Конспект урока по музыке на тему «Настрою гусли на старинный лад». Былина о садко и Морском царе. (3 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по музыке на тему «Настрою гусли на старинный лад». Былина о садко и Морском царе. (3 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
3 кл
05.11.2018
Конспект урока по музыке на тему «Настрою гусли на старинный лад». Былина о садко и Морском царе. (3 класс)
Целью данной разработки урока является ознакомление учащихся с образами русских богатырей в музыкальном и изобразительном искусстве на примере репродукций В.В. Васнецова "Богатыри", "Баян", со значением гуслей в русском фольклоре. Ребята узнают историю возникновения жанра былины, познакомятся с творчеством Н.А. Римского-Корсакова и его оперой "Садко".
Конспект 1..doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПАРТИЗАНСКАЯ ШКОЛА» СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ул. Сумская, №11а, с. Партизанское, Симферопольский район, Республики Крым, РФ, 297566 телефон: +7(978)7375962, e­mail: partizanskaya     ОКПО 00827082, ОГРН 1159102023134, ИНН 9109009671 / КПП 910901001  .  shkola    @   mail  .  ru   ,  Конспект урока по музыке (3 класс) «Настрою гусли на старинный лад». Былина о Садко и Морском царе.                                                                                                                            Подготовил: учитель музыки                                                                                                                             И.Н. Ключко с. Партизанское, 2016 г. познакомить   учащихся   со  значением   гуслей  в  русском   фольклоре;  с   образами  русских узнавать народные мелодии в творчестве композиторов. Учитель музыки Ключко Ирина Николаевна Дата:___________________ Класс: 3 Тема урока: «Настрою гусли на старинный лад». Былина о садко и Морском царе. Цель:  богатырей в искусстве;  Планируемый результат  УУД: Личностные:  проявлять познавательный интерес к культурному наследию своего народа. Познавательные:  находить взаимосвязь между музыкой и другими видами искусств.   Регулятивные:   информацию.   Коммуникативные: ответственности. Тип урока: изучение нового материала Жанр: урок­игра. Украшение новогодней ёлки. Основные понятия: Гусли, гусляр, былина, Баян, традиции, обычаи. Оборудование:  развивать   умение   анализировать,   сравнивать,   осмысливать   полученную   воспитывать   чувство   товарищества,   чувство   коллективной   «Богатыри», «Баян».   Ноутбук, фонограммы, наглядный материал, презентация к уроку Портреты   Н.А.   Римского­Корсакова,   М.И.   Глинки,   репродукции   В.В.   Васнецова Н. А. Римский – Корсаков песня Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко» Эпиграф: «У Баяна вещего, бывало,                     Если петь он начинал о ком,                    Мысль, как серый волк, в степи, бежала,                                      Поднималась в облака орлом…» («Слово о полку Игореве», перевод Н.И.Рыленкова)   Учебник Ход урока I. II. Организационный момент. Вход в класс. Музыкальное приветствие. Вступительное слово учителя  (направление сюжета урока). Актуализация изученного материала. Учитель читает стихотворение: Ты откуда, русская, зародилась музыка? То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль? В чьём ты сердце билась с самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала? Пролетели утки – уронили дудки. Пролетели гуси – уронили гусли. Их порою вешней нашли, не удивились. Ну а песня? С песней на Руси родились. ­ Скажите, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (примерные ответы учащихся: о русской музыке, о русских народных музыкальных инструментах и т. п.) ­ Давайте вспомним названия русских народных музыкальных инструментов. ­  Повторение   понятий   ( иллюстрация, выполняя задания, украшается ёлка игрушками)  образовательная   игра:   на   доске   расположена   сюжетная   Учитель зачитывает понятия  музыкальных терминов, а учащиеся смотрят на шарики, на которых написаны названия музыкальных терминов, и правильный ответ вешается на ёлочку:  1.   Сольная   песня   с   инструментальным   сопровождением (романс). 2.   Это большое произведение, состоящее из нескольких частей   и   исполняемая   в   концертном   зале   хором, оркестром и певцами­солистами (кантата). 3.   В   переводе   с   итальянского   означает   «труд, сочинение». Это   музыкальное   произведение   для   театра, главными исполнителями   в   котором   являются   певцы   и симфонический оркестр (опера). 4. Инструментальное вступление (увертюра). 5. Главная торжественная песня государства (гимн). 6. Руководитель оркестра (дирижёр). 7.   Вид   сценического   искусства,   содержание   которого   воплощается   в   музыкально­ хореографических образах (балет). 8. Произведение русского фольклора о подвигах героев­богатырей, которые защищали русскую землю (былина). Слово учителя:  Мы уже знакомились с понятием «былина». Я немного напомню вам историю этого жанра. Былины – это самый древний жанр  русских народных песен, им более 1000 лет. Понять, в чем заключалась трудность исполнения былины, нам поможет определение.  Былины   ­   это   русские   народные   эпические   песни.  Они   повествуют   о   подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, проявляющих свою силу, удаль, храбрость, смекалку. Вы, наверное, удивились тому, что былина ­ это песня, а между тем, это действительно   так.   Настоящий   сказитель   былины   берет   в   руки  гусли   и   нараспев,   не   спеша, рассказывает  о «событиях давно  ушедших  дней,  преданьях старины  глубокой». Так  называл былины А.С.Пушкин.  Давайте сейчас мысленно перенесемся в далекое прошлое… Горит лучина, вокруг стола сидит огромная семья, на столе нехитрое угощение, за стенами воет вьюга, в дальнем углу сидит человек и очень медленно, плавно поет о героях своей родины. Кто же они, богатыри, главные герои русского эпоса, былины? Рассмотрим  репродукцию картины В.Васнецова «Богатыри» БЛИЦ – ОПРОС:  1.Кто изображен на картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). 2.Кто они такие и как их называют? (Это богатыри, защитники своей земли). 3.Как вы думаете, кого называют богатырем? (Сильного, мужественного человека, богатый). 4.Каким изображен каждый из богатырей? Обратите внимание   на выражение лица каждого из них? (Одному дана сила, другому ­ ум, третьему ­ доброта). важнее   для   богатыря   из   этих 5.На   ваш   взгляд,   что ум и доброта вместе). трех   качеств?   (Сила, давалось   исполнять   былины. Не   каждому исполнитель   былин,   который – Сказитель ходил   по   деревням,   селам, наперевес   с   гуслями новости.   Он   должен   обладать городам   и   приносил качествами: выносливость, специальными   огромная   память, голос, сильный   певческий легких,   стилем объём большой   сказители   использовали   при декламация.   Хотя всего несколько мелодий, они исполнении   былин обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса. БАЯНЫ, так звали на Руси   этих   певцов,   несли   людям   правду   жизни,   песни   их   были   сердечно  красивы,   правдивы, чисты.   владеть     Мы   погружаемся   в   нашу   российскую   историю   всё   дальше.…   Итак,  гусляры,   они   же сказители, исполняли былины.  Давайте   посмотрим,   как   представил   гусляра   художник.  Рассматривание   репродукции В.М. Васнецова «Баян». Обсуждение репродукции 1. 2. 3. Как бы вы назвали эту картину? Нравится вам картина или нет? Что, по вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова её главная мысль, зачем он её написал? Учитель подводит итог ответам детей. Известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов создал картину, которая называется «Баян».   Перед зрителем предстаёт высокий холм, на котором изображена группа людей. Главного персонажа – Баяна ­ автор разместил сбоку, вложив ему в руки большие гусли.  Баян как воплощение русского народа, самой Родины как бы благословляет этих людей, доверяет им самое ценное и дорогое. Физкультминутка: «Я играю на гармошке». Игра на воображаемых инструментах Я играю на гармошке, громко хлопаем в ладошки Головой слегка качаем, руки вверх мы поднимаем Наши ножки топ­топ­топ Наши ручки хлоп­хлоп­хлоп Ручки вниз мы опускаем, отдыхаем, отдыхаем. Слово учителя: А сейчас я хочу Вам рассказать о былинном герое, гусляре и путешественнике Садко – о его встрече с Морским царем.  Опера «Садко» Н. Римского­Корсакова по жанру ­ опера­былина. Это яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное действие. Портреты главных действующих лиц даются в вокальных номерах, картины народной жизни и быта – в хоровых сценах. Музыка насыщена   яркими   контрастами.   Образы   сказочного   подводного   царства,   противопоставлены картинам   реальной   жизни   и   образам   русских   людей,   в   обрисовке   которых   главным народная средством выразительным    хор    «Высота  ли,  высота».      Песни  Садко;        Из оперы  «Садко».  Н.  Римский­ Слушание:     Корсаков.      Вопросы: песенность.       является   1. 2. Что нового услышали в песне «Садко»? На каком инструменте играл Садко? Хоровое пение.    Рефлексия:  Разучивание песни «Былины о Добрыне Никитиче».  1. Что нового вы узнали? 2. Что Вам запомнилось больше всего? 3. Что такое былина? 4. Когда появились былины? 5. С каким произведением мы сегодня познакомились? 6. Кто такой Садко? 7. Что вызвало затруднения? Итог урока (оценочные символы)

Конспект урока по музыке на тему «Настрою гусли на старинный лад». Былина о садко и Морском царе. (3 класс)

Конспект урока по музыке на тему «Настрою гусли на старинный лад». Былина о садко и Морском царе. (3 класс)

Конспект урока по музыке на тему «Настрою гусли на старинный лад». Былина о садко и Морском царе. (3 класс)

Конспект урока по музыке на тему «Настрою гусли на старинный лад». Былина о садко и Морском царе. (3 класс)

Конспект урока по музыке на тему «Настрою гусли на старинный лад». Былина о садко и Морском царе. (3 класс)

Конспект урока по музыке на тему «Настрою гусли на старинный лад». Былина о садко и Морском царе. (3 класс)

Конспект урока по музыке на тему «Настрою гусли на старинный лад». Былина о садко и Морском царе. (3 класс)

Конспект урока по музыке на тему «Настрою гусли на старинный лад». Былина о садко и Морском царе. (3 класс)

Конспект урока по музыке на тему «Настрою гусли на старинный лад». Былина о садко и Морском царе. (3 класс)

Конспект урока по музыке на тему «Настрою гусли на старинный лад». Былина о садко и Морском царе. (3 класс)

Конспект урока по музыке на тему «Настрою гусли на старинный лад». Былина о садко и Морском царе. (3 класс)

Конспект урока по музыке на тему «Настрою гусли на старинный лад». Былина о садко и Морском царе. (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2018