Конспект урока по русскому языку для 1 класса УМК Школа 2100 РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ОБОЗНАЧАТЬ НА ПИСЬМЕ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ГЛАСНЫМИ БУКВАМИ
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
1 кл
10.04.2017
Цели деятельности учителя: создать условия для обобщения знаний об обозначении на письме мягкости согласных звуков гласными буквами; упражнять в чтении и записи транскрипции; обогащать словарный запас учащихся, целенаправленно работать над словарными словами; повторить знания о предложении и тексте; развивать умение видеть в словах «опасные» места; отрабатывать каллиграфический почерк.
Планируемые результаты (предметные): осмысленно, правильно читают целыми словами; отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного; не смешивают понятия «звук» и «буква»; делят слово на слоги, ставят ударение; определяют роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука); обозначают мягкость согласных звуков на письме; используют правильные начертания букв, соединения; находят корень в группе доступных однокоренных слов.
развитие умения обозначать на письме.doc
РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ОБОЗНАЧАТЬ НА ПИСЬМЕ
МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ГЛАСНЫМИ БУКВАМИ
Цели деятельности учителя: создать условия для обобщения знаний
об обозначении на письме мягкости согласных звуков гласными буквами;
упражнять в чтении и записи транскрипции; обогащать словарный запас
учащихся, целенаправленно работать над словарными словами; повторить знания
о предложении и тексте; развивать умение видеть в словах «опасные» места;
отрабатывать каллиграфический почерк.
Планируемые результаты (предметные): осмысленно, правильно читают
целыми словами; отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного; не
смешивают понятия «звук» и «буква»; делят слово на слоги, ставят ударение;
определяют роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные
звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость
или мягкость согласного звука); обозначают мягкость согласных звуков на
письме; используют правильные начертания букв, соединения; находят корень в
группе доступных однокоренных слов.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Организационный момент.
З а п и с ь д а т ы в т е т р а д и .
II. Работа над каллиграфией.
Личностные УУД:
приобретают мотивацию процесса становления
каллиграфического навыка, речевого поступка.
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебнопрактическую задачу;
планируют совместно с учителем действия по ее реализации; учатся работать в
соответствии с плановыми действиями.
Познавательные УУД: охотно выполняют познавательнозанимательные
задания; учатся на их основе логически мыслить, совершать мыслительные
операции и в результате получать (открывать) новые знания.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной
форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают
речь всех участников образовательного процесса. 1. Р а б о т а в т е т р а д и .
– Отгадайте загадку:
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке?
(Снежинки.)
– Подберите родственное слово к слову «снежинка». (Снег, снежный,
снеговик, Снегурочка.)
– Какой корень имеют эти слова?
– Рассмотрите рисунки в тетради.
– Какие буквы напоминают снежинки по своей форме?
– Нарисуйте на первой строке снежинки.
– Рассмотрите элементы строчных букв х, ж. Их надо писать безотрывно.
Посмотрите, как это делаю я. (Письмо букв, сочетаний учителем на доске,
учениками в тетради. Особое внимание уделяется сочетаниям хл, жм.)
2. Р а б о т а н а д с о с т а в о м с л о в .
– Прочитайте слова.
Н а д о с к е : хорь, хлеб, железо, жвачка, уха.
– Определите количество слогов в словах. Назовите слова с одним слогом,
двумя, тремя.
– Какие слова нельзя переносить? Почему?
– Определите характер слогов в словах: жвачка, хорь, уха (открытые или
закрытые).
– Разделите слова железо, жвачка для переноса, запишите.
– Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему? (Хорь.)
– Произнесите слово хлеб. Какой звук слышится в конце? Почему в этом
слове пишем букву б?
– Подберите однокоренные слова, определите корень. (Хлебный, хлебушек.)
3. У п р а ж н е н и е д л я с а м о к о н т р о л я .
Снежинки в воздухе кружились,
Потом на строчки опустились.
Соединиться с буквой той,
Что вся сияет красотой.
– Свои лучшие буквы ж соедините с жобразной снежинкой, а лучшие буквы
х – с хобразной снежинкой. III. Сообщение темы, постановка цели урока.
Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке
с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
строят понятные для всех участников
образовательного процесса высказывания.
нё [н’о]
се [с’э]
ри [р’и]
мя [м’а]
лю [л’у]
1. Н а д о с к е з а п и с и (транскрипция закрыта):
но [но]
сэ [сэ]
ры [ры]
ма [ма]
лу [лу]
– На какие две группы разделены записи слогов?
– Какие гласные пишутся после твёрдых согласных?
– На какой признак указывают эти гласные? (Указывают на твёрдость
согласных звуков при произношении.)
– Какие гласные пишутся после мягких согласных, обозначают мягкость
согласных звуков?
– Перед вами слоги в «буквенной одежде». Но при записи они могут иметь и
«звуковые костюмчики», «одежду».
Учитель открывает транскрипцию с твёрдыми согласными.
– Чем отличается запись? (Квадратными скобками.)
– Такая запись называется транскрипция.
– Сравните транскрипцию слогов с мягкими согласными. Чем отличаются
записи? (Мягкость согласных отмечается вверху запятой, гласные
полностью меняют свою «одежду».)
Учитель закрывает «буквенные» записи слогов, оставляет транскрипцию.
– Прочитайте слоги в транскрипции. Если вверху у согласного есть знак
мягкости (запятая), то произносите его мягко.
– Сформулируйте тему и цель урока.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой – раз, левой – раз, Посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладошки –
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки –
Громче и быстрей!
По коленочкам ударим –
Тише, тише, тише.
Ручки наши поднимаем –
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились.
IV. Словарная работа.
Личностные УУД: понимают и принимают ценностные ориентиры и смысл
учебной деятельности.
Регулятивные УУД: учатся высказывать свое предположение (версию) путей
решения учебнопрактических задач на основе работы с материалом учебника и
восприятия информации учителя.
Познавательные УУД: находят ответы на вопросы в тексте; используют
дополнительную учебную литературу (словари) для поиска необходимой
информации.
Коммуникативные УУД: умеют обмениваться мнениями, слушать друг
друга, отвечать на вопросы, вступать в диалог.
– Послушайте отрывки и назовите произведение, из которого я их взяла:
…И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
– Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!
* * *
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
А за ними блюдца, блюдца –
Вдоль по улице несутся – …
На стаканы – дзынь! – натыкаются,
И стаканы – дзынь! – разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
– Вы куда? Куда? Куда? Куда?
(К. И. Чуковский «Федорино горе».) – Кто запомнил, какие предметы убежали от Федоры?
– Почему они убежали?
– Как одним словом назвать все эти предметы? (Посуда.)
– Запишите в тетради:
Посу́да, кастрю́ля, сковорода́, таре́лка, стака́н.
– Поставьте ударение, подчеркните буквы, написание которых нужно
запомнить.
– Назовите слова, в которых есть мягкие согласные. Произнесите слоги, в
составе которых есть мягкие согласные. (Рю, ля, рел.)
– Как обозначена на письме мягкость этих согласных?
– Попробуйте надеть «звуковую одежду» на эти слоги. ([р’у], [л’а], [р’эл].)
V. Повторяем то, что знаем.
Личностные УУД: адекватно относятся к осмыслению границ собственного
знания и «незнания».
Регулятивные УУД:
планируют свои действия в соответствии с
поставленной учебнопрактической задачей.
Познавательные УУД: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывают информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД: умеют контролировать свои речевые действия и
речевые действия партнера.
1. В ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и я 26 по заданию учебника, по «шагам» (с.
26).
Д о п о л н и т е л ь н ы е з а д а н и я :
– Надеть «звуковую одежду» для слов, записать транскрипцию: мир, мяч,
вёл. ([м’ир], [м’ач’], [в’ол].)
– Придумать предложения со словами мир, хор.
2. П р е д у п р е д и т е л ь н ы й д и к т а н т .
Россия будет жить в мире. Люди не хотят войны.
– Назовите слова, которые нельзя перенести. Почему?
– Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему?
– Назовите слово, в котором есть одна буква, обозначающая два звука.
– Разделите для переноса слова: Россия, войны. Запишите их.
– Найдите «опасные» места в словах: хотят, войны, жить. Докажите
правильность их написания. – Можно ли эти предложения назвать текстом?
– Какой темой они объединены?
– Какие правила оформления предложения на письме вы использовали?
– Составьте схемы предложений.
Выполняется коллективно на доске и в тетрадях.
3. И г р а « У з н а й с л о г » .
– Слоги каких слов из предложений спрятались в транскрипции?
Н а д о с к е : [с’и], [м’и], [л’ý], [д’и].
Ученики находят слова: Россия, мире, люди.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче,
Станешь выше и сильней!
4. Г р а м м а т и ч е с к и й « ф у т б о л » .
Н а д о с к е прикрепляются изображения футбольных ворот, на столе у
учителя карточки в виде футбольных мячей, на которых написаны гласные
буквы: е, о, у, и, ы, а, я, ё.
– У детской писательницы И. Токмаковой есть стихотворение «8 : 0».
Если штангой сделать М,
Если штангой сделать Л
На месте штанг прикрепляются буквы М, Л.
И забить в ворота Е,
Прикладывается изображение мяча с Е.
Будет… МЕЛ.
Последнее слово дети произносят хором.
Далее игра продолжается.
Если О забить, как гол,
Будет… МОЛ.
У забьём – вратарь уснул!
Будет… МУЛ,
МИЛ,
И…
МЫЛ,
Ы…
МАЛ,
А…
Я…
МЯЛ,
Ё…
МЁЛ –
8 : 0! Н а д о с к е :
Ученики записывают слова в тетрадь, на доске один ученик распределяет
слова в два столбика:
С твёрдым звуком [м]
С мягким звуком [м’]
Обратить внимание на соединение гласных букв с л.
– Отметьте твёрдые согласные точкой синего цвета, мягкие – зелёного.
– Какие гласные указывают на твёрдость согласных звуков? На мягкость?
5. Работа по рисункам и упражнению 27 на с. 26–27.
– Игрушки вместе с нами изучают русский язык. Обезьянка и львица Эля
играли с нами в «Футбол».
– Какие слова они успели написать? (Мял, мал, мил.)
– А Дракоша и зайчик пытаются найти слова из «Футбола» в упражнении 27
на с. 26. Помогите им прочитать транскрипцию («звуковую одежду») слов.
– Какие слова из «Футбола» записаны?
– Прочитайте остальные слова.
– Сравните пары по звуковому составу и по смыслу.
– Запишите пары слов. (Мол – моль, галка – галька.)
– Какой буквой обозначили мягкость согласных?
– Прочитайте в толковом словаре значение слова мол.
6. В ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и я 28, с. 27.
– Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.
I в а р и а н т – а.
II в а р и а н т – я.
На доске выполняют работу два ученика (по вариантам). Проверка
осуществляется коллективно.
– Сравните слова по смыслу, звуковому и буквенному составу.
– Какие слова нельзя переносить? Почему?
VI. Оценочнорефлексорный этап. Познавательные УУД: анализируют ответы игрушек к тестовым заданиям;
формулируют (прогнозируют) вопросы на основе предъявленных ответов;
преобразовывают информацию из одной формы в другую.
Регулятивные УУД:
работают по предложенному учителем плану
подведения итогов собственной деятельности; оценивают правильность и
полноту ответов игрушечных персонажей к тесту.
– Наши игрушки по заданию учителя Карандаша группой выполняли тест. Вот
их ответы:
33
21
10
а о э ы у
я ё е и ю
пальто, шоссе, язык, читайте.
– Сформулируйте вопросы, на которые отвечали игрушки.
– Помогите игрушкам «переодеть» слова:
футбольный [м’ач’]
железный [л’ук]
– Запишите «переодетые» слова и их транскрипцию на зелёной полосе.
– Поставьте вопросы к словам.
Конспект урока по русскому языку для 1 класса УМК Школа 2100 РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ОБОЗНАЧАТЬ НА ПИСЬМЕ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ГЛАСНЫМИ БУКВАМИ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса УМК Школа 2100 РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ОБОЗНАЧАТЬ НА ПИСЬМЕ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ГЛАСНЫМИ БУКВАМИ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса УМК Школа 2100 РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ОБОЗНАЧАТЬ НА ПИСЬМЕ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ГЛАСНЫМИ БУКВАМИ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса УМК Школа 2100 РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ОБОЗНАЧАТЬ НА ПИСЬМЕ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ГЛАСНЫМИ БУКВАМИ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса УМК Школа 2100 РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ОБОЗНАЧАТЬ НА ПИСЬМЕ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ГЛАСНЫМИ БУКВАМИ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса УМК Школа 2100 РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ОБОЗНАЧАТЬ НА ПИСЬМЕ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ГЛАСНЫМИ БУКВАМИ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса УМК Школа 2100 РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ОБОЗНАЧАТЬ НА ПИСЬМЕ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ГЛАСНЫМИ БУКВАМИ
Конспект урока по русскому языку для 1 класса УМК Школа 2100 РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ОБОЗНАЧАТЬ НА ПИСЬМЕ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ГЛАСНЫМИ БУКВАМИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.