Конспект урока по окружающему миру на тему "Верования древних славян" (3 класс)
Оценка 5

Конспект урока по окружающему миру на тему "Верования древних славян" (3 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
04.04.2017
Конспект урока по окружающему миру на тему "Верования древних славян" (3 класс)
конспект урока.doc
Учитель: Савичева Татьяна Юрьевна. 3 класс, окружающий мир. УМК «Начальная школа. XXI век». Тема: Верования древних славян. Цель: знакомство учащихся со славянскими божествами далёких предков. Задачи: ­ воспитывать чувство гордости за свой народ, сохранивший самобытность  русской культуры; ­ развивать интерес к историческому материалу и предмету в целом; ­ развивать умение работать в группе; ­ развивать речь, мышление, воображение учащихся. Оборудование: ­ учебник «Окружающий мир», вторая часть; ­ рабочая тетрадь №2; ­ компьютер, мультимедийный проектор, экран; ­ презентация «Во что верили славяне»; ­ рисунки с изображениями духов и богов; ­ толковый словарь В. Даля; ­ карточки: язычество, язычник, язычница, берегини, обереги; ­ листы ожидания; ­ книга М. Семёновой «Мы – славяне»; ­ книга Э. Успенского «Вниз по волшебной реке»; ­ сувениры: домовой, обереги;  ­ славянский сарафан  и мужская рубаха; ­ карточки с изображением оберегов. Этапы урока Организационный  момент. Целеполагание. Сообщение темы  урока. Объяснение  нового. Ход урока Содержание урока ­ Урок окружающего мира. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку… ­ Начнём сегодняшний урок с прочтения определения,  записанного на доске. Это поможет вам определить тему  нашего урока. Дать правильный ответ вам помогут наши  уроки «Истоки».  ……… – твёрдое убеждение, живёт в каждом  человеке, освещает дорогу жизни. ­ Итак, что это? (Вера). ­ Сегодня мы будем знакомиться с тем, во что верили  древние славяне. На доске: Верования древних славян. ­ Вспомните, кто такие древние славяне? ­ Подумайте, обсудите в группах, сформулируйте и  запишите на листках ожидания, на какие бы вопросы вы  хотели получить сегодня ответы. ­ Как вы считаете, почему у наших предков славян  возникла вера во множество духов и богов? ­Наши предки ещё не могли объяснить, почему случаются бедствия, вызванные капризами при роды, засухи,  приносящие голод, наводнения, губившие урожай, ливни  и грозы, пожары из­за ударов молнии. Все непонятные  изменения в природе они приписывали таинственным  силам – злым, если они оборачивались бедами и  лишениями, и добрым, если они приносили радость и  благополучие. Поэтому славяне считали, что этих злых и  добрых духов следует задабривать, почитать, склонять их на свою сторону. Например, наши предки почитали домовых. (На доске открывается картинка с изображением  домового, рассказывает подготовленный ученик.) ­ В настоящее время мы можем объяснить, что пожар  случался не по вине домового, а по вине самих людей, их  неосторожного обращения с огнём, и об этом мы много Слайд 1. говорим на уроках ОБЖ, а раньше всё приписывалось  сверхъестественным силам. Но отголоски этих верований дошли и до наших дней.  (Учитель показывает сувенир «Домовой».) ­ У многих из нас в наших квартирах есть симпатичный  старичок. Но только он выполняет больше роль сувенира, чем божества. ­ Присутствуют домовые и в сказках, мультфильмах.  Вспомните известный мультфильм.  (Домовёнок Кузя») ­ Каким он показан? (добрый, весёлый, озорной) ­ Следующее божество, дух, о котором мы будем  говорить, жил в лесу. Попробуйте сами его назвать. (На доске открывается картинка с изображением  лешего, рассказывает подготовленный ученик.) ­ В лесных болотах тоже жило божество. Сделайте  предположение, кто это? Кикимора, она тоже любила делать маленькие пакости  людям, её нужно было побаиваться. Вот как она показана  в книге Э. Успенского «Вниз по волшебной реке». Эта  маленькая женщина­невидимка могла проникнуть даже в  жилища, где по ночам беспокоила детей, пугала  домашних животных. Откуда же пришло это название?  «Шишимора» ­ божество сна и ночных привидений. Злой  дух. Об этом свидетельствует вторая часть слова «Мора» ­ богиня смерти. Но всё же кикимора – не смерть. Если  кикимора проказничает и злится, беспокоит по ночам  малышей, путает оставленную на ночь пряжу – ещё не  значит, что кто­то умрёт. Кикимора – слабое отражение  страха смерти. ­ Чем, кроме земледелия и охоты, занимались славяне? (рыболовством) ­ Славяне почитали обитателя и хозяина речных вод –  водяного. (На доске открывается картинка с изображением  водяного, рассказывает подготовленный ученик.) ­ Кроме водяного в реках водились русалки. По вечерам,  особенно весной, они выходили из воды и бродили по  земле недалеко от реки. Славяне считали, что русалки –  это души умерших, которые не попали в подземное Слайд 2. Слайд 3. Расширение  знаний. царство мёртвых. Их нужно опасаться, потому что они  могли завлечь случайного путника в реку или озеро и  погубить его. ­ А как вы себе представляете русалок? Дайте словесный  портрет. ­ Как же они выходили на берег? Изображение  (представление) разное. Но не всегда русалкам  предписывались злые силы. Долгое время они считались  берегинями. (На доске вывешивается карточка.) ­ Как вы думаете, почему их так называли? От какого  слова произошло это название? ­ Берегини – оберегали, помогали странствующему,  плывущему, терпящему бедствие добраться до берега. Физкультминутка. ­ Из загробного мира приходили на землю злые духи. Их  называли упыри. А вот добрых духов, которые могли  защитить людей от этих злых духов, так же называли  берегинями. То есть, это были не только русалки. ­ А чтобы добрые духи берегини могли защитить людей  от злых духов, славяне надевали на себя обереги –  специальные амулеты. ­ Оберегов было множество. (Учитель показывает обереги – «шуршук», «глиняная  берегиня» и др.) ­ У кого дома есть обереги? Какие? ­ Некоторые обереги можно разделить на группы. У вас  на столах на карточках представлены разного вида  обереги. 1). Обереги­коньки. 2). Обереги­птицы. 3). Обереги – маленькие копии предметов домашнего  обихода. 4). Обереги – изображения оружия. 5). Круглые привески­обереги. 6). Привески­лунницы. ­ Многие обереги делились на женские и мужские.  Попробуйте это сделать в своих группах. ­ А я вам покажу, как их носили наши предки. Мне  помогут… (Каждая группа высказывает своё мнение по каждому виду оберегов. Выходят ученик и ученица в славянской Объяснение  нового. Слайд 4. рубахе и сарафане, учитель прикрепляет изображения  оберегов к тому месту, где их носили).   ­ Кроме духов, славяне верили в богов: добрых, если они  делают хорошие дела для людей, и злых, приносящих  несчастья. Боги были главные и неглавные, сильные и  слабые. О них мы прочитаем в учебнике с. 120. ­ О некоторых из них мы поговорим подробнее.  (Рассказ подготовленного ученика о Перуне,  открывается рисунок с изображением идола.) ­ Продолжим чтение статьи учебника. ­ Во многих славянских землях в честь богов не только  водружали статуи­идолы, но и возводили святилища.  Славяне устраивали и праздники в честь своих богов.  (На доске открывается картинка.) ­ И весной, во время пробуждения природы, и летом, в  период жарких дней, и осенью, после сбора урожая. Они  водили хороводы вокруг костра, прыгали через огонь. А  зимой, особенно в конце декабря, когда день перестаёт  убывать, и солнышко всё чаще и чаще поднимается над  горизонтом, славяне праздновали отступление стужи. ­ Такая религия славян, вера во многих богов, называется  язычеством (выставляется карточка). ­ Зачитаем значение этого слова в толковом словаре. ­ Людей, придерживающихся этой религии называли  язычник, язычница. Закрепление  изученного. ­ Выполните задание в тетради с.16, №35. 1 этап – самостоятельный 2 этап – групповой ­ Проверим, как вы выполнили задание. ­ Разгадайте кроссворд в группе. ­ Возьмите свои листы ожидания. Получили ли вы ответы  на свои вопросы. (2­3 ученика зачитывают свои вопросы,  делают выводы) Домашнее  задание. Слайд 5. 1) Общее задание. Подготовить пересказ статьи учебника с 120­121. 2) Групповое задание. У славян было четыре бога солнца; подготовить  сообщение о каждом: 1 группа – Ярило 2 группа – Даждь­Бог 3 группа – Световит 4 группа – Хорс 3) Индивидуальное задание (по желанию). Подготовить сообщение о любом духе или боге, о  котором не говорили на уроке.  ­Найти материал вы сможете в дополнительной  литературе. Слайд 6.

Конспект урока по окружающему миру на тему "Верования древних славян" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Верования древних славян" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Верования древних славян" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Верования древних славян" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Верования древних славян" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Верования древних славян" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Верования древних славян" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Верования древних славян" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Верования древних славян" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Верования древних славян" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Верования древних славян" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Верования древних славян" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017