Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина
Оценка 4.8

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
28.01.2017
Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина
Конспект урока литературы в 7 классе по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина. Урок составлен с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которая позволяет глубже проникнуть в текст писатеЛЯ, а значит понять его замысел и идею.
салтыков-щедрин 7 класс.doc
Клепач Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 67»  города Магнитогорска Челябинской области Тема:  Герои "Повести о том, как один мудик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова­Щедрина и средства создания образов. Цели:          предметные: ­ раскрыть значение понятия самостоятельность и выявить его  актуальность через анализ текста сказки М.Е. Салтыкова­Щедрина;    совершенствовать навыки анализа литературного произведения, дать  характеристику героям, сравнить их;  показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сравнить произведение  М. Е. Салтыкова­Щедрина с народными сказками;         повторить литературоведческие термины: юмор, сатира, аллегория, эзопов язык,  ирония, иносказание, гипербола, гротеск, фантастика;      выявить сатирические приёмы в сказке «Повесть о том, как один мужик двух  генералов прокормил»;             2) метапредметные:         познавательные:                 ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;         извлекать необходимую информацию из прочитанного и прослушанного текс         уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и  письменной форме; уметь структурировать знания;         регулятивные: вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи  и ранее поставленной целью; коммуникативные: ­ владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с  нормами  русского литературного языка,   уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем; уметь строить взаимодействие и продуктивное сотрудничество со сверстниками и  взрослыми; Клепач Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 67»  города Магнитогорска Челябинской области личностные: ­ распознавать истинные и ложные ценности; воспитывать самостоятельность как  качество, необходимое каждому современному человеку. Ход урока 1. Оргмомент 2. Стадия "Вызов" 1. Я сейчас прочитаю вам отрывок из произведения, автора и название которого вы должны отгадать. Подумайте, какая связь между этим произведением и сказкой,  которую вы читали.      Проснулся я поздно. Погода была ясная,  ветер  утих,  море  перестало  бесноваться.                                                                                                              Я взглянул на покинутый нами корабль и с удивлением  увидел,  что  на  прежнем месте его уже нет. Теперь его прибило ближе к берегу. Он   очутился неподалеку от той самой скалы, о которую меня  чуть  не   расшибло  волной. Должно быть, ночью его приподнял прилив, сдвинул с  мели  и  пригнал  сюда. Теперь он стоял не дальше мили  от  того  места,  где я  ночевал.  Волны, очевидно, не разбили его: он держался на воде почти  прямо.         Я тотчас же решил пробраться на корабль, чтобы запастись провизией  и разными другими вещами.        Спустившись с дерева, я еще раз  осмотрелся  кругом.  Первое,  что  я  увидел, была наша шлюпка, лежавшая по правую руку, на берегу, в двух  милях отсюда ­ там, куда ее швырнул ураган. Я пошел было в том   направлении,  но оказалось, что прямой дорогой туда не пройдешь: в берег  глубоко  врезалась бухта, шириною в полмили, и преграждала путь. Я  повернул назад, потому что мне было гораздо важнее попасть на корабль: я  надеялся найти там еду.    2. Вы дома познакомились со сказкой Салтыкова­Щедрина "Повесть о том,  как..." Какие впечатления оставило это произведение? Клепач Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 67»  города Магнитогорска Челябинской области Сегодня на уроке мы с вами должны подробно разобраться в смысле  сказки  Салтыкова­Щедрина, посмотреть, какова роль приемов, использованных автором.  Но это мои цели, которые я поставила себе на этот урок.  А какие цели вы поставите на сегодняшний урок? Запишите их.   3. Словарная работа. (приложение 2) Легкомысленный ­ несерьезный  Примите уверение ­  поверьте Служить ­ исполнять обязанности служащего, работать Контора ­ небольшое специализированное административное, хозяйственное,  финансовое и т.п. учреждение Регистратура ­ отделение в присутственном месте, в котором распределяются по  классам и сохраняются бумаги и акты, доверенные регистратору, также роспись в  шнуровой книге всем поступающим и отсылаемым бумагам. Упразднить ­ отменить, запретить Тунеядец ­ человек, который живет за чужой счет, чужим трудом, бездельник Тунеядство ­ жизнь за чужой счет, чужим трудом. Эти слова происходят от "втуне ясти" ­ втуне ­ даром есть, питаться. Дать стречка (простореч.) ­ стремительно убегать Оказия (устар.)­ удобный благоприятный случай От доски до доски ­ это выражение связано с книгой. Прочитать всю книгу от  начала до конца — значит прочитать от доски до доски, от корки до корки. 3. Стадия "Осмысление" 1. Диалог с текстом. 1. Кто является героями сказки? (Мужик и генералы) 2. Начертите таблицу для сравнения героев. Мужик                                   генералы Клепач Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 67»  города Магнитогорска Челябинской области По ходу нашей беседы вы будете должны заполнить ее колонки.  3. Как оказались генералы на необитаемом острове? (по щучьему велению, по  моему хотению) 4. Почему генералы оказались на необитаемом острове? (были легкомысленны)  5. Чем занимались генералы? Где служили?  6. Почему автор использует эпитет в "какой­то" конторе? 7. Почему упразднили регистратуру?  8. Чем занимались генералы после упразднения регистратуры? 9. И вдруг... генералы оказались на необитаемом острове. О чем они говорят после пробуждения? 10. Что за печальная действительность явилась им? 11. Опишите остров, на котором оказались генералы. 12. Опишите генералов после пробуждения.  13. Что предприняли генералы, чтобы выйти из создавшегося положения? таблица 14. Расскажите, как генералы добывали еду? 15. Но они все­таки что­то раздобыли. Что? 16. О чем писала старая газета? Зачем автор так подробно говорит о содержании  "Московских ведомостей"? 17. Какой выход из создавшейся ситуации видят генералы? (Генералы не могут  смириться со своим положением. Когда им уже не на что было надеяться,  когда их ждала голодная смерть, одного из них "озарило вдохновение": он  вспомнил о вечном кормильце, о русском мужике ) 18. Чем занимался мужик, когда его нашли генералы?  19. Какими эпитетами награждают его генералы?  20. Чем его поведение отличалось от поведения генералов?   (В отличие от  генералов, впавших  в панику и уныние от пребывания на острове, мужик Клепач Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 67»  города Магнитогорска Челябинской области совершенно спокоен ­ он отдыхает от трудов праведных. Но даже отдых  воспринимается как вина, и негодованию генералов нет предела. Они  набрасываются на мужика с обвинениями. Мужик ­ редкий умелец, но он так  привык к рабскому положению, что даже там, где его закон не обязывает  работать на генералов, он действует по установившемуся порядку вещей, не  пользуясь свободой. Генералы же убеждены, что мужик есть везде и что он  должен на них работать. ) 21. Действительно ли, мужик оказался для генералов решением всех проблем? 22. Расскажите, как он спас генералов? 23. Как вы думаете, почему мужик, при всем изобилии всего доброго на острове,  взял себе одно яблоко, да и то кислое? Почему он не наелся сам хотя бы после  того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придет на  мысль: "А не дать ли и тунеядцу частичку"?  (низкий уровень  гражданственности, самосознания, уменя постоять за себя, за свои, пусть  ограниченные, но все же права) 24. Как вы думаете, в чем смысл эпизода, когда мужик свил веревку, а генералы  привязали его к дереву, чтобы самим спокойно спать?(Крестьянин лично  свободен. Но он не может в себе победить своей психологии раба и даже  гордится тем, что умело услуживает генералам. Он до того вжился в свое  положение раба, что даже гордиться стал им. Мужик полностью утратил  чувство человеческого достоинства. Он преисполнен холопской радости от  сознания, что сумел угодить генералам, что эти ничтожества, чуть не  съевши друг друга среди изобилия съестного, теперь позволили ему, умельцу и  труженику, на них работать, им угождать. Генералы же убеждаются в  незыблемости своих прав на эксплуатацию чужого труда и гордятся этим) 25. Но вот пришло время, и стали генералы тосковать по дому. Как выражается их тоска по дому в разговорах?  26. Каким образом генералы оказались снова на Подьяческой?  27. Как отблагодарили генералы мужика?   (Развязка сказки, как и ее начало,  выдержаны в фольклорной манере. Герой русской сказки всегда награждается за добрые дела. Но с свою концовку автор вносит сарказм: "Однако и об Клепач Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 67»  города Магнитогорска Челябинской области мужике не забыли; выслали ему рюмкуводки да пятак серебра: веселись,  мужичина!" Конечно же, награда явно неадекватна затраченным усилиям  мужика, но генералы считают, что ему и этого хватит. Впрочем, мужик­то  тоже так считает) 28. Посмотрите на значение слова "тунеядец". Действительно ли,  мужик является тунеядцем, как называют его генералы? А кто в сказке настоящий тунеядец?  (Салтыков­Щедрин, называя тунеядцем человека, который работает и  кормит генералов, настоящих тунеядцев, помогает нам увидеть, насколько  перевернуты и искажены нравственные понятия в обществе, где работающий  человек позволяет другим людям жить за его счет и называть себя  тунеядцем) 29. Какими качествами обладают герои сказки Салтыкова­Щедрина? Кластер Мужик: приспособленность к жизни, трудолюбие, ловкость,  находчивость,талант, рабская покорность, безропотность,отсутствие чувства  собственного достоинства Кластер Генералы: неприспособленность к жизни, глупость, невежественность,  тунеядство, несправедливость, жадность 30. Давайте вернемся к началу урока. Вы прослушали фрагмент из книги Д.Дефо   "Приключения Робинзона Крузо".  Есть ли то, что объединяет героев этих двух  произведений? (В обоих произведениях показана борьба за выживание) 31. Скажите, что отличает героя Дефо и генералов Салтыкова­Щедрина? (Герой,  потерпевший кораблекрушение, не пал духом, а проявил мужество, собрал  волю в кулак и за несколько лет освоил остров, построил жилище, сделал его  безопасным. Робинзон с честью выдерживает все невзгоды и побеждает.  Генералы же обнаруживают свою несостоятельность и беспомощность и без  мужика чуть не погибают. Они не могут определить части света, влезть на  дерево, нарвать плодов, поймать зайца и рыбу) 2. Работа с терминами (Приложение 3) Клепач Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 67»  города Магнитогорска Челябинской области 1. Описывая своих героев, автор использует большое количество приемов,  некоторые из них нам уже знакомы. Давайте поговорим о них. Антитеза ­ страдания генералов до появления мужика противопоставляются их  благополучному существованию после этого Аллегория ­ отношения генералов и мужика ­ отношения власти и народа в  России.  Гипербола ­ Служили генералы всю жизнь в какой­то регистратуре, там родились,  воспитались и состарились; . Фантастика ­ генералы попадают на необитаемый остров; музжик в пригорошне  варит суп. Гротеск ­ предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом  сочетании фантастического и реального. ­ генералы откусывают орден друг у  друга, попытка найти восток и запад; генералы уверены, что булки так прямо и  растут на дереве Абсурд ­ нелепость, бессмыслица. генералы очутились на острове в одних ночных  рубашках, что в газете было написано только о еде, что мужик сам свил себе  веревку. Иносказание ­ жанр Сарказм ­ Сарказм ­ в концовке: "однако о мужике не забыли, выслали ему рюмку  водки да пятак серебра" Ирония ­ при описании поведения мужика. это горькая ирония. Мастерство  мужика не радует автора. Он понимает бесплодность усилий народа, покорно  принимающего рюмку водки дапятак серебра от тех, кого он кормит  Читая сказку, мы смеемся, но смех бывает разный: юмористический и  сатирический. Какой же смех используется автором в «Повести…»? (Мы слышим горький, обличительный смех писателя, разоблачающий не только  злополучных генералов, но и департамент, в котором они служили, редакцию  газеты «Московские ведомости» и мужика, который, не сопротивляясь,  выполняет все прихоти генералов. С болью Салтыков­Щедрин говорит о Клепач Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 67»  города Магнитогорска Челябинской области мужике – о талантливом народе, о его покорности, отсутствии чувства  собственного достоинства.) ­ Какова же цель сатиры Салтыкова – Щедрина? (Разоблачить глупость,  невежество, никчемность генералов) ­ Прямо ли об этом говорит писатель? Как называется такой прием?  (Иносказание) Вывод. Следовательно, несмотря на то, что сказка была написана почти 200 лет  назад, она продолжает оставаться актуальной. Значит, критикуя события своего  времени – крепостное право, показывая, как оно уродует человеческую личность,  мудрый писатель верил в будущего читателя – нового, самостоятельно думающего и самостоятельно действующего человека. 4. Стадия "Рефлексия" 1. Синквейн 1 в. ­ мужик 2 в. ­ генералы 1. существительное 2. прилагательные ­ 2 3. глаголы ­ 3 4. фраза 5. синоним 2. Вернитесь к целям, которые вы поставили в начале урока. Достигли ли вы их?  Узнали ли то, о чем хотели? 5.  Домашнее задание 1. Выписать признаки сказки, повести, басни 2. Выписать элементы русской народной сказки 3*. Презентация "Повесть ..." в иллюстрациях русских художников Клепач Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 67»  города Магнитогорска Челябинской области Приложение 1 1. Назовите автора и название произведения.  Подумайте, какая связь между  этим произведением и сказкой, которую вы читали дома.           Проснулся я поздно. Погода была ясная,  ветер  утих,  море  перестало  бесноваться.       Я взглянул на покинутый нами корабль и с удивлением  увидел,  что  на прежнем  месте его уже нет. Теперь его прибило ближе к берегу. Он  очутился неподалеку  от той самой скалы, о которую меня  чуть  не  расшибло  волной. Должно быть,  ночью его приподнял прилив, сдвинул с мели  и  пригнал  сюда. Теперь он стоял не дальше мили  от  того  места,  где  я  ночевал.  Волны, очевидно, не разбили его: он держался на воде почти прямо.         Я тотчас же решил пробраться на корабль, чтобы запастись провизией  и разными  другими вещами.   Спустившись с дерева, я еще раз  осмотрелся  кругом.  Первое,  что  я увидел, была наша шлюпка, лежавшая по правую руку, на берегу, в двух Клепач Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 67»  города Магнитогорска Челябинской области милях отсюда ­ там, куда ее швырнул ураган. Я пошел было в том  направлении,   но оказалось, что прямой дорогой туда не пройдешь: в берег глубоко  врезалась  бухта, шириною в полмили, и преграждала путь. Я повернул назад, потому что мне было гораздо важнее попасть на корабль: я надеялся найти там еду. Приложение 2     Словарная работа. 1. Легкомысленный ­ несерьезный  2. Примите уверение ­  поверьте    3. Служить ­ исполнять обязанности служащего, работать 4. Контора ­ небольшое специализированное административное, хозяйственное,  финансовое и т.п. учреждение 5. Регистратура ­ отделение в присутственном месте, в котором распределяются  по классам и сохраняются бумаги и акты, доверенные регистратору, также  роспись в шнуровой книге всем поступающим и отсылаемым бумагам. 6. Упразднить ­ отменить, запретить 7. Тунеядец ­ человек, который живет за чужой счет, чужим трудом, бездельник Тунеядство ­ жизнь за чужой счет, чужим трудом. Эти слова происходят от  "втуне ясти" ­ втуне ­ даром есть, питаться. 8. Дать стречка (простореч.) ­ стремительно убегать 9. Оказия (устар.)­ удобный благоприятный случай 10. От доски до доски ­ это выражение связано с книгой. Прочитать всю книгу от  начала до конца — значит прочитать от доски до доски, от корки до корки. Приложение 3 Справочные материалы Абсурд ­ нелепость, противоречие Клепач Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 67»  города Магнитогорска Челябинской области Аллегория ­ иносказание ­ выражение абстрактного объекта (понятия, суждения)  посредством конкретного (образа) Антитеза ­ противопоставление Гипербола ­ стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения,  имеющего целью усиление выразительности Гротеск ­ это высшая степень комического, проявляющаяся в виде чрезмерного  преувеличения, карикатурного искажения, к­рые могут достигать границ  фантастического; Ирония ­ явно­притворное изображение отрицательного явления в  положительном виде, чтобы путем доведения до абсурда самой возможности  положительной оценки осмеять и дискредитировать данное явление, обратить  внимание на тот его недостаток, к­рый в ироническом изображении заменяется  соответствующим достоинством. Комическое ­ смешное, вызывающее смех, веселье Сарказм ­ один из видов сатирического изобличения. Как и сатира, С. заключает в себе борьбу с враждебными явлениями действительности через осмеяние ее.  Беспощадность, резкость изобличения — отличительная особенность сарказма. В  отличие от иронии в сарказме находит свое выражение высшая степень  негодования, ненависть. Сатира ­ вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии)  резкостью обличения.  Фантастика ­ изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных  образов, не совпадающих с действительностью, ясно ощущаемое нарушение  художником естественных форм, причинных связей, закономерностей природы.  Юмор ­ особый вид комического, такое отношение к предмету изображения,  когда внешне комическая трактовка сочетается с внутренней серьёзностью. Клепач Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 67»  города Магнитогорска Челябинской области

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Конспект урока по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017