Конспект урока по окр. миру по теме "Трудные времена на русской земле." ( окр.мир 4 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по окр. миру по теме "Трудные времена на русской земле." ( окр.мир 4 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
04.03.2019
Конспект урока по окр. миру по теме "Трудные времена на русской земле." ( окр.мир 4 класс)
Конспект разработан по теме " Трудные времена на русской земле " для 4 класса по учебнику А.А. Плешакова, Е.А.Крючкова. Цели урока сформировать представления о военном деле на Руси; ознакомить с героическими страницами истории Отечества. В конспекте даны материалы по проверке домашнего задания , в виде теста , фронтального опроса и индивидуальной работы по карточке, знакомство с новым материалом, работа с учебником.
Окружающий мир.docx
Окружающий мир информацию,     Урок № 43 Дата:  Тема:  Трудные времена на русской земле. Цели:  сформировать   представления   о   военном   деле   на   Руси;   ознакомить   с героическими страницами истории Отечества. Формируемые  УУД: познавательные  — воспроизводить по памяти информацию, необходимую   для   решения   учебной   задачи,   проверять   информацию,   находить дополнительную   литературу; коммуникативные   —  участвовать   в   общей   беседе,   соблюдая   правила   речевого поведения;  регулятивные  —   действовать   по   плану,   контролировать   процесс   и результаты   деятельности,   вносить   необходимые   коррективы,   адекватно   оценивать свои достижения; личностные — целостно воспринимать окружающий мир. О б о р у д о в а н и е: историческая карта; схема «Завоевательные походы монголо­ татар», схема «Битва на Чудском озере». справочную   используя Ход урока I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока. Учитель.  Сегодня   мы   познакомимся   с   героическими   страницами   истории Отечества. II. Проверка домашнего задания. Учитель проводит фронтальный опрос: – Кто создал славянскую азбуку? – Какими были книги в Древней Руси? – Что в оформлении древних книг напоминает современные книги? Несколько учащихся выполняют индивидуальную работу по карточкам. № 1. Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания. Славянскую азбуку создали византийские монахи … и …  (Кирилл и Мефодий), которые жили в …  (IX)  веке. Письменность на Руси стала распространяться после принятия … (христианства). В Древней Руси велись записи важнейших событий – … (летописи).  Самая  известная  летопись  Древней  Руси  – …  («Повесть  временных лет»). Ее написал в начале XII века монах … (Нестор). Он рассказывает о племенах … (восточных) славян. Тест 1. Летопись — это: а) запись важнейших событий б) первая рукописная книга в) славянская азбука 2. На Руси первые книги писали на: а) папирусе б) бересте в) пергамене 3. Славянскую азбуку создали: а) Минин и Пожарский б) Кирилл и Мефодий в) Геродот и Нестор 4. Киноварь — это краска: а) зеленого цвета б) оранжево­красного цвета в) голубого цвета III. Работа над новым материалом. Учитель. В 1223 году летописец писал: «Пришла неслыханная рать. Их же никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и какой язык их, и какого они племени, и какая их вера». Так описывали появление у границ Руси нового опасного врага – монголо­татар. Татары,   или   монголы,   жили   далеко   на   востоке   от   русских   границ,   внутри Центральной Азии. В начале XIII века у них возникло государство. Монголо­татары   –   это   кочевые   племена.   Они   занимались   разведением   скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны были новые пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ. Необходимость завоеваний новых пастбищ для занятия скотоводством послужила образованию   Монгольского   государства.   В   1206   году   на   реку   Онон   съехались предводители монголо­татарских племен на курултай (съезд монгольской знати) и избрали вождем Чингисхана. Он и возглавил завоевательные походы монголо­татар. Учитель демонстрирует схему. У них было хорошо организованное войско. Основную ударную силу монголо­ татар составляла конница. Каждый воин имел два­три лука, несколько колчанов со стрелами,   топор,   веревку,   хорошо   владел   саблей.   Лошадь   воина   покрывалась шкурами и тем самым была защищена от стрел противника. Голову, шею и грудь воина защищали шлем и панцирь из кожи. Учитель предлагает рассмотреть рисунки с изображением воинов: русских и монгольских.   Сравнить   их   (с.   60   учебника).   Учащиеся   делают   вывод,   что монгольские воины имели лучшее снаряжение. Учитель. В 1223 году монгольское войско появилось в причерноморских степях поблизости от границ Руси, где жили половцы. Половцы толпами бежали в Русь: «Мы теперь побиты, а если нам не поможете, так порубят и вас». Несколько русских князей (Мстислав Киевский, Мстислав Черниговский, Мстислав Галицкий) сошлись вместе и 31 мая встретились с татарами на реке Калке, у Азовского моря. Напав на сторожевой отряд, княжеские дружины стали преследовать его и так растянулись, что потеряли связь друг с другом. Когда на девятый день похода за речкой Калкой князей встретил сомкнутый строй монгольской конницы, то навести боевой порядок было трудно. Русские дружины были разбиты поодиночке. Учитель предлагает показать на карте место битвы на реке, назвать города, захваченные монголо­татарским войском. Ученики. Рязань, Владимир, Москва, Переяславль, Торжок, Козельск и др. Учитель демонстрирует схему походов монголо­татарского войска:  Коломна  →  Москва  →  Владимир  →  Торжок  →  Козельск («злой 1223 г.   река Калка; → → →  Рязань   Новгород; →  Киев. 1237 г.  → город»)  1240 г.  Учитель.  В 1237 году монголо­татары перешли Волгу, так как   нацелились на русские земли. Князья знали об опасности, но ничего не сделали для объединения сил на   отпор   врагу,   они   были   заняты   междоусобицей   (боролись   между   собой   за расширение своих владений). Войско Батыя насчитывало 150 тысяч воинов, в то время как вся Русь могла собрать 100 тысяч воинов. Первому удару подверглась Рязань (учитель показывает на карте). Монгольские послы потребовали покорности и одну десятую часть «во всем». Рязанцы ответили мужественно:   «Если   нас   всех   не   будет,   все   ваше   будет».   Все   рязанцы   погибли, защищая свой город, в том числе и князь Юрий Рязанский. С тех пор этот город уже не поднялся. А новый был отстроен в 60 км от этого места. В январе по реке Оке  (показывает на карте)  двинулось монгольское войско на город Владимир. Сражение, закончившееся поражением русских войск, произошло у Коломны. Сто   километров   не   дошли   монголо­татары   до   Новгорода.  Весенняя   распутица сделала непроходимыми дороги для монгольской конницы. Хан Батый повернул свое войско обратно. На пути лежал город Козельск. Козельцы   на   вече   решили:   татарам   не   сдаваться   и   «положить   свой   живот»   за князя, чтобы получить на этом свете славу, а на том – венец от Христа­бога. Семь недель держался Козельск: горожане бились с татарами в поле, резались с ними на стенах городских и полегли честно все до последнего. Не пощадила орда ни женщин, ни   старцев,   ни   младенцев.   Стал   Козельск   одною   огромною   могилою.   Козельский князь тоже погиб. Он был еще малым ребенком, и пронеслась молва, будто утонул он в   крови.   С   той   поры   татары   не   называли   город   Козельском,   а   звали   его   «злым городом». В 1239 году татарское войско появилось в Южной Руси (показывает на карте). Ни один из русских городов не приглянулся татарам, как Киев: Подступает к нам под Киев царь Батый, Подступает он с двумя сыновьями, И со зятем, с Лукоперым­богатырем. А и пишет, собака, похваляется: «Я Киев­ат город выжгу, вырублю, Божьи церкви с дымом пущу, Князя со княжной в полон возьму, А князей­бояр во котле сварю». 6  декабря   1240  года   Киев   пал.   В   1243  году   после   похода   на   Южную   Русь   в Поволжье   возникло   государство   Золотая   Орда   со   столицей   Сарай   (около современной Астрахани). Русские князья теперь получали от золотоордынских ханов ярлык –  ханскую  грамоту  с  правом   на княжение. И  везли   ханам  дань  – богатые подарки продуктами питания, серебром, ремесленным товаром. Так   установилось   монголо­татарское   иго   над   Русью   –   зависимость   от завоевателей, состоящая в уплате дани. Учитель. Не одни злые татары обижали русских людей. Пришли на Русь с северо­ запада другие враги – шведы. Начальник их, Биргер, послал своих воинов в город  Новгород и велел сказать новгородскому князю Александру: «Мы пришли взять себе  этот город, а тебя, князь, и детей твоих хотим сделать своими слугами!»  О подвиге  новгородцев и князя Александра прочитаем статью «Князь Александр Невский» на с. 62–63 учебника.  Учитель демонстрирует схему «Битва на Чудском озере 5 апреля 1242 года»: Учитель  (дополняет).   Было   князю   Александру   всего   20   лет.   Вскоре   после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Учащиеся показывают на карте места сражений русских войск со шведскими и немецкими захватчиками. IV. Закрепление изученного. Учитель проводит беседу по  в о п р о с а м: – Кто напал на Русь в XIII веке? – Кто возглавил поход монголо­татарского войска на Русь? – Какой первый русский город оказался на их пути? – Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление? – Что случилось с Киевом? – Как стало называться государство монголо­татар? – Почему монголо­татарские воины захватили древнерусские города? – Какая появилась угроза с северо­запада для Руси? – Кто выступил против них? – Как разбил шведов Александр? – Какое прозвище он получил за эту победу? – Под каким названием вошла в историю битва на льду Чудского озера? – Как строились крестоносцы? С какой целью? – Как разбил крестоносцев Александр? Далее учитель проводит дидактическую игру «Ледовое побоище». Учитель.  Два   летописца,   принадлежащие   к   разным   воюющим   сторонам, описывают одну и ту же битву. Разделитесь на две команды, и пусть первая команда описывает сражение за одно войско, а вторая – за другое. Сравните описание в классе. В чем есть различие? V. Итог урока. Выставление оценок. Учащиеся читают вывод на с. 64 учебника. Домашнее задание. С. 59–63. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания на с. 64.

Конспект урока по окр. миру по теме "Трудные времена на русской земле." ( окр.мир 4 класс)

Конспект урока по окр. миру по теме "Трудные времена на русской земле." ( окр.мир 4 класс)

Конспект урока по окр. миру по теме "Трудные времена на русской земле." ( окр.мир 4 класс)

Конспект урока по окр. миру по теме "Трудные времена на русской земле." ( окр.мир 4 класс)

Конспект урока по окр. миру по теме "Трудные времена на русской земле." ( окр.мир 4 класс)

Конспект урока по окр. миру по теме "Трудные времена на русской земле." ( окр.мир 4 класс)

Конспект урока по окр. миру по теме "Трудные времена на русской земле." ( окр.мир 4 класс)

Конспект урока по окр. миру по теме "Трудные времена на русской земле." ( окр.мир 4 класс)

Конспект урока по окр. миру по теме "Трудные времена на русской земле." ( окр.мир 4 класс)

Конспект урока по окр. миру по теме "Трудные времена на русской земле." ( окр.мир 4 класс)

Конспект урока по окр. миру по теме "Трудные времена на русской земле." ( окр.мир 4 класс)

Конспект урока по окр. миру по теме "Трудные времена на русской земле." ( окр.мир 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2019