Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ
Оценка 4.9

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

Оценка 4.9
Разработки уроков
rtf
окружающий мир
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ
Цели деятельности учителя: Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с опасностью и причинами ее возникновения; ознакомления с правилами пожарной безопасности и обучения их соблюдению; доведения до сознания учащихся невозможности легкомысленного и беспечного обращения с огнём; отрабатывания правильности действий при возникновении пожара, утечке газа, порыве водопровода. Развивающие: способствовать развитию находчивости, собранности, умений действовать, быстро реагировать в критической ситуации. Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к своей жизни и жизни других людей.
Урок 35. Огонь, вода и газ.rtf
НАША БЕЗОПАСНОСТЬ У р о к   35. ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   у ч и т е л я : Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с опасностью и причинами ее возникновения; ознакомления с правилами пожарной   безопасности   и   обучения   их   соблюдению;   доведения   до сознания   учащихся   невозможности   легкомысленного   и   беспечного обращения   с   огнём;   отрабатывания   правильности   действий   при возникновении пожара, утечке газа, порыве водопровода. Развивающие: способствовать развитию находчивости, собранности, умений действовать, быстро реагировать в критической ситуации. Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к своей жизни и жизни других людей. Оборудование: телефон; конверты с заданиями. С ц е н а р и й   у р о к а I. Организация начала урока. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Мы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. II. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока. –   Сегодня   мы   начинаем   изучать   2­ю  ч а с т ь   у ч е б н и к а «Окружающий мир». –   На   уроке   мы   поговорим   о   правилах   поведения   в   различных ситуациях, происходящих с нами в повседневной жизни. Значительную часть своей жизни мы проводим в своём доме или квартире, в школе. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.  Посмотрите на доску и соберите рассыпавшуюся пословицу: ••Мой дом – моя крепость. – Как вы её понимаете? (Ответы учащихся.) –   Чувствуя   себя   в   своём   доме   в   безопасности,   мы   часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности. –   Как   вы   думаете,   о   чём   же   пойдёт   речь   во   2­й   части   нашего учебника? (О нашей безопасности.)  – Какие же опасности нас могут подстерегать дома и в школе и что может произойти, если не соблюдать правила поведения и безопасности в помещении, вы узнаете на сегодняшнем уроке. – А вот о чём мы будем говорить, узнаете, когда отгадаем загадки:  ••Шипит и злится, воды боится,   С языком – а не лает, без зубов – а кусает. (Огонь.) ••Я и туча, и туман, и ручей, и океан,   И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (Вода.) ••На железной клумбе цветы голубые,   Помогают стряпать кушанья любые. (Газ.) – О чём будем говорить на уроке? – Давайте сегодня попробуем разобраться, чем являются огонь, вода и газ для человека – другом или врагом. И тема нашего урока «Огонь, вода и газ». III. Изучение нового материала. 1. Рассказ об огне. – Человек научился высекать огонь очень давно. Наши предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, поселяя его в своих пещерах. Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился.  Огонь   дарил   человеку   тепло,  свет,  защищал   от   диких зверей.   Он   был   великим   помощником   человека.   О   нём   складывали легенды. Вот как говорится о значении огня в легенде о Прометее. Легенда об огне В   давние   времена,   когда   всем   миром   правил   Зевс,   люди,   только­ только   расселившиеся   на  Земле,   были   слабыми,   бессильными, пугливыми.   Они   не   умели   ни   думать,   ни   понимать   того,   что   видели вокруг.   С   ужасом   смотрели   они   на   грозовые   тучи,   палящее   солнце, бескрайнее   море   и   высокие   горы.   От   всего,   что   их   пугало,   люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди   не   варили   пищу,   не   грелись   около   огня.   И   была   такая   жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей   и   смело   нарушил   запрет   Зевса:   не   давать   людям   огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на Землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и  дружнее, и  титан  Прометей  искренне  этому  радовался. Он  научил людей   укрощать   огонь,   плавить   медь,   ковать   оружие.   Благодаря Прометею люди на­учились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. 2. Огонь на службе человека. – Почему огонь полезен? (Приготовление пищи, тепло, двигатели, обжиг материалов – кирпича, стекла, плавка металлов.) – Добрым божеством считался не всякий огонь, а лишь тот, что жил в домашнем очаге. Получив способ добывания огня и умение им пользоваться, человек сделал первый шаг на пути цивилизации. А без доброго огня Обойтись нельзя и дня. Он надежно дружит с нами: Гонит холод, гонит мрак. Он приветливое пламя – Полезные свойства огня используют  люди различных профессий. – Попробуйте назвать профессии, в которых люди используют огонь?   гончарных   дел Поднимает, будто флаг. Всем огонь хороший нужен, И за то ему почет, Что ребятам греет ужин, Режет сталь и хлеб печет. (Сталевары, мастера.)   электросварщики,   стеклодувы, 3.   Причины   возникновения   пожара.   Специальная   машина   – пожарная. Но огонь бывает разный – Огнём   мы   пользуемся ежедневно, Бледно­жёлтый, ярко­красный, Синий или золотой. Очень добрый или злой. Без него мы не можем прожить. Но когда мы небрежны с огнём, Он   становится   нашим… (врагом). – Вы все, наверное, не раз видели, как по городу проносится красная машина, перекрывая шум улицы тревожным сигналом. Это значит, что где­то   пожар   и   кому­то   нужна   немедленная   помощь.   Часто   и   по телевизору   показывают   пожары,   происходящие   в   разных   уголках страны.   Обычно   всё   это   вы   слушаете   и   думаете,   что   это   к   вам   не относится, что со спичками вы не играете и друзьям не позволяете. И тем   не   менее   количество   пожаров   возрастает.   Отчего   же   это происходит? Большая часть пожаров происходит по вине самих людей из­за их беспечности. А примерно каждый девятый пожар происходит по вине детей. Ты с огнём не шути никогда. Будь осторожен всегда! – Вот мы и поговорим сегодня о важном:  Пожары, друзья, это страшно. Причин для пожаров немало. И чтобы беда миновала, – Когда огонь становится человеку врагом? – Назовите причины возникновения пожара. Главные виновники пожара – люди. Огонь часто возникает по вине детей, от детской шалости. Особенно много бывает пожаров в летние каникулы. Чтобы с вами не случилось беды, запомните эти правила: Не играй, дружок, со спичкой! Помни ты: она мала, Но от спички­невелички – Пожар во все времена был и остаётся одной из самых больших бед на Руси. Недаром говорят: «Вор хоть стены оставляет, а пожар ничего». Очень   большую   опасность   представляют   собой   костры,   которые Может дом сгореть дотла. Крепко помните, что спички – Не игрушка для ребят! ребята разводят вблизи строений. Почему? (Ответы учащихся.)  Всем надо помнить, что вблизи любых строений запрещено разжигать костры, сжигать мусор или тополиный пух. Пожар возникает и из­за нарушений   пожарной   безопасности.   Каждый   пожар   –   это   большое несчастье,   большая   беда.   Поэтому   всегда   на   страже   день   и   ночь пожарные. Статистика   пожаров   в   России   показывает,   что   80   %   пожаров происходит   в   жилье.   По   данным   Центра   пожарной   статистики,   на   1 миллион человек в России при пожарах погибают более 100 человек. 4. Правила обращения с огнем. Правила поведения при пожаре. – А можно ли сделать так, чтобы огонь был для нас всегда другом.  – Как же уберечь своё жилище и себя от пожара? –  Сейчас я предлагаю вам поработать группами. У вас на столах лежат   конверты   с   заданиями.   Откройте   их.   Прочитайте   задание. Посовещайтесь. Постарайтесь найти правильное решение. Работа в малых группах:   1­я группа – на столе телефон. Вызвать пожарную охрану.   2­я   группа  –   играет   на   компьютере.   Вдруг   компьютер   загорелся. Ваши действия.  3­я группа – Пожар, сильное задымление. Что делать? Блицопрос. – Что ты можешь сделать, если видишь, что в школе пожар? – К каким последствиям могут привести огонь и дым? – Почему нельзя прятаться под кровать? – Почему нельзя пользоваться лифтом, если в доме возгорание? – Почему так говорят «Огонь – хороший друг, но плохой хозяин»? – Что делать если пожар возник у соседей и подъезд наполнился дымом? Физкультминутка «Зоркие пожарные» – Давайте представим, что мы зоркие пожарные и следим за тем, чтобы в городе не было пожара. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево тоже Поглядим из­под ладошек. – Но бывает так, что все же случилась беда, и начался пожар, что же И – на право! И ещё Через левое плечо! Через правое плечо! Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть. делать? Давайте познакомимся и заучим правила поведения при пожаре: 1.   Если   огонь   небольшой,   можно   попробовать   сразу   же   его затушить. Чем? (Одеялом, водой, песком, огнетушителем.) 2.   Если   огонь   сразу   не   погас,   немедленно   убегай   из   дома   в безопасное   место.  Можно   ли   при   пожаре   прятаться   в   укромных местах? Что в первую очередь надо спасать? (Документы.) 3. Если не можешь убежать из горящего дома, сразу же позвони по телефону – 01 и сообщи о пожаре. После этого зови на помощь соседей и прохожих. Можно ли просто из шалости вызывать пожарных? (Нет.) Почему? 4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на колени и продвигайся к выходу ползком – внизу дыма меньше. Намочи тряпку и приложи ее к лицу. 5. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.  6. Ожидая пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут. Но если дом одноэтажный, то, наоборот, нужно разбить стекло и выпрыгнуть наружу.  7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти. К чему может привести паника? Чтобы с пожаром бороться умело, Знать каждому нужно пожарное дело! Пожарные навыки всем пригодятся, Затем, чтобы знать, как с огнем обращаться. Пусть помнит каждый гражданин Пожарный номер – 01. 5.   Какие   опасности   таит   в   себе   вода?   Правила   поведения   в опасной ситуации при пользовании водой. – Ребята, а что сильнее огня? (Вода.) – Но кроме пожара, в доме могут возникнуть и другие опасности. Отгадайте загадку:  ••Чего в решете не унести? (Вода.) – Какие же опасности таит в себе домашний водопровод? Работа по учебнику. – Прочитаем текст «Вода в природе» в учебнике (с. 5). –   Рассмотрите   рисунки   в   учебнике.   Что   показывают   эти   знаки? (Прорвало трубу; вентиль горячей и холодной воды; звони соседям, диспетчеру, родителям.)  – Как действовать при аварии водопровода?  –   Какие   слова   необходимы   для   рассказа   об   аварии   водопровода? (Вентиль, диспетчер.)  – А вода – друг или враг? – Когда вода человеку друг? (Учащиеся приводят примеры.) – Несмотря на то, что человек без воды не может прожить, тем не менее она может оказаться для него враждебной силой.   – Какая беда может возникнуть из­за воды в доме?  – Представьте, что у вас в квартире произошла авария водопровода. Ваши действия. – Откройте учебник на странице 5. Глядя на рисунок, повторите ещё раз, как нужно себя вести при аварии водопровода.  –   У   вас   в   книге   встретилось   слово   «диспетчер».   Кто   может объяснить значение этого слова? Диспетчер  (из   английского   языка)   –   человек,   осуществляющий приём сообщений о пожарах, авариях, стихийных бедствиях. Повторим  правила  вашего  поведения  в   опасной   ситуации   при пользовании водой в доме, их надо выполнять, чтобы не произошла авария: 1. Не оставляйте открытый кран. 2. Не бросайте мусор в унитаз. 3.  Не   оставляйте   без   внимания   просачивание   воды   в отопительной системе, обо всем расскажите взрослым. 4. Не играй, не прыгай, не раскачивайся на радиаторах отопления. 6. Газ. Правила обращения с газом. Четыре синих солнца  У бабушки на кухне,  Четыре синих солнца    Горели и потухли. Поспели щи, шипят блины. До завтра солнца не нужны.   (Газовая   плита,         конфорки.)  – Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт, – это очень опасно! Как вы думаете: почему? (Ответы учащихся.)  Во­первых, газом можно отравиться.  Во­вторых, скопившись на кухне, газ может взорваться.  Огнём и водой люди пользуются ежедневно. Но люди всё чаще стали использовать природный газ в повседневной жизни. – Когда газ человеку друг?  – А когда газ может стать врагом? – Что может стать причиной взрыва? Работа по учебнику. –   Откройте   учебник   (с.   6).   Попробуем   при   помощи   рисунка составить план действия в ситуации «Если чувствуешь запах газа». Ознакомьтесь  с   правилами   безопасности   при   пользовании бытовым газом: 1.   Чтобы   зажечь   газовую   горелку,   сначала   поднесите зажженную спичку, а затем плавно откройте газовый кран. 2. Не оставляйте включенные газовые горелки без присмотра. 3. Следите, чтобы жидкость не залила пламя горелки. 4.   Если   в   помещении   чувствуется   запах   газа,   нельзя   зажигать спички,   включать   свет   и   электроприборы,   так   как   может произойти взрыв. 5. Вызвать мастера из газовой службы по телефону 04 или 01, но не по своему, а позвонить от соседей. IV. Закрепление изученного материала. Коллективная работа «Нарисуй знак безопасности».  1­й  ряд – «Осторожно – огонь». 2­й  ряд – «Водопровод». 3­й  ряд – «Осторожно – газ». V. Итог урока. Рефлексия. – Что вы узнали сегодня? – Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?  – Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?  – Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?  – Как действовать при аварии водопровода?   – Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?  – Нужно ли это изучать и знать детям? – Что особенно запомнилось, понравилось на уроке?  – Что вас удивило?  – С каким настроением вы уйдёте с урока?  Домашнее задание: учебник (2­я часть), с. 4–7; рабочая тетрадь (2­я часть), с. 3–4; творческое задание: нарисовать рисунок на тему «Огонь – друг, огонь – враг».

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017