Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЭКОНОМИКА
Оценка 4.6
Разработки уроков
rtf
окружающий мир
3 кл
10.01.2017
Цели деятельности учителя:
Образовательные: создать условия для ознакомления с новым значением слова «экономика»; с понятиями: «богатство», «источники богатства», «природные богатства» (земля, полезные ископаемые, леса, реки и др.), «товар», «потребность», «услуга», с результатами трудовой деятельности (заводы, здания, картины, музыкальные произведения, изделия народных промыслов и т. п.); способствовать развитию кругозора учащихся, формированию представления о том, что такое богатство.
Развивающие: способствовать развитию умений группировать, анализировать, обобщать; навыков рациональной организации труда.
Воспитательные: содействовать воспитанию понимания того, что богатство – это результат большого труда, воспитанию трудолюбия, чувства взаимопомощи.
Урок 42. Для чего нужна экономика.rtf
ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА
У р о к 42. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЭКОНОМИКА
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я :
Образовательные: создать условия для ознакомления с новым
значением слова «экономика»; с понятиями: «богатство», «источники
богатства», «природные богатства» (земля, полезные ископаемые, леса,
реки и др.), «товар», «потребность», «услуга», с результатами трудовой
деятельности (заводы, здания, картины, музыкальные произведения,
изделия народных промыслов и т. п.); способствовать развитию
кругозора учащихся, формированию представления о том, что такое
богатство.
Развивающие: способствовать развитию умений группировать,
анализировать, обобщать; навыков рациональной организации труда.
Воспитательные: содействовать воспитанию понимания того, что
богатство – это результат большого труда, воспитанию трудолюбия,
чувства взаимопомощи.
О б о р у д о в а н и е и м а т е р и а л ы : сигнальные карточки, карточки
с названиями отраслей и инструкция по выполнению; тесты.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Организация начала урока.
Придумано кемто, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
– Доброе утро солнцу и птицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
– Доброе утро улыбчивым лицам!
И доброе утро длится до вечера.
– Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение
сопровождало вас в течение всего урока.
II. Сообщение темы урока.
– Начнем урок с выполнения задания «Найди «лишнее» слово»:
Ш Удача, везение, товар, успех.
Ш Здоровье, экономика, гигиена, физкультура.
Ш Потребность, солнце, лестница, местность. – Сегодня на уроке мы познакомимся с этими понятиями.
III. Изучение нового материала.
1. Что такое богатство.
Беседа.
– Что такое богатство? Что может быть источником богатства?
(Деньги, золото, драгоценности и т. д.)
– Являются ли богатством домашняя библиотека; талант петь,
танцевать,
играть на музыкальных
инструментах; много знаний и умений; хорошее здоровье; интересные
идеи, изобретения? (Комментарии учащихся.)
писать стихи,
рисовать,
Богатство – обилие материальных и духовных ценностей.
– Из всего сказанного выделите природные богатства и богатства,
созданные трудом человека. Послушайте сказку и скажите, что
является лучшим богатством.
Где богатство зарыто
(финская сказка)
Отец перед смертью сказал сыну: «Живи так, чтобы плуг
серебрился». И добавил: «Мое богатство в поле, там ты его и найдёшь,
только копай». Но не хватило сыну ума понять отцовский наказ. Не
понял он, что серебриться плуг будет тогда, когда он пашет землю, а
земля будет давать урожай, если ее хорошо обрабатывать. Вместо этого
он заплатил кузнецу, чтобы тот покрыл плуг серебром, а сам все копал
ямы в поле, думал, что найдет там клад. И совсем бы он обеднел, если
бы не объяснили ему добрые люди, как надо жить. Не случайно в народе
говорят: «Разум – наилучшее богатство».
Читает стихотворение:
Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
– О какой потребности человека говорится в этом стихотворении?
Работай без лишнего счета –
Все счастье земли – за трудом!
(В. Брюсов.)
(Труд.)
– Для чего нужен труд? (Без труда не будет хлеба, одежды,
обуви...)
– Скажите, как оценивается труд человека? – Откуда берутся хлеб, сахар, одежда и обувь, дома и автомобили и
многое другое, чего нет и не может быть в природе?
– Всё это дает нам экономика. Значит, о чем мы сегодня с вами
будем говорить на уроке? (Об экономике.)
– Давайте попробуем ответить на
в о п р о с : «Что такое
экономика?».
2. Экономика и потребности человека.
Рассказ учителя о понятиях «экономика», «потребности».
– Слово «экономика» произошло от двух греческих слов «экос» и
«номос». «Экос» означает «дом» или как «домашнее хозяйство». А
«номос» – означает «правило», «закон». Получается, что экономика –
это правила и законы ведения домашнего хозяйства. Но это было
раньше.
А сейчас: экономика – это способы о разумном (рациональном)
ведении хозяйства. Ну а потом и наука ведения хозяйства.
– Какова же главная задача экономики?
– Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных
потребностей людей.
Все,
что необходимо человеку для жизни,
называют
потребностями.
– Какие потребности есть у каждого человека? (Потребность в еде,
в отдыхе, в воздухе, в одежде, в обуви, в транспорте, в образовании, в
медицине, в безопасности и сохранении здоровья, в общении и
уважении, в работе, в проявлении интересов.)
В ы в о д : потребности у людей различны по цели и смыслу. Все
потребности можно разбить на три группы. Естественные – это
потребности природные, то, что дает нам природа. Общественные –
это отношения между людьми, и экономические – это потребности
материальные. Все эти потребности нам нужны для жизни.
Потребности бывают нравственные,
(театр,
общение, книги), физиологические (сон, жажда, голод), материальные
(автомобиль, дача, компьютер).
познавательные
3. Товары и услуги.
Беседа. – Откуда берется все то, что нужно для удовлетворения
потребностей?
Многое дает нам природа (воздух, вода, тепло солнца, красота
цветущего луга, красота звездного неба…). А любовь и забота близких,
дружба, помощь в трудную минуту, – это то, что мы получаем, общаясь
с другими людьми.
Одежда, обувь, дома и автомобили – то, чего нет и не может быть в
природе, это нам дает экономика или хозяйство.
А поскольку
экономика направлена на удовлетворение
разнообразных потребностей людей, люди, в свою очередь, производят
различные товары и услуги.
Продукт труда, что можно обменять,
Купить и самому перепродать,
Свезти на ярмарку на рынок, на базар.
Что это за продукт? Скажи… (товар).
В ы в о д : значит, товары – это вещи, предметы, с помощью которых
люди удовлетворяют свои потребности. К товарам относятся продукты
питания, одежда, мебель посуда, автомобили, дома и многое другое.
Работа по учебнику.
– Что такое товары и услуги, прочитайте в учебнике (с. 40).
– В чём отличие товара от услуги?
Игра «Товар – услуга».
Отдельным ученикам дается по одной карточке с
предложением, ученик зачитывает его, учащиеся отвечают, затем
тот ученик, который зачитывал предложение, называет свой
пример и т. д.
– Поднять карточку: если товар – красный цвет, если услуга –
зеленый.
ü Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску.
ü Вы зашли в аптеку и купили лекарство.
ü Вас обслужили в магазине при покупке чеголибо.
ü Вы едете в автобусе в город.
ü Вам доставили почту.
ü Вы зашли в магазин и купили продукты.
– Назовите еще вам известные услуги.
Работа в тетради (задание № 7, с. 24). – Назовите несколько профессий людей, которые производят товары
и услуги.
– Внимательно послушайте отрывки из известных стихотворений и
определите, где услуга, а где товар.
••Пошла муха на базар
И купила самовар.
Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу.
••И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту спустились орлы.
«Садись, Айболит, верхом!
Мы живо тебя довезем».
••Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
••Я прививок не боюсь,
Если надо, – уколюсь.
••Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.
••В магазине, как в лесу:
Можно тут купить лису,
Лопоухого зайчонка,
Снежнобелого мышонка,
Попугайчиков зеленых,
Неразлучников влюбленных.
– Вы все прекрасно знаете, что за товар и за услуги нужно платить.
••Для больного человека
Нужен врач, нужна аптека.
Чтото стоит дорого, а чтото дешево.
– Попробуйте объяснить следующие выражения: на вес золота; за
бесценок; по божеской цене; не подступиться; задаром; цена
кусается; не по карману; по сходной цене; влетит в копеечку; за грош
– и записать в таблицу:
Дорого
Дешево
Работа по учебнику (ответить на вопросы рубрик «Подумай!»,
«Проверь себя»).
– Как вы думаете, какие потребности людей удовлетворяются с
транспорта,
промышленности,
помощью сельского хозяйства,
строительства, торговли?
– Можно ли сказать, что питьевую воду мы получаем
непосредственно от природы? Или это продукт экономики?
– Какие продукты питания человек непосредственно получает от
природы, а какие ему дает экономика? – Что включает в себя экономика? (Экономика – торговля,
сельское хозяйство, транспорт, промышленность, строительство.)
Физкультминутка для глаз (см. урок 29, с. 190)
– Какие из своих потребностей человек удовлетворяет за счет
природы?
– Какие – благодаря общению с другими людьми?
– Какие потребности человек может удовлетворить с помощью
экономики?
– В чем состоит главная задача экономики?
IV. Закрепление изученного материала.
Тест
– Выпиши букву с правильным ответом.
1. Закончи определение: экономика – это…
С) наука;
Е) возможность заработать деньги;
М) искусство ведения хозяйства.
2. Какая отрасль экономика дает нам мясо, хлеб, молоко?
К) Промышленность; О) сельское хозяйство; У) торговля.
3. Какая отрасль экономики дает нам одежду, мебель, обувь?
Л) Промышленность; Н) сельское хозяйство; А) торговля.
4. Какая отрасль экономики помогает нам приобрести все
продукты и вещи?
З) Промышленность; Х) сельское хозяйство; О) торговля.
5. Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары?
Ю) строительство.
Д) транспорт;
П) Торговля;
6. Какая отрасль экономики возводит различные постройки?
Ц) Строительство; Г) торговля;
И) транспорт.
7. Продолжи фразу: «Все отрасли экономики…
Я) …иногда пересекаются»;
Ж) …самостоятельны»;
Ы) …тесно взаимосвязаны».
– Какое слово у вас получилось? (МОЛОДЦЫ.) V. Итог урока.
– Над какой темой работали?
– Что нового узнали? Что хотели бы узнать еще по данной теме?
– Какие задания вызвали у вас затруднения?
– Какие задания было выполнять легко?
– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
Домашнее задание: учебник, с. 38–41 (читать); рабочая тетрадь,
задание № 8, с. 24.
*Творческое задание: нарисовать рисунок взаимосвязи различных
отраслей экономики (по желанию).
– В Интернете на детском портале «Солнышко» для вас есть раздел
«Экономика для детей». Тем ребятам, которые заинтересовались
экономикой, я советую почитать экономические сказки.
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЭКОНОМИКА
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЭКОНОМИКА
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЭКОНОМИКА
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЭКОНОМИКА
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЭКОНОМИКА
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЭКОНОМИКА
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЭКОНОМИКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.