Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»
Оценка 5

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
03.11.2019
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Жизнь леса. Лес – природное сообщество» Тип урока: Освоение новых знаний. Цели урока: Образовательные: Создание условий для формирования представлений учащимися о лесе как природном сообществе. Ознакомление с ярусами леса. Закрепление знаний о лесных обитателях: о растительном и животном мире. Раскрытие связи между членами лесного сообщества. Развивающие: Способствовать развитию самостоятельности, умению преодолевать трудности в проблемных ситуациях. Развивать познавательную активность детей, умение работать в группе, умение наблюдать, обобщать, делать выводы. Развивать умение организовывать и поддерживать диалог, умение слушать и слышать. Воспитательные: Прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. Воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к животным и растениям. Содействовать формированию экологической культуры.
Открытый урок 4 класс Окружающий мир.docx
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Жизнь леса. Лес – природное сообщество» Тип урока: Освоение новых знаний. Цели урока: Образовательные: Создание условий для формирования представлений учащимися о лесе как природном  сообществе. Ознакомление с ярусами леса. Закрепление знаний о лесных обитателях: о растительном и животном мире. Раскрытие связи между членами лесного сообщества. Развивающие: Способствовать развитию самостоятельности, умению преодолевать трудности в  проблемных ситуациях. Развивать познавательную активность детей, умение работать в группе, умение  наблюдать, обобщать, делать выводы. Развивать умение  организовывать и поддерживать диалог, умение слушать и слышать. Воспитательные: Прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к  другу. Воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к животным и растениям.  Содействовать формированию экологической культуры. 1.      Организационный момент  Хочу пригласить вас сегодня в лес. В добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес. Если внимательны будете, дети, Тайны чудные откроете эти. Сообщение темы и целей урока. Лес не только для нашей забавы. В нем ­ деревья, ягоды, травы. Птицы, звери и прочие твари. Ученые тоже работают тут, Лес они сообществом зовут. На экране тема: «Жизнь леса. Лес ­ природное сообщество».       ­Тема нашего урока: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».  Продолжаем изучение большого раздела: «Родной край – часть большой страны». Сегодня мы познакомимся с многообразием лесных жителей. Узнаем, что такое  «лесные ярусы», кто в них обитает. Также вспомним значение леса в природе и жизни  человека.  ­ Лес не только для нашей забавы. В нём – деревья, ягоды, травы. Птицы, звери и прочие твари. Учёные тоже работают тут, Лес они сообществом зовут. 2. Проверка домашнего задания. ­ Ребята, почему люди называют землю «кормилицей»? Благодаря ей на столе есть: хлеб, овощи, фрукты; на земле существуют растения,  животные, грибы.  ­Откройте  тетради с домашним заданием на с.54 №4 и ответьте на вопрос: «Как  защитить почву на полях?» необходимо сажать полезащитные лесные полосы; зимой проводить снегозадержание; умеренно поливать и употреблять удобрения; правильно пахать;  3. Работа над новым материалом. ­ Мы ходим по земле, но редко задумываемся над тем, какую великую роль она играет в жизни каждого человека. Без почвы бы вся суша лишилась бы растений, животных  грибов.     (Звучит тихая музыка леса) Внимательно рассмотрите лес. С чем вы можете его сравнить? Чем является лес для живых организмов? А какой этот дом? Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам  названия, используя следующие описания. Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых  стеблей. (Кустарники.) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.) ­ Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения.  Расположите ярусы в данном порядке. (Деревья, кустарники, травы.) ­ Какие деревья расположились в верхнем ярусе? (Ели, сосны, березы, осины и т.д.) ­ В среднем ярусе? (Малина, смородина, калина, шиповник, волчье лыко и т.д.) ­ Что растет в нижнем ярусе? (Костяника, кислица, ландыш, грушанка и т.д.) ­ А что же растет на самой земле? (Лишайники и мхи.) Откройте рабочие тетради на странице 55 задание 2. Запишите по 2­3 растения каждого яруса. Слайд на проекторе «Пищевые цепи». Рассмотрите слайд и объясните, что это означает. Что мы с вами видим, находясь в лесу? (Деревья, кустарники и другие растения.) А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу.) А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве  деревьев, в траве?) Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит  животным? (В лесу животные находят пищу.) Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука­короеда. Здоровому  молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А  вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множество короедов  и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды  лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых — нет.) Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и  неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Какие животные встречаются в нашем краю? Какие из них живут на деревьях? ­ Какие ведут наземную жизнь? А какие обитают в почве? ­ Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.) ­ Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму,  уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются  семена.)  Используя рисунки на экране и знания, приобретённые ранее,  разместите  растения  леса по ярусам. Найдите в тетради с.55 №2  (с/р)  ­ На экране появляются иллюстрации с изображением растений леса: берёза,  шиповник, ландыш, фиалка, земляника, дуб, ежевика, сосна, печёночница. (Ребята  записывают растения по ярусам самостоятельно, затем проверка на экране и  оценивание своей работы) Ярусы леса. Деревья. берёза дуб сосна Кустарники. ежевика шиповник Травы. ландыш лесная фиалка лесная земляника печёночница              ­ Ребята, какое из этих растений редко встречается в природе, может быть,  многие из вас впервые на уроке услышали это название? Печёночница. Небольшое  сообщение об этом растении нам подготовила… 4.      Физкультминутка У оленя дом большой. Он глядит в свое оконце ­ Зайка по лесу бежит, В дверь его стучит: «Тук­тук, дверь открой, Там в лесу охотник злой». «Зайка, зайка, забегай, Лапу мне скорей давай!» 5.      Продолжение изучения новой темы Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте,  что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них  пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.) Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения  постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов,  бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым  животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким  животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой  впадают в спячку.) А именно? (Ежам, медведям, разным жукам.) Что вы можете сказать о жизни леса? (Растения в лесу растут ярусами. Животные  делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие ­ в кустах,  третьи ­ на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут  сообща. Растений в лесу больше, чем животных.) ­ Молодцы! Как можно назвать лес? (Мы назовем лес природным сообществом.) А  сейчас предлагаю посмотреть видеофильм о жизни леса. ­ Найдите в тетради задание №6 на с.57. Животных леса с иллюстрации учебника  разделите на группы, в зависимости от среды их обитания.       а)обитают на деревьях б)ведут наземную жизнь в)обитают в почве  Работать будете самостоятельно в своих тетрадях, а по два человека с каждого  ряда(будут работать в паре) подойдут к доске и попробуют рассадить животных в  зависимости от среды обитания на наш кусочек леса (фотообои): 1 ряд – животных, обитающих на деревьях; 2 ряд – животных, ведущих наземный образ жизни; 3 ряд – животных, обитающих в почве; На задание 7 минут, те, кто справился …уч. на с. 178 раздел «Животные нашего леса». (Звучит музыка леса). а)обитают на деревьях б)ведут наземную жизнь в)обитают в почве Белка, дятел, иволга, шелкопряд, короед, дрозд Кабан, полёвка, лесная мышь, ласка. Животные почвы, дождевой червь.  ­ Могут ли растения жить без животных, а животные без растений. Нет, они живут как бы семьёй, помогая друг другу. Животные распространяют семена растений. Плоды растений, грибы служат многим животным пищей. Все обитатели леса­ тесно связаны между собой, оно живут совместно, как бы  сообща. Поэтому лес называют природным сообществом. ­ Ещё об одних обитателях леса мы не поговорили, догадайтесь о ком идёт речь? И на горке, и под горкой,   Под берёзой, и под ёлкой,   Хороводами и в ряд   В шляпках молодцы стоят. ( Грибы). ­ Как вы думаете в лесу грибы нужны? Найдите ответ в учебнике на с. 179. они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворёнными солями; грибами питаются и лечатся животные; грибы способствуют разложению растительных остатков; ­  Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. (Звучит музыка леса). Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? Старые листья, остатки старой травы, сухие веточки.   ­ Учёные называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения  постоянно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов,  бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается много старой  листвы. ­ А некоторым лесная подстилка помогает в холодную зиму. ­ Каким животным лесная подстилка служит защитой от холода? Животным, которые впадают в спячку: медведям, ежам, разным жукам. 6. Домашнее задание. ­ Дома вы выполните задание по выбору: 1) прочитаете текст учебника; 2) выполните  задание в тетради стр.76­77 3)творческая работа «Мини – сочинения». – продолжить сочинение 2 – 3 предложениями. 1. Если бы я был лесничий, я бы … 2. Я ­ лесной доктор, потому что … 3. Если бы я был зверек, я бы … 4. Я – береза. Меня называют лесной красавицей за то, что … 7. Итоги урока. ­ Что вы можете сказать о жизни леса. При ответе опирайтесь на  опорные слова: растения в лесу живут ярусами; животные  делят между собой этажи; все живые организмы леса живут сообща; растений в лесу больше, чем животных; У. – Подводя итог, что вы можете сказать о жизни леса? Учение: Растения являются средой обитания, жилищем для животных. Растения в лесу  растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях,  другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса  живут сообща. Животные питаются растениями. Отмершие растения и животные  участвуют в образовании почв. С помощью животных происходит размножение  растений. Одно звено не может существовать без другого. Мы называем лес природное  сообщество. – По чьей вине чаще всего нарушается в лесу экологическое равновесие? Плакат «Правила поведения в лесу» – Посмотрите на условные знаки «Правила поведения в природе» и расскажите о  защите леса.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2019