Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
Оценка 4.6

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Оценка 4.6
Разработки уроков
rtf
окружающий мир
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
Цели деятельности учителя: Образовательные: создать условия для ознакомления с полезными ископаемыми, их свойствами, применением и способом добычи; обоснования необходимости охраны полезных ископаемых. Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, исследовательских навыков, любознательности; расширению кругозора. Воспитательные: содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых). Оборудование: коллекция полезных ископаемых, карты полезных ископаемых России, знаки полезных ископаемых; карточки для практической работы.
Урок 44. Полезные ископаемые.rtf
У р о к   44. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   у ч и т е л я : Образовательные: создать условия для ознакомления с полезными ископаемыми,   их   свойствами,   применением   и   способом   добычи; обоснования необходимости охраны полезных ископаемых. способствовать   развитию   памяти,   внимания, исследовательских навыков, любознательности; расширению кругозора. Воспитательные:  содействовать   воспитанию   гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых). Развивающие:  О б о р у д о в а н и е :  коллекция   полезных   ископаемых,   карты полезных   ископаемых   России,  знаки   полезных   ископаемых;  карточки для практической работы. С ц е н а р и й   у р о к а I. Организация начала урока. Прозвенел звонок, начался урок. Можно к делу приступать: II. Сообщение темы урока. – Какой раздел из курса окружающего мира мы начали изучать? –   Что   такое   экономика?   Назовите   «три   кита»   экономики. Вот учебник и тетрадь, – Природу будем изучать. (Природные богатства, капитал, труд.) –   С   какими   природными   богатствами   мы   уже   познакомились? (Воздух, вода, почва, животные, растения.) 1. Основу экономики составляют: Тест а) природные богатства; б) промышленность;  в) капитал. 2. К природным богатствам относятся: a) воздух;  б) животные;  в) заводы. 3. Капитал – это... а) здания заводов, фабрик, ферм; б) деньги;  в) оборудование. 4. Труд может быть: а) тяжелым;  б) физическим;  в) умственным. 5. Успех труда зависит: а) от образования человека;     б) места жительства человека;     в) здоровья человека. О т в е т ы : 1­а, в. 2­а, б. 3­а, в. 4­б, в. 5­а, в. –   О   каком   ките   экономики   идет   речь,   без   него   невозможно производство товаров и услуг? (Без природных богатств.) –   С   какими   природными   богатствами   мы   уже   познакомились? (Воздух, вода, почва, животные, растения.) –Так какая тема нашего урока? – Сегодня на уроке мы продолжим  работу в разделе «Чему учит экономика». –   Без   чего   невозможно   производство   товаров   и   услуг?  (Без природных богатств.) III. Введение в тему. «Мы   хозяева   нашей   природы,   и   она   для   нас   кладовая   солнца   с великими сокровищами жизни». (М. Пришвин.) –  Наша страна очень богата полезными  ископаемыми. Сегодня на уроке   мы   познакомимся   с   полезными   ископаемыми.   Узнаем   об   их свойствах и значении для человека. Все природные богатства, которые человек добывает из глубин земли или с её поверхности – это полезные ископаемые. А почему они ископаемые? И почему полезные? (Ответы учащихся.) Но   мы   с   вами   сегодня   познакомимся   только   с   некоторыми полезными   ископаемыми   и   поучимся   самостоятельно   определять   их свойства. IV. Изучение нового материала. Беседа о значении полезных ископаемых для жизни человека. – Почему природные богатства называют полезными ископаемыми? Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли. Осмотритесь   вокруг   и   назовите   вещи,   которые   изготовлены   из полезных   ископаемых.   Что   изготавливают   из   полезных   ископаемых? Какие полезные ископаемые нужны для строительства дома?  (Стены класса   построены   из   песка,   гипса,   мела.   Двери,   окна   выкрашены краской, которая изготовлена из нефти. Батареи отопления, трубы, металлические   детали   парты   изготовлены   из   чугуна,   который,   в свою очередь, изготовлен из руды.) –   Недра   Земли   и   ее   поверхность   хранят   в   себе   многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр земли или   с   ее   поверхности,  называют  полезными   ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. – Одни полезные ископаемые используют в строительстве: гранит, песок, глину, известняк. Другие используют как топливо – это горючие полезные   ископаемые:  каменный  уголь,  торф,  нефть, газ. Из  третьих выплавляют   разные   металлы   –   это   руды.   К   полезным   ископаемым относятся и соли, например поваренную соль человек использует для приготовления пищи и хранения продуктов питания. – А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы. На одном острове жили дружной семьей полезные ископаемые. Все у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель полезных ископаемых. Звали его Гранит. Он был очень важным   господином   со   строгим   характером.   Но   с   недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого   острова   и   стать   правителем.   И   так   как   он   был   очень   грубый, твердый,   то   вскоре   мягкие   по   характеру   жители   этого   острова оказались  под  его  властью. Им  стало   жить  очень  тяжело,  но  они  не знали, что делать и как бороться. И вот в один из прекрасных дней одному из жителей этого острова пришла в голову хорошая мысль. Он несколько ночей подряд перечитывал научную литературу, и вот что он там прочитал: солнце, мороз и ветер разрушают гранит и превращают его  в  песок   и глину.  И  тогда   он  решил  со  всеми  жителями  острова написать,   тайно   от   правителя,   письмо   к  Деду   Морозу,   ясному Солнышку   и  Ветру   с   просьбой   приехать   на   их   остров.   Когда   они получили это послание, то немедленно отправились в путь и в скором времени   прибыли   на   их   остров.   После   их   дружной   работы   гранит превратился в песок и глину, как будто его и не бывало. А жители острова вновь зажили счастливо. В о п р о с ы   для обсуждения: – Итак, о каких полезных ископаемых говорится в сказке? – Что происходит с гранитом под действием солнца, ветра и мороза? Физкультминутка Как живёшь? Вот так!  (Дети встают и показывают  большой палец.) (Дети шагают на месте.) (Бег на месте.) (Дети машут кистями рук.) (Махи руками.) (Прыжки на месте с поворотами.) (Дети садятся на место.) Как идёшь? Вот так!  Как бежишь? Вот так!  Как летишь? Вот так!  Как плывёшь? Вот так! Как шалишь? Вот так!  Как сидишь? Вот так!  V. Практическая работа: исследование. Работа   в   группах   поискового   характера  с   раздаточными коллекциями полезных ископаемых по изучению их свойств. –   Я   предлагаю   вам   поработать   в   группах   и   провести исследовательскую   работу,   используя   инструкцию   и   карточку­ помогайку. И н с т р у к ц и я : 1) Раскрой учебник на странице 46. 2) Используя план практической работы (с. 46), изучи сведения о полезных ископаемых (название). 3) Заполни таблицу в рабочей тетради на странице 26. – Для правильного построения своего ответа используйте карточку­ помогайку. Карточка­помогайка 1. Название. 2. Свойства: а) цвет;                      б) твердое или жидкое;                      в) прозрачное или непрозрачное;                      г) плотное или рыхлое. 3. Способы добычи. 4. Значение и применение. 5. Условное обозначение на карте. Каждой группе дается по 2 полезных ископаемых: 1­я группа – железная руда, известняк; 2­я группа – нефть, глина; 3­я группа – гранит, каменный уголь. Учащиеся  с а м о с т о я т е л ь н о   находят   в   коллекции   образец своих полезных ископаемых, пользуясь иллюстрацией учебника. Проверка. – Свои ответы начинайте со слов: «Мы расскажем о…». Заслушиваются ответы представителей от каждой группы. Физкультминутка Мы сначала глину мнем, Любую форму ей даем. Мы немного потанцуем, Колокольчик разрисуем. Чтобы колокол нам сделать, Вместе с нами джинн трудился. Круг гончарный покрутили – Колокольчик получили. VI. Продолжение изучения нового материала. 1. Знакомство с профессиями. –   Места,   где   в   глубинах   земли   или   на   её   поверхности   залегают полезные   ископаемые,   называют  месторождениями.   Полезные ископаемые добывают по­разному:   одни   в   открытых   котлованах – карьерах,  другие – в шахтах. Если полезные ископаемые залегают на глубине 20–30 м, выгоднее снять   верхний   слой,   дойти   до   пласта   угля,   железной   руды   и   вести добычу открытым способом. В   открытых   котлованах   (карьерах)   добывают   глину,   песок, известняк. С   годами   многие   поверхностные   месторождения   иссякли.   Люди стали   рыть   шахты.   Закрытый   способ   обходится   очень   дорого.   Так добывают уголь, руду. – Как вы думаете, какой способ добычи более опасен? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.) – Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.) – Для того чтобы извлечь из­под земли нефть или природный газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины. –   Люди   какой   профессии   изучают   полезные   ископаемые   и отыскивают   месторождения?  (Предположения   учащихся.)  Да,   это геологи. Старатель – рабочий по кустарной добыче золота. Кустарный  –   производимый   или   относящийся   к   производству домашним, ручным, не фабричным способам. Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте. Бурильщик  –   рабочий,   производящий   бурение;   делать   скважины, сверлить, пробивать почву. 2. Охрана полезных ископаемых. Рассказ учителя. –   Полезные   ископаемые   –   это   богатство   Земли.   В   нашей   стране добывают свыше 80 разных видов полезных ископаемых. Но запасы их в недрах   Земли   не   являются   безграничными.   Со   временем   они   могут исчерпаться. А потому тратить их необходимо экономно. Бережливое отношение   к   полезным   ископаемым   –   это   бережливое   отношение   к вещам, которые из них изготовлены и построены. Человек получил в дар подземные богатства: из полезных ископаемых состоят некоторые горы, в недрах земли есть целые моря и реки нефти, пустоты заполнены газом, подземные дворцы полны каменного угля. Человек использует их. Как вы думаете, может ли он опустошить все подземные кладовые? Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке,   хранении.   Все   полезные   ископаемые   в   нашей   стране подлежат охране. Наше государство заботится о сохранении природных богатств   для   будущих   поколений.   Добытые   полезные   ископаемые полностью   используются.   Места,   где   залегают   полезные   ископаемые, оберегаются от пожаров, затоплений.  –   Почему   нужно   беречь   полезные   ископаемые?  (Количество полезных ископаемых постепенно уменьшается, а их запасы в недрах земли не пополняются). VII. Закрепление изученного материала. Тест 1.   Какие   из   полезных   ископаемых   используют   в строительстве? а) Песок, глину;  б) гранит, торф;  в) уголь, соль. 2. Какие из полезных ископаемых служат топливом? а) Нефть, руда;  б) уголь, торф;  в) известняк, газ. 3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок? а) Гранит, песок;    б) уголь, руда;  в) нефть, газ. 4.   Люди   какой   профессии   отыскивают   месторождения полезных ископаемых? а) Строители;  б) геологи;  в) шахтёры. О т в е т ы : 1­а. 2­б. 3­в. 4­б. VIII. Итоги урока. – А теперь я напомню вам вопрос, который задала в начале нашего урока: «Почему “полезные ископаемые” так называют?»  (Выслушива­ ются ответы учащихся.) Домашнее   задание:  учебник,  с.   46–50   (читать);   подготовить сообщение о полезном ископаемом, добываемом в вашем крае.

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017