Конспект урока по музыке "Инструментальная баллада. Ночной пейзаж" (6 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по музыке "Инструментальная баллада. Ночной пейзаж" (6 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
6 кл
01.05.2017
Конспект урока по музыке  "Инструментальная баллада. Ночной пейзаж" (6 класс)
6 класс 3 четверть 2 урок.docx
6 класс 3 четверть 2 урок Тема: «Инструментальная баллада. Ночной пейзаж». Цель урока: подвести обучающихся к осмыслению основного принципа музыкального развития,  построения музыкальной формы. Задачи: знакомство обучающихся с основными моментами творчества Ф. Шопена, повлиявшими на  создание тех или иных музыкальных произведений; знакомство с жанром «инструментальная баллада»; развитие умения анализировать различные трактовки одного и того же произведения,  аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. 1. Организационный момент. Ход урока. «Музыка не имеет отечества; отечество ее ­ вся Вселенная». Эти слова принадлежат великому польскому композитору XIX века Фредерику Шопену. 2. Исполнение песни (Видео песня «Шопен» Влад Каращук) 3. Повторение пройденного материала ­ Сегодня мы продолжаем изучение образов камерной музыки на примере одного из  самых талантливых польских композиторов – Фредерика Шопена. На прошлом уроке мы знакомились с шедеврами фортепианной музыки Ф. Шопена,  говорили о широте его взглядов на мир, постигали контрастные музыкальные  образы, воплощённые в различных жанрах фортепианной миниатюры. ­ Какие жанры фортепианной миниатюры вы знаете? Прелюдия, вальс,  мазурка, полонез, этюд… ­ Можем ли мы отнести все эти жанры к камерной музыки? Почему?  Шопен имеет непосредственное отношение к камерной музыке. Мы говорили о том, что он, когда был ещё подростком, часто приглашался в знатные варшавские дома в  качестве пианиста. Такие салонные концерты были очень популярны в высшем свете в начале 19 века. Именно здесь Шопен начал импровизировать вариации польских  танцев – мазурок и полонезов. Ф. Шопен – создатель гениальных прелюдий. ­ Вспомните понятие «прелюдия»? Прелюдия ­ инструментальная музыкальная пьеса, преимущественно  сольная, раскрывающая, как правило, один образ.  Шопен создал множество интересных и разнохарактерных прелюдий, каждая из  которых наделена ярким музыкальным образом. 4. Слушание «Прелюдия №7», «Прелюдия №20». 5. Изучение нового материала Существует ещё один жанр инструментальной музыки, воспетый Ф. Шопеном. Это  баллада. Инструментальная баллада. Об этом жанре и пойдет речь сегодня на уроке. «Так ночью при свечах, взамен  Былой наивности нехитрой  Свой сон записывал Шопен  На черной выпилке пюпитра»   (работа с учебником с. 102­103) В средние века в странах романского языка народная танцевальная песня  называлась балладой (от латинского «балло» — «танцую»). Произошла она от  хороводных песен во Франции и Италии. Позднее у западно­европейских народов  эта песня приобретает повествовательный характер, часто с драматическим и  лирическим содержанием. Сочиняли баллады трубадуры и труверы (поэты­певцы),  исполняли жонглеры, менестрели, барды. Музыкальная баллада – вокальное или инструментальное сочинение  повествовательного характера, ведущее происхождение от старинных хороводных  песен­танцев. В музыке баллада впервые получила классическое выражение в вокальном  произведении Франца Шуберта. ­ С одной из баллад Шуберта вы уже знакомы. Какой? Баллада «Лесной царь» на основе баллады Иоганна Гёте. Инструментальная баллада ­ жанр, характерный для романтической музыки. Сегодня мы познакомимся с «Балладой №1» соль минор для фортепиано Ф.  Шопена. В ней ярко выражено героико­трагическое настоящее страны и народа.  Эпическая повествовательность соединяется в ней с драматическими картинами,  лирическая взволнованность — с картинной живописностью. Какое настроение несёт эта музыка? 6. Слушание (звучит фрагмент из «Баллады №1» соль минор Ф.Шопена)   ­ Какой характер произведения? ­ Какие музыкальные образы создаёт у слушателя? Баллада №1 написана Шопеном в возрасте 20 лет после подавления в 1830 г  польского восстания. Это сочинение с трагическим концом. Вступление в балладе  похоже на краткий пролог, сжато передающий центральную мысль произведения.  Подобно обращению автора или рассказчика, вступление вводит в круг больших и  серьёзных событий. Подёрнутая дымкой задумчивости, плавно и неторопливо  развёртывается главная тема , как воспоминание о чём­то давно минувшем . Вторая  тема­ одна из самых поэтичных у Шопена. Душевное тепло и лирическая нежность  выражены с присущим композитору изяществом и благородством. Далее  происходит сильнейшее драматическое нагнетание, знакомые темы предстают в  ином свете. В непрерывном процессе музыкального развития раскрывается  поэтический замысел баллады: воспоминание о прекрасном прошлом и  завершающегося трагической катастрофой в настоящем. Балладу завершает  трагический эпилог. Давайте ещё раз прослушаем «Балладу №1» и графически изобразим эту музыку.  Результаты работы занесем в таблицу в тетрадь. 7. Повторное слушание «Баллады №1» соль минор Ф.Шопена лирические интонации плавная линия в горизонтальной плоскости трагические скорбные мотивы линия уходит вниз порывистые, взволнованные интонации линия переходит в верхнюю плоскость 8. Разучивание песни  Песня Яна Френкеля на слова Юрия Левитанского «Баллада о гитаре и трубе». Две дороги степные, А кругом ковыли… Там гитара с трубою Разговор завели… Начинала гитара —  Тара, тара, та­тара… Тра­папапапапа!!! — Отвечала труба. Сколько было привалов, Сколько было атак… Всё гитара с трубою Не поладят никак… Начинает гитара — Тара, тара, та­тара… Трапапапапапа!!! — Отвечает труба… А две пули, две пули — Чуть пониже плеча… И одна в гитариста, А одна в трубача… И вздохнула гитара — Тара, тара, та­тара… Тра­папа­папапа!!! — Отвечала труба. Две дороги степные — Только ветер в упор… Всё гитары с трубою Не кончается спор… Две дороги, две песни, Две тропы, две судьбы… И нельзя без гитары, И нельзя без трубы. 9. Итог  урока. ­ С каким жанром инструментальной музыки мы сегодня познакомились? ­ Вспомните понятие «баллада»?  ­ Какую балладу Фредерика Шопена мы сегодня изображали графически? ­ К какому жанру музыки относится эта баллада?

Конспект урока по музыке "Инструментальная баллада. Ночной пейзаж" (6 класс)

Конспект урока по музыке  "Инструментальная баллада. Ночной пейзаж" (6 класс)

Конспект урока по музыке "Инструментальная баллада. Ночной пейзаж" (6 класс)

Конспект урока по музыке  "Инструментальная баллада. Ночной пейзаж" (6 класс)

Конспект урока по музыке "Инструментальная баллада. Ночной пейзаж" (6 класс)

Конспект урока по музыке  "Инструментальная баллада. Ночной пейзаж" (6 класс)

Конспект урока по музыке "Инструментальная баллада. Ночной пейзаж" (6 класс)

Конспект урока по музыке  "Инструментальная баллада. Ночной пейзаж" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017