Конспект урока по окружающему миру на тему «Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почв» (3 класс, окружающий мир)
Оценка 4.7

Конспект урока по окружающему миру на тему «Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почв» (3 класс, окружающий мир)

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
окружающий мир
3 кл
05.03.2018
Конспект урока по окружающему миру на тему «Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почв» (3 класс, окружающий мир)
Цель урока: Познакомить с почвой, как верхним плодородном слоем земли, с охраной почв. Задачи: Образовательные: - формировать представление об основном свойстве почвы – плодородии; - формировать представлений о разрушении почвы; - показать значение почвы для растений и живых организмов; - объяснить правила охраны почвы. 2. Развивающие: - развивать умения познавать и понимать окружающий мир; - развивать логическое мышление, любознательность, речь учащихся; - обогащать словарный запас учащихся. 3. Воспитательные: - воспитание познавательного интереса; - воспитывать у детей бережное отношение к почве.
Конспект урока по окружающему миру.docx
Конспект урока по окружающему миру Киселевой О.И. 3 класс Тема: «Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почв» Цель урока: Познакомить с почвой, как верхним плодородном слоем земли, с охраной  почв. Задачи: Образовательные: ­ формировать  представление об основном свойстве почвы – плодородии; ­ формировать представлений о разрушении почвы; ­ показать значение почвы для растений и живых организмов; ­ объяснить правила охраны почвы. 2. Развивающие: ­ развивать умения познавать и понимать окружающий мир; ­ развивать логическое мышление, любознательность,  речь учащихся; ­ обогащать словарный запас учащихся. 3. Воспитательные: ­ воспитание познавательного интереса; ­ воспитывать  у детей  бережное отношение к почве. Оборудование: Презентация  «Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почв» Карточки для игры «Вредно­полезно» Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса: В 2 ч. Ч.1. – 8 –е  изд., испр. – Самара: «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012ю – 160 с. План урока 1. Орг. момент 2. Постановка цели урока 3. Работа над темой урока 4. Физ. минутка 5. Продолжение работы над темой урока 6.Итоги урока 7. Домашнее задание ­ 1 мин. ­ 3 мин. ­ 20 мин ­ 3 мин. ­ 15 мин. ­ 2 мин. ­ 1 мин. 1. Ор. момент.  Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Ну­ка проверь, дружок,  Ты готов начать урок? Всѐ ль на месте, Всѐ ль в порядке,  Ручки, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5»! 2. Постановка цели урока Учитель: Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью,  смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной  кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Слайд 1. – Сказка это или не сказка?  Ответ: Нет, это не сказка. Учитель:  Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она  называется? Пусть вам поможет загадка: Бьют меня ногами, Режут ножами. Каждый хочет растоптать. А я с подарками опять.  Ответ: Земля Учитель: Да. Это земля. Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все  растет, о земле – матушке нашей кормилице или ... о чем? Каково ее научное название? Ответ:  Почва. Учитель:  Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке? Сегодня мы поговорим о почве, о ее плодородии. Слайд 2. 3. Работа над темой урока Учитель:  Ребята, давайте вспомним, что такое почва? Ответ: Верхний плодородный слой земли. Учитель: Давайте вспомним состав почвы с помощью загадок.  Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. (Воздух.) Мною можно умываться, Я умею проливаться. В кранах я живу всегда. Ну, конечно, я ... (вода) Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.) Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу –  Они понадобятся сразу. (Глина.) Учитель:  Какие еще важные компоненты почвы мы не назвали.  Ответ: Минеральные соли, перегной.  Слайд 3 Учитель: Рассмотрите верхний слой почвы. Что вы увидели? Ответ: Траву, растения, деревья Слайд 4. Учитель: Что вызревает осенью на деревьях? Ответ: Плоды Слайд 5. Учитель: Как же вы думаете, каким важным свойством обладает почва? Ответ: Плодородием Учитель: Как вы понимаете смысл этого слова. Из каких слов оно состоит?  Ответ:  Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую  растительность, давать обильный урожай. Учитель: Что поможет нам узнать точное определение слова «плодородие»? Ответ: Словарь Учитель: Прочитаем значение этого слова. Слайд 6. Учитель: Если питательных веществ много, значит, почва обладает главным свойством  земли, за что мы ее и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот  результат плодородной почвы.  Учитель: Что по вашему делает почву плодородной? Ответ: Перегной Слайд 7. Учитель: Ребята, как вы думаете, что берут из почвы растения, чем они питаются? Ответ: Кислород, вода, минеральные соли. Учитель: Соли – это питательные вещества, которые просто необходимы для жизни  растений. Но их в почве содержится ограниченное количество. И растения могли бы их  быстро израсходовать, если бы минеральные соли постоянно не пополнялись. А  пополняются они за счёт перегноя. Перегной под действием бактерий, постепенно  превращаются в соли и с  помощью червей и кротов распределяются по всему участку  почвы. Мы только что перечислили продукты, которые необходимы для жизни растений, но  некоторые неприхотливые растения, селятся на месте разрушения горных пород – песке и  глине, где почти нет питательных веществ. Из их остатков под действием бактерий  образуется перегной. Теперь здесь могут поселиться и другие растения. В последствии эти  растения также отмирают, и образуется ещё больше перегноя. Так очень медленно песок и  глина под действием живых существ  превращаются в почву. Постепенно её начинают заселять различные животные. Они также повышают плодородие  почвы. Учитель: Видите: почва даёт жизнь растениям и животным, но, отмирая, они образуют  почву. Это ещё раз доказывает, что всё в природе взаимосвязано. Учитель: Как уже отмечалось, почва образуется очень и очень медленно (1 см почвы  образуется за 250­300 лет), 20 см – за 5­6 тысяч лет. Как вы думаете, а разрушается почва  быстро? Ответ: Да Учитель: Какие силы природы могут разрушать почву?  Ответ: Вода – размывать, ветер – сдувать. Учитель: По­вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Ответ: Сохранять Слайд 8. Учитель: Действительно, если человек безответственно будет относиться к почве, то  почва может разрушиться очень и очень быстро. Там, где нет растений, плодородный слой  почвы вымывается водой и выдувается сильным ветром. Как сохранить плодородие почвы? Ответ: Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные  культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами. Учитель:  Как вы думаете, каким органом растения могут уберечь почву от выдувания и  выветривания (укрепить почву)? Ответ: Корнями. Учитель: Верно, растения своими корнями укрепляют почву. И поэтому, если мы хотим  сберечь почву, необходимо охранять растения. Учитель: Часто человек наносит вред почве. Во время строительства нарушается верхний  слой почвы. Во время испытания различных видов оружия на полигонах земля заражается  радиоактивными отходами. Уничтожая леса, человек обедняет почву, делает ее  мертвой.   Даже вы, не подозревая об этом, вредите почве, когда разводите костры.  Человек, понимая, что наносит вред почве, вынужден о ней заботиться.  Чтобы повысить плодородие почвы, человек обрабатывает ее, вносит удобрения, поливает  (а где необходимо – осушает). Для того, чтобы почвы не выветривались, вокруг по­ лей высаживают заградительные лесные полосы. Люди борются с образованием оврагов.  На полях весной проводят снегозадержание, чтобы земля пропиталась влагой. 4. Физкультминутка. Учитель: Игра на внимание. Сейчас я проверю насколько вы внимательны. Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в  ладоши над головой, если нет – качаете головой. Осина, апельсин, ель, береза, банан, дуб,  баобаб,  клен, персик, яблоня, груша. 5. Продолжение работы по теме урока: Учитель: Ребята, давайте прочитаем, что говорится в учебнике о плодородие почв.  Читаем учебник стр.22­23. Учитель: Ребята, а как человек ведет борьбу с оврагами? Ответ: Посев трав, кустарников и деревьев. Учитель: Рассмотрите рисунок  на стр. 23 и скажите, какой из трактористов на рисунке  пашет поле правильно, а какой неправильно. Ответ: Второй Учитель: Представьте, что произойдет с жизнью на Земле, если вдруг исчезнут все  бактерии. А если все растения исчезнут? Ответы детей: Учитель: Вымрут животные, которые питаются растениями, а потом вымрут хищники,  питающиеся этими животными.  А, значит, не смогут жить на земле и люди. Настанет день,  когда на Земле не останется ни одного животного и ни одного человека. Учитель: На поле сильный дождь размыл почву. Какие могут быть последствия? Ответ: Образуется овраг, смывается плодородный слой почвы. Учитель: В одной почве перегноя больше, в другой меньше. Различие почв по плодородию  можно увидеть по цвету. Самая плодородная почва – чернозем – густо черного цвета. Чем  меньше плодородна почва, тем она светлее. Однако цвет почвы зависит не только от  количества перегноя, но и от цвета веществ, которые входят в нее. Есть почвы красные,  желтые, голубые. Важная закономерность: на разных почвах растут разные растения.  Растения леса – на  подзолистых почвах (цвета золы), растения степей – на черноземах. Рассмотрите рисунки на стр. 24. Посмотрите как различаются по цвету различные виды  почв.  Посмотрите на экран. Слайд 9.  Как вы думаете почему подзолистые почвы так называются? Ответ: Цветом почва похожа на золу. Учитель: В Смоленской области преобладают дерновые,  дерново­подзолистые и  подзолистые почвы. Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в  далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте  же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас  богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. Учитель: Сыграем в игу «Вредно» «Полезно» Учитель поднимает карточки, на которых перечислены полезные и вредные для почвы  действия. А дети отвечают вредное это действие или полезное 5. Итоги урока Учитель:  Как называется главное свойство почвы?(плодородие) Какая главная часть почвы? (перегной) Чем отличается почва от песка и глины? (только почва обладает плодородием.) Слайд 10. 6. Домашнее задание Читать учебник стр.22­24. Снегозадержание. Образование оврагов. Посадка растений. Выветривание. Внесение удобрений. Закапывание мусора. Использование  ядохимикатов. Размывание водой Промышленные  отходы. Сжигание сухой  листвы.

Конспект урока по окружающему миру на тему «Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почв» (3 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему «Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почв» (3 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему «Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почв» (3 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему «Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почв» (3 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему «Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почв» (3 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему «Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почв» (3 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему «Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почв» (3 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему «Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почв» (3 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему «Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почв» (3 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему «Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почв» (3 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему «Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почв» (3 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему «Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почв» (3 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему «Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почв» (3 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему «Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почв» (3 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему «Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почв» (3 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему «Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почв» (3 класс, окружающий мир)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018