Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +1
4 кл
16.01.2017
Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)
Этот урок по ОРКСЭ предназначен для 4 класса или как внеклассное мероприятие. В процессе выполнения задания дети знакомятся с традициями гостеприимства русского народа. На уроке ребята узнают о том, что такое гостеприимство, с его корнями, как на Руси встречали гостей; создают коллажи, составляют пословицы
разработка урока рус.гостеприимство.docx
Тема:   Традиции  гостеприимства русского народа  (урок по ОРКСЭ) 4 класс Цель: знакомство с традициями приема гостей    Задачи:  ­ познакомить с традициями гостеприимства русского народа ­ формировать умение применять знания, полученные на уроках ОРКСЭ, литературы ­воспитывать интерес и уважение к   традициям и обычаям русского народа,  патриотизм, толерантность; ­развивать умения самостоятельно оценивать результат своей деятельности, своих  одноклассников. Тип урока: изучение нового материала.  Метапредметные связи: русский язык, окружающий мир? kbnthfnehf Методы: наглядный, практический, частично­поисковый, ИКТ Формы: фронтальная,    групповая.  Оборудование: интерактивная доска;  карточки­задания,  фонотека (физминутка) ХОД УРОКА I. II. Организационная часть.  Приветствие.  Готовность к уроку.  Самоопределение к деятельности 1.Рассказ учителя   Давным­давно жил премудрый старец. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем  повиновались отцу.  Однажды старик позвал к себе сыновей и сказал:  – Скоро я покину вас, дети мои. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите   весь   мой   скот   на   четыре   равных   стада,   возьмите   себе   по   стаду,   и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру своих детей.  Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом: – Не ослышались ли мы, отец, верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому же ты оставляешь четвертую часть?   ∙   Как вы думаете, для кого предназначалась четвертая часть скота? (Ответы учащихся).  Продолжение притчи.  Отец ответил: «Четвертую часть своего скота я оставляю… вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют и тепло, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля… Помните, дети мои, как говорил старый мудрец: «Добро содеял – добро извлек!» Вместе с гостем в дом входят свет и радость общения…    ∙   Как вы думаете, в чем проявилась мудрость отца? (Ответы учащихся).  ­ О чем мы с вами будем беседовать сегодня на уроке? III. Работа по теме урока   1)Сообщение темы        ­ Вы никогда не задумывались, зачем люди ходят в гости? (Ответы детей)  Учитель:   Во время общения узнают новости, обсуждают события, советуются,  делятся друг с другом радостью и горем.   Миновали века. Многое переменилось с тех пор. Но   народ сохранил традиции  гостеприимства. И  сегодня   мы с вами познакомимся с   обычаями приёма гостей  русского народа, с правилами  гостеприимства по этикету.    ­ Как можно по­другому назвать прием гостей…(гостеприимство).  ­ Как вы понимаете слово "гостеприимство"?  ­ Ритуал гостеприимства, по существу, — это общение двух сторон,— хозяина и гостя.  2) Словарная работа.  ­ В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование значения слова “гость” ­ тот, кто  посещает, навещает кого­нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести  время. От слова гость образовано много однокоренных слов. Назовите их. Выставить  слова на доске­ карточки Гостить – жить у кого­нибудь в качестве гостя.  Гостинец – подарок иди деньги гостя хозяину.  Гостеприимство – радушие к гостям  ­ Мы с вами проживаем в стране, где 160  национальностей живут  в мире и согласии.    У каждого народа свои традиции и обычаи: «Сколько народов ­ столько традиций и  обрядов». Однако каждый человек должен осознавать, что он представитель своего  народа и должен уважать как свой народ, так и другие народы.   ­ Перечислите национальности, которые вы знаете.  Вот с традициями гостеприимства  русского народа  мы сегодня и познакомимся.   3)  Работа по теме урока Русское гостеприимство Гостеприимство всегда было характерной чертой  русского человека. Оценивалось оно, прежде всего,  хлебосольством. Гостя в старину полагалось  напоить и накормить досыта. Обычай диктовал, чуть ли не насильно кормить и  поить гостя. Хозяева становились на колени и  слезно молили съесть и выпить «еще хоть чуть­чуть». Объяснялось это тем, что селения и поместья располагались вдали друг от друга, и редкий гость, переступавший порог дома, был всегда в радость. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на  первом месте. На Руси дорогих гостей всегда встречали хлебом и солью, а приезжего  человека было принято обогреть, накормить. Наши предки с радостью принимали гостя – не скупились, ставили на стол все, что имели. Потому и возникла поговорка: «Всё на  стол мечи, что есть в печи». Хозяева даже обижались, когда гость мало ел и пил. 4) Практическая часть Задание 1. (Приложение №1) Работа в группах. Каждая группа получает информацию о гостеприимстве   башкирского, русского, татарского   народов. Учащиеся должны на листе бумаги  отметить  правила гостеприимства русского народа и представить краткую  информацию.(каждая группа зачитывает)  ­ Оцените свою работу. (учитель оценивает кружочком) ­ Гостеприимство это, целое искусство ­ умение сделать так, чтобы гости остались  довольными.    В народе говорят: "Гость доволен ­ хозяин рад".   Задание 2.  Работа в группах.  ­ Прием гостей в своем доме – это большая ответственность, ведь вы должны все  сделать так, чтобы гости приятно провели время. Поэтому принимать гостей нужно  правильно.  ­ Как же это сделать? С чего начать?     ­ Составьте структуру приема гостей    (приглашение, встреча, угощение, развлечение, прощание­ появляются постепенно на доске).   1 этап "Приглашение" (работа в группах) Вопрос: ­ С каких слов мы чаще всего начинаем приглашение в гости?  Каждая группа говорит вариант приглашения.  ­ Приходите ко мне завтра…  ­ Я приглашаю вас к себе на…  ­ Я буду очень рад, если вы придете ко мне…  Вопрос: ­ Каким может быть повод для приглашения в гости? (ответы детей) « В зависимости от вида торжества, на которое Вы приглашаете гостей, лично при  встрече, по телефону или, выслав приглашение почтой, укажите дату, время и место  проведения торжества, при необходимости, вид одежды. Приглашая гостей,  необходимо помнить, что приглашенные должны иметь достаточный запас времени на  подготовку к торжеству, ведь каждый гость должен выбрать подарок хозяевам вечера,  подобрать соответствующий наряд. Как правило, на свадьбу или значительный юбилей  принято приглашать за месяц до торжества, на домашние праздники – не менее чем за  неделю». Вопрос: ­ Как вы думаете, можно ли ходить в гости без приглашения? (Ответы  учеников).  2 этап "Встреча   земным поклоном.   К собравшимся гостям выходила наряженная хозяйка, обязательно  кланялась в пояс. Гости тоже отвечали ей земным поклоном и начинался обряд   ".   Гостя при встрече у русского народа обязательно встречали  «целования». Гости подходили и по очереди целовали хозяйку.   Когда хозяйка  направлялась к специальному женскому столу, то это служило сигналом стартовать и  рассаживаться по столам. Церемониальный стол обязательно стоял в «красном углу»,  возле неподвижно стоявших лавок. Это было почетнее, чем сидеть на приставных  лавках, так как считалось что гость находится под покровительством святых.  3 этап "Угощение"     Начало трапезы было ознаменовано тем, что хозяин дома каждому приглашенному гостю подавал кусок хлеба с солью. Так как соль была очень дорогим продуктом в то время, то ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки стояли   поближе   к   хозяину   и   важным   гостям.   Поэтому   соль   была   одним   из   самых важным   продуктов.   Еще   одной   мерой   гостеприимства   было   то,   насколько   крепко заваривался чай. В зависимости от крепости, можно было судить, как хозяева дома относятся к гостю, насколько они радушны. Традиции подачи блюд сильно изменились с того времени. Для начала подавались пироги, затем блюда из мяса, птицы и рыбы (это называлось жаркое), а затем в конце обеда ­супы («ушное»). Отдохнув после супов, на десерт кушали различные сладкие заедки. ­   И  мы с вами давайте накроем праздничный стол. Класс делится на группы.     составить коллаж из иллюстраций на тему: «Праздничный стол»    составить меню «Русская кухня» из определенных продуктов.   Выписать только блюда русской кухни: Бешбармак, сибирские пельмени, плов, окрошка, холодец, борщ, уха, манты,  курник, чак­чак. Обсуждение. самооценивание и оценка других групп. Учитель оценивает  кружочками 4 этап "Развлечение"Игры, танцы.   (физминутка «Колобок») ­ Я предлагаю сейчас отдохнуть.  С учащимися проводится музыкальная физминутка (включить  видео). 5 этап "Прощание с гостем"  ­ Ребята, еще одна традиция гостеприимства ­ это умение правильно попрощаться. Вам нужно   подобрать   слова,   выражения,   которые   мы   произносим,   когда   прощаемся   с гостями.  Гостя провожали и желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». Кроме этого, обычаем было налить на посошок и посидеть на дорожку. В те времена это   означало,  что  хозяин  дома, желает  гостю,  чтобы  его   дорога  была   гладкая,  как скатерть. ­   Как   должны   вести   себя   хозяева   и   гости   во   время   прощания?   Например:                                                         ­    Приходите к нам еще, мы всегда рады встрече с вами.     ­   Спасибо,   гости   дорогие,   что   зашли   к   нам,   проведали.                                                           ­   Слова   благодарности   или   прощания.       5)  Закрепление темы урока 1) Работа по слайдам Мы с вами познакомились с некоторыми  правилами гостеприимства  и давайте  оценим некоторых сказочных героев со стороны гостеприимства.(сказки « Лиса и журавль», «Муха­ цокотуха», «Каша из топора», «Винни – пух в гостях у  Кролика»)                                                      2)Работа с пословицами Обобщение.  Русское гостеприимство славится по всему миру, это считается проявлением русской  широкой души. Русского хлебосольства не бывает наполовину, а только на широкую  ногу.   6) Рефлексия   Я узнал…. Мне показалось важным….. Я понял(а) что…..   7.) Домашнее задание – Расспросите взрослых о семейных традициях приема гостей; найдите и запишите в тетрадь пословицы и поговорки о гостеприимстве.  Самоценивание – Наше настроение, наше впечатление мы покажем при помощи кругов.   Составим   цветок   –   середина   уже   есть,   это   моё   впечатление   от сегоднешенго урока . А вы приклейте лепестки – ваше настроение .

Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017