Конспект урока по русскому языку для 1 класса УМК Школа 2100 ПОВТОРЕНИЕ СЛОГОВ И УДАРЕНИЯ
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
1 кл
10.04.2017
Цель деятельности учителя: обеспечить условия для получения учащимися углубленных знаний о слогах, о роли ударения в словах и совершенствования навыков работы над словарными словами и каллиграфически правильным почерком.
Планируемые результаты (предметные): отличают текст от набора предложений, записанных как текст; осмысленно, правильно читают целыми словами; отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного; называют звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударный; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивают понятия «звук» и «буква»; делят слово на слоги, расставляют ударение; определяют роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука); обозначают мягкость согласных звуков на письме; определяют количество букв и звуков в слове; пишут большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; ставят пунктуационные знаки конца предложения; списывают с печатного образца и пишут под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.
повторение слогов и ударения.doc
ПОВТОРЕНИЕ СЛОГОВ И УДАРЕНИЯ
Цель деятельности учителя: обеспечить условия для получения
учащимися углубленных знаний о слогах, о роли ударения в словах и
совершенствования навыков работы над словарными словами и каллиграфически
правильным почерком.
Планируемые результаты (предметные): отличают текст от набора
предложений, записанных как текст; осмысленно, правильно читают целыми
словами; отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного; называют
звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударный; согласные –
звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не
смешивают понятия «звук» и «буква»; делят слово на слоги, расставляют
ударение; определяют роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих
согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на
твердость или мягкость согласного звука); обозначают мягкость согласных
звуков на письме; определяют количество букв и звуков в слове; пишут большую
букву в начале предложения, в именах и фамилиях; ставят пунктуационные
знаки конца предложения; списывают с печатного образца и пишут под диктовку
слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв,
соединения.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Упражнение в чистописании (с. 7 тетради).
Личностные УУД: осознают роль языка и речи в жизни людей; осознанно
признают мотивацию процесса становления каллиграфического навыка и
заботятся о приобретении умения писать красиво, четко, ровно, аккуратно и
разборчиво.
Регулятивные УУД: учатся работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: стремятся к приобретению комплекса знаний по
предмету.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной
форме.
Живёт спокойно – не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет черепаха.
Вот микрофон она взяла И песни петь вдруг начала.
– У нас в гостях две черепахи, у них в лапках – микрофоны.
– Нарисуйте черепашек и микрофоны на первой строке. Придумайте
черепашкам клички.
– Напишите буквы и слоги.
– В чём закономерность этих соединений? (Повтор предыдущих и
добавление новой буквы.)
– Прочитайте слова и объясните их значение. (Астра – цветок; алмаз –
драгоценный камень; аквариум – стеклянная ёмкость с водой для
содержания рыб; боб – растение; бубен – ударный музыкальный
инструмент.)
– Запишите слова, подчеркните в них «опасные» места.
– Какое правило надо помнить при написании слов алмаз, боб?
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды,
Будешь грамотным и ты.
– Работая над правильным начертанием букв, вы приобретаете способность
активно и самостоятельно управлять собой, своей деятельностью, навык
самоконтроля процесса и результата учебной деятельности. Сейчас предлагаю
вам включиться в работу по самоконтролю: провести самоанализ написания букв
и слов, оценить и зафиксировать результат проделанного.
С а м о к о н т р о л ь .
Черепашки так смешны,
В микрофон поют они.
Только песня чуть слышна:
«Ааиаиоиа»,
А потом лишь «Бе» да «Бя»,
Ничего понять нельзя.
Чтобы нам их подбодрить,
Будем буквы им дарить
Самые красивые.
Провода сейчас протянем,
Микрофоны мы достанем.
Ученики соединяют лучшие буквы с микрофонами черепах. II. Словарная работа.
Регулятивные УУД: учатся работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: овладевают речевыми умениями как средством
целостного осуществления речевого поступка; делают выводы в результате
совместной работы класса и учителя; преобразовывают информацию из одной
формы в другую.
Коммуникативные УУД: умеют слушать собеседника, задавать вопросы,
работать коллективно, позитивно относиться к процессу общения.
– Разгадайте кроссворд (коллективно).
1) Столица нашего государства. (Москва.)
2) Как назвать одним словом: огурец, морковь, капуста? (Овощи.)
3) Очень умная машина. (Компьютер.)
4) Пассажирский транспорт. (Автобус.)
5) Папа. (Отец.)
– Запишите слова в тетрадь по алфавиту, учитывая первую букву: автобус,
компьютер, Москва, овощи, отец.
– Расставьте ударение, подчеркните гласные буквы.
– Определите количество слогов в словах. Как вы определите количество
слогов в словах?
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников. III. Сообщение темы и постановка цели урока.
Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке
с помощью учителя.
– Прочитайте тему на с. 13 учебника.
– Вы видите схемы человечковзвуков. Какая из них является главной в этой
теме? (Схема гласного звука.)
IV. Актуализация опорных знаний.
Личностные УУД: осознают роль языка и речи в жизни людей; эмоционально
«переживают» текст лингвистической сказки, выражают свои эмоции и
высказывают свое отношение к ее содержанию; имеют представление о себе,
своих качествах и возможностях; испытывают интерес к общему способу
действия и способам решения учебнопознавательной задачи.
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу; работают по
предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
устанавливают взаимосвязь между объемом знаний, умений, навыков и
исследовательских умений как интегрированных, сложных умений.
Коммуникативные УУД: умеют работать в коллективе, уважать мнения
других участников образовательного процесса; оформляют свои мысли в устной
и письменной форме; слушают и понимают речь других.
1. О т в е т ы н а в о п р о с ы учебника, с. 13.
Учитель читает вопросы, а желающие ученики отвечают на них.
Алфавит сначала рассказывают хором, а потом индивидуально 2–4 ученика
(по желанию или выбору учителя).
– Зачем нам нужно знать алфавит?
2. О п и с а н и е рисунка, с. 13.
– Как обезьянка понимает слово ударение?
– Что такое ударение?
– Какие звуки слышит обезьянка, когда играет на барабане? (Неречевые.)
– Где надо искать ударение? (В словах.)
3. Б е с е д а о важности ударения.
– А так ли важно уметь правильно ставить ударение в словах? (Учащиеся
высказывают своё мнение.)
– Послушайте сказку «Волшебник Ударение». ВОЛШЕБНИК УДАРЕНИЕ
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они полезные и
значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень
обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откудато и
закричало:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение у части из
вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Замóк и сказал:
– Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с какимто
Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка!
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и
и
исчез Замóк, а возник Зáмок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки(cid:8)
сказали:
– Мы самые главные части любого живого организма, и уж с намито
Ударение ничего не сделает.
Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что
перед ними живые проворные Бéлки.
Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать
свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо а(cid:8) тлас
получился атлáс, вместо ка(cid:8) пель – капéль, вместо дорóга – дорогá, гóрода –
городá. И сколько ещё таких слов облюбовало на своём пути Ударение!
Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему
почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим
уважением.
V. Повторение знаний о слогах и ударении.
Регулятивные УУД:
контролируют свою деятельность, связанную с
выполнением учебнопрактической задачи, по алгоритму и предложенному
учителем плану.
Познавательные УУД: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывают информацию из одной формы в другую.
1. Последовательная работа по заданию в упражнении 13, с. 14.
– Кто нарисован на доске? Как назвать их одним словом?
Выполнение упражнения на доске одним учеником.
Животные, звери: бéлка, лóшадь, зéбра, корóва, лось. Птицы: синица, цáпля, сорóка, воробéй, ворóна.
– Поставьте ударение в словах, подчеркните ударные слоги.
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Затем пальчики сожмём;
Сядем, пальчики встряхнём.
Очень много мы писали,
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнём –
И опять писать начнём.
2. Самостоятельное выполнение упражнения 14, с. 15.
Два ученика работают на закрытой доске, коллективная проверка и
самопроверка (сверить с доской).
3. Р а б о т а по рисунку, с. 14–15.
– Рассмотрите рисунок на с. 14–15. Какое задание дал Карандаш своим
ученикам?
– Кто из учеников догадался? (Львица Эля.)
4. И г р а «Цветы».
На доске прикреплены открытки (рисунки) с цветами. Нужно выбрать сначала
те из них, на которых изображены цветы с односложными названиями, затем
состоящие из двух слогов, из трёх и т. д.
Мак, роза, сирень, астра, ландыш, гвоздика, лилия, фиалка, незабудка,
магнолия.
5. Г р а м м а т и ч е с к а я с к а з к а .
КАК ИЗ СЛОГОВ СЛОВА ПОЛУЧАЛИСЬ
Вы уже знаете, что в прекрасной стране Азбуковедения живут гласные и
согласные. Они очень дружат между собой. Согласные во всем соглашаются с
гласными.
Когда они становятся рядом, то происходят удивительные вещи: образуется
слог и согласные начинают разговаривать. Правда, слог может состоять и из одной буквы, обязательно гласной, а из согласной – никогда: плохо звучит
согласная, когда одна.
Очень красивым, певучим открытым бывает слог, когда букв две: первая
согласная, а рядом с ней гласная. Но когда встает после гласной ещё одна
согласная и букв становится три, пение через некоторое время обрывается. Так
образуется закрытый слог. Бывает в слоге и больше букв, но гласная всегда
только одна.
Открытые слоги очень музыкальны. Их можно петь хоть целый день. А вот
закрытые долго петь нельзя, так как поются только гласные, а в закрытом слоге
гласные закрыты с обеих сторон молчаливыми согласными.
А когда слоги собираются вместе, то получаются слова.
6. С о с т а в л е н и е п о г о в о р к и из слогов.
– Вот и мы сейчас с вами попробуем составить из рассыпанных слогов
поговорку о весенних месяцах.
Март ап во рель дой тра май вой зой гро
(Март – водой, апрель – травой, май – грозой.)
– Назовите односложные слова, двусложные.
– Назовите открытые и закрытые слоги. Почему их так называют?
VI. Итог урока. Рефлексия.
Регулятивные УУД:
адекватно воспринимают оценку учителя и
одноклассников об ответах, деятельности на уроке.
Познавательные УУД: находят ответы на вопросы в тексте стихотворения;
делают выводы в результате совместной коллективной работы под руководством
учителя и сравнивают его с тем, который приведен в тетради.
Коммуникативные УУД:
умеют высказывать свое отношение к
рассматриваемой проблеме; оформляют свои мысли в устной форме (на уровне
предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других;
выразительно читают стихотворение.
– Что значит поставить ударение в слове?
– Как определить ударный слог? (Выделить голосом один из слогов.)
– Запомните с т и х о т в о р е н и е :
Мы в слове слог ударный
Найдём элементарно.
Тот слог ударным мы зовём,
Запомни, если хочешь, Который мы произнесём
Сильнее всех и громче.
– Как определяется количество слогов в словах?
– Прочитайте вывод в тетради на с. 7.
Конспект урока по русскому языку для 1 класса УМК Школа 2100 ПОВТОРЕНИЕ СЛОГОВ И УДАРЕНИЯ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса УМК Школа 2100 ПОВТОРЕНИЕ СЛОГОВ И УДАРЕНИЯ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса УМК Школа 2100 ПОВТОРЕНИЕ СЛОГОВ И УДАРЕНИЯ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса УМК Школа 2100 ПОВТОРЕНИЕ СЛОГОВ И УДАРЕНИЯ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса УМК Школа 2100 ПОВТОРЕНИЕ СЛОГОВ И УДАРЕНИЯ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса УМК Школа 2100 ПОВТОРЕНИЕ СЛОГОВ И УДАРЕНИЯ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса УМК Школа 2100 ПОВТОРЕНИЕ СЛОГОВ И УДАРЕНИЯ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса УМК Школа 2100 ПОВТОРЕНИЕ СЛОГОВ И УДАРЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.