Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ
Оценка 4.7

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Оценка 4.7
Разработки уроков
rtf
окружающий мир
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ
Цели деятельности учителя: Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с понятием «семейный бюджет»; закрепления понятий «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги», «денежные единицы». Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса, речи, логического мышления учащихся; овладению практическими навыками распределения семейного бюджета. Воспитательные: содействовать воспитанию мотивации к учению, экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия, умений выслушивать мнения товарищей, работать в группах и в коллективе. Оборудование: карточки для работы в группах и парах; картинки с персонажами; таблички со словами (на доску): «Семейный бюджет», «Доходы», «Расходы».
Урок 51. Семейный бюджет.rtf
У р о к   51. СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   у ч и т е л я : Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с понятием   «семейный   бюджет»;   закрепления   понятий   «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги», «денежные единицы». Развивающие:  способствовать развитию познавательного интереса, речи,   логического   мышления   учащихся;   овладению   практическими навыками распределения семейного бюджета. Воспитательные: содействовать воспитанию мотивации к учению, экономного   отношения   к   семейному   бюджету,   чувства   милосердия, умений   выслушивать   мнения   товарищей,   работать   в   группах   и   в коллективе. О б о р у д о в а н и е :   карточки   для   работы   в   группах   и   парах; картинки с персонажами; таблички со словами (на доску): «Семейный бюджет», «Доходы», «Расходы». С ц е н а р и й   у р о к а I. Проверка домашнего задания. 1. Фронтальный опрос: –   Какое   слово   в   переводе   с   греческого   языка   означает   «правила ведения домашнего хозяйства»? (Экономика.) –   А   какие   темы   мы   с   вами   изучили   в   разделе   «Что   изучает экономика»? –  О  чём   мы   говорили   на   прошлом   уроке   окружающего   мира?  (О государственном бюджете.) – Что такое бюджет? (Это план расходов и доходов.) – Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.) – Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? (Расходы.) – Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.) – На что расходуется государственный бюджет?  (На образование, здравоохранение,   на   содержание   армии   и   полиции,   на   науку   и культуру, на охрану природы, на выплату пенсий и пособий.) – Соотнесите термин с его определением: Налог  Доход Расход  Деньги, поступающие в бюджет Деньги, которые тратит государство Установленные государством платежи 2. Тестовая работа по вариантам. –   После   выполнения   заданий   поменяйтесь   работами   в   парах.   На доске   –   ответы   для   первого   и   второго   вариантов,   проверьте   работу соседа, внизу поставьте количество ошибок, если они есть. Если нет – «+» и снова поменяйтесь и проанализируйте свою работу. Тест 1­й  в а р и а н т   1. Как называется обмен одних товаров на другие? _________________________________________________________ 2. Как называются деньги, которые откладываются на будущее?  _________________________________________________________ 3. Как называется денежная единица, используемая в России? _________________________________________________________ 4. Как называется предмет, который продается и покупается? _________________________________________________________ 2­й  в а р и а н т   1. Как называется плата за работу? _________________________________________________________ 2. Денежная единица, используемая в США? _________________________________________________________ 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги? ___________________________________________________ 4. Как называется самая мелкая по достоинству монета в России? _________________________________________________________ О т в е т ы  (закрыты на доске по вариантам). (Проверка в парах.) 1­й вариант. 1. Бартер. 2. Сбережения. 3. Рубль. 4. Товар. 2­й вариант. 1. Зарплата. 2. Доллар. 3. Деньги. 4. Копейка. II. Введение в тему. –   Как   вы   думаете,   бюджет   может   быть   только   у   государства?   А семья может иметь собственный бюджет? – Образуйте от слова «семья» прилагательное, которое согласуется с существительным   «бюджет».   О   каком   бюджете   мы   будем   сегодня говорить? (О семейном бюджете.) –   Почему   порой   происходит   так:   одни   работают,   получают приличный   доход,   но   живут   так,   что   денег   порой   не   хватает   до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? (Не умеют планировать свой семейный бюджет.) – Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет. А из чего складывается семейный бюджет? (Доходов и расходов.) –   Как   вы   думаете,   отличается   семейный   бюджет   от государственного? Чем? –   Как   вы   понимаете   выражение:   «Живут   доходом,   а   проживают расходом»? – В чем измеряется доход и расход семьи? – Какие денежные единицы России вы знаете? – Чему равен 1 рубль? – Что изображено на рублях? – Сторона, на которой указан ее номинал, то есть достоинство (1 рубль,   5   рублей),   называется   «решка».   Противоположная   сторона   – «орёл».   Ребро   монеты   называется   «гурт».   Надпись   на   монете   – «легенда». – Какие денежные единицы других стран вы знаете? – Что чаще всего изображено на долларах? – Что чаще всего изображено на денежных единицах других стран? –   Значит,   денежная   единица,   как   герб,   флаг,   гимн,   является символом   государства.   На   уроке   мы   должны   разобраться,   из   чего состоят доходы и расходы в семейном бюджете.  Физкультминутка «Доходы и расходы» Учитель называет статьи расходов – дети приседают, статьи доходов – хлопок руками. III. Изучение нового материала. – Сейчас мы приглашаем семью Ивановых и рассмотрим их семейный бюджет, из чего складываются доходы семьи. Инсценировка. По ходу подсчета доходов семьи ее членами (их роли исполняют учащиеся класса) учитель обращается к ученикам с вопросами. Вечером   собралась   вся   семья.   Сын­первоклассник   не   мог   сидеть спокойно,   ему   очень   хотелось   сообщить   новость   родителям. Запыхавшись,   влетели   бабушка   и   дедушка.   Последним   вошел   отец, усталый после работы. – А у Петьки из соседнего подъезда новый самокат. Я тоже хочу, – сообщил сын. – Так, сейчас разберемся, – сказал отец. – Только сидите тихо. Ты – наш будущий ученый, – обратился папа к старшему сыну­студенту. – Будешь считать наш семейный доход. – Доход – это те деньги, которые мне платят на работе, то есть моя зарплата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 5 тысяч рублей. (Отдает деньги.) Дополнительно   учитель   замечает,   что   деньги   для   исполнения сценки использованы не настоящие, но каждый из учеников должен знать, что подделка денежных единиц преследуется по закону. Бабушка с дедушкой тоже не остались в стороне. – Мы тоже получаем денежки, по 2 тысячи рублей. Раз нас двое, то это – 4 тысячи рублей. У ч и т е л ь . Как вы думаете, какие деньги могли получить бабушка с дедушкой? (Пенсия.) – А я тоже приношу деньги в доход семьи, – заявил сын­студент. У ч и т е л ь . О каких деньгах говорит студент? (О стипендиях.) – Наша малышка тоже получает денежки, и они называются «пособие на ребенка», – добавила мама. – А теперь подсчитаем доход нашей семьи, – сказал папа. –   Ура!   Целых   11   тысяч   70   рублей.   Можно   купить   несколько самокатов, – воскликнул сын­школьник. У ч и т е л ь . Как вы думаете, так ли это? На что мама потратит эти деньги? (Питание, образование.) Рассказ учителя с элементами беседы. – Каждая семья имеет доходы и расходы. На какой период может составиться   бюджет   семьи?   Самый   удобный   срок   –   на   месяц. Познакомимся с доходами, которые могут быть в семье. – Как вы думаете: какой основной источник доходов в семьях? Это заработная плата. Она может быть постоянной, а может меняться. Почему?   Если   у   человека   фиксированная   сумма   (она   называется окладом) оплаты труда, то каждый месяц он будет получать одну и ту же сумму. Так выплачивается зарплата врачам, учителям, работникам библиотеки. Работник может получать зарплату за сделанную работу. Например, токарю надо выточить в месяц 1000 деталей. Если он их не сделает,  то  получит  меньше  денег. Если  сделает  больше  деталей, то получит   больше.   Такая   форма   оплаты   труда   называется  сдельной. Оплата   работы   может   быть  почасовой.  Тогда   каждый   час   работы начисляется   какая­то   определенная   сумма.   Так,   например,   работают охранники. Это мы говорим о людях, которые каждый день ходят на работу на предприятия   или   в   различные   заведения.   Но   есть   люди,   профессия которых   позволяет   им   работать   дома.   Как,   например,   работает писатель? Как оплачивается работа композитора? художника? Люди этих профессий получают не зарплату, а гонорар.  Гонорар  – вознаграждение   за   труд   по   договору.   Между   кем   могут   заключаться такие договоры? Писатель или поэт заключают договоры с издательствами, которые выпустят их книги. Композиторы договариваются с исполнителями или музыкальными   продюсерами.   Художники   договариваются   с покупателем   или   владельцем   художественного   салона,   который выкупит картину. Гонорары могут выплачивать не каждый месяц. Ведь не так легко написать хорошую книгу. Какие еще доходы могут поступать в семью? Если   вместе   с   вами   живут   бабушки   и   дедушки,   то   к   семейному бюджету   добавятся   их  пенсии.  Что   такое   пенсия?   Это   денежное обеспечение за выслугу лет (когда человек проработал определенное количество лет), по инвалидности или нетрудоспособности. Если   один   из   членов   семьи   –   студент,   он,   если   учится   успешно, получает   стипендию.  Cmunендия  –   постоянное   денежное   пособие, выдаваемое учащимся в учебном заведении. Если   женщина   находится   дома   в   декретном   отпуске   по   уходу   за маленьким   ребенком,   то   она   будет   получать   небольшое  пособие   по уходу   за   ребенком  –  денежную   помощь   от   государства.   Также денежное пособие выплачивается тем, кто стоит на бирже труда и ищет работу. Если   кто­то   из   членов   семьи   имеет   собственную   фирму   или собственное предприятие, то он будет получать не зарплату, а прибыль от работы этого предприятия. Если в семье есть еще одна квартира, которую сдают в пользование другим людям за деньги, то такой доход будет называться рентой. Если   семья   имеет   сбережения,   которые   находятся   на   хранении   в банке, то от банка семья получает определенную сумму денег, которая называется процент. Работа с таблицей. – А теперь вспомним все виды доходов, которые могут поступать в семейный бюджет, и занесем их в таблицу: Доходы Зарплата, пенсия, стипендия,  гонорар, пособие, процент,  прибыль, рента Семейный бюджет Расходы (эта графа заполняется в конце месяца) Квартплата, образование (секции, кружки, детский  сад), транспорт, питание, одежда, обувь, культурный  досуг, лечение, путешествия (отпуск), мебель, бытовая  техника IV. Практическая работа. (Работа в группах.) –   А   на   что   семья   тратит   деньги?   Какие   у   семьи  расходы?   Это предстоит вам выяснить, выполняя практическую работу. Класс делится на группы – «семьи». – У вас, у каждой «семьи», на партах лежат листочки с названиями товаров   и   услуг.   Выберите   те   товары,   которые   вы   посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их надо обязательно включить   в расходы. А теперь посмотрите на карточки, где проставлены цены товаров и услуг в сказочных «денежках» (д.). На своих листах проставьте цены выбранных вами товаров и услуг. Лекарства – 3 д. Продукты – 40 д. Одежда – 20 д. Обувь – 10 д. Книги – 2 д. Компьютер – 70 д. Игрушки – 3 д. Платежи и налоги – 20 д. Бытовая химия – 2 д. Транспорт – 10 д. Велосипед – 40 д. Музыкальная (спортивная)  школа – 5 д. Видеокассеты (диски) – 3 д. Посещение театра, цирка – 5 д. Туристическая поездка – 20 д. – Сложите все денежки. Какая сумма у вас получилась?  – А теперь я вам скажу, что бюджет вашей семьи рассчитан на 100 денежек в месяц. – У кого сумма больше этой цифры?  –   Что   образовалось   в   вашем   бюджете?  (Дефицит,   нехватка средств, денег.) –   У   кого   сумма   меньше   100   денежек?   Что   вы   смогли   сделать? (Отложить сбережения.) –   Конечно,   это   всё   условные   цифры.   Но   что   делать,   если   мы   не укладываемся   в   бюджет?   Что   можно   сократить?   Где   можно сэкономить? –   Можно   ли   сэкономить   на   транспорте?   Если   вы   не   пользуетесь проездным, то некоторые небольшие расстояния можно пройти пешком, заодно и прогуляться. Можно ли сэкономить на квартплате? На какой ее   части?   Только   на   оплате   электроэнергии.   Каким   образом?   Надо следить за тем, чтобы в доме не было лишнего освещения. Часто бывает так, что вы ушли из своей комнаты, оставив там включенными телевизор и свет. Пока вы пьете чай на кухне, электричество горит зря. Выключив его перед уходом, вы экономите деньги. – Можно ли сэкономить на продуктах? Нельзя исключать из своего рациона   овощи   и   фрукты,   крупы,   мясо,   рыбу   и   молоко.   Организм должен получать полноценное питание. Можно сэкономить на покупке сладкого:   конфет,   мороженого,   чупа­чупсов,   печенья.   Без   этих продуктов мы вполне может обойтись, если на них нет денег. –   Как   можно   сэкономить   на   одежде   и   обуви?   Можно   только продлить срок службы тех вещей, которые у вас есть. Это значит, что надо   их   беречь,   не   рвать,   лишний   раз   не   пачкать.   Если   родители вынуждены купить вам третьи джинсы за осень, потому что вы порвали предыдущие   двое,   то   о   покупке   нового   красивого   джемпера   (или кроссовок) придется забыть на долгое время. «Я   хочу   посоветовать,   –   сказала   бабушка,   –   где   взять   лишние денежки…» – так можно было бы закончить инсценировку, увиденную нами в начале изучения темы.  Вот   и   вы,   посоветовавшись   друг   с   другом,   выберите  п о л е з н ы е с о в е т ы   на карточках, отметьте галочкой и прочитайте.  Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.  Уходя из дома, не забывайте выключать свет.  Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.   Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.  Экономя семейный бюджет – откажись от экскурсии в музей.  Сходил в магазин, оставь сдачу себе.  Бережно относись к своим вещам.  Напоминай родителям о своевременной оплате налогов.  Чаще пользуйся услугами такси.  Пользуйся услугами доставки горячей пиццы.  Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями. – Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда». V. Продолжение изучения нового материала. Обобщающая беседа. –   Мы   с   вами   просто   поиграли   в   семейный   бюджет.   А   теперь представьте   ваших   родителей,   которые   не   играют,   а   каждый   месяц зарабатывают деньги  и  рассчитывают:  на что  их  потратить   в  первую очередь, а с чем подождать. Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег   в   кошельке,   –   они   есть,   но   не   для   этого.   Ваши   родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнена или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких­то покупок.   А   может   быть,   pодителям   даже   придется   занимать   деньги. Поэтому   прежде   чем   обижаться   и   требовать   чего­то,   поговорите   с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет. У   нас   с   вами   появился   небольшой   опыт   составления   семейного бюджета. – Бывает очень приятно, когда на работе дают премию. За что ваши родители могут получить премию? – Бывает, что на день рождения гости дарят человеку деньги. Это является доходом? – Представьте, что на день рождения вы получили довольно большую сумму денег. Как бы вы их потратили? Составьте план своих расходов. Больше работаешь – лучше живёшь, Лучше живёшь – больше людям даёшь, Старым и малым, и тем, кто в нужде. А будет нужно – помогут тебе. Помни, мой друг, – в делах не зевай, Прибыль свою и страны умножай. Прибыль – трудам и уменью награда. Как получить её? Думать тут надо. Сложно? Не просто! Но ты уж прости, В жизни у нас нет другого пути. VI. Закрепление изученного материала. Работа с учебником (с. 75–77). Работа в рабочей тетради (задания № 1, 2, с. 42). – О каких видах дохода мы сегодня не говорили? – Как вы поняли, что такое «прибыль»? – Решите задачу: ••Дима и Петя решили заработать. Они купили сто газет по рублю за каждую и стали продавать их на автомобильных стоянках по 1 рублю 50 копеек.   Когда   все   газеты   будут   проданы,   то   какой   доход,   прибыль, получат мальчики? – Что такое «гонорар»? – Что такое «процент с продаж»? VII. Итог урока. – Что такое «семейный бюджет»? – Назовите доходы семейного бюджета. – Назовите расходы семейного бюджета. – Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет? Домашнее задание: составить семейный бюджет своей семьи.

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017