Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
29.04.2018
Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)
Урок ставит своей целью сформировать понятие о воздухе: его составе и свойствах; рассмотреть примеры использования человеко воздуха. Конспект содержит описание метапредметных и личностных умений и навыков, формируемых на каждом этапе работы. Урок построен по технологии деятельностного метода обучения, включает в себя частично-поисковые и практические методы (опыты).Конспект урока
Как человек использует воздух 4 кл.docx
Урок окружающего мира. 4 класс.     26.11.2014                              Учитель: Макарова Е.В.   МОАУ СОШ №16.              Тема: Как человек использует свойства воздуха.  Тип урока: Открытие нового знания.   Цели и задачи: Образовательные:  ­ сформировать понятие о воздухе: его составе и  свойствах; ­ рассмотреть примеры использования человеко воздуха. .Метапредметные:  ­ развивать умение наблюдать, проводить опыты,   наблюдать за ходом и результатами опыта;     выводы  и умозаключения;  ­ развивать интерес к предмету; ­ создавать условия для высказывания аргументированного мнения;  ­ развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;  обобщать полученную информацию в виде кластера;  ­ воспитывать коммуникативные умения, культуру повеления. Личностные: ­  формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах,  в группах; ­  воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, веру в свои силы. ­  воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь Ведущий вид деятельности: продуктивный   Методы работы: деятельностный метод, частично – поисковые, словесные, наглядные,  практические (опыты) Формы работы: фронтальная, групповая (дети рассажены по группам), самостоятельная.  Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант управляющий опытно­поисковой  работой.   Педагогические технологии:   ­ деятельностный метд обучения;   ­ объяснительно – иллюстративного обучения;   ­ педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);   ­ИКТ ­ технология (презентация). Материал к занятию: Учебник «Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс.»   А.А.Вахрушев Оьорудование: 1. Презентация к уроку 2. Веер, банка и стакан с водой, шприц, пустой пакет, шарики.                                                                 Ход урока 1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.          (5 минуты)     Проверка домашнего задания. Мы рады всем гостям. Вы сможете посмотреть урок окружающего мира.  Чем активнее и организованнее мы будем работать, тем больше интересных вещей я вам  смогу показать и рассказать. Хотите узнать больше? Тогда работаем!    Личностные: осознанное  отношение  к учению ­ Что существует миллионы лет, является основой жизни на земле, используется  человеком и до сих пор не закончилось? (вода) ­Вспомним свойства воды и как человек их использует. (Фронтально): ­ Как называется водная  оболочка земли? ­ Какую роль играет вода в жизни живых организмов? ­ Назовите основные свойства воды. ­ Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек? ­ Почему гайка , опущенная в воду, меньше растягивает резинку, чем гайка подвешенная  в воздухе? ­ Где человек использует выталкивающее свойство воды? ­ Какое свойство воды используется при стирке ? ­ Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв? ­ Какое свойство воды используется в паровом  двигателе? ­ Назовите три состояния воды. Приведите примеры их  в природе. Индивидуально на карточках: Соедините с помощью стрелок  свойства воды и способы их использования. Текучесть                                                  Паровой двигатель Обладает выталкивающей силой           Подслащивание пищи Свойство сообщающихся сосудов         Водяное колесо, турбина электростанции Расширяется при нагревании                  Изобретение кораблей Растворитель                                            Водопровод   2. Актуализация знаний , фиксация затруднения, постановка целей урока.           Построение проекта выхода из затруднения                                     (3 минуты)        ­ Что еще существует миллионы лет, используется человеком и до сих пор не  закончилось? (воздух) ­ Попробуйте из моего вопроса и предыдущей темы сформулировать тему сегодняшнего  урока. Познавательные: ­ сравнение ­ синтез ­ структуриро ­вание знаний ­ выдвижение  гипотез Тема:   Как человек использует  воздух  и  свойства воздуха. ­ Собственно сегодняшняя тема – основной вопрос, на который нам предстоит ответить.  Можете ли сразу дать полный развернутый ответ? ­  Каковы будут цели урока? Цели урока: 1) Узнать (повторить),  что такое воздух, его использование.                         2) Узнать (повторить) свойства воздуха  и их применение человеком.   ­  Какой предложите план работы над темой?          1) Вспоминаем то, что знаем       2) Опыты, наблюдения – сводная таблица       3) Выводы 3. Реализация проекта выхода из затруднения                                           (7 минут) ­ Вспоминаем то, что знаем: ­ Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера) ­ Что такое воздух?  (смесь газов) ­ Была бы возможна жизнь на Земле без этой воздушной оболочки? Почему? ­ Как используют воздух животные и растения?  (все живые организмы дышат, используя  кислород воздуха) ­ Как питаются растения? (растения используют углекислый газ, находящийся в воздухе  в процессе фотосинтеза для создания органических веществ и выделяют кислород) ­ Почему без воздуха организмы не проживут и 5 минут? (воздух нельзя запасти впрок) ­ Какую еще роль выполняет атмосфера земли? (атмосфера защищает поверхность Земли от перегрева и переохлаждения;  благодаря озоновому слою, защищает от губительных  ультрафиолетовых лучей).    ­ Какие свойства воздуха вы уже знаете? ( без вкуса, без цвета, без запаха)   ­ Предложите, как можно проверить, что воздух – существует, это не пустое место?  Возможно, ли его все же почувствовать, потрогать, увидеть? Рассмотрите предметы,  представленные у меня на столе (веер, ёмкость с водой и пустой стакан, пустой пакет).  Предположите, как  их можно использовать при доказательстве. Познават­е: ­ постановка проблемы ­ выдвижение гипотез Регулятивные: ­целеполагание ­ планирование ­ знаково­ символическое моделирование Познавательные: ­ структуриро­ вание знаний ­ выдвижение  гипотез Опыт 1. Помахать перед лицом веером (тетрадью). Что почувствовали? (прикосновение) ­ Проверьте прикосновение, движение воздуха с помощью подручных средств, которые  есть на парте у каждого? (помахать тетрадью)   ­ почувствовали ­   При движении, воздух – осязаем.       Опыт 2. Перевернутый вверх дном стакан опустить в ёмкость с водой.  ­ Почему вода не попадает в стакан? (там находится воздух – воздушный колокол) ­ Немного наклоню стакан. Что произошло? (воздух в виде пузырей вышел из стакана,  поднялся над поверхностью воды) Познавательные: ­ структуриро­ вание знаний   Опыт 3.  Поймать в пустой полиэтиленовый пакет воздух. ­ Итак, вывод: воздух – это газ, он окружает нас…повсюду. Воздух не имеет постоянной формы и стремиться заполнить весь доступный ему объем. ­ Вспомните первый опыт с веером. Что такое ветер?   (ветер – это перемещение воздуха) ­ Подумайте, как человек может заставить ветер помогать себе?          (ветер надувает паруса ­ уже 2­3 тысячи лет назад египтяне плавали по  Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах, ветряные мельницы,  ветряные двигатели электростанций – самый чистый способ получения электроэнергии)                                                                                                                  ­ таблица Откройте учебник на стр. 89. Иллюстрации показывают использование силы ветра  человеком. ­Кто помнит: как возникает ветер?  (ветер перемещается из менее теплых областей в  более теплые.    ­ Вспомните свои наблюдения  как вы когда­нибудь сидели  у костра. Что делает  теплый воздух от костра с легкими частицами  пепла? (поднимает их вверх) ­ Следовательно, теплый воздух поднимается, перемещается из  менее нагретого участка  к более нагретому. ­ Вспомните, где у нас в помещениях устанавливают батареи и форточки,  почему?  (внизу, чтобы теплый воздух равномерно распределялся по всему объему помещения) ­ Мы поговорили о поведении теплого и холодного  воздуха. А с каким свойством  воздуха это связано, что происходит с   воздухом при нагревании и охлаждении?                                   ( при нагревании ­ расширяется, при охлаждении ­ сжимается) Опыт 2. Пронаблюдайте еще один опыт, подтверждающий это свойство. Вика провела и  зафиксировала его дома  по   причине ограниченности времени на уроке.           На пластиковую бутылку, внутри которой находится воздух, одеваем шарик.  Сначала мы погружали конструкцию в таз с горячей водой. Через некоторое время,  причем достаточно продолжительное, шарик начал надуваться. Это значит, что воздух не стал помещаться в бутылке, он расширился при нагревании и начал надувать шарик.   Затем мы опустили нашу конструкцию в таз с холодной водой. Постепенно шарик  начал  сдуваться – ему стало хватать места в бутылке. Значит при охлаждении воздух   сжимается. Вывод: При нагревании воздух расширяется и становится легче, поднимается вверх.  При охлаждении – сжимается, становится тяжелее и опускается вниз. – таблица  ­ Кто догадается, как еще люди научились использовать  свойство теплого воздуха  подниматься вверх?   (воздушные шары)     ­ таблица ­ Вспомните, какая сила выталкивает бревно из воды? Подумайте, почему воздушные  шарики, наполненные водородом улетают в небо.  какая сила заставляет более легкие,  чем воздух предметы, подниматься вверх? (выталкивающая сила ) – таблица  ­ Началом эры воздухоплавания можно считать  1783 год, когда братья Монгольфье  поднялись в небо на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Однако главный  недостаток воздушного шара – его слабая управляемость. В конце ХIX века  изобретатели сконструировали  летательные аппараты, которые могли  передвигаться с  помощью воздушного винта, приводимого в действие двигателем. Это были дирижабли,  заполненные водородом. Они имели огромные размеры. Так, например, дирижабль,  построенный немецким изобретателем фон Цеппелином имел в длину 128 м, а в ширину  – почти 12 м. Но будущее было за другим видом летательных аппаратов Опыт 3. Регулятивные: ­ контроль ­ оценка ­ коррекция ­ волевая саморегуляция Бросить листик бумаги в воду. ­ Почему лист не остался висеть в воздухе, но лежит на поверхности воды?                                (воздух – менее плотное вещество, малая  плотность) – таблица ­ Можно ли опереться на воду? При каких условиях? Предположите, можно ли  опереться на воздух, при каких условиях?                     (увеличить площадь опоры, уменьшить вес,  развить большую скорость) ­ Зато и сопротивление движению в воздухе оказывается минимальным, так что скорость  передвижения в воздухе становится менее ограничена. ­ Как, по­вашему, человек научился использовать низкую плотность воздуха ? (самолеты, вертолеты, ракеты – перемещение на значительные расстояния с большой скоростью)  ­ Появление авиации стало возможным тогда, когда мощность двигателей и в то же  время легкость материалов для конструирования достигли определенного уровня.  Первый самолет с двигателем братьев Райт взлетел в небо в 1903 году.  Люди научились  использовать само воздушное пространство.   ­ Рассмотрите иллюстрации на стр. 90: Как называются эти летательные аппараты? ­ Используйте свой жизненный опыт, предположите. Как моя кофточка может быть  связана с темой урока?                 (воздух плохо проводит тепло­ низкая теплопроводность) – таблица  ­ Какое утверждение, по­вашему, правильное: одежда греет тело, или одежда  нагревается от тела?  ­ Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло. Когда холодно, звери  поднимают шерсть, птицы – перья, а человек надевает вязаную  кофточку. Шерстяные  вещи, пуховики,  шубы создают между телом и внешней средой толстую воздушную  прослойку. которая не дает телу терять тепло.                Таблица – шерстяные вещи. ­ Где еще человек использует низкую теплопроводность воздуха? (встать у окна) (двойные оконные рамы в домах, находящийся между ними воздух позволяет сохранить  тепло в домах)                                       ­ таблица ­ Учебник предлагает нам познакомиться с еще одним свойством воздуха и  провести для этого такой опыт: Опыт 4.     (проводит ребенок у доски) Возьмем пластиковый шприц без иглы, поставим поршень в среднее положение. Зажав  пальцем отверстие для иглы, попробуем сжать и растянуть воздух.  Сделайте вывод. (Вывод: Приложив усилие, воздух можно сжать и растянуть, но он стремится сохранить  первоначальный объем.) ­ Такое свойство называется – упругость – таблица. Коммуника­ тивные: ­ выражать  свои мысли в партнерстве ­ Где   можно использовать упругость накачанного воздуха?                                 ( надувные матрацы, автомобильные шины, мячи)     ­ таблица  ­ Итак, посмотрите какая сводная таблица использования свойств воздуха   у нас  получилась. К этой таблице я хочу добавить, что люди научились использовать не только свойства  воздуха, но и газы, входящие в его состав.  ­ Посмотрите на диаграмме какие еще газы, кроме названных сегодня кислорода и  углекислого газа входят в состав воздуха. Регулятивные: ­ волевая саморегуляция ­ самооценка Познавательные: ­ рефлексия познавательного  процесса Работа в группах. Учебник нам не предлагает способов использования газов, входящих в состав воздуха.  Попробуйте это сделать самостоятельно. Откройте тетради на стр. 35. Развернитесь,  объединитесь в группы по четверкам. Обсудите ваши предположения. Просигнальте о  готовности. ­ Дополним таблицу. Как человек использует газы, входящие в состав воздуха?                       Азот – азотные удобрения                       Кислород – используют для сварки                       Углекислый газ добавляют в воду и получают газировку                       Водородом  наполняют воздушные шарики Сделаем выводы: что изучил и использует человек касательно воздуха?  (силу ветра, свойства и состав воздуха) 5. Первичное закрепление во внешней речи. Включение в систему знаний.                                                                                                                         (2 минуты)      Регулятивные: ­ волевая Саморегуляция ­ контроль, ­ самооценка ­ Чтобы проверить как вы усвоили материал,  предлагаю ответить на мои вопросы,  сыграв в игру «Что бы было на Земле, если  бы воздух … не был упругим? ­ если бы воздух не перемещался, не было бы ветра? ­ если бы воздухе не было углекислого газа? ­ если бы воздух был более плотным, чем есть? ­ если бы в воздухе не было кислород? ­ Какое свойство воздуха важнее всего для мяча? Одеяла? Воздушного шара? Самолета?  Парашюта? ­ Какой газ, входящий в состав воздуха, поддерживает горение в печи и температуру  нашего тела? (кислород, при сжигании образуется энергия и тепло, поддерживающие  температуру тела и печи) Познавательные: ­ рефлексия познавательного  процесса Работа в тетради (при наличии времени) ­ Предлагаю поразмышлять, высказать свою точку зрения: ­ Назовите предметы, которым плотность воздуха помогает (чем больше, тем лучше) –        парашют, самолет, надувной матрац, мяч, воздушные шары  ­ Назовите предметы, которым плотность воздуха мешает (чем она меньше, тем лучше) – парусник, свитер, самолет, ракета 6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.                                      (3 минуты) Работа в тетради. Стр. 34. № 2 ­ Напишите какие свойства воздуха используют Вертолет Двойное остекление Растение Ракета Надувной матрац Костёр плотность низкая теплопроводность наличие в воздухе углекислого газа плотность упругость наличие в воздухе кислорода Проверьте свою работу по эталону. У кого получилось без ошибок? У кого были затруднения, каковы ваши дальнейшие действия?   (внимательно прочитать,  разобраться с  материалом учебника дома) 7. Рефлексия учебной деятельности.                                                           (3 минуты)        Урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. Какова была цель сегодняшнего урока?  (Узнать, как человек использует воздух)    Достигли ли цели? Докажите: ­ Что кроме свойств воздуха научились использовать люди? (воздушное пространство, силу ветра,  составные части воздуха) ­ Какие свойства воздуха запомнили?   ­ Кто доволен уроком и собой на уроке? ­ У кого мои вопросы еще вызывали затруднения?  ­ внимательно поработать дома ­ Кто очень доволен и уроком и собой? Спасибо за урок. Спасибо за внимание.   Или блиц­опрос: ­ Что такое воздух? ­ Какие газы входят в состав воздуха ­ Имеет ли воздух определенную форму и объем ­ Как называется воздушная оболочка земли ­ Что использовали люди в древности для путешествий на парусниках по морям ­ Что делает воздух при нагревании ­ Почему не падают самолеты. Вертолеты ­ Какое свойство воздуха используется в надувных матрацах, мячах ­ Какой газ используют при производстве газировки ­ Сколько человек может прожить без воздуха ­ Воздуха на земле много, всем хватит, о нем не стоит заботиться Опыт 6. Воздух имеет вес, массу. Возьму 2 одинаковых шарика.  Один из шариков – надут  воздухом, другой – нет. Оба  шарика привязаны  к концам палочек. Положу палочку с не надутым шариком на  край стола так, чтобы он находился в равновесии. Помечу место пересечения со  столом. Точно так же положу палочку с надутым шариком. Что   произошло?  (надутый шарик с воздухом перевесил) ­ Следовательно?...(воздух имеет вес, массу) ­ Если воздух имеет вес, значит он давит на Землю. ­ Ветер дует из области высокого давления в область низкого давления (если на тебя давят, хочется убежать, уйти в область менее сильного давления).  Область  высокого давления обычно наблюдается в области с холодными воздушными  массами, а низкое – с теплыми.

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018