Конспект урока по окружающему миру на тему "Жизнь древних славян" (4 класс, окружающий мир)
Оценка 4.7

Конспект урока по окружающему миру на тему "Жизнь древних славян" (4 класс, окружающий мир)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
11.11.2018
Конспект урока по окружающему миру на тему "Жизнь древних славян" (4 класс, окружающий мир)
В конспекте указаны: тема, учебный комплект, цели урока, методы, оборудование. Конспект содержит подробное описание содержания урока: знакомство с понятиями "археология и археологи", работа с исторической картой, материал для подготовки сообщений учащимися - жилище древних славян, боги древних славян, праздники древних славян.Конспект по окружающему миру 4 класс на тему "Жизнь древних славян".
окружающий мир жизнь древних славян.docx
Открытый урок по окружающему миру Составила Маркова Ирина Николаевна учитель МОУ СОШ № 6 г. Кондопоги  Тип урока:  Урок открытия новых знаний.  Учебник: Плешаков «Окружающий мир 4 класс» Тема урока: Жизнь древних славян. Цели урока  Образовательная: сформировать представление о жизни древних славян.  Воспитательная: воспитывать интерес к истории своего народа, развивать интерес к  предмету.  Развивающая: развивать внимание, память, устную речь, логическое мышление, умение  работать с картой, обогащать словарный запас. Методы: рассказ, демонстрация, наблюдение. Оборудование: учебник "Окружающий мир" А.А.Плешаков, компьютер, мультимедиа  проектор, презентация Power Point. I. Организационный момент.  Проверяю готовность класса к уроку. Организую детей на восприятие. Ход урока. Слайд №1. "Окружающий мир" Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Чтоб историю узнать Книги надо нам читать. II. Постановка темы и цели урока. Слайд № 2 ­ Мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории отечества. Этот раздел учебника поможет нам узнать о важных событиях истории России.  Сегодня мы узнаем о жизни древних славян. III. Изложение нового материала.  1,5 тысячи прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне. Остатки этих поселений сохранились до наших дней, их сейчас изучают археологи.  Слайд № 3 – Кто такие археологи? Чем они занимаются? (Археологи – это учёные, которые определяют места, где в далёкие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, их кости, всё, на чём сохранились следы их деятельности. Археология – наука о древности.) Слайд № 4 Слайд № 5 Работа с картой – работа в парах. ­ Рассмотрите карту в учебнике на стр. 35 ­ Что вы можете узнать с её помощью о расселении славян? ­ Какое по площади пространство они занимали? ­ От берегов какого моря до берегов какого моря расположились их  поселения? По берегам каких рек? (Славяне населяли  огромные  пространства Восточной Европы  по берегам рек: Западная Двина,  Днепр, Дунай, Висла. От берегов Чёрного моря до берегов  Балтийского моря.) ­ Почему славяне селились по берегам рек?  ­ Какие племенные объединения были у славян?  Прочитайте текст на стр. 34. ­ Что вы узнали о восточных славянах? ­ Как жили древние славяне? (Жили славяне племенами) Каждое племя состояло из рода. Род – это семья. Значит, племя  состояло из нескольких семей. Несколько племен составляли  племенные объединения. Сегодня на уроке мы говорим о племенном  объединении восточных славян. Сообщение ученика «Поселение». Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали  между собой, поэтому селились славяне обычно в местах,  окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили  частокол. Частокол строился из крепких брёвен. Для этого срубали  дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на  огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю,  чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и  называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. ­ Мы живём с вами в хороших современных домах.  ­ А какие дома были у древних славян?  ­ Откуда можно получить эту информацию? (археологические  раскопки летописи, старинные книги, песни, сказки) Вспомните сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Демонстрация рисунка из книги. «…Они жили в ветхой землянке       У самого синего моря». Арабский писатель Ибн Русте писал в свое летописи: «Каждый из  них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают  деревянную остроконечную крышу, на крышу накладывают землю». Слайд № 6 Сообщение учеников «Жилище древних славян» Землянка – она была небольшой: пол ниже уровня земли, крыша  немного выше уровня земли, изнутри её поддерживал столб. Стены  сложены из тонких слоев деревьев – жердей, очищенных от веток и  коры, крыша тоже из жердей и покрыта толстым слоем соломы.  Перед входом в жилище делались земляные ступеньки или ставилась  лесенка. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро.  Окошки, прорубленные в стенах,  на ночь и в холода закрывали  досками или соломой, ведь стекол не было. В углу находилась печь,  сложенная из камня, которая обогревала дом, на ней же готовили  еду. Печь топилась "по­черному", это значит, что трубы не было, а  дым выходил через окна, двери, отверстия под крышей. В доме  находился стол и лавки. Постель заменяла солома, покрытая  звериными шкурами. Освещалось жилище лучиной. ­ Как ни просто устроено жилище, но в нём можно было укрыться от  непогоды и дикого зверья, согреться у печи и приготовить пищу. Каждая семья изготавливала для себя всё самое необходимое. В  маленьких глиняных печах – домницах – из руды выплавляли железо.  Кузнец выковывал из него ножи, топоры, наконечники для стрел,  копий и др. вещи. Женщины лепили глиняную посуду. Физкультминутка Слайд № 7 Занятия древних славян. Работа с учебником о трудовом быте вы узнаете, прочитав материал  учебника на стр.36­37. ­ Чем занимались мужчины? Женщины? Рыболовство – в озерах и реках было много рыбы. Брали только  крупную рыбу. Ловили гарпуном и сетями. Охота – в лесах много всяких зверей: медведей, кабанов, лис,  волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом. Гончарное дело – изготавливали глиняную посуду. Земледелие было самым главным занятием. Труд очень тяжелый.  Зимой вырубался участок лемма. Весной выжигался. Зола служила  удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали.  Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю.  При ветре не сеяли. – Как вы думаете, почему? Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной. Хлеб  называли "жито" – от слова жить, так как являлся главным  продуктом питания. До наших времен сохранились пословицы: Хлеб – всему голова. Хлебную кроху уронить да не поднять, в жизни удачи не видать. – Что вы видите на картинке? – Как вы думаете, какие занятия могли быть у славян в лесу? Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав, в жизни славян  играло большую роль. Весной, когда кончались припасы, собирали  молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла  хлеб, из нее в голодное время пекли лепешки. Бортничество – славяне занимались сбором меда, так как в леммах  обитало много диких пчел. Использовали мед и в пищу и в качестве  лекарства. Собирательство меда лесных пчел называлось  бортничеством (борть – "дупло дерева", где жили дикие пчелы). Скотоводство. Детенышей  некоторых животных славяне стали  постепенно приручать и выращивать. С появлением домашнего скота  увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы. Слайд № 8, 9, 10,  11,  Слайд № 12 Так же, как и другие народы славяне верили, что всеми явлениями  природы повелевают боги. Сообщение ученика Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог  Солнца. Солнце греет и кормит человека. Но бывает так, что Солнце  сердится на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и  посевы, голод губит людей и животных.  Сообщение ученика Одним из главных богов был Перун – бог грома и молнии. Страшен в  гневе Перун – он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом  хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. В честь него  ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба. (рис. на с.  38) Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на  котором приносили жертву этому богу. И место это называли  храмом Перуна.  «Убей тебя Перун – говорили тому, кому желали зла».  Сообщение ученика О фантастических существах – материал учебника. ­ Чтобы боги были добрее к людям, в их честь устраивали праздники. Сообщение ученика Главному богу – Солнцу – посвящали несколько праздников. Первый  в декабре ­ когда день перестаёт убывать. Следующий – Масленица.  Праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму:  делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на  сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на  костре. До наших дней дошёл обычай печь на масленицу блины –  символ Солнца. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. Самый большой праздник – Иванов день или Ивана Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь бога Солнца.  Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает.  Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и  купались.  IV. Закрепление.  – Кто такие славяне? – Какие племена относятся к восточным славянам? – Расскажите о домах славян. – Чем занимались наши предки? – Что вы запомнили о богах и духах славян? Домашнее задание: стр. 34­38 прочитать текст, стр. 39 ответить на вопросы.

Конспект урока по окружающему миру на тему "Жизнь древних славян" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Жизнь древних славян" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Жизнь древних славян" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Жизнь древних славян" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Жизнь древних славян" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Жизнь древних славян" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Жизнь древних славян" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Жизнь древних славян" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Жизнь древних славян" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Жизнь древних славян" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Жизнь древних славян" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Жизнь древних славян" (4 класс, окружающий мир)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018