Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.
Оценка 4.8

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
воспитательная работа
3 кл
07.05.2017
Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.
Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи. Цель: Знакомим: · с понятием сравнение и правилами сравнения; · с двумя вариантами построения сравнительного текста. Учим создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание; · определять роль сравнительного текста в некоторых речевых произведениях.Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.
ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи..doc
Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ  Сравни и скажи. Цель: Знакомим: ∙ с понятием сравнение и правилами сравнения;  ∙ с двумя вариантами построения сравнительного текста. Учим создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание; ∙ определять роль сравнительного текста в некоторых речевых произведениях. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  Постановка  учебной задачи. 3 3 3 Беседа.  –  Бывает так, что на уроках русского языка, чтения, окружающего мира и т.д. вас просят сравнить два явления, персонажа, понятия. Например, на уроке чтения ученица так сравнила сказочных героинь: «Падчерица была скромно одета, ей приходилось выполнять по дому всю чёрную работу. Зато хозяйская дочь имела злой и крутой нрав». – Какую ошибку она допустила? (Нельзя сравнивать одежду одного человека, его обязанности и особенности характера другого.) – Итак, не всегда у нас получается правильное сравнение. Для того чтобы   создать   сравнительное   высказывание,   надо   знать,   в   чём заключается сравнение, его основные правила и многое другое.  – Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? – Сравнивая разные предметы, явления и т.д., человек постигает мир. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать  по признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. © ООО «Баласс», 2014 ΙI. Открытие  новых знаний. III. Развитие  умений.  Применение  знаний. Всегда ли получается у нас правильное сравнение?  106.  Выделен тот ответ, который наиболее полно и точно Работа в учебнике. 3 4 2 3 Задание     раскрывает суть сравнения. Первый ответ нельзя считать правильным, потому что он касается только   одного   случая   сравнения   –   отличия   двух   предметов   по величине. Третье и четвёртое определения не являются полными. Задание 107. Возможные ответы учеников: Апельсин и мандарин в диалогах ученика и учителя сравниваются по цвету, груша и апельсин тоже сравниваются по этому же признаку. Апельсин и мандарин сходны по форме (оба круглые), по вкусу; но различаются по размеру. Апельсин   и   груша   различаются   и   по   форме,   и   по   вкусу;   могут различаться по размеру. 1  3  2 Работа в учебнике.  Задание 108.  Вариант ответа: На   рисунках   изображены   две   птицы;   обе   они   сидят   на   сосновых ветках, у них на груди своеобразная манишка из перьев – этим птицы похожи. А во всём остальном они различаются. Птица, изображённая на левом рисунке, сидит с опущенными крыльями, а на правом – с 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации.  Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и личностную  рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в  устной форме. © ООО «Баласс», 2014 раскрытыми. Одна птица как будто спит, её глаза закрыты, а вторая чем­то встревожена, за кем­то, возможно, наблюдает. Задание 109.  Вариант ответа: Детёныши   горихвостки   и   кукушки   разные   по   виду:   кукушонок крупнее детей горихвостки, он весь пёстренький, в серых тонах. А дети горихвостки не похожи на этого малыша: они меньше. Кроме того, они отличаются размером клюва: у кукушонка он длиннее. Задание 110. Возможный ответ: 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания?  © ООО «Баласс», 2014 ΙV. Итог урока.   – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Рассмотрите схему на с. 104. – Какие две основные задачи сравнения обозначены в ней? – Возможно ли, что при сравнении требуется выявить и сходство, и различие? (Да.) Возможные примеры для сравнения с задачей различения:  ∙ товары в магазине (разные зубные щётки, ручки, карандаши, плееры и т.д.);  ∙ грибы в лесу (настоящие и ложные опята, лисички, белые и т.д.);  ∙ породы собак и кошек (колли и овчарка; персидские и сибирские кошки и т.д.). Возможные примеры для сравнения с задачей сходства: ∙ родственников между собой (детей и родителей, братьев и сестёр и т.д.);  ∙   сооружений   (разных   мостов,   домов,   дворцов,   памятников полководцам и т.д.).  V. Домашнее  задание. Задание 111. Резервный материал. – Рассмотрим данные ниже материалы. – По какой из таблиц можно составить сравнительный текст с задачей различения, а по какой – с задачей сходства? © ООО «Баласс», 2014 – Составьте сравнительные тексты с разными задачами. © ООО «Баласс», 2014 Возможные варианты ответов­сравнений: © ООО «Баласс», 2014 а) с задачей сходства. В лесах водятся дикие кролики и зайцы, и их не всегда легко различить, так как они внешне похожи. И у тех и у других длинные задние ноги и длинные уши. У диких кроликов в верхней челюсти четыре резца; у зайцев то же самое. б) с задачей различения. Несмотря на многие сходные признаки, дикие кролики и зайцы во многом отличаются друг от друга. Дикие кролики строят гнёзда в подземных норах, а зайцы не устраивают ни нор, ни гнёзд. Причём детёныши кроликов появляются на   свет   голыми,   слепыми   и   беспомощными,   зайчата   же   рождаются   зрячими,   в   меховых   шубках.   Зайчата рождаются среди травы, крольчата – напротив – в подземной норе. Ещё эти животные различаются тем, что зайцы   обычно   крупнее   кроликов.   У   них   есть   одно   ещё   отличие:   уши   зайца   длиннее,   чем   у   кролика,   с   чёрными кончиками. Так что если вы теперь увидите в лесу этих животных, то сможете их различить. Урок 32 Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ Правила сравнения Цель: Знакомим: ∙ с понятием сравнение и правилами сравнения;  ∙ с двумя вариантами построения сравнительного текста. Учим создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание; ∙ определять роль сравнительного текста в некоторых речевых произведениях. © ООО «Баласс», 2014 Этапы урока Ход урока Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  Постановка  учебной задачи. ΙI. Открытие  новых знаний. 3 3 3 Беседа.  – Мы уже знаем, что такое сравнение. Но мы ещё не знаем основное правило сравнения. Например, ваша задача – сравнить клубнику и землянику. По каким признакам можно их сравнивать, чтобы уметь различать эти ягоды? (По цвету, размеру, вкусу, запаху.) – Верно. Значит, сравнивать можно предметы по таким основаниям, как цвет, форма, размер, объём, назначение предметов и т.д. Но   можно   ли,   сравнивая   клубнику   и   землянику,   сказать   так: «Клубника – крупная ягода, а земляника слаще»? (Нет, так сказать нельзя,   потому   что   нельзя   сравнивать   размер   одной   ягоды   с вкусовыми свойствами другой.) – Значит, если мы, например, говорим о форме одного предмета, то должны сравнивать её с формой другого предмета; если обращаем внимание   на   цвет   одного   предмета,   то...   (будем   сравнивать   его   с цветом другого предмета). – Правильно. Следовательно, сравнивать можно предметы по одним и тем же (одинаковым, сопоставимым) основаниям.  3 4 2 3 Задание 112.  – Какое слово в каждом из них выделено? Почему? (В первом тексте Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  © ООО «Баласс», 2014 выделено слово «величиной», во втором – «окраской», в третьем – «формой». Именно эти слова указывают на тот общий признак, по которому производится сравнение: муравей и оса сравниваются по величине, синица и воробей – по окраске, стриж и ласточка – по форме хвоста.) –  Верно.   Обратимся   к   первому   тексту.   Как   в   нём   указывается различие   по   величине   между   муравьём   и   осой?   (В   этом   тексте используются слова «меньше», «больше».) –  Подчеркнём их в тексте. Прочитайте это предложение, голосом выделив эти слова. –  А как то же самое выражено во втором тексте? (В нём разница между окраской синицы и воробья подчёркнута союзом «а».) –  Прочитайте   предложение,   в   котором   выражено   сравнение, подчеркните союз «а». А теперь перечитайте вновь третий текст. Как же в нём описывается отличительный признак двух птиц? (В этом тексте автор помогает нам лучше представить форму хвостов стрижа и   ласточки   и   поэтому   сравнивает   её   с   конкретным   предметом, хорошо   знакомым   нам   с   детства   (для   этого   используется   глагол «напоминает»): хвост стрижа напоминает короткую тупую вилку, а хвост ласточки – длинную острую вилку.) 1 3 2 Работа в учебнике.  Задание 113. Возможный вариант выполнения задания: Запах: у геликонид – неприятный, у белянок Пирра – нет запаха. предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и личностную  рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с  III. Развитие  умений.  Применение  знаний. © ООО «Баласс», 2014 Величина: примерно одинакова. Окраска крыльев:  у геликонид – жёлтый, красный, коричневый; у белянок Пирра – нет коричневого цвета, красный и жёлтые цвета, по краям верхней части крыла – чёрная окраска. поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. Задание 114.  Возможные ответы. Главные   правила   сравнения   нарушены   в   первом   и   четвёртом предложениях. (Сравнение не по одинаковым основаниям.) Задание 115.   –  По   каким   признакам   можно   сравнить   ветку   ели   и   сосны?  (По размерам и форме листьев­хвоинок, по цвету ветвей.) –  Какие же признаки сходства вы можете назвать у этих хвойных деревьев?   (И  у   сосны,  и  у   ели   одинаковая   форма   листьев   – игольчатая.) – Выразите эту же мысль, используя другие слова в рамочке. (Как у сосны, так и у ели одинаковая форма листьев – игольчатая. У сосны так же, как и у ели, одинаковая форма листьев – игольчатая.) – И ель, и сосну учёные относят к хвойным. А чем они различаются? (В отличие от сосны, у ели короткие хвоинки. У сосны они не такие остроконечные,   как   у   ели.  По   сравнению  с   сосной   у   ели   более тёмные ветки и ствол.) –  Наблюдательные люди, любители леса, наверняка заметят и ещё одно различие: у сосны хвоинки соединены по две, а у ели они сидят отдельными иглами. Знатоки леса добавят, что листья сосны живут © ООО «Баласс», 2014 по два­три года, а ели – по пять­семь лет. –  Как вы думаете, с помощью каких ещё слов и выражений можно подчеркнуть сходство и различие между предметами? Среди   языковых   средств,   выражающих   сходство,   третьеклассники могут назвать следующие: «тоже», «также», «сходство состоит в том, что...» Учитель   просит   подобрать   слова­синонимы   к   слову   «сходный» (общий, похожий, одинаковый). Школьники называют средства, выражающие различие: «наоборот», «напротив», «если  ...  то», «а», «отличие   между ...  состоит   в  том, что...». По­аналогии с предыдущей работой подбирается синоним к слову «отличие» (различие, непохожесть, разница). Вопросы к ученику, выполнявшему работу: – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя) учились оценивать свою работу. ΙV. Итог урока. –  Прочитайте текст. По каким признакам автор сравнил лягушку и жабу? –  Что объединяет этих земноводных? Сформулируйте мысль об их   © ООО «Баласс», 2014 сходстве, используя специальные слова. Чем различаются лягушка и жаба? Какое слово помогло вам подчеркнуть их различие? Как эту мысль можно выразить другими словами? Самую   многочисленную   группу   земноводных   составляют лягушки и жабы. У них короткое тело без хвоста, сильные задние ноги, позволяющие прыгать и плавать. Лягушки, как правило, изящные, проворные животные с большими глазами. Жабы, напротив, тяжёлые и неповоротливые. (Детская краткая энциклопедия) V. Домашнее  задание. По усмотрению учителя. © ООО «Баласс», 2014

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.

Конспект урока по риторике.Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Сравни и скажи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017