Конспект урока по русскому языку (3 класс) Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.
Оценка 4.6

Конспект урока по русскому языку (3 класс) Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
21.04.2017
Конспект урока по русскому языку (3 класс) Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.
Данный урок построен по типу уроков решения конкретно-практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действия. Предлагаемый урок построен с учётом основных требований формирования системно - деятельностного подхода. Соблюдены следующие этапы: 1) демонстрация детьми владения старым способом; 2) оценивание степени владения старым способом; 3) ситуация «разрыва» 4) преобразование модели с учётом «нового открытия» 5) рефлексия. На предыдущем уроке дети способом наблюдения выяснили, что слова, называющие предметы, с шипящими в конце, пишутся с буквой ь только в женском роде единственного числа. Это открытие было представлено в виде модели. На новом уроке учащимся предлагается, опираясь на модель, объяснить правописание слов с изучаемой орфограммой. Среди слов, называющих предметы, мужского и женского рода в форме единственного числа включено слово, называющее действие. Объяснить правописание этого слова по известной модели дети не могут, так возникает ситуация «разрыва», формируются цель и задача урока. К «новому открытию» ученики подходят, используя известный им способ наблюдения за словами. Выясняется, что слова, называющие действия, всегда пишутся с мягким знаком. На основе этого вывода модель дополняется, проговаривается алгоритм правописания слов с шипящими в конце. Использование презентации на уроке позволяет качественно провести работу, возможности анимации позволяют ярко и акцентировано выделить этапы алгоритма проверки написания слов с шипящими в конце. Затем, выполняя действия контроля и оценки, школьники обращают внимание на содержание собственных действий, рассматривают их с точки зрения результата, требуемого учебной задачей.
Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия..doc
I  Пояснительная записка к уроку Данный урок построен по типу уроков решения конкретно­практических задач, целью   которых   является   формирование   навыка,   отработка   способа   действия. Предлагаемый урок построен с учётом основных требований формирования системно ­ деятельностного   подхода.   Соблюдены   следующие   этапы:   1)   демонстрация   детьми владения   старым   способом;   2)   оценивание   степени   владения   старым   способом;   3) ситуация   «разрыва»   4)   преобразование   модели   с   учётом   «нового   открытия»   5) рефлексия. На   предыдущем   уроке   дети   способом   наблюдения   выяснили,   что   слова, называющие предметы, с шипящими в конце, пишутся с буквой ь только в женском роде единственного числа. Это открытие было представлено в виде модели. На новом уроке учащимся предлагается, опираясь на модель, объяснить правописание слов с изучаемой орфограммой. Среди слов, называющих предметы, мужского  и женского рода в форме единственного числа включено слово, называющее действие. Объяснить правописание этого слова  по известной  модели дети  не могут, так возникает  ситуация  «разрыва», формируются цель и задача урока. К «новому открытию» ученики подходят, используя известный   им   способ   наблюдения   за   словами.   Выясняется,   что   слова,   называющие действия,   всегда   пишутся   с   мягким   знаком.   На   основе   этого   вывода   модель дополняется,   проговаривается   алгоритм   правописания   слов   с   шипящими   в   конце. Использование   презентации   на   уроке   позволяет   качественно   провести     работу, возможности   анимации   позволяют   ярко   и   акцентировано   выделить   этапы   алгоритма проверки написания слов с шипящими в конце. Затем, выполняя действия контроля и оценки,   школьники   обращают   внимание   на   содержание   собственных   действий, рассматривают их с точки зрения результата, требуемого учебной задачей. Физкультминутка проводится по усмотрению учителя, предположительно после 4­го этапа. Тема   урока:  Буква   ь   после   шипящих   в   конце   слов,   называющих   предметы   и действия. Цели урока:   Формирование     орфографических   навыков.   Дополнение   модели   правописания буквы   ь   после   шипящих   в   конце   слов,   называющих   предметы   и   действия. Усвоение алгоритмических образцов рассуждения. Задачи урока: Образовательные:  С   помощью   практических   заданий   обеспечить   понимание   учащимися правописания буквы ь после шипящих в конце слов, называющих действия.  Учить   применять   на   практике   правила  правописания   мягкого   знака   после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия. Воспитательные:  Учить высказывать свои  мысли и понимать позицию  собеседника. Воспитывать любовь   к   родному   языку,   культуру   общения,   аккуратность,   усердие, взаимовыручку. Развивающие:   Развивать орфографическую зоркость, словесно­логическое   мышление, память, речь  учащихся, умение анализировать свою деятельность.  Учить выделять главное, существенное в изучаемом материале.  Формировать   у   школьников   умения   преодолевать   трудности   в   учении, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний.  Развивать интеллектуальные способности и мыслительные умения.  Учить переносить имеющие знания и умения в новые ситуации. Используемое   оборудование:   компьютер, презентация.   проектор,   экран,  мультимедийная Интернет   ресурсы:  www.sight­touch.com; medvedja.html; prirode/zagadki­pro­mysh.html; http://www.factroom.ru/wp­content/uploads/2011/09/pig.jpg; http://wallpaper.imcphoto.net/animals/brown­bear/big­brown­bear­photo.jpg;   http://www.prozagadki.ru/131­zagadki­pro­  http://www.numama.ru/zagadki­dlja­malenkih­detei/zagadki­o­zhivoi­ ;  http://www.zagadki.org/riddles/animals/8/  II. Содержательная часть: 2.1. Конспект урока Деятельность учителя с указанием Деятельность ученика номера слайда Этап 1 урока (5 минут) Систематизация знаний о работах буквы Ь в словах Цель   этапа:   мотивирование   ученика   к учебной деятельности. ­Отгадайте   загадки,   запишите   отгадки. (Слайд № 2)  Проверьте написание слов. Оцените себя. ­ Что общего в написании слов­отгадок? ­ Какую работу выполняет буква Ь в этих словах? ­   Сколько   работ   буквы   Ь   мы   знаем   на сегодняшний момент? (Слайд № 3) Цель   этапа:  обобщение   знаний   о   работе буквы Ь в словах. Отгадывают загадки (фронтальная работа), записывают слова в тетрадь  (самостоятельная работа).  Самопроверка (по образцу).  Самооценка (если в написании слов не  было допущено орфографических ошибок,  рисуется смайлик (или плюс) на полях;  если были ошибки, дети их исправляют  зелёной пастой) Анализируют. ­ В написании всех слов есть буква Ь. ­   В   слове  медведь  буква   Ь   указывает   на мягкость предыдущего согласного. В слове свинья  буква Ь вместе с буквой Я служат для   обозначения   звука   [й]  на   письме.   В слове мышь буква Ь указывает на женский род слова, называющего предмет, в форме единственного числа.  Обобщают ранее сказанное. Этап 2 урока (6­7 минут) Систематизация знаний правописания буквы Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы Цель   этапа:  повторение   изученного Цель   этапа:  повторение   алгоритма материала,   необходимого   для   «открытия нового знания». ­ Вспомните и запишите модель проверки орфограммы «буква Ь после шипящих». ­   Какие   шаги   вы   обозначили   в   модели? (Слайд № 4) ­   Запишите   слова,   прописывая,   где   это необходимо, букву Ь. (Слайд № 4) ­   Поменяйтесь   тетрадями   с   соседом   по парте. Возьмите   зелёную пасту. Оцените работу соседа  (знаки +/­).  (Слайд №5: до щелчка) проверки правописания ь после шипящих в словах, называющих предметы. Самостоятельная работа: запись модели. Самоконтроль и самооценка. Самостоятельная работа  (с использованием модели). Взаимопроверка:  один из учеников читает слово,   комментирует   своё   согласие   или несогласие  с  его  написанием  у  соседа  по парте. Сравнивают с эталоном. Этап 3 урока (5 минут) Возникновение проблемной ситуации.  Цель этапа:  выявление  места  и причины затруднения, формулирование цели урока. Прочитайте   слова.   (Слайд   №   5,   после щелчка) ­ Во всех   этих словах есть одна и та же орфограмма. Какая? ­ Объясните, по какому правилу написана эта орфограмма в каждом из слов.  (Слайд №5) ­   А   почему   написана   буква   Ь   в   слове беречь? ­ Чего мы ещё не знаем? ­ Так какая же цель сегодняшнего урока?   ­ Что нужно узнать сегодня на уроке? Учитель фиксирует задачу урока на доске. ­ Что для этого нужно сделать? Цель   этапа:  постановка  новой   учебной задачи на основе проблемной ситуации. Читают слова: луч, речь, куч, беречь. ­ Во всех этих словах орфограмма «Ь после шипящих» Объясняют правописание слов: ­ В слове  луч  буква Ь не пишется потому, что   это   слово,   обозначающее   предмет, мужского   рода.   В   слове  речь  буква   Ь пишется   потому,   что   это   слово, обозначающее   предмет,  женского   рода   в форме   единственного   числа.   В   слове  куч буква Ь не пишется потому, что это слово, обозначающее   предмет,  женского   рода   в форме множественного числа. Высказывают свои предположения. ­Не знаем, как пишутся слова, называющие действия, с шипящими в конце слова. ­Правописание слов, называющих действие, с шипящими в конце ­Узнать,   пишется   ли   буква   Ь   после шипящих в словах­действиях и при каких условиях. ­Понаблюдать  за   правописанием   слов, называющих действия. Этап 4 урока (7­8 минут) Дополнение модели правописания буквы Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия Цель   этапа:  дополнение   алгоритма правописания   орфограммы   «Ь   после шипящих»   с   учётом   слов,   называющих действие. ­ Разбейте предложенные слова на группы. (Слайд № 6)  Цель   этапа:  включение   в   модель правописания   буквы   Ь   после   шипящих слов, называющих действие. Работают   в   парах.   Записывают   слова   по группам. слова, ­   Сколько   групп   у   вас   получилось?   По какому   принципу   вы   разделили   слова   на группы? Если   дети   разделят   слова   только   на   две группы,   предложить   им   разбить   группу слов,  которые пишутся с мягким знаком, на две подгруппы:  ­   Как   вы   думаете,   можно   ли   разделить слова   первой   группы   на   подгруппы?   По какому принципу? Если кто­нибудь предложит  сразу вариант с   тремя   группами  слов,   то   попросить   их объяснить своё решение. В   результате   должны   получиться   три группы   слов:  обозначающие предметы  женского   рода   в   форме единственного числа; слова,  обозначающие предметы    слова, называющие действие. (Слайд № 6) ­   Прочитайте   ещё   слова,   называющие действия (слайд № 6: далее по щелчку) ­   Встретилось   ли   хоть   одно   слово, называющее   действие,   без   буквы   Ь  после шипящих? Что вы теперь можете сказать о правописании слов, называющих действия, с шипящими в конце слов?  ­ Дополните модель орфограммы «буква Ь после шипящих». Фиксирование открытого способа в модели (Слайд № 7) ­ Какие шаги мы должны выполнить, чтобы правильно   написать   слова   с   шипящими   в конце слова? мужского   рода; С   учётом   правописания   буквы   Ь   после шипящих в конце слова.  Скорее всего, дети разделят слова на две группы:   слова,   в   конце   которых   пишется мягкий   знак   и   слова,   в   которых   мягкий знак не пишется.  Делятся своими наблюдениями. Предлагают варианты дополнения модели. Записывают модель в тетради. Проговаривают алгоритм по модели. Этап 5 урока (5 минут) Первичное закрепление. Совершенствование орфографических умений и навыков. Цель   этапа:  решение   задания   на   новый Цель   этапа:  использование   модели правописания   буквы   Ь   после   шипящих   в способ   действий   с   проговариванием конце   слов,   называющих   предметы   и алгоритма решения вслух. действия, на практике. Работа в учебниках.  ­ Найдите   словосочетания из упражнения 131   на   странице   163.   В   парах   устно объясните   написание     данных   слов. Следите, чтобы сосед соблюдал алгоритм объяснения, то есть действовал по модели. Парная   работа   с   проговариванием признаков   написания   слов   изучаемой орфограммы.   Этап 6 урока (10 минут) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.  Цель этапа: автоматизация умственных  действий по изученным нормам. Цель этапа:  самостоятельное применение открытого способа действия. ­   Найдите   и   прочитайте   задание упражнения 131.  ­ сделать?   Расскажите,   что   вам   необходимо     весь класс   Возьмите   ­ Выполните это задание самостоятельно. зелёную   пасту   для ­ взаимопроверки.   Поменяйтесь   тетрадями. Кого­то   из   вас   я   попрошу   прочитать работу в тетради соседа, оценить признаки проверки.  слушает Сначала одноклассника,   потом   по   заданному образцу оценивает работу соседа по парте. ­ Поменяйтесь тетрадями вновь. Встаньте (поднимите руки) те, у кого не найдено ни одной  ошибки.  Теперь  поднимитесь  те, у кого   были   ошибки.   Вы   согласны   с замечаниями соседа?  ­   Почему   вы   допустили   ошибки?   Как   их можно избежать в будущем?   Читают задание молча. ­   Надо   записать   слова   в   два   столбика:   в один столбик – слова, в которых пишется мягкий знак, а в другой – слова, в которых мягкий   знак   не   пишется.   Кроме   этого после   каждого   слова   нужно   указать   в скобках   признаки,   по   которым   можно определить, нужно писать мягкий знак или нет. Самостоятельная работа. Взаимопроверка:  читают   слово   и   признак его   проверки,   соглашаются   или   не соглашаются   с   мнением   соседа   по   парте. Ставят в тетради плюс или минус на полях. Самооценка. Исполнительская   рефлексия   учебных действий  Этап 7 урока (3 минуты) Рефлексия учебной деятельности Цель   этапа:  осознание   учащимися   своей учебной   деятельности, самооценка результатов   деятельности   своей   и   всего класса Рефлексия.   Цель   этапа:  рефлексия   и   самооценка учениками учебной деятельности на уроке собственной     ­Достигли мы цели урока? ­ Выполнили поставленную задачу? ­ Что нового нам удалось узнать сегодня? ­Изменился   ли   алгоритм   проверки орфограммы   «мягкий   знак   после шипящих» в связи с нашим «открытием»? ­ Какие  шаги необходимо  выполнить при написании слов с шипящим в конце? Учитель   берёт   на   проверку   тетради   и ставит   отметки   отдельным   ученикам   за работу на уроке.

Конспект урока по русскому языку (3 класс) Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Конспект урока по русскому языку (3 класс) Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Конспект урока по русскому языку (3 класс) Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Конспект урока по русскому языку (3 класс) Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Конспект урока по русскому языку (3 класс) Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Конспект урока по русскому языку (3 класс) Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Конспект урока по русскому языку (3 класс) Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Конспект урока по русскому языку (3 класс) Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Конспект урока по русскому языку (3 класс) Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Конспект урока по русскому языку (3 класс) Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017