Конспект урока по МХК на тему "Живопись II пол. XVIII - I пол. XIX вв." ( 11 класс, МХК)
Оценка 4.6

Конспект урока по МХК на тему "Живопись II пол. XVIII - I пол. XIX вв." ( 11 класс, МХК)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
МХК
11 кл
04.03.2018
Конспект урока по МХК на тему "Живопись II  пол. XVIII  - I пол. XIX вв." ( 11 класс, МХК)
Цель урока " Живопись II пол. XVIII - I пол. XIX вв." - рассмотреть воплощение канонов классицизма в живописи, особенности передачи драматических коллизий сюжетов живописными средствами. На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями классицизма в живописи на примере творчества Ж. Давида и К. Брюллова. С творчеством русского художника Иванова обучающиеся знакомятся самостоятельно.Урок "Живопись II половины XVIII - I половины XIX в" по учебнику "Мировая художественная культура". Емохонова Л.Г.
Урок 2. Живопись 2 пол.18 - 1 пол. 19 века. Конспект.docx
Тема: Художественная культура II пол. XVIII – I пол. XIXв. Урок: Живопись II пол. XVIII – Iпол. XIXв. Слайд 1. Тема урока: Живопись II  пол. XVIII  ­ I пол. XIX вв. Конспект  урока. Слайд   2.   Цель   урока:  рассмотреть   воплощение   канонов   классицизма   в   живописи,   особенности передачи драматических коллизий сюжетов живописными средствами Слайд 3. План урока:  1. Общая характеристика классицизма в живописи.  2. Творчество Жака Луи Давида.  3. Творчество Карла Брюллова. 4. Творчество Александра Иванова.  Слайд 4: Общая характеристика классицизма в живописи. Термин  «неоклассика»  принят в  современном   искусствознании   для определения   различных  по идеологическому   содержанию   и   социальной   направленности   художественных   явлений   XIX­XX веков, присущим обращение к обычаям античного искусства, творчества эпохи Возрождения или классицизма. Сам термин «неоклассицизм» используется также для определения классицизма в искусстве XVIII — XIX веков, в отличие от обозначения классицизма XVII — XVIII веков.  Слайд   5.   Происхождения   неоклассицизма   обусловлено   тяготением   противопоставить   некие «вечные»  ценности   эстетики   противоречивой  и   тревожной  реальности.   Идейный  и   формальный строй течения, основанного на поиске непосредственного сходства художественных произведений реальности, в неоклассицизме противостоят величавость и идеальность форм и образов, которые «очищены» от конкретно­исторического содержания. Неоклассицизм   ­  течение   в  архитектуре   и изобразительном   искусстве   конца  ХІХ  –  начала   ХХ веков,   которое   возродило   интерес   ясной   пластической   форме,   к   достоянию   античности   и Ренессанса. Слайд 6. Основа формирования неоклассики:       культура Античности стандарты Возрождения наследие художников­классиков влияние рококо и барокко: манера передачи объекта передача цвета, динамичности изображений, драматичность передачи сюжета Слайд 7. Хронологические рамки неоклассицизма: 1.    ранний период (1750­1780гг) стимул для развития ­ научные исследования памятников древности основа – античные идеалы красоты и искусства, скульптура и архитектура основные темы – библейские и мифологические сюжеты. Слайд 8. 2. Поздний период (конец XVIII ­ начало XIX вв)    строгая школа формировалась во Франции под руководством Жака­Луи Давида центральные темы – простота, строгость, стоицизм, прославление героев заимствование сюжетов из римской республиканской истории Слайд 9­11. Ключевые идеи:    МХК 11 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск историческая точность костюмов и сюжетов строгая линейная конструкция в изображении сюжетов и персонажей основные темы – античность, мифы, подвиги античных героев Тема: Художественная культура II пол. XVIII – I пол. XIXв. Урок: Живопись II пол. XVIII – Iпол. XIXв. использование натурального цвета и оттенков динамичные сюжеты, наполненные драматизмом способ популяризации эпоса страны идеальность образов: люди и предметы не имеют изъянов и недостатков идейность неоклассики, как направления в искусстве формализация живописи стремление очистить образы от исторического содержания – образы существуют в изоляции        от реалий времени Слайд 12. Творчество Жака Луи Давида.  Давид обучался во Французской Академии. После получения римской стипендии Prix de Rome (четырежды не мог победить, из­за чего пытался совершить самоубийство путем голодания), в 1775 он отправился в Италию. Его стремление  к античному искусству, полученное в Риме, а также обозрение руин Помпеи и Геркуланума, подтолкнуло к возрождению классического направления во французском   искусстве.   Он   заимствовал   классические   формы   и   мотивы,   преимущественно   из скульптур, чтобы демонстрировать чувство достоинства, приписываемое древним римлянам. Уничтожаемый жаждой безупречности, а также политическими идеями о французской революции, Давид в своих работах наложил жесткое ограничение на выражение чувств. Такое подавление в итоге вылилось в отличительное безразличие и рационализм. Слайд 13.Жак­Луи Давид стал основоположником так называемого революционного классицизма, выдвинувшего новый тип художника­борца.   «Произведения искусства достигают своей цели, не только радуя глаз, но и проникая в душу, оставляя   в   воображении   глубокий   след,   как   нечто   реальное;   лишь   тогда   черты   героизма   и гражданских   добродетелей,   показанные   народу,   потрясут   его   душу   и   заронят   в   неё   страстное стремление   к   славе   и   к   самопожертвованию   ради   блага   Отечества»,   —   писал   французский живописец Давид.  Слайд   14.   Славу   Давиду   принесла   картина   «Клятва   Горациев»   (1784   г.),   изображающая   трёх братьев­близнецов,   которые,   по   преданию,   победили   в   поединке   с   тремя   братьями­близнецами Курциями в споре о могуществе Рима. Картина вызвала огромный успех.  Автор   изобразил   момент,   когда   трое   братьев,   подняв   руки   в   римском   приветствии,   клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Позы героев говорят о нерушимости их торжественной клятвы.  обращение к историческому жанру аллегоричность и назидательность сюжета использование античной атрибутики чёткость и лаконизм стиля контраст цветов Слайд   15­16.  Задание:  Картина   «Клятва   Горациев»   была   написана   в   строгом   соответствии   с художественными   принципами   неоклассицизма.   Внимательно   рассмотрите   картину,   найдите аргументы в подтверждение или опровержение данного тезиса. (Ответы обучающихся) Обобщение:       Задание: продолжаем анализировать полотно Давида. Художник тщательно продумал композицию полотна, персонажей, игру света. Внимательно рассмотрите картину. Какие приемы использовал автор для усиления воздействия сюжета?    Слайд 17­18. (Ответы обучающихся). Обобщение высказываний:  Приемы усиления воздействия сюжета:  усиление воздействие сюжета объединением фигур в мощном троезвучии:  МХК 11 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск Тема: Художественная культура II пол. XVIII – I пол. XIXв. Урок: Живопись II пол. XVIII – Iпол. XIXв. три группы персонажей,  три руки,  три меча,  три арки.      Благородная простота и совершенство живописного решения  произвели настоящую революцию, определившую дальнейшее развитие всего изобразительного искусства первой половины 19 века. Жак Луи Давид соединил культ античности с политическими идеями, захватившими в ту пору французское общество. В те годы всё громче и отчётливее проявлялось недовольство правлением короля.   Многими   картина   Давида   воспринималась   как   символ   борьбы   за   правое   дело.   Трудно сказать, действительно ли Жак собирался призывать своих сограждан к оружию… Слайд 19. Творчество Карла Брюллова.     В России крупнейшими представителями академической школы живописи были К, П, Брюллов, знаменитый  автор                 «Последнего дня Помпеи», и гениальный художник­мыслитель А. А. Иванов. Именно им принадлежит большая прогрессивная роль в развитии русской художественной школы. Слайд   20.   Двенадцать   лет   обучения   в   Академия   художеств   не   прошли   бесследно   для   Карда Павловича Брюллова (1799­ 1852). Они дали ему прекрасную школу и возможность продолжить образование   в   Европе,   Побывав   в   окрестностях   Неаполя,   где   проводились   археологические раскопки древнеримских городов ­ Помпеи и Геркуланума, ­ городов окончательно определил тему своей будущей картины «Последний день Помпеи». Потрясённый видом города, погребённого под слоем лавы и пепла во время извержения Везувия 24 августа 79 г, он приступит к осуществлению своего замысле, Слайд 21­22. Художник стремится быть абсолютно достоверным даже в мелочах. Он использует материалы   раскопок,   делает   множество   зарисовок   и   этюдов   с   натуры,   тщательно   изучает исторические источники, главным из которых были свидетельства очевидца Плиния Младшего, чудом спасшегося в тот трагический день. По справедливому замечанию Н. В. Гоголя, в масштабной и величественной картине «отразилось всё»:   смена   исторических   эпох   (падение   античного   языческого   миря   и   наступление   новой христианской веры), чувства и мысли людей перед липом катастрофы. Задание:   Внимательно   рассмотрите   полотно,   сравните   с   картиной   Давида   «Клятва   Горациев». Можно ли считать «Последний день Помпеи» в полном смысле слова классическим произведением? (Высказывания обучающихся) вопреки канонам в основу положено событие из реальной жизни (гибель города в результате Слайд 23.Художественный язык картины во многом традиционен, но данью классицизму в полном смысле слова эту картину назвать нельзя:  извержения вулкана Везувий), а не мифологический или библейский сюжет   бедствия и страданий, нравственной красоты человека слабое согласование с общепринятыми представлениями о героическом подмена   темы   гражданского   подвига,   долга   героя   перед   Отечеством   темой   народного Слайд 24. В произведения классицизма не могло быть места и для проявления низменных чувств, но они здесь мастерски запечатлены художником. В изображении действующих лиц все строится на контрастах душевного благородства и низменного корыстолюбия. Слева на ступенях гробницы мы видим обуреваемого жаждой наживы бородатого мужчину, расталкивающего толпу и торопливо подбирающего кем­то оброненные монеты.  Слайд   25.   В   глубине,   почти   в   самом   центре,   убегающий   языческий   жрец   в   белом   одеянии прихватывает культовый жертвенник. В нижней части картины, у тела распростертой на мостовой МХК 11 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск Тема: Художественная культура II пол. XVIII – I пол. XIXв. Урок: Живопись II пол. XVIII – Iпол. XIXв. женщины, художник изобразил ларец с рассыпавшимися драгоценностями. Но никто не замечает их:  золотые  цепи и  драгоценные  камни больше   не  нужны никому.  Разве   можно на  них  купить спасение? Слайд 26. В противовес низменным чувствам Брюллов показывает истинную красоту возвышенных и благородных помыслов. Перед лицом смерти люди заботятся о ближних, не утрачивают самоот­ верженности, не изменяют понятиям долга и чести. Картина воспринимается как своеобразный гимн физической красоте и нравственному совершенству человека.  Художника   восхищают   верность,   возвышенная   любовь   и   неистребимая   вера   в   справедливость. Разбушевавшаяся стихия лишь помогла проявиться в людях их необычайной духовной красоте.  Сыновья   пытаются   спасти   на   плечах   немощного   старика­отца,   который   не   может примириться с гибелью беломраморных богов, низвергающихся вниз с крыш дворцов. Их падение воспринимается как крушение его идеалов о разумно устроенной жизни.  Слайд 27. Юный Плиний, бережно поднимающий и уговаривающий мать собрать остаток сил и попытаться спастись, не может оставить самого дорогого на свете человека. Молодой жених, не замечая молний и не слыша грохота падающих комлей, держит в объятиях погибшую невесту. Самый лучший день в жизни стал последним днём их земного счастья. Слайд 28. Классицизм предпочитал односюжетность и односложность изображения с небольшим количеством  действующих  лиц.   К.   П.  Брюллов  отказывается   от классицистических  требований выделения главного персонажа. Его героем становится вся людская масса, где каждый является равноправным   участником   исторической   драмы,   все   испытывают   на   себе   силу   неотвратимой природной стихии. Слайд 29. Одним из неизменных правил, которому подчинялось создание исторической картины, была фронтальность композиции, т. е. развёртывание действия на узкой полосе переднего плана, как, например, в скульптурном барельефе. Сохраняя общепринятую трёхплановость композиции, её замкнутость и ограниченность каменными гробницами, автор не только размещает действие по ширине полотна, но и смело переносит его в глубину пространства. Слайд 30. Задание: ещё раз рассмотрите изображение, определите: • • •  какими приемами художник  передал динамизм  изображенного события;  в какой части полотна находится центр композиции;  можно ли найти аллегории в изображении?  динамизм за счет приема встречного движения  Движение   развивается   влево   и   вправо   от   центра,   где  изображена   упавшая   с  колесницы Слайд 31­32.    женщина. Именно здесь передан высший накал страстей, сюда сходятся все нити композиции  Упавшая женщина ­ символ крушения прекрасного, но обречённого на гибель античного мира. Маленький ребёнок, протягивающий руки к умершей матери, воспринимается как аллегория мира нового, который обязательно возникнет на руинах прежнего. Слайд   33.   В   соответствии   с   требованиями   классицизма   большое   значение   придавалось равномерному   и   рассеянному   освещению   из   единого   источника.   Но   вопреки   канонам   Брюллов использует эффект двойного освещения (почти нереального блеска молний и зарева пожара от извержения   вулкана),   игру   света   и   тени,   создающих   напряжённый   эмоциональный   настрой. Сложнейшая задача была решена удивительно смело, что нашло выражение в богатстве бликов, рефлексов на лицах, телах и одеждах людей. Художник удачно выбирает момент, когда мгновенная ослепительная вспышка молний среди кромешной темноты позволяет высветить в их лицах самое важное. Вступая в противоречие с законами академического искусства, передний план картины, МХК 11 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск Тема: Художественная культура II пол. XVIII – I пол. XIXв. Урок: Живопись II пол. XVIII – Iпол. XIXв. оказавшись   в   тёмном   обрамлении,   наоборот,   только   усиливает   драматизм   происходящего. Контрастные   чередования   света   с   тени   образовывали   причудливые   изломы   очертаний   групп   и отдельных фигур, подчёркивали их форму и пластику. Драматизм   происходящего   усиливал   напряжённый   колорит.   Автор   явно   стремился   к   гармонии цвета   и   к   равномерному   распределению   его   интенсивности.   Используя   два   основных   проти­ воборствующих   цвета   {кроваво­красный   и   чёрный),   оя   достиг   предельной   выразительности колорита.   Их   ритмическое   чередование   ещё   нагляднее   подчёркивало   трагизм   происходившего. Непривычной   было   необыкновенная   яркость,   насыщенность   красок,   передающая   естественное многообразие и жизненность материального мира.  https://artrecept.com/zhivopis/stili/neoklassicizm http://sghistoryspb.ucoz.com/load/iskusstvo_ii_chast/neoklassicizm_i_akademizm_v_zhivopisi/3­1­0­137 МХК 11 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск

Конспект урока по МХК на тему "Живопись II пол. XVIII - I пол. XIX вв." ( 11 класс, МХК)

Конспект урока по МХК на тему "Живопись II  пол. XVIII  - I пол. XIX вв." ( 11 класс, МХК)

Конспект урока по МХК на тему "Живопись II пол. XVIII - I пол. XIX вв." ( 11 класс, МХК)

Конспект урока по МХК на тему "Живопись II  пол. XVIII  - I пол. XIX вв." ( 11 класс, МХК)

Конспект урока по МХК на тему "Живопись II пол. XVIII - I пол. XIX вв." ( 11 класс, МХК)

Конспект урока по МХК на тему "Живопись II  пол. XVIII  - I пол. XIX вв." ( 11 класс, МХК)

Конспект урока по МХК на тему "Живопись II пол. XVIII - I пол. XIX вв." ( 11 класс, МХК)

Конспект урока по МХК на тему "Живопись II  пол. XVIII  - I пол. XIX вв." ( 11 класс, МХК)

Конспект урока по МХК на тему "Живопись II пол. XVIII - I пол. XIX вв." ( 11 класс, МХК)

Конспект урока по МХК на тему "Живопись II  пол. XVIII  - I пол. XIX вв." ( 11 класс, МХК)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018