Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"
Оценка 4.9

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
16.01.2017
Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"
Презентация к уроку "Органы чувств"
Публикация является частью публикации:
открытый урок по окружающему миру ( 3 класс, Школа России) .docx
Предмет : Окружающий мир  УМК: «Школа России»  Тип урока : объяснение нового материала  Цель: ознакомление  учащихся с органами чувств и их значением в жизни человека. Задачи:  Тема : «Органы чувств»   Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека,  ЗОЖ.   Воспитывать убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно­ гигиенические правила.   Воспитывать бережное отношение к своему здоровью .Воспитывать санитарно­ гигиенические навыки ухода за органами чувств.   Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.  Формируемые УУД:  Личностные УУД:  ­ проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной  деятельности  ­ответственно относиться к собственному здоровью Коммуникативные УУД:   ­ инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для  решения коммуникативных и познавательных задач;   – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Регулятивные УУД: ­ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; ­ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его  оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные УУД: ­ использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; ­ группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных  признаков,       по заданным критериям; ­ развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы; ­ строить монологическую речь в устной форме. Оборудование:  учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»; рабочая тетрадь к учебнику,   таблицы:   «Организм   человека»,   «Нервная   система»;   продукты   и предметы для проведения опытов: яблоко, лук, кусочек  хлеба; лимон, сыр, сахар; освежитель воздуха, мяч, бумажный листок, линейка, мягкая игрушка; музыкальная запись; Ход урока I. Организационный момент. Прозвенел для нас звонок, Вот уж начался урок. Очень много интересного Предстоит на нем узнать. Мы о нашем организме Будем знания получать. II. Проверка домашнего задания. — Ребята, с каким разделом мы начали знакомиться на прошлом уроке? ( Организм человека) .  — Верно, на  прошлом уроке мы с вами начали говорить о человеке и его организме. Что же такое организм и из чего он состоит? ( Организм – это система органов. Состоит организм человека, из внутренних  органов). — Из   каких   органов   состоит   кровеносная   система?   (сердце,   сосуды) Покажите,   где   расположено   сердце.   Какую   роль   оно   играет   в   организме человека? (организует движение крови в организме человека) — Покажите,   где   расположены   легкие.   Какую   работу   они   выполняют? ( дышит) — Какая   система   органов   управляет   деятельностью   всего   организма? Покажите по таблице расположение головного и спинного мозга.  (управляет деятельностью всего организма).  На что похожи нервы и для чего они нужны? (на белые шнуры и нити, по ним в головной мозг поступают различные сигналы, а от мозга идут обратные сигналы всем органам).  Какие   органы   входят   в   пищеварительную   систему?   (желудок,   кишечник, печень,) За что отвечает пищеварительная система? (обеспечивает переваривание пиши).  Возьмите листочки, подпишите Ф.И. Приготовьтесь к выполнению теста. Я читаю вопрос, ответ спрятан в фигуре. Выбери геометрическую фигуру (или  фигуры)    соответствующую вашему ответу. III. Основная часть. 1. Введение в тему урока  Выполним гимнастику  для глаз. Зачеркните в таблице, в каждом ряду повторяющиеся буквы, а из  оставшихся составьте слово. Работают только глазки.  слайд м Р а е О Б С З Г ю Н г О Д А Е о Г М С д У у А Ю к К Ы б слайд 2.Запомните каждую вторую букву и составьте слово. АЧИУПВРСБТДВ Работают только глазки. 2.       Формулирование темы урока. Назови тему нашего урока.    доску   На ­ Для чего нужны  органы чувств? (дети высказывают предположения).  вывешивается  органы –     чувств. На человека постоянно действует поток раздражителей и разнообразная информация.   Принять   эту   информацию   и   правильно   отреагировать   на большое   число   происходящих   вокруг   событий   позволяют   человеку  органы чувств — органы, которыми мы чувствуем окружающий мир. ­ Какие органы чувств вам известны? Что о них известно? ­Даю подсказку (на доску вывешивается   человек без лица  ).   ­ Что в нем странного? (нет лица: носа, рта, глаз, ушей). 3.       Постановка проблемы. ­Можете ли вы перечислить органы чувств?  (Всего   существует   пять   органов   чувств:  зрение,   слух,   обоняние,   вкус, осязание.) ­ Какие цели поставим перед собой? Вспомнить или запомнить органы чувств;   Узнать,  зачем они нужны человеку;  Как ухаживать за органами чувств.  4. Открытие детьми нового знания. Чтобы это узнать,  об органах чувств, мы отправляемся с вами в лабораторию,  проведем опыты, которые помогут ответить на эти вопросы. 1 опыт.  Орган зрения  Посмотри те на слова. Запомните их. слова Луна, звезда, школа, пенал, урок. Повторите слова.  При помощи чего вы прочли слова ? (глаз) А как называется орган , при помощи  которого вы запомнили слова (зрения). ГЛАЗА слова ОРГАН ЗРЕНИЯ 1.Задание №1  Возьмите зеркальце и рассмотрите свой глаз. Какой он формы? (круглой)  За то, что глаз круглый и плотный его назвали «глазным яблоком» . Глазное яблоко очень подвижно и обеспечивает человеку широкий обзор.  Задание №2 Закройте ладонью один глаз, затем другой. Сравните ширину обзора. Какой вывод можно сделать? (Одним глазом мы видим меньше  предметов, расположенных вокруг нас, а двумя ­ больше. Значит, обзор  шире, если смотреть двумя глазами.) Что ещё вы видите? (В глазном яблоке есть белая оболочка, а окрашенная –  это радужка или радужная оболочка.)  Задание №3 Какого цвета радужка у …..? У…….? Какой вывод можно сделать?  (глаза бывают разного цвета) слайд  Какого?  Теперь внимательно приглядитесь к глазу, что ещё вы видите? (Мы увидим  посередине глаза черный кружок ­это зрачок.) При помощи зрачка мы видим предметы, определяем их форму, цвет, далеко  они от нас или близко. Глаза­ самый совершенный и самый загадочный орган. Это разведчики всего  увиденного. Через них мы больше всего узнаём о том, что творится вокруг, и в  то же время именно глаза больше всего говорят о человеке. В древности  ученые предполагали, что человеческая душа смотрит через дыры глаза в  современном мире «Глаза ­ зеркало души». Как вы понимаете пословицу? информация о глазе  Прием «ИНСЕРТ» Задание: Прочтите текс. Отмечая известное, неизвестное. Это было интересно. « V » - уже знал « + » - новое « - » - думал иначе « ? » - не понял, есть « //» было интересно « Глаза ­главный орган зрения. Он похож на фотоаппарат. Через  зрачок  как  через объектив фотоаппарата проходит свет. Человеческий глаз не видит  предмет сразу, он воспринимает световые волны. Эта информация передаётся  в определённый участок мозга. Как предмет выглядит на самом деле, помогает понять нам мозг. Зрение­это способность воспринимать величину, форму, цвет, размер.  70 % всей информации об окружающем мире мы получаем с помощью глаз ­ органа зрения. Они помещаются во впадинах черепа ­ глазницах, защищены подвижными   веками  ­   верхними   и   нижними.  На   веках   находятся   ресницы. Веки   и   ресницы   защищают   глаза   от   сильного   ветра,   пыли.   Брови   мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадет соринка, то выступают слезы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все  Если   возле   глаза   появится посторонние   частицы   и   убивают   микробы. опасность, сами захлопнутся».  веки     то     Интересный факт.  Оказывается,   мы   можем   видеть  только   при   наличии   света. Послушайте одну историю. Русский солдат оставался девять лет в темном подземелье Брестской крепости. Он имел достаточное количество продовольствия и воды, но свечей и спичек хватило только на четыре года. Пять лет он провел в полной темноте. Отвыкнув от света, он ослеп. 2 опыт.  Орган слуха  Сейчас мы с вами немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос» …..будет угадывать голос. Угадывающий ребенок   отвернется, я пройду по  ряду и положу на голову руку, тому ребенку, кто должен будет сказать  «Привет». При помощи чего вы услышали голос?  (ушей) . Какой орган помог  ведущим угадывать, кто из ребят говорил?  (слух) УШИ слова ОРГАН СЛУХА ­ Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны. Наше ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ухом ­ это часть уха ­ ушная раковина. Она позволяет улавливать звуки. Внутрь идет слуховой проход, заканчивается барабанной перепонкой. Это и есть внешнее ухо. В  среднем ухе находятся три косточки. Они передают колебания во внутреннее ухо, где  находятся окончания слухового нерва. По слуховому нерву возбуждение передается в головной мозг. Хороший слух ва­ жен для некоторых профессий. Врач по шумам в сердце и жесткому дыханию ставит диагноз. Интересный факт. Ученик. При ярком свете слух обостряется, поэтому в концертных залах   не   гасят   свет.   А   в   темной   комнате   слабые   звуки   почти   не слышны. Кость   хорошо   проводит   звук.   Когда   МЫ   грызем   сухарики,   звуки кажутся   нам   очень   сильными,   а   рядом   сидящий   человек   слышит слабый треск. При некоторых: формах глухоты, когда слуховой нерв не поврежден, звук   проходит   через   кости.   Глухие   иногда   могут   танцевать, воспринимая ритм музыки благодаря колебаниям пола. Бетховен, когда оглох, слушал музыку с помощью трости, одним концом которой опирался на рояль, а другой ее конец он держал в зубах. 3 опыт.  Орган ОБОНЯНИЯ (НОС) Физминутка 1 Опыт. Учитель вызывает несколько учеников и завязывает им глаза. По  запаху они должны определить находящийся перед ними предмет (яблоко,  хлеб, лук, чеснок и т.д.).  Скажите, какой орган вам помог определить предметы по запаху? (Нос, орган обоняния.) НОС слова ОРГАН ОБОНЯНИЯ Нос   –   это   орган   обоняния.   Обоняние   –   это   способность   человека чувствовать разные запахи.  Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают   в   носовую   полость.   В   верхней   части   носовой   полости   находятся чувствительные   окончания   обонятельных   нервов.   Пахучие   вещества раздражают эти окончания, возбуждение передается в головной мозг и человек чувствует запахи.  Плохо чувствуют запахи люди, которые часто огорчаются, нервничают,   волнуются,   простужаются.   Обоняние   ухудшается   у   курящих людей. Если человек теряет чувство обоняния, то для него пища теряет вкус, снижается   аппетит.   Человек   с   плохим   обонянием   не   может   чувствовать опасные запахи: запах дыма, газа! 2. Опыт.  Глубоко вдохните через нос и зажмите его. Учитель   разбрызгивает   освежитель   воздуха   и   просит   учащихся вдохнуть запах ртом, при этом нос зажатым.  Что   вы   можете   сказать?     Чувствуете   ли   вы   запах?   (Запах   почти   не чувствуется.) Вот что происходит во время насморка, когда заложен нос. Во   время   сильного   насморка   мы   перестаем   чувствовать   запахи.   Это происходит потому, что слизистые оболочки в носу разбухают и  перестают возбуждать обонятельные нервы. Интересный факт.  слайд пищевиков, парфюмера. ее Парфюм р У некоторых людей особо развито обоняние: у химиков, аптекарей,    —   человек,   занимающийся   составлением парфюмерных композиций, новых ароматов. 4 опыт.  Орган вкуса (язык) 1.Опыт. Учитель вызывает несколько учеников и завязывает им глаза. Попробовав   на   вкус   некоторые   продукты,   они   должны   определить,   что находится перед ними (лимон, сыр, сахар и т.д.). Что нам помогает различать вкус продуктов? (Язык.) ЯЗЫК слова ОРГАН ВКУСА Язык — это орган вкуса. На языке расположены особые вкусовые сосочки. С их помощью по вкусовым нервам передаётся сигнал   в головной мозг и человек чувствует определённый вкус.  Интересный факт. Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому. Достаточно лиз­ нуть мороженое, и сразу узнаешь  его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание — горькое. слайд Орган вкуса играет большую роль в жизни людей. Как вы думаете, какую? (Определить несъедобные продукты, узнать испорченную пищу.) Прочтите в учебнике на с. 128 5 опыт.  Орган осязания (кожа) 1.Опыт. Учитель вызывает несколько учеников и завязывает им глаза. Они должны описать и угадать данные им предметы на ощупь.  Как   вы   думаете,   что   помогло   учащимся   отгадать   предметы?   (Орган осязания — кожа.) 2.Ущипните тихонечко друг друга. Что вы почувствовали? (Боль.) А если  поднесу руку к батареи, взять снег? Какой   вывод   сделаем?  Кожа — даёт возможность  осязать  предметы, ощущать тепло, холод, боль.  КОЖА слова ОРГАН ОСЯЗАНИЯ Прием «ИНСЕРТ» Задание: Прочтите текс. Отмечая известное, неизвестное. Это было интересно. « V » - уже знал « + » - новое « - » - думал иначе « ? » - не понял, есть « //» было интересно Кожа   —   самый   важный   орган   чувств.  Кожа   –   очень   тонкая   оболочка, покрывающая все тело. Ее задача – защищать организм от повреждений, от жары   и   холода,   от   вредного   воздействия   химических   веществ   и   от инфекционных заболеваний. Кроме того, в коже находятся нервные окончания, с   помощью   которых   мы   ощущаем   боль,   жар,   холод,   шероховатость   или гладкость предметов. Также в ней находятся потовые железы, через которые в виде пота из организма выделяются различные отходы и лишняя влага, что позволяет   поддерживать   постоянную   температуру   тела.   Наибольшей чувствительностью   обладают   кончики   пальцев,   середина   ладони   и   средняя линия спины. С помощью осязания человек способен определить размеры, форму, массу любого предмета с закрытыми глазами. При прикосновении к какому­либо предмету импульсы по нервным окончаниям передаются в головной мозг, и мы   можем   сделать   вывод   о   данном   предмете.  Мукомол  на   ощупь   может определить сорт муки, глухонемые читают с помощью пальцев по особому выпуклому шрифту. Интересный факт. Ученик. На поверхности кожи находится около миллиона болевых точек. Боль — это защита организма. Человек, лишенный чувства боли, мог бы сгореть в огне, не ощущая его губительного действия, истек бы кровью незаметно для себя, не почувствовав пореза.  Нужно   стараться   не   поранить   кожу,   не   допускать   ожогов, обморожений, содержать кожу в чистоте. Как сохранить орган осязания? слайд Памятка В ы в о д. Чтобы сохранить органы чувств, их необходимо  беречь.  Это интересно  Каждому   пальцу   на   руке   соответствует   орган   или   система   органов,   если стимулировать определенные зоны, то можно избавиться от боли, улучшить работу органов и даже ускорить процессы очищения организма. Центр ладони ­ это энергетический центр человека. Если вы нажмете на центр ладони   и   ощутите   боль,   это   значит,   что   в   вашем   организме   "неполадки",   нужно почаще массировать эту точку и регулярно разминать каждый палец от кончика к основанию (особенно это полезно делать после работы). 5. Работа по учебнику. Сейчас,   вы   поработаете   в     парах,   в   учебнике     на   с.   126­128   вы   найдете информацию и на листках запишите памятки или рекомендации по сохранению органов чувств.  1 ряд составляет памятку по сохранению органа зрения. С. 126 2 ряд составляет памятку по сохранению органа слуха. С. 127 3 ряд составляет памятку по сохранению органа обоняния и вкуса с. 127­ 128 6. Составление памяток, рекомендаций.  Расскажите,   какие   правила   надо   выполнять,   чтобы   надолго   сохранить органы чувств? (защита памяток.) Есть добавление? Рассматривание иллюстрации учебника.  Посмотрите   внимательно   на   данные   иллюстрации   и   скажите,   какие органы чувств помогают воспринимать окружающий мир. Почему вы так решили? 7. Работа в тетради. Перечислите органы чувств человека. С. 74 задания 2. С помощью учебника допишите определения: Обоняние — это... Осязание — это... Взаимопроверка. IV. Рефлексия.  Какую роль играет в жизни человека  органы чувств? Как нужно беречь органы чувств?  Закончи предложение….. ­  Кто нам больше всех помог сегодня на уроке, кого мы можем  поблагодарить? – Оцените свою собственную работу. Кто доволен своей работой покажите   указательный палец, кому было сложно или у него не все получалось, покажите  круг.  Обоснуйте свой вывод.   В заключение предлагаю вам написать синквейн. Памятка по написанию  синквейна имеется у каждого. (Учитель оказывает помощь) слайд Синквейн Кто? Что? ( Глаза.) Какой? Какая? Какае? 2 прилагательных (Зоркие, прекрасные.) Что делает? 3 глагола. ( Смотрят, моргают,  узнают) Суть Одно предложение.( Глаза ­ орган  зрения.) Итог  Одно слово. (Важный!) ­ Давайте послушаем, что у вас получилось. ­ Молодцы! Совместными усилиями можно достичь больших результатов. ­ Ребята, наш урок закончен. Спасибо всем за работу. VI. Домашнее задание. У. с 126­128 читать , тпо с. 73­74

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017