Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ
Оценка 4.8

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ

Оценка 4.8
Разработки уроков
rtf
окружающий мир
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ
Цели деятельности учителя: Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о деньгах как о средстве приобретения товаров и осуществления платежей; создать условия для ознакомления учащихся с историей денег, с монетами, денежными единицами, сбережениями. Развивающие: способствовать развитию у учащихся экономически значимых качеств, повышающих их жизнеспособность, познавательного интереса, речи; расширению кругозора. Воспитательные: содействовать воспитанию бережливости, добросовестности. Оборудование: запись темы на доске; прикрепленные на доску карточки с терминами; раздаточный материал (монеты: 5 копеек, 10 копеек, старые бумажные деньги, 1 рубль); карточки.
Урок 49. Что такое деньги.rtf
У р о к   49. ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   у ч и т е л я : Образовательные:  способствовать   формированию   у   учащихся представления   о   деньгах   как   о   средстве   приобретения   товаров   и осуществления платежей; создать условия для ознакомления учащихся с историей денег, с монетами, денежными единицами, сбережениями. Развивающие:  способствовать развитию у учащихся экономически значимых качеств, повышающих их жизнеспособность, познавательного интереса, речи; расширению кругозора. Воспитательные:  содействовать   воспитанию   бережливости, добросовестности. О б о р у д о в а н и е :   запись темы на доске; прикрепленные на доску карточки   с  терминами;  раздаточный   материал  (монеты: 5  копеек, 10 копеек, старые бумажные деньги, 1 рубль); карточки. С ц е н а р и й   у р о к а I. Повторение изученного материала. – Послушайте выражение:  ••Хорошо, когда пироги печёт сапожник, а сапоги шьёт пирожник. –  Согласны  ли вы  с  этой мыслью?  Как нужно переставить  слова, чтобы   вы   согласились?  (Хорошо,   когда   пироги   печёт   пирожник,   а сапоги шьёт сапожник.) – А если начать со слова «плохо», как должна звучать пословица? Составляется новый вариант: – Плохо, когда пироги печёт сапожник, а сапоги шьёт пирожник. Обмен простой и сложный. – Что делать, если сапожник захочет вкусный пирог?  – Найти пирожника, которому нужны сапоги, и обменять. В о п р о с ы   для обсуждения:  1) Насколько удобно, быстро, можно совершить такой обмен? 2) При каких условиях совершается обмен?  3) Кто при обмене оказывается в выигрыше; есть ли проигравшие? – За что конфеты продают? – Что получают в день зарплаты? – Что прячут в сундуках пираты? – Верно, ребята, это деньги!  (Открывает запись темы урока на доске.) II. Совместное открытие нового. – Что такое деньги? «Деньги  –   металлические   и   бумажные   знаки,   являющиеся   мерой стоимости   при   купле­продаже,   средством   платежей   и   предметом накоплений». (С. И. Ожегов.) – Как вы думаете, деньги существовали всегда? Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. – А сейчас деньги существуют везде? – Сегодня мы с вами полистаем  у с т н ы й   ж у р н а л  «Деньги». – Да, деньги нужны каждый день, мы все зависим от них. Деньги определяют   достаток   семьи,   благополучие   государства.   Все   вы   с детства знаете, что деньги всегда нужны и что чаще всего их не хватает. Но что такое деньги, всегда ли они были и когда появились, обычно над этим никто не задумывается. – Мы на нашем уроке попробуем узнать побольше об истории денег, о том, что же такое деньги, какие бывают деньги, как к ним относиться, чтобы они были надежными и верными помощниками. С т р а н и ц а  1. «История появления денег».  Сценка – Анечка и Вовочка оказались у вождя древнего племени. Давайте послушаем их разговор. В о ж д ь .   Раньше   мы   все   делали   сами,   а   теперь   приходиться выменивать у соседних племен то, чего у нас нет. В о в а . Ага, это как два бизнесмена договариваются друг с другом вагон повидла на вагон пряников сменять. В о ж д ь . Да, может, у вас в племени это и удобно, а у нас пока нужный обмен совершишь, состаришься. А н я . А это почему? В о ж д ь . Гляди сама. Например, нам нужно зерно. Мы предлагаем в обмен на него шкуры. Но племени, у которого есть зерно, нужны не шкуры, а топоры. Племя, которое может дать топоры, меняет их только на   горшки.   Племя,   которое   делает   горшки,   готово   поменять   их   на шкуры.   Так   и   приходится   меняться:   шкуры   на   горшки,   горшки   на топоры и только топоры на зерно. Голова закружиться. В о в а . Я у Андрюхи из 4 класса так рыбок выменивал. Намучился – ужас!   Пришлось   сначала   выменять   фонарик   на   двух   крыс   в   клетке. Потом   двух   крыс   в   клетке   –   на   диск   с   играми.   Диск   с играми – на картридж. А картридж – на рыбок! В о ж д ь .   Да­а­а…,   значит,   у   вас   в   племени   обмен   проходит   еще тяжелее, чем у нас. А н я .  Да  уж,  эти мальчишки,  все, что  хочешь,  могут  запутать. А всего­то нужно найти вещь, которая нужна всем и всегда. И на нее все выменивать. Мы с девчонками так и делаем. В о ж д ь . Вот здорово! А чего бы нам такое найти, на что можно менять? А н я . Я думаю, это мог бы быть скот. Его выгодно долго держать, животные сами передвигаются и могут возить хозяина. В о в а . А еще из кожи можно делать одежду, обувь и барабаны. А из кости – оружие и украшения. В о ж д ь . Хау! Я решил! Пусть будет так! Артисты уходят. – В чем преимущества натурального хозяйства, то есть когда человек производил все, что ему необходимо, сам?  (Не  нужно  ничего  менять (обменивать), что тебе нужно, то и произвел.) – В чем его недостатки? (Трудно сделать хорошую вещь, например топор, не специалисту.) – В чем преимущество обмена? (Можно делать только то, что ты делаешь хорошо, а потом менять.) – В чем недостаток такого обмена? (Трудно найти того, кому товар нужен. И не всегда тебе нужно то, что тебе предлагают за твой товар.) – Какой способ предложила Анечка? (Найти вещь, которая нужна всем.) –   Такая   вещь   называется   эквивалентом.  Эквивалент  –   товар,   к которому нужно приравнять все другие товары. Поэтому любой товар можно поменять на эквивалент. А эквивалент можно поменять на любой товар. – Что было первым эквивалентом? (Скот.) –   Что   еще   могло   служить   эквивалентом?  (Шкурки   животных, птичьи перья, зерно, ракушки.) Все это не только могло быть, но и было эквивалентом, или первыми деньгами. – Первые деньги совсем не были похожи на те, к которым привыкли мы.   В   разных   местах   деньгами   служили   разные   предметы.   И   они назывались  товаро­деньгами.   Например,   в   древней   Монголии   это прессованный   чай,   на   Королинских   островах   деньгами   служили огромные   камни.   Сдвинуть   такую   «деньгу»   с   места   могли   только несколько человек. Первыми мировыми деньгами были раковины каури с   Мальдивских   островов.   В   раковинах   просверливали   отверстие   и нанизывали   на   верёвочку,   как   бусы.   За   одного   быка   нужно   было отсчитать тысячу раковин.  Бесполезная, ненужная вещь не могла стать деньгами. Металлические   ножи,   железные   мотыжки,   бронзовые   топорики, рыбы, мечи, колокольчики – это первые металлические деньги. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. Физкультминутка Буратино потянулся, Раз – нагнулся, два – нагнулся. Надо на носочки встать. С   кустика   достать монетку, Руки в стороны развел, Монетки, видно, не нашел. Чтоб монетки нам достать, С т р а н и ц а  2. «Русские деньги». Товаро­деньги на Руси: куны, ногаты, резаны, белки. Куны – шкурки куницы;  ногаты – части шкурки, лапка животного; Закопать их в поле редко, Чтобы выросли они. резаны – обрезка серебряных монет; белки – шкурки белок. На   смену   этим   деньгам   пришли:   гривна,   алтын,   деньга,   полтина, копейка, полушка. Товаро­деньгами на Руси служили скот и меха куницы, горностаев, лисиц,  белок.   Эти   меха   пользовались   большим   спросом   у   заморских купцов. Кстати, купцы и завезли на Русь раковины каури. Сначала на Руси не было своих денег. Арабские купцы привезли свои серебряные деньги – куны. Половину куны называли резаной – отрезанной куной. 25 кун составляли гривну. Гривны – серебряные слитки различной формы. Если нужно было заплатить половину гривны, ее просто рубили топором пополам.   Такую   половинку   называли   «рубль»   (от   слова   «рубить). Позднее   появился   рубль   или   рублевая   гривна.   (Гривна   весом   200 граммов.)   Половина   рубля   называлась   полтиной   и   весила   около   100 граммов. С 1534 года в Руси введены монеты с изображением всадника с   копьем.   Они   назывались   копейными   деньгами.   Они   имели неправильную   форму   и   размер   с   арбузное   семечко.   Были   и   другие монеты: деньга, или денежка (1/2 копейки), и полушка (1/4 копейки). У металлических денег оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой этот груз: как ни прячь,   разбойники   и   грабители   сразу   его   найдут.   Люди   придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на золото. Так впервые появились бумажные деньги. С т р а н и ц а  3. «Что такое деньги». Работа с учебником (с. 66). – Прочитайте текст «Что такое деньги?» (с. 66). – Назовите два способа обмена. (Бартер, купля­продажа.) – Что такое цена товара? (Стоимость одной вещи, предмета.) Практическая работа. – А теперь мы проведем практическую работу. – У каждого из вас на парте есть российские монеты: 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль. – Рассмотрите монеты. – Сторона, на которой написано: 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль,   то   есть   её   номинал,   называется   оборотной   стороной   или «реверс»,   в   народе   называют   «решка».   Лицевая   сторона   монеты называется «аверс» или «орел», на ней изображен герб (российский герб или герб Москвы, Георгий Победоносец). Почему «орел», понятно, а почему   –   «решка»?   «Решка»   от   слова   «решетка».   В   ходе   денежной реформы   Петра   1   в   обращение   поступил   серебряный   рубль   с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв «П» и римской цифры I. Она очень напоминала решетку, которая в разговоре стала «решкой». Ребро   монеты   называется   «гурт».   Надпись   на   монете   называется «легенда». (Какой страны монета, в каком году изготовлена.) – А вот эти деньги в нашей стране были в обращении до тех денег, которыми мы пользуемся сейчас.  (Показывает деньги, вышедшие из употребления.) С т р а н и ц а  4. «Национальные монеты». Работа в парах по рабочей тетради (с. 38).  – Итак, мы очень коротко попытались проследить историю денег от их появления до сегодняшнего дня. Теперь вы можете себе представить, что деньги – это не такая уж и простая вещь, хотя и вполне обычная в нашей жизни. Недаром о деньгах, о том, как к ним относиться, было написано   немало   научных   трудов.   Но   и   во   многих   литературных произведениях   герои   рассуждают   о   деньгах,   демонстрируя   свое отношение к ним. Сейчас я предлагаю провести небольшое состязание – литературную викторину.  –   Прежде   чем   перейти   к   викторине   ответьте   на   такой  в о п р о с : зачем   люди   ходят   в   банк?   Чем   занимается   банк?  (Меняет   деньги, переводит деньги со счета на счет, выдает кредит, накапливает.) Открывает   рисунок   на   доске:  банк   и   из   него   растет   «денежное дерево». –   Разве   бывает   такое?   Разве   «деньги   растут»?   Что   это   значит? (Бывает, когда мы кладем деньги в банк под проценты.) – Не хотите ли немножко еще подзаработать? На каждой «денежке» вопрос; тот, кто правильно ответит, забирает ее себе. В о п р о с ы   к   в и к т о р и н е : 1. Герой какого произведения наивно последовал этому совету: «… На   этом   поле   выкопай   ямку,   скажи   три   раза   «Крекс,   фекс,   пекс», положи   в  ямку   золотой,  засыпь   землей,  сверху   посыпь  солью,  полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем   вместо   листьев   будут   висеть   золотые   монеты»?  (Буратино   из «Золотого ключика» А. Н. Толстого.) 2.  Ответьте, между  кем и в каком  произведении  состоялся  такой разговор: «Клад   –   это   деньги   такие   и   сокровища,   которые   люди   в   землю спрятали. Разбойники всякие. – А зачем? – А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь? – Я? Про запас. – Вот и они про запас». (Между   котом   Матроскиным   и   Шариком   в   произведении   Э. Успенского «Про дядю Федора».) 3. Какие деньги были в царстве царя Гвидона? (Золотые.) «Все скорлупки золотые. …Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету».  4.   Кто   и   в   каком   произведении   часто   повторял:   «Пиастры!  (Попугай   Флинта   из   «Острова   сокровищ»   Л. Пиастры!»? Стивенсона.) 5. Кто и при каких обстоятельствах, усмехнувшись при виде денег, сказал: «Негодный мусор, и на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское».  (Робинзон Крузо, герой книги   Д. Дефо.) III. Закрепление изученного материала. Тест 1. Что не могло быть товаро­деньгами? а) Скот; б) бумага; в) зерно. 2. Шкурки куницы в роли денег назывались: а) резаны; в) куны. 3. К слову «рубль» однокоренное слово: б) ногаты; а) рубаха; в) рубить. 4. Лицевая сторона монеты называется: б) рубин; а) аверс; б) реверс; в) гурт. 5. Надпись на монетах называется: а) аверс; б) реверс; в) легенда. Взаимопроверка. О т в е т ы : 1­б.  2­в.  3­в.  4­а.  5­в.  IV. Итог урока. Рефлексия. – Что такое деньги? – Что нужно делать, чтобы иметь деньги? (Трудиться.) Загадки про деньги: ••Маленькая, кругленькая, из кармана в карман скачет. (Монета.) ••Мала, кругла, покатна, как убежит – не догонишь. (Монета.) ••Как ни берегутся, а растрясутся. (Деньги.) ••Штучка невеличка, а всякому нужна. (Деньги.) Пословицы и поговорки про деньги: ••Денежка без ног, а весь свет обойдет. ••Нелегко деньги нажить, а легко прожить. ••Не имей сто рублей, а имей сто друзей. – Как вы думаете, будут ли в дальнейшем меняться наши деньги? – Понравился вам урок? Что нового узнали?  – Что было особенно сложным? – Довольны результатом своей работы? – Что помогало вам в работе? (Дружба, взаимовыручка, помощь.)  Домашнее задание: учебник, с. 66–69, задания 1, 2, 3. Творческое задание: нарисовать свои «выдуманные» деньги.

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017