Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ
Оценка 4.8

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ

Оценка 4.8
Разработки уроков
rtf
окружающий мир
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ
Цели деятельности учителя: Образовательная: создать условия для обучения нахождению на карте северных европейских государств; ознакомления с государственными символами и достопримечательностями Скандинавских стран; актуализации знаний учащихся о странах, имеющих с Россией сухопутные и морские границы; способствовать формированию представлений учащихся о странах Европы, культуре и традициях народов, в них проживающих. Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса учащихся. Воспитательная: содействовать воспитанию умения работать в паре, группе. Оборудование: карточки для групповой работы, учебник; выставка книг по теме урока; карты.
Урок 59. На севере Европы.rtf
У р о к   59. НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   у ч и т е л я :   Образовательная:  создать условия для  обучения нахождению на карте   северных   европейских   государств;   ознакомления   с государственными   символами   и   достопримечательностями Скандинавских   стран;   актуализации   знаний   учащихся   о   странах, имеющих   с   Россией   сухопутные   и   морские   границы;   способствовать формированию представлений учащихся о странах Европы, культуре и традициях народов, в них проживающих. Развивающая:  способствовать  развитию  познавательного  интереса учащихся. Воспитательная:  содействовать   воспитанию   умения   работать   в паре, группе. О б о р у д о в а н и е :   карточки   для   групповой   работы,   учебник; выставка книг по теме урока; карты. С ц е н а р и й   у р о к а I. Организация начала урока. Продолжаем нашу тему, Изучая карту­схему, Где какая в ней страна, Чем богата и сильна. – Прошу вас сформулировать тему урока, опираясь на выставку книг и карт. (На уроке мы познакомимся со странами, расположенными на   севере   Европы,   научимся   находить   их   на   карте,   узнаем   об особенностях этих стран.) Омывается ль морями, Есть ли страны в океане. Всё узнаем, всё изучим, И названья стран заучим. II. Проверка домашнего задания. 1. Ответы на вопросы и показ по карте. – С какими странами Россия граничит на северо­западе? (Норвегией и Финляндией.) – Какие страны располагаются у западных границ России? (Эстония, Латвия, Литва, Польша.) – У юго­западных? (Белоруссия, Украина.) –  Какие страны находятся вдоль южных границ России?  (Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея.) –  С какими странами наша страна имеет только морские границы? Где расположены эти страны? (С Японией – на юго­востоке и США – на северо­востоке.) 2. Работа по карточкам (самостоятельно). –   На   карточках   вы   видите   2   столбика   слов.   Нужно   соединить линиями страну и соответствующую столицу: Литва Монголия Грузия Латвия Украина Китай Казахстан Польша Эстония Северная Корея Азербайджан Белоруссия Минск Киев Вильнюс Астана Варшава Пекин Улан­Батор Баку Рига Таллин Тбилиси Пхеньян Проверка правильности заполнения таблицы. 3. Тестирование. Тест 1. Самая северная страна­сосед России: а) Норвегия;  б) Финляндия. 2. Таллин – столица… а) Латвии;  б) Литвы;  в) Эстонии. 3. С какой страной Россия подписала союзный договор? а) С Белоруссией;  4. Киев – столица… б) Украиной. а) Украины;  б) Белоруссии. 5.   С   каким   из   государств­соседей   Россия   имеет   самую протяженную границу? а) С Казахстаном;  б) Монголией. 6.   С   каким   из   государств­соседей   Россия   имеет   наименее протяженную границу – 16 км? а) С Китаем;  б) Северной Кореей. – Проверь себя: 1­а.  2­в.  3­а.  4­а.  5­а.  6­б. III. Изучение нового материала. Беседа. – Как вы поняли из вступления, мы продолжаем  путешествие по карте   к   странам   Северной   Европы.   Что   же   нас   ждёт?   Какие достопримечательности в городах, что за люди здесь проживают? Для этого   вам   понадобится   ваше   умение   рассуждать   и   отстаивать   свою позицию, внимание и сосредоточенность. На   севере   Европы   есть   большой   полуостров,   который   своими очертаниями напоминает тигра. Два вытянутых полуострова выступают навстречу   друг   другу.   Это   Скандинавский   полуостров.   На   нём расположены   две   страны   –   Норвегия   и   Швеция.   По   соседству,   на некотором расстоянии находятся Финляндия и Дания. Далеко к западу, в   Атлантическом   океане,   лежит   суровый   остров   Исландия,   который частично покрыт ледниками. Остров также покрыт вулканами, бьющими из­под   земли   горячими   источниками   и   полями   застывшей   лавы. Некоторые   части   Исландии   очень   похожи   на   лунную   поверхность. Ледяная   равнина   Ватнайёкюдль   по   размерам   больше   всех   ледников Европы вместе взятых. Все   эти   страны   обычно   называют   Скандинавскими.   Жители   этих стран   бережно   относятся   к   природе.  Здесь   приняты   строгие   законы, запрещающие загрязнение воздуха и воды. – Вам хотелось бы узнать об этих странах больше? – Мы познакомимся со странами, расположенными на севере Европы, научимся находить их на карте, узнаем об особенностях этих стран. Работа с картой в учебнике (с. 102). Понятия: «физическая карта», «политическая карта». – Рассмотрите  физическую  карту.  Что показывают условные знаки? (Горы, возвышенности, низменности, глубины морей, реки, каналы, озера, болота, водохранилища.) – Рассмотрите политическую карту. Что обозначает цвет? – Назовите страны Северной Европы. Сколько таких стран? Работа в группах. – Давайте разделимся для работы по группам: всего 5 групп. –   У   вас   на   столах   есть   маршрутные   листы   нашего   путешествия. Оказавшись   в   новой   стране,   вы   должны   будете   вписать,   пользуясь картой   и   учебной   статьёй,   её   название,   столицу,   отличительные особенности флага, две достопримечательности: Название страны Столица Правитель Флаг Достопримечательности –   Обратите   внимание   на   план.   В   нём   надо   указать   все   данные   о стране, которые вы найдёте, прочитав материал в учебнике (с. 100–104). П л а н   с о о б щ е н и я : 1) Название страны. 2) Столица. Достопримечательности. 3) Месторасположение: – с какими странами граничит; – какими морями омывается. 4) Глава страны. 5) 6) Интересные факты. 7) Знаменитые люди. Выступления учащихся. Дополнения учителя. Норвегия Королевство Норвегия – самое северное европейское государство. Столица – Осло. Глава – король. Власть передаётся по наследству. Но все государственные вопросы решает избранный Парламент. Население – около 5 миллионов. Норвежские города расположены на побережье моря. Моря окружают Норвегию с трех сторон: на юге пролив Скагеррак, на   западе  Северное   море,   на   севере   –  Баренцево   море.   По   суше Норвегия граничит на востоке со Швецией и Финляндией, на крайнем северо­востоке   с   Россией   (Мурманская   область).   Часть   побережья расположена   за   Полярным   кругом,   но   благодаря   Северо­ Атлантическому течению прибрежные воды не замерзают. Большую часть поверхности земли занимают  Скандинавские горы. На вершинах гор – ледники. Западные склоны прорезаны заливами – фьордами. Деревья – ель, берёза, сосна. Животные – олени, барсуки, лоси,   рыси,   горностаи,  куницы,   бобры.   В   Норвегии   много   птиц.   Что связано с большим количеством озёр, куда прилетают на лето многие виды перелётных птиц. Развито рыболовство. Национальная кухня – рыба.  – В далёком прошлом эту суровую землю заселяли викинги. Слово «викинг» восходит к  древненорвежскому «викингр». «Вик» – фьорд, бухта. Слово «викинг» (буквально «человек из фьорда») применялось для   обозначения   разбойников,   которые   действовали   в   прибрежных водах, прячась в укромных бухтах и заливах. Различают два периода экспедиций викингов: в первом норвежцы плавают за море небольшими отрядами, нападают лишь на берега и острова и удаляются домой при наступлении   зимы;   во   втором   периоде   они   собираются   большими войсками,   заходят   далеко   от   берега,   остаются   на   зиму   в   стране, которую грабят, овладевают ею, строят там укрепления, поселяются в них.  Занятиями   викингов   были   война,   грабительские   набеги,   военные упражнения и охота. Они устраивали пиры, любили веселиться, но в то же время жаждали славы, умереть геройской смертью. Они верили, что победу решает бог дин и потому смело шли в бой. Эти суровые люди любили   поэзию.   Короли   морских   разбойников   часто   ходили   в   бой, окруженные   скальдами   (поэтами),   которых   награждали   золотом   и полными добычи кораблями.  –  Тур Хейердал  – знаменитый учёный, путешественник, защитник природы. Его первое путешествие – на острова в Полинезии. В 1947 году Хейердал и пятеро его соратников построили из бальзового дерева копию плота древних перуанцев и преодолели 8000 километров водного пространства Тихого океана от Перу до Полинезии. В 1969 и 1970 гг. Тур Хейердал построил две лодки из папируса и попытался пересечь Атлантический   океан.   Известен   как   археолог.   Им   были   обследованы остров Пасхи, Канарские острова, Галапагосские острова. Норвегия считается родиной лыж и коньков. В Осло есть музей лыж. Норвежская поговорка гласит: «Норвежец рождается с лыжами на ногах!» Швеция Королевство   Швеция.   Власть   принадлежит   королю,   но   все государственные   вопросы   решает   Парламент.   Население   –   около   9 миллионов.  Несмотря на расположение в северных широтах, Швеция – страна умеренного   климата,   в   основном,   благодаря   тёплому  течению Гольфстрим.   Часть   страны   расположена   за  Северным   полярным кругом, где солнце не заходит ночью в летнее время, а зимой наступает полярная ночь. Растения – сосна, ель, берёза, осина, дуб, бук. Столица –  Стокгольм  – один из красивейших городов Европы. Он расположен на 14 островах, связанных между собой мостами. В старой части города улицы такие узкие, что даже машине не проехать. Крыши старинных домов красные черепичные. Во многих домах есть камины, где в холодную погоду полыхает огонь, а на столе стоит керосиновая лампа.  В   такой   сказочной   стране   14   ноября   1907   года   в   семье   фермера родилась   знаменитая   писательница  Астрид   Линдгрен.   Детство   она провела в деревне. Была очень наблюдательным ребёнком. Постоянно что­то придумывала. Детям всего мира известны её повести для детей: «Малыш   и   Карлсон»,   «Пеппи­длинный   чулок»,   «Расмус­бродяга», «Роня – дочь разбойника». Швеция   знаменита   ещё   одной   сказочницей.   Угадайте,   из   какого произведения   эти   строки:   «В   маленькой   шведской   деревушке Вестменхёг жил когда­то мальчик по имени Нильс. С виду мальчик как мальчик. Но сладу с ним не было никакого…»?  (Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».) Шведы   гордятся   своим  музеем   «Васа».   В   этом   музее   выставлен огромный старинный корабль, который пролежал под водой 333 года, был поднят и отреставрирован. Не случайно перед музеем находится памятник   королю   Швеции   Густаву   I.   При   его   правлении   у   Швеции появился сильный флот и первый большой корабль. Финляндия  Финляндия – ближайшая к нам страна Северной Европы. От Санкт­ Петербурга до финской границы езды несколько часов на машине. Глава – президент. Население – 5,2 миллиона человек. Столица – Хельсинки. Часто Финляндию называют страной озёр, здесь более 60 тысяч озёр, которые образованы талыми ледниковыми  водами. Озёра соединены между собой короткими речками. Их около 2000. Богаты моря, реки, озёра рыбой. Климат суров. Ночные заморозки бывают даже в июле. Большая часть Финляндии покрыта лесом. Основные породы дерева – ель и сосна. Из широколиственных деревьев на юго­западе – дуб, липа, ясень. В Финляндии есть  д о с т о п р и м е ч а т е л ь н о с т и :  Кафедральный собор, Галерея, церковь в скале. Финны гордятся своей сказочницей Туве Янссон. На уроках чтения мы с вами знакомились с необычными героями – муми­троллями. На   севере   за   Полярным   кругом   преобладает   тундра.   На   севере страны, в Лапландии живёт народ саами. Здесь развито оленеводство. В Лапландии  живёт Санта­Клаус. Страна   славится   аквапарками.   Самый   известный   –  аквапарк «Серена». Дания Королевство   Дания   –   самая   маленькая   и   самая   южная   из Скандинавских стран. Она расположена на полуострове Ютландия и на 406   островах.   Дании   также   принадлежат   Гренландия   и   Фарерские острова.  В   Дании   в   основном   преобладает   умеренный   климат.   Благодаря влиянию   теплого   течения   Гольфстрим   в   этой   стране   всегда   очень мягкие зимы. Бoльшую часть года преобладают сильные ветры. Летом стоит ясная теплая погода. Глава государства – королева. Реально управляет страной парламент –   высший   орган   законодательной   власти,   избираемый   всенародно. Правительство   возглавляет   премьер­министр.   Столица   Дании   – Копенгаген.  –  Прибыв в Копенгаген, обязательно посетите королевский дворец Амалиенборг,   который  является   резиденцией   датских   королей.   Уже более   200   лет   здесь   происходит   традиционная   церемония   смены караула.   Дания   –   родина   знаменитого   сказочника  Ханса Кристиана Андерсена.   Не   зря   всех   прибывающих   водным   путём   в   столицу   Копенгаген встречает  Русалочка.  Канал  Нюхавн  прорыт в 1671  году  по  проекту королевского инженера для того, чтобы соединить внутренний город с морем. Большинство домов на канале имеют более чем трехсотлетнюю историю. В трех из них жил великий датский сказочник Андерсен. – Одно из самых чудесных мест Копенгагена – парк Тиволи в центре города.   Парк   Тиволи   был   построен   в   1843   году.   Отгороженный   от города   высоким   забором   и   освященный   по   вечерам   миллиардами электрических   лампочек,  Тиволи   полностью   сохранил   дух  XIX  века. Разноцветные леденцы, оловянные солдатики и прочие игрушки ручной работы   пользуются   огромным   спросом   не   только   у   детей,   но   и   у взрослых.   А   в   летние   месяцы   на   многочисленных   музыкальных площадках парка устраиваются фестивали музыки. Недалеко   от   города   Орхуcа   раскинулась   одна   из   главных достопримечательностей   Дании   –   страна   технических   фантазий   под названием  «Леголенд»,   в   которой   все   выполнено   из   деталей конструктора:   и   маленький   Копенгаген,   и   сказочник   Андерсен,   и стадион и т. д. Исландия Почти   у  Северного   полярного   круга   в   северных   водах Атлантического океана находится остров Исландия. Население – около 320   тысяч   человек.   Столица   –  Рейкьявик.   Главным   символом Рейкьявика является собор Хатльгримскиркья. Он был построен в 1974 году.   Собор   имеет   75­метровую   колокольню,   которую   видно   из окрестностей   города.   У   входа   в   собор   стоит   памятник первооткрывателю Америки знаменитому викингу Лейфуру Эрриксону. Климат   очень   суров.   Снег   держится   почти   полгода.   Исландия   – страна   вулканов.   Их   около   200,   из   них   30   активно   извергались последние 1000 лет. Нередко бывают землетрясения. Поэтому дома в городах не более трёх этажей. Во многих местах из трещин в земной коре вырываются фонтаны   горячей   воды   –  гейзеры.   Их   горячими   водами   ирландцы обогревают дома, теплицы. Около 12 процентов всей страны занимают ледники. Главное занятие населения – рыболовство.  – Вы обратили внимание на гербы и флаги стран. Чем похожи гербы? На гербах 4 стран, кроме Исландии, изображены хищные животные. Они показывают,   что   государства   способны   себя   защитить   в   случае опасности. Схожесть символов свидетельствует о том, что в далёком прошлом   эти   народы   были   едины.   А   вот   герб   Исландии   отличен   от других гербов. Послушайте историю создания герба. Герб Республики Исландия принят в 1944 году. На гербе изображены хранители   острова­государства.   В   XI   веке   датский   король   решил захватить Исландию. Но сначала, как повествует сага, король послал колдуна, чтобы разведать силы противника. Колдун обратился в кита и приплыл в Исландию через океан. Но всякий раз, когда он хотел выйти на берег, его останавливали духи­хранители страны: на востоке это был дракон, на севере – большая птица, на западе – страшный бык, а на юге – великан с железным посохом.  На   всех   флагах   встречается   крест,   все   Скандинавские   страны проповедуют христианство. IV. Закрепление изученного материала. – Ребята, было интересно? –   Предлагаю   вам   проверить,   насколько   хорошо   вы   усвоили сегодняшний урок. 1. Работа по группам.  – Определите, каким странам принадлежат флаги: (Норверия.)                 (Финляндия.)                       (Исландия.)                         (Швеция.) (Дания.) 2. Работа по карточкам (самостоятельно). – Карлсон с помощью своего пропеллера облетел все Скандинавские страны   и   везде   сделал   фотографии.   Но   поленился   их   подписать. Сможете ли вы сделать это за него? Придумайте такую подпись, чтобы было ясно, в какой стране сделана фотография. 1 – Дания. (Королевский дворец.) 2 – Исландия. (Гейзер.)     3 – Швеция. (Музей «Васа».) 4 – Норвегия. (Фьорды.) 5 – Финляндия. (Собор Хатльгримскиркья.) 3. Выполнение заданий в рабочей тетради (№ 1, 2, с. 55). V. Рефлексия. – Как бы вы продолжили фразу: «Сегодня я узнал….»; «Для меня было открытием то, что…»? – В какой из Скандинавских стран вам захотелось побывать?  VI. Итог урока. – Северная Европа – это небольшая, но своеобразная часть нашей планеты.   Конечно,   урока   недостаточно,   чтобы   познакомиться   с   её достопримечательностями. Если вам интересно, вы можете выполнить домашнее задание разного уровня. 1­й  у р о в е н ь . Расскажи о Скандинавской стране по  п л а н у : 1) Название государства. Его столица. 2) Месторасположение. С какими государствами граничит, какими морями омывается. 3) Глава государства. 4) Государственный флаг. 5) Государственный язык. 6) Интересные факты, особенности, достопримечательности страны и ее столицы. 2­й  у р о в е н ь .   В   супермаркете   найди   товары,   произведённые   в Скандинавских странах. 3­й  уровень. Расскажи о достопримечательности, которая может представлять страну на севере Европы.

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017