Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость
Оценка 4.9

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
воспитательная работа
3 кл
07.05.2017
Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость
Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость Цель: – Знакомим детей: · с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь; · со значением вежливости для установления и поддержания контакта. – Учим детей: · различать такие понятия, как вежливо – невежливо – грубо; · различать вежливость на словах и добрые дела; · уместно употреблять вежливые слова; · быть внимательным к старшим. – Формируем установку на то, что: · учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу; · настоящая вежливость – не только добрые слова, но и добрые дела.Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость
Что такое вежливость.doc
Тема: Что такое вежливость Цель: – Знакомим детей:  ∙ с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь;  ∙ со значением вежливости для установления и поддержания контакта. – Учим детей:  ∙ различать такие понятия, как вежливо – невежливо – грубо;  ∙ различать вежливость на словах и добрые дела;  ∙ уместно употреблять вежливые слова;  ∙ быть внимательным к старшим. – Формируем установку на то, что:  ∙ учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу;  ∙ настоящая вежливость – не только добрые слова, но и добрые дела. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  Постановка  учебной задачи. 3  3  3 1. Беседа.  – На уроках риторики в третьем классе мы учились говорить, писать так, чтобы нас поняли, чтобы общение было успешным. Когда мы общаемся, мы хотим расположить к себе людей, легко найти с ними общий язык. –  Что   же   нужно   для   этого?   (Нужно   вежливо   приветствовать, обратиться, поблагодарить за услугу, сказать комплимент, вежливо © ООО «Баласс», 2013 Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию  в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации.  попросить и т.д. – то есть быть вежливым.) –  Итак,   вежливая   речь   поднимает   людям   настроение,   облегчает общение, делает людей более спокойными и уверенными. Но нужно не просто знать вежливые правила, а быть по­настоящему вежливым. Давайте этому и поучимся. – Что же такое вежливость? Ответы учащихся: – Я думаю, что это воспитанность. – Мне кажется, хорошее поведение. – Это правила поведения человека. – Когда человек вежливый, к нему хорошо относятся. –  Вежливые,   добрые   слова   сказать   нетрудно,   а   другому   человеку приятно, и он будет лучше к тебе относиться. И т.д. Да,   подчеркнёт   учитель,   вежливые   люди   –   воспитанные   люди, которые   соблюдают   правила   поведения,   принятые   в   обществе. Вежливый   человек   –   учтивый,   внимательный.   С   ним   легко установить и поддержать контакт. 2. Работа с учебником. Предлагаем учащимся прочитать отрывок из стихотворения Л. Щипахиной (с. 103) и подумать над его смыслом. Л. Щипахина благодарит за доброе слово, оно для неё дороже всего на свете. ...Счастливей, чем счастья подкова, Дороже, чем горсть серебра... Спасибо за доброе слово. Спасибо за слово добра. © ООО «Баласс», 2013 –  Итак,   добрые   слова   –   а   к   ним   относятся   и   вежливые   слова   – поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику,   о   его   деликатности,   такте,   чуткости,   готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается. Именно поэтому добрые слова «дороже, чем горсть серебра». –  Поэтому не надо скупиться на добрые слова, надо стараться не огорчать   людей   своим   невниманием,   а   делать   так,   чтобы   людям, которые окружают вас, было приятно, удобно – хорошо. – Напомню вам отрывок из стихотворения В. Солоухина «Слово о словах». Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши, Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. – Какие же вежливые слова рождает тепло души? (Спасибо; будьте добры; будьте любезны; пожалуйста, извините и др.) Задание 119.  – Считаете ли вы себя вежливым? –  Умеете   ли   вы   благодарить   родителей   (библиотекаря,   продавца, друга   и   т.д.)   за   выполненную   просьбу,   оказанную   услугу, преподнесённый подарок и т.д.? – Называете ли по имени тех, с кем здороваетесь? И т.д. Дети   отвечают   письменно   на   вопросы   анкеты   (8   вопросов)   и подсчитывают очки (в учебнике указаны возможные баллы (очки) и даются соответствующие рекомендации: «Ты не всегда вежлив, будь внимателен» и т.д.). © ООО «Баласс», 2013 ΙI. Открытие  новых знаний. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и личностную  рефлексию. 1. Работа в учебнике.  3 4 2 3 Задание 120. – Итак, что же такое вежливость? – спрашивает крокодил Гена. Ему отвечают посетители парка. Оценивая ответ  Чебурашки  («Если ты вежливый, то говоришь спокойно,   мягко,   уважительно.   Ну   как   я»),   отмечаем,   что,   по мнению Чебурашки, вежливость – это вежливая речь, которую приятно слушать собеседнику. Новый   ответ   на   вопрос   о   вежливости   находим   в   словах  льва Чандра. Он считает, что это «вежливые привычки, манеры, поступки», то   есть   вежливое   поведение.   В   словах   льва   Чандра   звучит   и мысль   о   том,   что   вежливое   поведение   поднимает   настроение людей, облегчает их жизнь. И это очень важно. Но вежливость, как говорит  собачка Тоби, – это и волшебные слова: «пожалуйста», «извини», «спасибо». Вместе   с   детьми   делаем   вывод:   с   помощью   данных   слов   мы оказываем людям внимание, успокаиваем их, благодарим и т.д. Однако одних слов очень часто бывает мало. Нужны не только добрые слова, но и добрые дела. Это относится к ответу Пони. А Мартышка говорит лишь о жестах, улыбке, мимике. Чтобы показать значимость волшебных слов, можно рассказать о происхождении некоторых из них. – Слово «спасибо» известно в русском языке с XVI в. Оно произошло от   слов   «спаси   бог».   В   конце   2­го   слова   исчезла   буква   «г»,   и © ООО «Баласс», 2013 образовалось   слово   «спасибо»,   которое   обозначает   следующий смысл: «Я вас благодарю и желаю вам всех благ». 2. Беседа о значении несловесных средств. – Мы узнаем человека, который хочет к нам обратиться, не только по словам, но и по жестам, по выражению его лица. Один   неправильный   жест   может   полностью   изменить   смысл произнесённых слов. Особенно высоко ценится в общении улыбка. Об   этом   очень   хорошо   рассказал   В.   Солоухин   (учитель   читает текст):   «А   ведь   у   людей   в   распоряжении   есть   ещё   и   улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя; ноги – ходить; рот – поглощать пищу; глаза – смотреть; всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней   тебе   никто   не   улыбнулся   и   ты   никому   не   улыбнулся.   Душа зябнет и каменеет». Предлагаем учащимся ответить на вопрос: – В каких ситуациях особенно важно улыбнуться собеседнику? В ответах называются такие ситуации, как «Приветствие», «Я в гостях»,   «У   меня   гости»,   «Благодарность»,   «Извинение», «Просьба» и др. После чтения слов Слонёнка и Пони о том, что вежливость – это добрые слова и добрые дела, предлагаем учащимся ответить на вопросы: © ООО «Баласс», 2013 –  Всегда   ли   вы   уступаете   место   старшим   в   автобусе,   трамвае, троллейбусе? –  Пропускаете   ли вы  вперёд  младших  школьников – при  входе  в школу, в столовую, на лестницу? –  Выполняете  ли  вы   просьбы  старших? (Учитель  комментирует ответы учеников.) В заключение учащиеся называют понравившиеся ответы и сами отвечают на вопрос крокодила Гены. (Обращаем внимание детей на то, что их ответы должны быть более полными и основательными, так как в течение урока они говорили о вежливости.) Один из вариантов ответа: Какой ответ тебе больше всего понравился? Больше всего мне понравился ответ Пони. Как бы ты ответил(а) на вопрос Гены? Вежливость – это проявление доброго, чуткого отношения к людям. Вежливость   выражается   в   вежливых   словах   и   интонации,   в приветливой   улыбке,   уважительных   жестах,   а   также   в   добрых поступках. Для себя – чтобы подвести итоги – обращаемся к словарю по этике, упрощаем его определение: «Вежливость   –   это   качество   человека,   для   которого   уважение   к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими». Учащиеся   читают   вслух   стихотворение   Г.   Граубина   «Хорошее настроение». © ООО «Баласс», 2013 – Почему оно так называется? Возможные ответы:  ∙   Это   стихотворение   называется   так   потому,   что   мальчик   своими вежливыми   поступками   поднял   настроение   девочки,   бабушки, малышей.   Это   очень   хорошо   показано   на   рисунках.   Он   вежливо поклонился   девочке,   преподнёс   ей   цветы,   и   она   заулыбалась.   На втором   рисунке   мы   видим,   как   мальчик   донёс   бабушке   тяжёлые сумки, и она счастлива. На третьем рисунке мы видим, как мальчик веселит малышей. Он поднимает настроение ребят.  ∙   Мальчику   было   нетрудно   поздравить   девочку,   помочь   бабушке, успокоить малышей, и у них у всех поднялось настроение. III. Развитие  умений.  Применение  знаний. 1  3  2 1. Разыгрывание ситуаций.  Каждый участник подбирает себе пару. 1. – Лиза, ты опять плакала? – Да, у меня сегодня плохое настроение. Поссорилась с мамой. –  Не   плачь.   Извинись   перед   мамой.   А   я   дарю   тебе   этот   цветок. Посмотри, какой он красивый. – Ой, спасибо. Как я рада! Теперь мне не так грустно. 2.   –   Ребята,   вы   почему   такие   сердитые?   Посмотрите   на   меня   и отгадайте, на кого я похож. – На зайчика. – На серенького козлика. –  Молодец!   Ты   угадал.   А   помните   песенку   про   него?   Станцуем Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои  © ООО «Баласс», 2013 вместе? Мальчик танцует и напевает: –  Жил­был у бабушки серенький козлик, серенький козлик, серый козёл. Малыши смеются. Они развеселились. – Ой, какой ты смешной! Оценивая   игру   детей, употребление интонаций.   учитель   обращает   внимание   на эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. При   ответе   на   вопрос,   какую   ситуацию   им   удалось   разыграть лучше   всего   и   почему,   дети   говорят   об   интонации,   улыбке, взгляде, об употреблении вежливых слов, о добрых делах. Беседуем с детьми о том, бывает ли у них плохое настроение, отчего   оно   портится   или   становится   лучше.   И   когда   бывает хорошим. Ответы учеников: – Хорошее настроение у меня бывает в том случае, когда мама или папа выполняют мои просьбы. – У меня поднимается настроение, если меня похвалит учитель. –  Я   люблю   получать   и   дарить   подарки.   От   этого   у   меня   бывает хорошее настроение. –  Если я что­нибудь сделаю и мне скажут спасибо, то мне бывает приятно. И т.д. –  Если   скажу   неправду   (особенно   маме),   настроение   портится надолго. Задание 123.  © ООО «Баласс», 2013 Знакомим   учащихся   с   синонимами   к   слову   «вежливый». Объясняем   значение   приведённых   слов.   Помогаем   найти антонимы.   Но   вначале   в   доступной   для   учащихся   форме   на примерах   раскрываем   понятия   синонимов   и   антонимов   (если ребята этого не знают). Синонимы – это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но по­разному. Например: большой, огромный, громоздкий. Антонимы  – это слова с противоположным значением. Например: хороший – плохой; весёлый – грустный. Объясняем значение слова «вежливый» – соблюдающий правила приличия,   учтивый,   обходительный.   Слова,   расположенные   в левой колонке, являются синонимами к слову «вежливый». Объясняем их значения (используем Словарь синонимов, Словарь русского языка АН СССР). Учтивый – почтительно­вежливый в обращении с людьми. Корректный – тактичный, вежливый, учтивый. Уважительный – проявляющий уважение к собеседнику. Предупредительный – скромный, обязательный, вежливый. Любезный – обходительный, предупредительный, учтивый. Галантный – изысканно вежливый, любезный. © ООО «Баласс», 2013 Учащиеся   образуют   с   помощью   частицы  не  антонимы (невежливый,   неуважительный, необходительный, нелюбезный, негалантный). непредупредительный,     неучтивый,   некорректный,   Объясняем происхождение слова «невежливый». –  В   древнерусском   языке   было   слово   «вежа»   –   знаток. Следовательно, вежливый – это знающий, как себя вести; невежда – необразованный,   малосведущий   человек,   а   невежа   –   грубый, невоспитанный.   Толкование   данных   слов   говорит   о   том,   что   со © ООО «Баласс», 2013 словом «вежливость» связаны и такие понятия, как образованный, знающий, грамотный. Задание 125.  Учащиеся читают  текст  по ролям.   В  ходе  рассуждений  дети приходят   к выводу,   что  Боба  не   поблагодарил  дядю   за  бублик только потому, что он незнаком с этикетным выражением «не стоит»,   которое   вежливые   люди   иногда   говорят   в   ответ   на благодарность,   чтобы   показать,   что   они   не   придают   значения сделанному: своей услуге, своему подарку и т.д. Объясняем также, что данные выражения используются в речи тогда, когда говорящий не ждёт особой благодарности за свои действия. В этом проявляется его скромность и сдержанность. При озаглавливании текста напоминаем, что заголовок должен соответствовать   содержанию   и   основной   мысли   текста. Возможные варианты заголовков: «Не стоит», «От учтивых слов язык не отсохнет», «Хорошее слово – половина дела» и т.д. Резервный материал. М Читаем   стихотворение   В.   Бокова   «Доброе   слово»   (текст   у каждого ученика). Отчего у его героя испортилось настроение? – А вы седой! – сказали мне при встрече. – А были чёрный! – Был, – ответил я. И что­то мне тотчас легло на плечи И придавило камнем бытия. – А ты не старый! – как­то мне сказали © ООО «Баласс», 2013 Мои друзья за праздничным столом. И мне как будто крылья развязали, И туго свистнул воздух под крылом. И полетел я в облачные выси, И был я очарован красотой. Дремавшие во мне дотоле мысли Заволновались нивою густой. – Друзья мои, внушайте людям веру И чаще говорите: «Добрый день», И следуйте хорошему примеру – Продляйте добрым словом жизнь людей. Учащиеся   находят   и   подчёркивают   в   тексте   стихотворения слова,   которые   обидели   пожилого   человека,   испортили   ему настроение,   а   затем   –   те,   которые   «развязали   ему   крылья». Отвечают на вопрос: как эти слова характеризуют тех, кто их произнёс. 1.– А вы седой! – сказали мне при встрече. – А были чёрный! – Был, – ответил я. Эти невежливые, хотя, может быть, правдивые слова мог произнести нечуткий,   неделикатный,   невоспитанный   человек.   Не   следует напоминать пожилому человеку о его возрасте, не совсем хорошем внешнем виде. 2. – А ты не старый! – как­то мне сказали. Мои друзья за праздничным столом. © ООО «Баласс», 2013 И мне как будто крылья развязали, И туго свистнул воздух под крылом. Можно сказать, что друзья сделали комплимент пожилому человеку, от этого у него поднялось настроение и на душе стало радостно. Итак, всегда помни о том, что вежливые слова, добрые слова и дела поднимают настроение окружающих тебя людей. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. Задание 124.  Возможные варианты выполнения задания: Разговор – вежливый, учтивый, уважительный и т.д. Собеседник – предупредительный, обходительный и т.д. Поклон – галантный, учтивый, любезный и т.д. Артист – вежливый, галантный, корректный и т.д. Девушка – любезная, вежливая, уважительная и т.д.   ΙV. Итог урока. V. Домашнее  задание. По усмотрению учителя. © ООО «Баласс», 2013

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость

Конспект урока по риторике.Тема: Что такое вежливость
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017