Конспект урока по русскому языку (3 класс) Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
21.04.2017
Данный урок построен по типу уроков решения конкретно-практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действия. Предлагаемый урок построен с учётом основных требований формирования системно - деятельностного подхода. Соблюдены следующие этапы: 1) демонстрация детьми владения старым способом; 2) оценивание степени владения старым способом; 3) ситуация «разрыва» 4) преобразование модели с учётом «нового открытия» 5) рефлексия.
На предыдущем уроке дети способом наблюдения выяснили, что слова, называющие предметы, с шипящими в конце, пишутся с буквой ь только в женском роде единственного числа. Это открытие было представлено в виде модели. На новом уроке учащимся предлагается, опираясь на модель, объяснить правописание слов с изучаемой орфограммой. Среди слов, называющих предметы, мужского и женского рода в форме единственного числа включено слово, называющее действие. Объяснить правописание этого слова по известной модели дети не могут, так возникает ситуация «разрыва», формируются цель и задача урока. К «новому открытию» ученики подходят, используя известный им способ наблюдения за словами. Выясняется, что слова, называющие действия, всегда пишутся с мягким знаком. На основе этого вывода модель дополняется, проговаривается алгоритм правописания слов с шипящими в конце. Использование презентации на уроке позволяет качественно провести работу, возможности анимации позволяют ярко и акцентировано выделить этапы алгоритма проверки написания слов с шипящими в конце. Затем, выполняя действия контроля и оценки, школьники обращают внимание на содержание собственных действий, рассматривают их с точки зрения результата, требуемого учебной задачей.
Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия..doc
I Пояснительная записка к уроку
Данный урок построен по типу уроков решения конкретнопрактических задач,
целью которых является формирование навыка, отработка способа действия.
Предлагаемый урок построен с учётом основных требований формирования системно
деятельностного подхода. Соблюдены следующие этапы: 1) демонстрация детьми
владения старым способом; 2) оценивание степени владения старым способом; 3)
ситуация «разрыва» 4) преобразование модели с учётом «нового открытия» 5)
рефлексия.
На предыдущем уроке дети способом наблюдения выяснили, что слова,
называющие предметы, с шипящими в конце, пишутся с буквой ь только в женском роде
единственного числа. Это открытие было представлено в виде модели. На новом уроке
учащимся предлагается, опираясь на модель, объяснить правописание слов с изучаемой
орфограммой. Среди слов, называющих предметы, мужского и женского рода в форме
единственного числа включено слово, называющее действие. Объяснить правописание
этого слова по известной модели дети не могут, так возникает ситуация «разрыва»,
формируются цель и задача урока. К «новому открытию» ученики подходят, используя
известный им способ наблюдения за словами. Выясняется, что слова, называющие
действия, всегда пишутся с мягким знаком. На основе этого вывода модель
дополняется, проговаривается алгоритм правописания слов с шипящими в конце.
Использование презентации на уроке позволяет качественно провести
работу,
возможности анимации позволяют ярко и акцентировано выделить этапы алгоритма
проверки написания слов с шипящими в конце. Затем, выполняя действия контроля и
оценки, школьники обращают внимание на содержание собственных действий,
рассматривают их с точки зрения результата, требуемого учебной задачей.
Физкультминутка проводится по усмотрению учителя, предположительно после
4го этапа.
Тема урока: Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и
действия.
Цели урока:
Формирование орфографических навыков. Дополнение модели правописания
буквы ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.
Усвоение алгоритмических образцов рассуждения.
Задачи урока:
Образовательные:
С помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися
правописания буквы ь после шипящих в конце слов, называющих действия.
Учить применять на практике правила правописания мягкого знака после
шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.
Воспитательные:
Учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника. Воспитывать
любовь к родному языку, культуру общения, аккуратность, усердие,
взаимовыручку.
Развивающие:
Развивать орфографическую зоркость, словеснологическое мышление, память,
речь учащихся, умение анализировать свою деятельность.
Учить выделять главное, существенное в изучаемом материале.
Формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении,
обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний. Развивать интеллектуальные способности и мыслительные умения.
Учить переносить имеющие знания и умения в новые ситуации.
Используемое оборудование: компьютер,
презентация.
проектор,
экран,
мультимедийная
Интернет ресурсы: www.sighttouch.com;
medvedja.html;
prirode/zagadkipromysh.html;
http://www.factroom.ru/wpcontent/uploads/2011/09/pig.jpg;
http://wallpaper.imcphoto.net/animals/brownbear/bigbrownbearphoto.jpg;
http://www.prozagadki.ru/131zagadkipro
http://www.numama.ru/zagadkidljamalenkihdetei/zagadkiozhivoi
;
http://www.zagadki.org/riddles/animals/8/
II. Содержательная часть:
2.1. Конспект урока
Деятельность учителя с указанием
Деятельность ученика
номера слайда
Этап 1 урока (5 минут)
Систематизация знаний о работах буквы Ь в словах
Цель этапа: мотивирование ученика к
учебной деятельности.
Отгадайте загадки, запишите отгадки.
(Слайд № 2)
Проверьте написание слов.
Оцените себя.
Что общего в написании словотгадок?
Какую работу выполняет буква Ь в этих
словах?
Сколько работ буквы Ь мы знаем на
сегодняшний момент? (Слайд № 3)
Цель этапа: обобщение знаний о работе
буквы Ь в словах.
Отгадывают загадки (фронтальная работа),
записывают слова в тетрадь
(самостоятельная работа).
Самопроверка (по образцу).
Самооценка (если в написании слов не
было допущено орфографических ошибок,
рисуется смайлик (или плюс) на полях;
если были ошибки, дети их исправляют
зелёной пастой)
Анализируют.
В написании всех слов есть буква Ь.
В слове медведь буква Ь указывает на
мягкость предыдущего согласного. В слове
свинья буква Ь вместе с буквой Я служат
для обозначения звука [й] на письме. В
слове мышь буква Ь указывает на женский
род слова, называющего предмет, в форме
единственного числа.
Обобщают ранее сказанное.
Этап 2 урока (67 минут)
Систематизация знаний правописания буквы Ь после шипящих в конце слов,
называющих предметы
Цель этапа: повторение изученного Цель этапа:
повторение алгоритма материала, необходимого для «открытия
нового знания».
Вспомните и запишите модель проверки
орфограммы «буква Ь после шипящих».
Какие шаги вы обозначили в модели?
(Слайд № 4)
Запишите слова, прописывая, где это
необходимо, букву Ь. (Слайд № 4)
Поменяйтесь тетрадями с соседом по
парте. Возьмите зелёную пасту. Оцените
работу соседа (знаки +/). (Слайд №5: до
щелчка)
проверки правописания ь после шипящих в
словах, называющих предметы.
Самостоятельная работа: запись модели.
Самоконтроль и самооценка.
Самостоятельная работа
(с использованием модели).
Взаимопроверка: один из учеников читает
слово, комментирует своё согласие или
несогласие с его написанием у соседа по
парте. Сравнивают с эталоном.
Этап 3 урока (5 минут)
Возникновение проблемной ситуации.
Цель этапа: выявление места и причины
затруднения, формулирование цели урока.
Прочитайте слова. (Слайд № 5, после
щелчка)
Во всех этих словах есть одна и та же
орфограмма. Какая?
Объясните, по какому правилу написана
эта орфограмма в каждом из слов.
(Слайд №5)
А почему написана буква Ь в слове
беречь?
Чего мы ещё не знаем?
Так какая же цель сегодняшнего урока?
Что нужно узнать сегодня на уроке?
Учитель фиксирует задачу урока на доске.
Что для этого нужно сделать?
Цель этапа: постановка новой учебной
задачи на основе проблемной ситуации.
Читают слова: луч, речь, куч, беречь.
Во всех этих словах орфограмма «Ь после
шипящих»
Объясняют правописание слов:
В слове луч буква Ь не пишется потому,
что это слово, обозначающее предмет,
мужского рода. В слове речь буква Ь
пишется потому,
что это слово,
обозначающее предмет, женского рода в
форме единственного числа. В слове куч
буква Ь не пишется потому, что это слово,
обозначающее предмет, женского рода в
форме множественного числа.
Высказывают свои предположения.
Не знаем, как пишутся слова, называющие
действия, с шипящими в конце слова.
Правописание слов, называющих действие,
с шипящими в конце
Узнать, пишется ли буква Ь после
шипящих в словахдействиях и при каких
условиях.
Понаблюдать за правописанием слов,
называющих действия.
Этап 4 урока (78 минут)
Дополнение модели правописания буквы Ь после шипящих в конце слов,
называющих предметы и действия
Цель этапа:
дополнение алгоритма
правописания орфограммы «Ь после
шипящих» с учётом слов, называющих
действие.
Разбейте предложенные слова на группы.
(Слайд № 6)
Цель этапа:
включение в модель
правописания буквы Ь после шипящих
слов, называющих действие.
Работают в парах. Записывают слова по
группам. слова,
Сколько групп у вас получилось? По
какому принципу вы разделили слова на
группы?
Если дети разделят слова только на две
группы, предложить им разбить группу
слов, которые пишутся с мягким знаком,
на две подгруппы:
Как вы думаете, можно ли разделить
слова первой группы на подгруппы? По
какому принципу?
Если ктонибудь предложит сразу вариант
с тремя группами слов, то попросить их
объяснить своё решение.
В результате должны получиться три
группы слов:
обозначающие
предметы женского рода в форме
единственного числа; слова, обозначающие
предметы
слова,
называющие действие. (Слайд № 6)
Прочитайте ещё слова, называющие
действия (слайд № 6: далее по щелчку)
Встретилось ли хоть одно слово,
называющее действие, без буквы Ь после
шипящих? Что вы теперь можете сказать о
правописании слов, называющих действия,
с шипящими в конце слов?
Дополните модель орфограммы «буква Ь
после шипящих».
Фиксирование открытого способа в модели
(Слайд № 7)
Какие шаги мы должны выполнить, чтобы
правильно написать слова с шипящими в
конце слова?
мужского рода;
С учётом правописания буквы Ь после
шипящих в конце слова.
Скорее всего, дети разделят слова на две
группы: слова, в конце которых пишется
мягкий знак и слова, в которых мягкий
знак не пишется.
Делятся своими наблюдениями.
Предлагают варианты дополнения модели.
Записывают модель в тетради.
Проговаривают алгоритм по модели.
Этап 5 урока (5 минут)
Первичное закрепление. Совершенствование орфографических умений и навыков.
Цель этапа: решение задания на новый
Цель этапа:
использование модели
правописания буквы Ь после шипящих в
способ действий с проговариванием
конце слов, называющих предметы и
алгоритма решения вслух.
действия, на практике.
Работа в учебниках.
Найдите словосочетания из упражнения
131 на странице 163. В парах устно
объясните написание
данных слов.
Следите, чтобы сосед соблюдал алгоритм
объяснения, то есть действовал по модели.
Парная работа с проговариванием
признаков написания слов изучаемой
орфограммы.
Этап 6 урока (10 минут)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа: автоматизация умственных
действий по изученным нормам.
Цель этапа: самостоятельное применение
открытого способа действия. Найдите и прочитайте задание
упражнения 131.
сделать?
Расскажите, что вам необходимо
весь
класс
Возьмите
Выполните это задание самостоятельно.
зелёную пасту для
взаимопроверки. Поменяйтесь тетрадями.
Когото из вас я попрошу прочитать
работу в тетради соседа, оценить признаки
проверки.
слушает
Сначала
одноклассника,
потом по заданному
образцу оценивает работу соседа по парте.
Поменяйтесь тетрадями вновь. Встаньте
(поднимите руки) те, у кого не найдено ни
одной ошибки. Теперь поднимитесь те, у
кого были ошибки. Вы согласны с
замечаниями соседа?
Почему вы допустили ошибки? Как их
можно избежать в будущем?
Читают задание молча.
Надо записать слова в два столбика: в
один столбик – слова, в которых пишется
мягкий знак, а в другой – слова, в которых
мягкий знак не пишется. Кроме этого
после каждого слова нужно указать в
скобках признаки, по которым можно
определить, нужно писать мягкий знак или
нет.
Самостоятельная работа.
Взаимопроверка: читают слово и признак
его проверки,
соглашаются или не
соглашаются с мнением соседа по парте.
Ставят в тетради плюс или минус на полях.
Самооценка.
Исполнительская рефлексия учебных
действий
Этап 7 урока (3 минуты)
Рефлексия учебной деятельности
Цель этапа: осознание учащимися своей
учебной деятельности,
самооценка
результатов деятельности своей и всего
класса
Рефлексия.
Цель этапа: рефлексия и самооценка
учениками
учебной
деятельности на уроке
собственной
Достигли мы цели урока?
Выполнили поставленную задачу?
Что нового нам удалось узнать сегодня?
Изменился ли алгоритм проверки
орфограммы «мягкий
знак после
шипящих» в связи с нашим «открытием»?
Какие шаги необходимо выполнить при
написании слов с шипящим в конце?
Учитель берёт на проверку тетради и
ставит отметки отдельным ученикам за
работу на уроке.
Конспект урока по русскому языку (3 класс) Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.
Конспект урока по русскому языку (3 класс) Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.
Конспект урока по русскому языку (3 класс) Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.
Конспект урока по русскому языку (3 класс) Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.
Конспект урока по русскому языку (3 класс) Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.