мотивировать учащихся к деятельности через ситуацию, отражающую личный опыт
детей;
определить содержательные рамки урока: работа с трёхзначными числами, их
запись в виде суммы разрядных слагаемых.
Мне очень приятно приветствовать моих сегодняшних учеников, гостей. Меня зовут
Наталья Борисовна. Надеюсь, вместе у нас получится интересный, познавательный, добрый
урок. Кстати, а какой урок у вас по расписанию? (математика)
В различных жизненных ситуациях вам приходится использовать знания по математике?
Приведите несколько примеров.
Умение считать, записывать числа, видеть закономерности и делать выводы как раз и
понадобятся на уроке. Безусловно, надо быть внимательными, сообразительными,
усердными. Для ХОДА работы у нас есть рабочие листы. Обратимся к ним.
2. Актуализация знаний
ЦЕЛЬ:
актуализировать знания о записи трёхзначных чисел;
тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее
сложность записи трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых
Я у вас в гостях в школе № (62). Запишите номер вашей школы (62).
Школа расположена по адресу : ул. Берёзовая роща, д. 32. Запишите рядом число 32.
А я вас приглашу к себе в гости – в РАДУЖНЫЙ ПОСЁЛОК, где мы будем запускать
воздушные шарики, которые получили в начале урока. РАДУЖНЫЙ ПОСЁЛОК
ОТЛИЧАЕТСЯ ТЕМ, что номера домов здесь имеют на одну цифру больше в записи числа.
То есть сколько? (3) Поставим ниже три точки. .
Какие же числа мы записали? Сколько цифр используется для их записи? Такие числа
называют двузначными. Какие разряды входят в состав двузначного числа?
Первым справа пишут разряд ЕДИНИЦ (СМАЙЛ 1)
А 10 единиц образуют следующий разряд. Вторым справа пишут разряд ДЕСЯТКОВ (СМАЙЛ 2)
10 десятков дадут новый разряд.
А если в записи используется три цифры, как называется число? (трёхзначным)
Третьим справа пишут разряд СОТЕН (СМАЙЛ 3)
Знание разрядов также пригодится нам на уроке.
Предположите, с какими числами мы будем работать на уроке?
МЫ БУДЕМ РАБОТАТЬ С ТРЁХЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ.
Жители Радужного посёлка интересуются, умеете ли вы записывать трёхзначные числа?
Проверим эти умения, выполнив математический диктант. Ответы пишем, начиная с
отмеченных нами трёх точек.
Математический диктант.
1. Запиши число, в котором: 6 сотен 5 десятков 4 единицы; 2 сотни 7 единиц; 3 сотни
4 десятка.
Запиши число, следующее за числом 399.
Запиши число, предшествующее числу 600.
Запиши число, которое: на 1 больше, чем 339; на 10 больше 456; на 10 меньше, чем
670; на 1 сотню меньше, чем 807.
ОТВЕТЫ: 654, 207, 340, 400, 599, 340, 466, 660, 707.
Сможете ли вы назвать, из каких разрядов состоит число 466? А записать его в виде суммы
разрядных слагаемых?
Попробуйте сформулировать тему урока.
Какие цели вы поставите перед собой?
Какие планируете достичь результаты? Что и кто могут помочь достичь этих
результатов?
Итог: Чем мы занимались? ( устным счётом)
Для чего занимались?
ЕСТЬ ЛИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ? Коллективное исследование
поможет преодолеть затруднения.
3. Постановка проблемы
ЦЕЛЬ:
◦ Организовать выявление и фиксацию детьми причины затруднений –
не использовали ранее терминологию и саму запись числа в иде суммы
разрядных слагаемых
◦ Согласовать и зафиксировать цель и тему.
При посадке вы поделились на группы (4 ГРУППЫ ПО 4 ЧЕЛОВЕКА). Каждая группа
получит 2 задания и должна подготовить ответ по плану:
Мы получили задание…
У нас получился результат…
Мы заметили, что…
Мы сделали вывод…
ВЫВОД 1. ВСЕ ЧИСЛА состоят из (1,2,3)…цифрзнаков, значит, такие числа
называются …….
ВЫВОД 2. Для записи трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых
….достаточно записать сумму всех разрядов, выделив разряд сотен, разряд десятков и
разряд единиц. ЗАДАНИЕ 1. Записать цифрами числа: семьсот девяносто три, семьсот тридцать девять
семьсот три, семьсот тридцать, семьсот семьдесят, семьсот семь,. (793, 739, 703, 730, 770,
707)
ЗАДАНИЕ 2. Записать первое, третье и пятое числа в виде суммы разрядных слагаемых.
(793=700+90+3
703=700+3
770=700+70)
ДЛЯ ДРУГИХ 2Х ГРУПП АНАЛОГИЧНО, НО ПРЕДСТАВИТЬ 2,4,6 ЧИСЛА В ВИДЕ
СУММЫ РАЗРЯДНЫХ СЛАГАЕМЫХ.
739=700+30+9
730=700+30
707=700+7
Уточните тему урока: «Трёхзначные числа. Сумма разрядных слагаемых».
***ЕСЛИ МНОГИЕ ИСПЫТЫВАЮТ ЗАТРУДНЕНИЯ, ОБЪЯСНЯЕМ СЛЕДУЮЩИМ
ОБРАЗОМ:
Ученик работает по таблице разрядов у доски, остальные – в рабочих листах.
Запишите число 635. (ученик подписывает цифры в кармашки разрядной таблицы.)
Сколько в числе единиц 3 разряда (6.)
Как называются единицы третьего разряда (сотни.)
Значит сколько сотен в этом числе? (6.)
(Закрываю единицы второго и первого разряда пустыми карточками.)
Какое это число (600.)
(Запись на доске ) 600 +
Сколько в числе единиц второго разряда? (3.)
Как называется этот разряд? (Десятки.)
(Закрываю единицы третьего и первого разрядов.)
какое это число (30.)
(Продолжаю запись.)
600 + 30 +
Сколько в числе единиц первого разряда? (5)
Как называется этот разряд? (Единицы.)
(Закрываю единицы третьего и второго разрядов.)
Какое это число? (5)
(Продолжаю запись.)
600 + 30 + 5
Какие числа нужно сложить , чтобы получить число 635? (600, 30, 5.)
Как заменили число 635? (суммой.)
Сколько слагаемых? (3.)
Сколько цифр (значков)в числе 635? Какое это число (трехзначное.)
Что обозначает каждое слагаемое? (Разряд.)
Значит, как называются слагаемые, которые составляют в сумме число 635?
(Разрядные слагаемые.)
Сформулируйте тему урока.
Какие цели вы ставите перед собой?
Какие планируете достичь результата?
ПОЗНАКОМИМСЯ: ……..
УЗНАЕМ: какие …
ВЫЯСНИМ: как….
НАУЧИМСЯ: объяснять ….. пользоваться. ПОЛУЧИМ ЗНАНИЯ … О способах проверки …..
Кто и что может поможет достичь планируемого результата? (рабочие листы с заданиями,
учитель, ученик, ИКТ)
4. Проектирование и фиксация нового знания
Цель:
Сформировать представление о записи трёхзначных чисел в виде суммы
разрядных слагаемых.
Зафиксировать новый способ действия в речи и знаково.
ИССЛЕДОВАНИЕ: Какие действия вы выполняли с трёхзначными числами в группах?
ПРОЕКТ: Как вы думаете, в какой последовательности лучше записывать числа в виде
суммы разрядных слагаемых? (с+д+е или е+д+с)
А если в какомто разряде 0 единиц, как можно записывать?
Можно ли запись 437=400+37 считать суммой разрядных слагаемых? (Нет, так как не
выделены разряд десятков и разряд единиц.)
5. Первичное закрепление
ЦЕЛЬ: зафиксировать во внешней речи способ записи трёхзначных чисел в виде суммы
разрядных слагаемых
Для закрепления материала выполним задания с проговариванием вслух. Будьте
внимательны, подобная работа ждёт вас дома.
СООТВЕТСТВИЕ
Рассмотрите таблицу на экране.
Что записано в левом столбике? (Числа)
Что записано в правом столбике? (Суммы разрядных слагаемых)
Сколько цифр в записи чисел? Какие это числа (Трехзначные.)
Почему последние две суммы состоят из двух слагаемых? (Во второй сумме нет
слагаемого, обозначающего десятки, а в третьей – слагаемого, обозначающего
единицы.)
300+80+6
900+90+9
200+1
700+80
386
999
201
780
Найдите значение каждого выражения (обратная операция):
Замените каждое из чисел 472, 615, 889, 505, 230 суммой разрядных слагаемых.
300+60+8 2+70+500 600+40 30+800 2+700 400+3
ИТОГ: Что делали? Для чего?
6. Самоконтроль и самопроверка по эталону
ЦЕЛЬ:
Тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
Проверить с помощью эталона для самопроверки свое умение выполнять записи
трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. 1) Запишите цифрами числа двести двадцать пять, двести пятьдесят два, двести двадцать,
двести два, пятьсот двадцать два. (225,252,220,202,522).
2) Самое большое и самое маленькое число запишите в виде суммы разрядных слагаемых.
522 = 500+20+2
202 = 200+2
Итак, как же представить число в виде суммы разрядных слагаемых? (записать сумму его
разрядов)
Вопрос1: Единицы какого разряда не могут отсутствовать в трёхзначном числе?
Вопрос 2: Может ли запись 202= 200+0+2 считаться верной? (Да. Можно не писать в сумме
0 единиц какоголибо разряда.)
Сверьте выполнение по образцу. Чья деятельность оказалась успешной?
ИТОГ: Что делали? Для чего? Я желаю вам новых успехов на следующих этапах урока.
ФИЗМИНУТКА
7. Включение в систему знаний и повторение.
ЦЕЛЬ:
1) Тренировать способность к записи трёхзначных чисел, к представлению их в
виде суммы разрядных слагаемых.
2) Тренировать способность к решению задач.
КОНВЕРТ от первого смайлика.
Рассмотрите суммы. Выпишите ниже числа, которые представлены в виде суммы
разрядных слагаемых. \ВЫВОД: Каких ошибок следует избегать? (Не путать просто сумму
чисел с суммой разрядных слагаемых)
960+6
349+1
600+40+5
600+300+9
800+2
400+20
(645, 802,420)
КОНВЕРТ от второго смайлика
Глубина Ладожского озера – 230 м, Онежского 127 м, ИссыкКуль –668 м. Запишите
числа в порядке убывания. Преобразуйте их в сумму разрядных слагаемых. Что показывает
число 0 в записи числа 230? /ПОКАЗАТЬ ФОТО ОЗЁР/
668=6 сот+6 дес.+8 ед.
230=2 сот.+3 дес.
127=1 сот.+2 дес.+7 ед.
ИНФОРМАЦИЯ
В югозападной части Карелии находится самый большой пресноводный водоём Европы –
это Ладожское озеро. Его суровая северная красота резко отличается от южных морей.
Однако по своим размерам и характеру Ладога очень напоминает море. Суммарная
площадь озера вместе с островами равняется 18 135 кв. км. Длина у Ладоги не меньше 219
км, а ширина 138 км. Даже заплыв на середину озера нельзя увидеть берега. Большую
опасность для небольших судов представляют северные ветра, иногда поднимающие
сильные волны с непредсказуемым характером. На Онеге удивительно прозрачная вода. Оказывается, секрет чистой воды в Онежском
озере – это шунгит. Название минерала образовано от названия села Шуньга, что находится
недалеко от Онеги. По составу и содержанию солей напоминает талую воду.
1. ИссыкКуль седьмой по счету в рейтинге самых глубоких озер мира. Самое крупное
озеро в Кыргызстане ИссыкКуль 25 в рейтинге самых больших озер мира и является
седьмым по счету самых глубоких озер на Земле.
2. Самая большая горнолыжная база в Центральной Азии.
Самая большая горнолыжная база находится на ИссыкКуле в городе Каракол. База
рассчитана как на новичков, так и на опытных профессионалов.
3. В озеро впадают 80 небольших рек, в то время как ни одна не вытекает.Из озера не
вытекает ни одной.
КОНВЕРТ от третьего смайлика
Запишите все числа, в которых 3 сот. 5 дес. и не более 7 единиц.
Какие числа вы записали?
Назовите числа, в записи которых повторяются одинаковые цифры. Что показывают эти
цифры в записи этих чисел?
350,351,352,353,354,355,356,357.
КОНВЕРТ от третьего смайлика (вариант 2)
Перед вами три разных цифры: 7, 1, 6. Составьте всевозможные трёхзначные числа, не
повторяя цифр в записи числа.
716 167 617
761 176 671
Назовите наибольшее. В каком числе столько же сотен, сколько и в наибольшем?
В каком числе столько же единиц, сколько и в наименьшем?
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
У вас на столах лежат конверты жёлтого цвета. Возьмите и достаньте из них карточки.
( 100 рублей, 500 рублей, 50 рублей, 10 рублей,1 рубль, 5 рублей).
Что это у вас записано на карточках? (Название денег)
А где мы пользуемся деньгами? (В магазине, в аптеке, в столовой и т.д.).
Допустим, что покупка стоит 155 рублей. Составьте это число.
Как вы это сделали?
А теперь покупка стоит 511 рублей. Составьте это число. Как вы это сделали?
Итак, мы делаем вывод? (Полученные знания нам пригодятся в повседневной жизни).
8. Рефлексия деятельности
ЦЕЛЬ:
1) Зафиксировать достижение поставленных целей;
2) Оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса;
3) Обсудить домашнее задание.
Минуты нашего урока истекают. Не даром говорят: «Не дорого начало, а похвален конец».
ИТОГ: Какая тема урока?
Какие результаты планировали?
Чему каждый из вас научился на уроке?
Вы достигли поставленных целей и планируемых результатов?
Что было интересно на уроке?
Что вызвало затруднения? Где может пригодиться новое знание? /Практическая жизнь – совершение покупок, цены
в магазинах, аптеке, счет, сравнение…/
***Ответьте для себя на два вопроса и отметьте уровень освоения материала на
стрелочках.:
1) Насколько правильно я умею записывать трёхзначные числа?
2) Насколько я научился представлять трёхзначные числа в виде суммы разрядных
слагаемых?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на обороте рабочего листа)
Перед вами разноуровневые задания. Можете выбрать любое из них и выполнить задание по
силам.
Зелёный конверт*** Запишите числа 648, 707, 830 в виде суммы разрядных слагаемых.
Синий конверт*** Зачеркните записи, не являющиеся суммой разрядных слагаемых.
347=300+47
672=600+70+2
809=9+800
455=5+450
2сот.+8дес.+3ед.=283 ед.
Красный конверт***
118, 138, 158, 128 (148 = 100+40+8)
или
213, 324,657, 435 (546 =500+40+6)
Запишите числа в порядке возрастания.
Какое число пропущено?
Определите закономерность и определите следующее число.
Любое число представьте в виде суммы разрядных слагаемых.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Придумайте задание по теме сами***
Вспомните начало урока. Ваши воздушные шарики можно запускать в небо над
РАДУЖНЫМ ПОСЁЛКОМ.
Если вы освоили тему на высоком уровне, вам многое удалось, приклейте шарик на
радуге или выше.
Если вы испытывали затруднения, но смогли найти правильное решение, приклейте
шарик ниже радуги, но выше земли.
Если вы совсем расстроены, у вас не все получилось, то приклейте шарик близко к
земле. Я желаю вам успехов!!!
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Запишите числа, в которых 1сот. 6 дес. 7 ед., 4 сот., 23 дес. 5 ед., 5 сот. 9 ед.
(167,400,235,509)
МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ ПО ГРУППАМ.
ЗАПИСАТЬ ЧИСЛА В ВИДЕ СУММЫ РАЗРЯДНЫХ СЛАГАЕМЫХ. 345 216 731
278 756 548
342 907 121
981 513 416
345 842 729
230 743 111
ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ
Наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам продолжить предложения.
Сегодня на уроке я узнал...
Я понял …..
Я открыл для себя …
Теперь я смогу сам …
Я легко справился …
Мне было трудно ….
Самое интересное для меня было …
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.