Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва златоглавая"
Оценка 4.9

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва златоглавая"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
01.05.2017
Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва златоглавая"
Урок направлен на развитие познавательного интереса школьников к историческому прошлому нашей Родины. В ходе путешествия в прошлое у детей формируется представление о значении Кремля для Московского государства, о его соборах, о правлении первого царя Ивана IV. Во время урока учащиеся находят ответ на проблемный вопрос
Урок окружающего мира в 3 классе Москва златоглавая.doc
Урок истории в 3 классе по развивающей системе «Школа 2100» Тема урока: «Москва златоглавая» Учитель начальных классов Абдрашитова Е.Н. Тип урока: изучение нового и первичное закрепление изученного (путешествие). Место урока в разделе: 3 урок. Цели урока:  ­ продолжить знакомство с эпохой времён Московского государства, расширить знания учащихся об этом периоде развития России,  ­ формировать у учащихся образ Московского Кремля и Красной площади как уникального   комплекса   архитектурных   и   исторических   памятников   времён Московского   государства,   познакомить   с   личностью   Ивана   Грозного,   его деятельностью,  ­ развивать умение работать с книгой, понимать прочитанное, воспринимать на слух информацию, анализировать, обобщать, делать выводы, связно выражать свои мысли,                 ­   приобщать   учащихся   к   истории   Отечества,   способствовать   развитию   их дальнейшего познавательного интереса к прошлому нашей Родины, пробуждать желание использовать дополнительные источники при подготовке к уроку, ­   воспитывать   гордость   и   уважение   к   прошлому   нашего   народа,   бережное отношение к памятникам старины. Оборудование:  река   времени,   иллюстрации   памятных   мест   Москвы,   Кремля постройки   разного   времени,   репродукция   с   картины   А.М.Васнецова   «Расцвет Кремля»,   таблицы   с   пословицами   и   поговорками   о   Москве,   запись   звона колокола, боя курантов, учебник «Моё Отечество» (2 часть), рабочая тетрадь к учебнику. Организационный момент: приветствие, проверка готовности учеников. Ход урока Актуализация знаний.  ­ Кем и когда было создано Московское государство? ­ Какими делами наших предков – жителей Московского государства – мы можем I. II. гордиться?   книгопечатание – всё это значительные достижения того времени) (красивые   сложные   постройки,   изготовление   пушек, ­ Как вы думаете, что понравилось, а что ­ нет человеку времён Московской Руси, если бы он попал к вам домой? III. Формулировка темы урока учениками. 1 ­ Кто из вас хоть раз был на Красной площади в Москве? Что особенно поразило вас, может быть, запомнилось? ­ А кому посчастливилось побывать в Московском Кремле? Какие у вас остались впечатления от посещения Кремля? (Кремль очень красивый, там много музеев, он находится в главном городе нашей страны, с него начала строиться Москва)  ­ Как вы думаете, всегда ли Москва была такой как сейчас? ­ Прочитайте первые два высказывания о Москве. Как вы их понимаете? «Кто в Москве не бывал – красоты не видал».  «Москва не сразу строилась». Сегодня мы совершим путешествие в далёкое прошлое.  ­ В какую эпоху предстоит нам отправиться? Найдите её на реке времени? ­ Какой период она охватывает? (XIV – XVII века) ­ Почему эта эпоха названа «Времена Московского государства»? ­ Куда предстоит нам отправиться? Сформулируйте тему урока. За один урок совершить путешествие по всей Москве невозможно. Не сразу Москва строилась – гласит народная пословица. Облик Москвы менялся вместе с тем, как росло могущество московских князей. Легче всего это увидеть на изменении облика Кремля.  На   фоне   боя   курантов   заранее   подготовленный   ученик   читает   выученное стихотворение:  «Деревья в три обхвата, Дремучие леса. Среди лесов когда­то Город поднялся. Здесь шли тропинки узкие, Овраги и поля, Но все дороги русские Сходились у Кремля. Река светилась пламенем, Пожар здесь бушевал, Но город белокаменный Из пламени вставал. Стоял, велик и чуден, Московский древний град. Он дорог русским людям, Он славою богат. Здесь шли тропинки узкие, Овраги и поля, Но все дороги русские Сходились у Кремля…»                                           Агния Барто ­ Откуда мы начнём путешествие? 2 Верно,   мы   побываем   на   территории   Московского   Кремля.   На   партах   у   вас лежат схемы­путеводители, чтобы нам не заблудиться во время путешествия. А ещё у нас есть помощники: Анюта и Илюша со своим папой. IV. Открытие нового знания. 1. Работа по учебнику (урок 11, стр. 58): а) чтение статьи до вопроса; б) ответы на вопросы по содержанию прочитанного отрывка; в) постановка проблемного вопроса: ­ Почему Кремль называют «сердцем Москвы и всей России»?           ­ Можете ли вы ответить на этот вопрос? (возникает затруднение) Я уверена, что в ходе путешествия вы сможете дать правильный ответ. г) поиск решения проблемы:      А   знаете   ли   вы,   что   в   Московском   Кремле   более   20   башен,   8 больших именных, а остальные без имени. Длина стены Кремля 2235 метров, высота – 19, толщина стен от 3,5 до 6,5 метров.         Но Кремль не всегда выглядел так. Его строительство началось ещё  в  XII  веке во времена  Древней Руси. Тогда Кремль (от слова «кромить»   –   строить)   был   всего   лишь   небольшим   укреплением, сложенным из сосновых брёвен. В начале XIV века построили новые стены из крепких дубовых брёвен, а в конце этого века, по велению Дмитрия Донского, дубовые стены были заменены на белокаменные. Тогда­то и стали называть Москву белокаменной. В конце  XV  века Иван  III  приказал   на   смену   обветшалым   стенам   Кремля   возвести новые из красного кирпича. (По ходу повествования учитель демонстрирует изображение   Кремля   разного   времени   постройки   и   репродукцию   с   картины «Расцвет Кремля» А.М.Васнецова) <вставка 1> ­ Как вы думаете, почему стены Кремля несколько раз перестраивали? (ученики могут   вспомнить   о   частых   набегах   врага,   о   пожарах,   во   время   которых деревянные стены горели) 2. Чтение главы «Из глубины веков идущий звон!» (до слов «Главным собором Москвы был Успенский собор). Дополнение подготовленного ученика о колокольне Ивана Великого. 3 Сердце Кремля – Соборная площадь, на которую выходят главные соборы;   в   центре   её   возвышается   колокольня   Ивана   Великого. Высота башни 81 метр. На колокольне 18 колоколов, самый большой из них Успенский колокол, который весит более 6 тонн. Чтобы дойти до колокола, надо подняться на 429 ступенек вверх. ­ Послушайте, как гудит колокол (аудиозапись). 3. Посмотрите   по   схеме,   куда   мы   отправимся   дальше?   (чтение   главы     до конца) Сообщение подготовленного ученика об Успенском соборе:        Главный собор Московского  Кремля – Успенский.  Храм начали строить псковские мастера, но небольшое землетрясение разрушило его   стены.   Тогда   возведение   собора   поручили   известному талантливому   итальянскому   архитектору,   который   при   постройке сумел   соединить   традиции   русского   зодчества   и   передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор – крупнейшее общественное здание того времени. Здесь венчались на царство государи, собирались Земские соборы, объявлялись важные государственные решения. 4. Соотнесение подписей с изображениями соборов <вставка 2>. (таблички с текстами под иллюстрациями переставлены местами) Иллюст­ рации (смотри ниже) таблички с ­ Рассмотрите внимательно иллюстрации и таблички с подписями, размещённые на доске. Найдите знакомые места, где мы побывали во время путешествия, и соедините их с подходящими табличками (работа у доски 2 учеников). 4 Успенский собор – венчание государей на царство  Колокольня Иван Великий – главная звонница Москвы 5. Чтение главы «Царь­батюшка» (стр.59). ­ Почему подданные царя называли его Грозным?      Рассказ   учителя   об   Иване   Грозном   в   сопровождении   колокольного   звона (аудиозапись).       Иван Грозный считал свою власть неограниченной, данной ему от бога. «Мы своих холопов (то есть рабов, которыми царь считал всех без   исключения   подданных,   от   боярина   до   крестьянина)   вольны казнить и миловать», ­ говорил он. У Ивана IV Грозного была особая гвардия – опричники, которые поступая на службу, отказывались от отца и матери и давали клятву выполнять любые приказания царя.   С помощью опричников Иван  IV  расправлялся с неугодными людьми и целыми   городами.   Жители   государства   не   могли   защитить   свои права, так как высшим судьёй в государстве  был сам царь и всех остальных судей назначал он же.  ­ Можете себе представить, к чему могла привести жителей России такая власть царя? (работа  по картинкам на стр.60). 6. Сообщение ученика о Покровском соборе.  Память   о   злодействах   Ивана   Грозного   хранит   даже   самый       красивый   храм   России   –   собор   Василия   Блаженного   (Покровский собор). Он стоит рядом   с Кремлём. Его построили зодчие Барма и Постник в честь военных побед Ивана Грозного. Уже в те времена люди разных стран называли его чудом света, невиданным творением рук   человеческих.   Однако   народное   предание   гласит,   что   царь жестоко отплатил мастерам за их труд (рассматривание комиксов на стр. 60).  ­   Выберите   поговорки   времён   правления   Ивана   Грозного,   которые характеризуют его образ (2 последние): «Близ царя – близ смерти».  5 «На Москву идти – голову нести». ­ Объясните свой выбор.          Дополнение учителя:  есть у Покровского собора одна интересная тайна.   В   1552   году   Ивану   Грозному   в   честь   взятия   им   Казани подарили   шапку,   названную   Казанской   (показ   иллюстрации).   Она хранится   в   настоящее   время   в   Музее­заповеднике   «Московский Кремль».   Так   вот   эта   шапка,   как   стало   известно   недавно,   являет собой как бы прототип собора Василия Блаженного, она схематичное его   изображение.   В   центре   главный   «купол»,   который   венчают главка и макушка. Вокруг него 8 так называемых золотых наверший, то есть те самые 8 церквей. Отсюда возникло предположение, что царь   дал   задание   соорудить   Покровский   собор,   взяв   за   основу Казанскую шапку.  7. Путешествуем по Соборной площади дальше. Следующая наша остановка … (сообщения о Благовещенском и Архангельском соборах).     В конце XV века псковские мастера возвели Благовещенский собор –   домовую   церковь   московских   государей.   Собор   строили   около   8 лет. Сюда часто по длинным переходам своего дворца приходил Иван Грозный. Стоя на коленях, царь вспоминал имена невинно убитых им людей и пытался вымолить у Бога прощение.        Неподалёку   от   Благовещенского   собора   также   на   Соборной площади  в начале XVI века была сооружена усыпальница московских великих   князей   –   Архангельский   собор.   Строительство   возглавлял итальянский мастер, и хотя план здания и внутренние конструкции были   выполнены     в   традициях   древнерусской   архитектуры,   то   его внешнее убранство напоминает венецианские дворцы. 6 ­   Давайте   поблагодарим   наших   юных   экскурсоводов   за   интересные   рассказы. Хочу лишь сделать небольшое дополнение: Архангельский собор закрытый. В нём покоятся останки 46 правителей государства. 8. Соотнесение подписей с изображениями соборов <вставка 2>. ­   Найдите   к   оставшимся   иллюстрациям,   помещённым   на   доске,   подходящие таблички с подписями.  Покровский собор – напоминает о злодеяниях Ивана IV Благовещенский собор – придворная церковь царской династии Архангельский собор – усыпальница для царской династии V. Закрепление изученного материала, первичное применение новых знаний. 1. Ответы на 1 – 2 вопросы после статьи. 2. Выполнение   1   или   2   задания   (по   выбору   учеников)   в   рабочей   тетради   на странице 23. ­ Можем ли сейчас ответить на проблемный вопрос, который вызвал затруднение 3. в начале урока? ­ Почему так говорят: «Кремль – сердце Москвы и всей России»  «Москва – всем городам мать»  VI.  Подведение итогов урока, выставление отметок. ­ Расскажите о своих открытиях на уроке. Что нового узнали? ­ Зачем это надо знать? Где могут пригодиться эти знания? ­ Кто доволен собой? На каком этапе урока чувствовали себя уверенно? ­   Всё   ли   удалось?   О   чём   хотелось   бы   узнать   больше?   Где   можно   найти   эти сведения?  ­   Кого   хотели   бы   поблагодарить   за   работу   во   время   нашего   путешествия? Оцените помощников. Я очень довольна вами, потому что … Большое вам спасибо. VII.  Домашнее задание.      В   учебнике   подготовить   ответ   на   вопросы   4   или   5   (по   выбору),   доделать задания в рабочей тетради. 7

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва златоглавая"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва златоглавая"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва златоглавая"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва златоглавая"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва златоглавая"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва златоглавая"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва златоглавая"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва златоглавая"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва златоглавая"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва златоглавая"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва златоглавая"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва златоглавая"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва златоглавая"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Москва златоглавая"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017