Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА И ТРУД ЛЮДЕЙ – ОСНОВА ЭКОНОМИКИ
Оценка 4.9
Разработки уроков
rtf
окружающий мир
3 кл
10.01.2017
Разработка данного конспекта уроков преследует:
Цели деятельности учителя:
Образовательные: создать условия детям для ознакомления учащихся с основными понятиями экономики: «природные богатства», «капитал», «труд людей», «потребность».
Развивающие: способствовать развитию умения высказываться по теме урока.
Воспитательные: содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету.
Оборудование: схема «Потребности», тест.
Урок 43. Природные богатства и труд людей – основа экономики.rtf
У р о к 43. ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА И ТРУД ЛЮДЕЙ –
ОСНОВА ЭКОНОМИКИ
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я :
Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с
основными понятиями экономики: «природные богатства», «капитал»,
«труд людей», «потребность».
Развивающие: способствовать развитию умения высказываться по
теме урока.
Воспитательные: содействовать воспитанию познавательного
интереса к изучаемому предмету.
О б о р у д о в а н и е : схема «Потребности», тест.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
– С какой темой на прошлом уроке познакомились? (Что такое
экономика.)
– Вспомним, что такое экономика? (Экономика – это наука о том,
как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения
потребностей.)
– Для чего нужна экономика?
(Экономика нужна для
удовлетворения разнообразных потребностей.)
– Какие бывают потребности?
Демонстрирует схему:
– Какова основная цель экономики?
(Обеспечение
жизнедеятельности человека – главная цель экономики.)
На доске: «Все во имя человека, все для блага человека».
– Как вы понимаете эту фразу? (Ответы учащихся: «Я считаю…»)
– На прошлом уроке вы, работая в группах, наблюдали за
различными предметами, которые человек употребляет в обиходе
ежедневно, это ложки, кружки, платки, книги. В своих работах вы
описали, какой путь прошли эти предметы, чтобы появиться, у всех
путь был одинаков. – Напомните его.
В ы в о д : предметы, для изготовления которых потребовались
природные богатства, капитал, труд людей, и есть экономические
продукты.
II. Сообщение темы и целей урока.
– Тема урока «Природные богатства и труд людей – основа
экономики».
На уроке мы более конкретно раскроем каждый фактор экономики, а
в конце урока по усвоению темы выполните тест.
III. Изучение нового материала.
1. Природные богатства.
– Производство товаров и услуг невозможно без использования
природных богатств. Назовите природные богатства. (Воздух, вода,
полезные ископаемые, почва, растения, животные.)
– Раскроем, какое значение для экономики они имеют.
– Одним из природных богатств вы назвали воздух.
– Нужен ли воздух? Воздух нужен как для всего живого на земле, так
и в экономике. Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в
двигателе автомобиля. Движение воздуха – ветер – во многих странах
используется сейчас для выработки электроэнергии. А для этого строят
специальные сооружения – ветряные установки.
– Откройте учебник (с. 42), посмотрите, как выглядят ветряные
мельницы.
Сделаем в ы в о д : воздух необходим и имеет большое значение для
экономики.
– Посмотрим, а была бы жизнь без воды.
– Мы знаем, что без воды не смогут жить люди, звери, птицы,
растения. А что произойдет в экономике? Если не будет воды, то
остановятся все заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные,
парикмахерские, школы, детские сады, больницы. Остановится весь
водный транспорт, а значит, и многие товары не смогут перевозиться из
страны в другую.
В ы в о д : таким образом, без воды невозможна жизнь, а значит, и
невозможна экономика. – Природным богатством вы назвали почву.
– Что такое почва?
Почва – это особое природное тело. Она образуется на поверхности
Земли в результате взаимодействия живой и мертвой природы. Почва –
это земля, которая снабжает растение питанием и водой. Основным
свойством почвы является плодородие. Без почвы было бы невозможно
ведение сельского хозяйства, а значит, и производство продуктов
питания.
В ы в о д : итак, вы видите, что земля – наша кормилица.
– Назовите полезные ископаемые. (Нефть, газ, руда, каменный
уголь, песок, глина и т. д. В нашей стране еще много залежей
полезных ископаемых.)
– Посмотрим, где используются полезные ископаемые.
Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди
добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в
хозяйстве. Например, огромные запасы разнообразных полезных
ископаемых скрыты в недрах морского дна. Залежи нефти и газа
находятся глубоко под водой, и добываются путем бурения морского
дна.
В ы в о д : нефть, газ широко используются в промышленности,
медицине, транспорте, энергетике.
– Какую же роль в экономике играет растительность? Что дает
растение для экономики?
Растительность – один из важнейших компонентов природы. Она
определяет не только общий вид территории, но и играет огромную
роль в жизни природы и человека. Мир растений дает человеку пищевые
продукты, корма, сырье. Одним из основных, например, ресурсов леса
является древесина. Она идет на изготовление мебели, строительных
материалов, бумаги.
В ы в о д : в процессе хозяйственной деятельности растительность
дает человеку продукты и товары.
– Какова роль животного мира для экономики?
Животные издавна служили объектом охоты, рыбалки, кормили и
одевали человека. Например, благодаря рыбному промыслу у человека
есть возможность использовать рыбу не только как продукт питания, – из рыбы изготавливают лекарственные препараты. Мех животных
используется в легкой промышленности.
В ы в о д : для роста в экономике богатства необходимо беречь и
охранять животных.
2. Без капитала нет экономики.
Работа по учебнику (с. 44).
– Вторым фактором развития экономики является капитал – это
здания заводов, фабрик, ферм, складов. Это автомобильные и железные
дороги, это станки и оборудование.
Физкультминутка для глаз (см. урок 29, с. 190)
3. Труд людей – основа экономики.
Работа по учебнику (с. 44).
– Откройте учебник и ответьте на вопрос: «Благодаря чему удается
производить все больше новых товаров?». (Благодаря труду людей.)
– Последним фактором («китом») в экономике является труд.
Труд людей необходим для того, чтобы добывать природные
богатства, труд нужен, чтобы создавать капитал. Труд требуется для
производства любых товаров и услуг. В экономике необходим труд
людей самых разных профессий. И не только труд физический, но и
умственный. Успех труда людей зависит во многом от их образования.
Современной экономике требуется все больше образовательных людей.
Например, умеющих работать на компьютере, знающих иностранные
языки. Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно
всегда заботиться о своем здоровье с детства.
В ы в о д : труд призван создавать продукцию, товары, услуги,
информацию, знания, духовные ценности.
IV. Закрепление изученного материала.
Тест
1. Нужна ли в хозяйстве экономика?
а) Да;
2. Все, что нужно людям для жизни, называется…
а) услугами;
в) потребностями;
производством.
б) товаром;
б) нет;
в) не знаю;
г) иногда.
г) 3.
Выберите потребности,
которые осуществляются
посредством выполнения работы другими людьми.
б) когда как;
в) бережно;
б) да;
в) катание на лыжах;
г) употребление пищи.
а) Выполнение уроков;
б) посещение парикмахерской;
4. Как нужно использовать богатства природы?
а) Небрежно;
г) не знаю.
5. Занимаются ли школьники трудом на уроках в школе?
г) не знаю.
а) Нет;
Копилка интересных фактов (сообщение учителя).
••Численность специалистов с высшим и средним специальным
образованием в России превышает 20 млн человек. Каждые 5–7 лет
требуется переобучать работников в связи с тем, что прогресс в области
науки, техники, технологии требует от них новых знаний. В течение 20
лет удваивается количество профессий.
в) иногда;
V. Итог урока.
– С какой темой мы познакомились на уроке?
– Какие необходимые ресурсы требуются для производства товаров
и услуг? (Природные богатства, капитал, труд.)
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА И ТРУД ЛЮДЕЙ – ОСНОВА ЭКОНОМИКИ
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА И ТРУД ЛЮДЕЙ – ОСНОВА ЭКОНОМИКИ
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА И ТРУД ЛЮДЕЙ – ОСНОВА ЭКОНОМИКИ
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА И ТРУД ЛЮДЕЙ – ОСНОВА ЭКОНОМИКИ
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА И ТРУД ЛЮДЕЙ – ОСНОВА ЭКОНОМИКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.